Динамика показателей специальной выносливости у бегунов на средние дистанции в макроцикле подготовки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 14:56, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования изучить взаимосвязь тренировочной нагрузки с показателями специальной выносливости у бегунов на средние дистанции в макроцикле подготовки.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР……………………………….... 5
1.1 ВЫНОСЛИВОСТЬ КАК ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО……. 5
1.2 МАКСИМАЛЬНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ КИСЛОРОДА……… 6
1.3 ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ КРОВИ, ПОВЫШАЮЩИЕ АЭРОБНУЮ ВЫНОСЛИВОСТЬ……………………………….…….. 7
1.4 ИЗМЕНЕНИЯ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ…………………………………………………………. 10
1.5 ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА…………………. 12
1.6 ТРЕНИРОВКА ВЫНОСЛИВОСТИ…………………………. 14
1.7 ПАРАМЕТРЫ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА………… 15
1.8 СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА……………………………... 17
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………… 25
2.1 ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………..………….. 25
2.2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………….…. 25
2.2.1 АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ……………………………………………………... 25
2.2.2 АНАЛИЗ ДНЕВНИКОВЫХ ЗАПИСЕЙ СПОРТСМЕНОВ………………………………………………………... 26
2.2.3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЭРОБНО-АНАЭРОБНОГО ПОРОГА…………………………………………………….………….... 26
2.2.4 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОЙ СКОРОСТИ БЕГА 30
2.3 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………… 33
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…………………………………………………………. 34
ВЫВОДЫ………………………………………………………………... 42
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………….. 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ… 44

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 775.00 Кб (Скачать файл)

3. Увеличение числа капилляров, окружающих мышечные волокна, улучшает, прежде всего, снабжение их кислородом.

4. Повышение ёмкости и мощности  аэробного метаболизма за счёт  увеличения содержания и активности ферментов окислительного метаболизма (в 2-3 раза), повышения содержания миоглобина (в 1,5-2 раза), а также усиления способности мышц использовать гликоген и особенно жиры («жировой сдвиг»), что сохраняет более ограниченный запас углеводов, предотвращая развитие гипогликемии и снижая образование лактата в мышцах.

Тренировка выносливости приводит к повышению порога анаэробного обмена (ПАНО), той наименьшей физической нагрузки, превышение которой вызывает нелинейный рост концентрации молочной кислоты в крови. ПАНО служит показателем аэробных возможностей организма, чем они больше, тем выше порог. У спортсменов ПАНО достигается при нагрузках с потреблением кислорода более 70-80% от МПК, а у нетренированных - 45-60% от МПК. ПАНО используется для определения интенсивности тренировочной нагрузки при тренировке выносливости.

ПАНО является более информативным показателем аэробных возможностей, чем МПК. С ростом тренированности у людей среднего возраста в процессе занятий оздоровительной физкультурой увеличение МПК наблюдается лишь в течение первого года занятий. В дальнейшем повышение аэробной производительности и выносливости осуществляется именно за счет повышения уровня ПАНО, который приближается к уровню МПК. У опытных бегунов с многолетним стажем занятий она может возрастать до 75-80 % МПК, что соответствует уровню их индивидуального ПАНО.

Таким образом, наиболее физиологически обоснованной является дозировка интенсивности нагрузки в процентах от МПК, которую достаточно точно можно определить по частоте сердечных сокращений, так как между этими показателями существует прямая корреляционная зависимость (14,22,30,32,38,48).

При интенсивности работы на уровне ПАНО концентрация молочной кислоты в крови возрастает от 2,0 до 4,0 ммоль/л, что является биохимическим критерием ПАНО. Величина МПК характеризует мощность аэробного процесса, т.е. количество кислорода, которое организм способен усвоить (потребить) в единицу времени (за 1 мин). Она зависит в основном от двух факторов: функции кислородтранспортной системы и способности работающих скелетных мышц усваивать кислород.

 

 

 

 

 

1.5 Производительность организма

 

Емкость крови (количество кислорода, которое может связать 100 мл артериальной крови за счет соединения его с гемоглобином) в зависимости от уровня тренированности колеблется в пределах от 18 до 25 мл. В венозной крови, оттекшей от работающих мышц, содержится не более 6-12 мл кислорода (на 100 мл крови). Это означает, что высококвалифицированные спортсмены при напряженной работе могут потреблять до 15-18 мл кислорода из каждых 100 мл крови. Если учесть, что при тренировке на выносливость у бегунов минутный объем крови может возрастать до 30-35 л/мин, то указанное количество крови обеспечит доставку к работающим мышцам кислорода и его потребление до 5,0-6,0 л/мин - это и есть величина МПК (14,18,22,29).

Не менее важную роль играют и сами “потребители” кислорода - работающие скелетные мышцы. Поскольку состав мышечных волокон в основном генетически обусловлен, при выборе спортивной специализации этот фактор должен обязательно учитываться. Так, у бегунов на длинные дистанции и марафонцев мышцы нижних конечностей на 70-80 % состоят из медленных окислительных волокон и только на 20-30% - из быстрых анаэробных. У бегунов-спринтеров, прыгунов и метателей соотношение состава мышечных волокон противоположное.

Еще одна составляющая аэробной производительности организма - запасы основного энергетического субстрата (мышечного гликогена), которые определяют емкость аэробного процесса, т.е. способность длительное время поддерживать уровень потребления кислорода, близкий к максимальному. Это так называемое время удержания МПК. Запасы гликогена в скелетных мышцах у нетренированных людей составляют около 1,4 %, а у мастеров спорта - 2,2 %. Они могут увеличиваться под влиянием тренировки на выносливость от 200 до 300-400г., что эквивалентно 1200-1600 ккал энергии (1г. углеводов при окислении дает 4,1 ккал). Максимальные значения аэробной мощности (МПК) отмечены у бегунов на длинные дистанции, а емкости - у марафонцев (6,35,36,37,48).

 

1.6 Тренировка выносливости

 

Тренировка общей выносливости вызывает следующие основные функциональные эффекты:

1. Усиление максимальных аэробных  возможностей организма и, соответственно, увеличение МПК, что проявляется  при максимальной аэробной нагрузке.

2. Повышение экономичности деятельности  организма, то есть при стандартной  не максимальной аэробной нагрузке снижаются функциональные показатели (ЧСС, легочная вентиляция, концентрация лактата в крови и т.д.).

3. Усиление способности организма противостоять сдвигам во внутренней среде и сохранять гомеостаз, компенсируя эти сдвиги.

4. Совершенствование терморегуляции  и повышение резервов энергетических  веществ.

Специальная выносливость характеризуется разными адаптивными изменениями функций организма в зависимости от характера физической нагрузки. В циклических видах спорта специальная выносливость зависит от длины дистанции, которая определяет соотношение аэробного и анаэробного энергообеспечения. В беге на длинные дистанции их соотношение порядка 95 и 5%; а в спринте - 5 и 95%. Это определяет разные требования к двигательному аппарату и вегетативным системам в организме спортсмена.

Для эффективного проведения спортивной подготовки тренеру необходимо иметь полноценную информацию о функциональном состоянии спортсмена и о характере проделанной им тренировочной работы. Это возможно только при наличии объективного контроля за реакцией систем организма на различны тренировочные воздействия и при правильном учете используемых средств тренировки. Тогда появляется возможность выявить реальные причины роста или снижения результатов (28,31,41,43).

 

1.7 Параметры тренировочного процесса

 

А.Коробов и Е. Ширковец выделяют следующие основные параметры, которые достаточно полно отражают тренировочный процесс бегуна на средние дистанции.

Подготовительная работа включает бег на зарядке и в разминке, а также общеразвивающие упражнения (ОРУ). Ее цель «настроить» организм на предстоящую тренировку (утренняя зарядка) и на выполнение основной нагрузки (разминочный бег и ОРУ).

Компенсаторная зона объединяет бег в паузах между отрезками, заключительный и восстановительный бег. Нагрузка в этой зоне носит реабилитационный характер.

В аэробной зоне выделены два режима. Первый – длительный бег с мощностью ниже порога анаэробного обмена (ПАНО) и второй – бег на уровне ПАНО.

Смешанная зона в зависимости от преимущественного участия различных источников энергообеспечения при выполнении тренировочной работы разделена на аэробно-анаэробный и анаэробно-аэробный режимы.

Обычно этой зоне соответствовали упражнения, лежащие в диапазоне интенсивности от ПАНО до критической мощности. Они характеризовались концентрацией лактата в крови от 36 до 110 мг %. Специальные исследования показали, что работа, выполняемая на нижней (30-70 мг %) и  верхней (70-110 мг %) границе этой зоны, обладает различным тренирующим эффектом. Так, первый режим направлен главным образом на развитие мощности сердечно-сосудистой системы (в частности, ударного объема сердца и эффективности аэробной функции). А второй – способствует повышению критической мощности, при которой достигается предельный уровень потребления кислорода. С физиологической точки зрения такая работа является универсальной, поскольку одновременно воздействует на аэробную емкость (способность к длительному поддержанию максимального потребления кислорода) и на анаэробную производительность.

Анаэробная зона подразделяется на гликолитический и алактатный режимы. Тренировки гликолитической направленности (различные формы интервальной работы) необходимы для совершенствования лактатного механизма энергообразования, который является превалирующим во время соревновательного бега на средние дистанции.

Работа в алактатном режиме (бег на коротких отрезках с максимальной скоростью и с большими паузами отдыха между повторениями) приводит к накоплению внутримышечных энергетических субстратов и способствует развитию скоростных качеств (5,6,17,24,28,40).

 

 

 

 

 

 

 

1.8 Спортивная тренировка

 

Термин «спортивная тренировка» с давних пор используется специалистами, работающими в области физической культуры и спорта. Если в 20-е 30-е годы нашего столетия спортивную тренировку понимали как повторную работу с целью совершенствования в ней. И планирование тренировки сводилось к повторению одинаковых занятий, то в середине 50-х годов - большая часть специалистов представляла тренировку, прежде всего как педагогический процесс, состоящий из трех органически взаимосвязанных частей: воспитания, обучения и развития функциональных возможностей (8,10,11,36,42).

По мнению Л.П.Матвеева (1977), спортивная тренировка в широком смысле, в значительной мере совпадает по своему содержанию с термином «подготовка спортсмена». Хотя между понятиями «подготовка» и «спортивная тренировка» имеются существенные различия. Так, подготовка спортсмена означает направленное использование всей совокупности факторов (средств, методов, условий), с помощью которых обеспечивается готовность спортсмена к спортивным достижениям. Основные из этих факторов представлены в спортивной тренировке, причем она включает в себя все те компоненты подготовки спортсмена, которые реализуются на основе упражнений и органически увязываются с процессом систематического упражнения. Отсюда, спортивная тренировка - это подготовка спортсмена, системно построенная на основе методов упражнения.

С другой стороны, Л.П.Матвеев (1978), считает спортивную тренировку как процесс целесообразного управления развитием спортивной формы.

С точки зрения А.Ф. Бойко (1964), спортивную тренировку можно рассматривать как искусственное моделирование физической нагрузки занимающихся - моделирование некоторых условий внешней и внутренней среды организма в целях развития у индивидуума определенных двигательных качеств. C этой целью в тренировках применяются различные виды нагрузок и упражнений, разнообразные их сочетания и режимы мышечной деятельности. Развитие двигательных качеств подчиняется общебиологической закономерности - адаптации к одним и тем же условиям, к одним и тем же нагрузкам, упражнениям. Процесс адаптации приводит вначале к развитию двигательных качеств, затем к замедлению их роста, а в дальнейшем - и к остановке роста спортивных достижений, в связи, с чем возникает настоятельная необходимость учитывать подбор методов и средств тренировки.

В.Н.Платонов (1984) считает, что спортивная тренировка может рассматриваться как процесс целенаправленного использования физических упражнений с целью развития и совершенствования качеств и способностей, обусловливающих уровень достижения в мышечной деятельности, определенной как предмет специализации.

Схематически спортивная тренировка и ее составные части нами представлены на рисунке 1.

С биологической точки зрения спортивную тренировку следует рассматривать как процесс направленной адаптации (приспособления) организма к воздействию физических нагрузок. Физические нагрузки, используемые в процессе тренировки, выполняют роль основного стимула (раздражителя), возбуждающего адаптационные изменения в организме (Н.И.Волков,1969).

Все средства тренировки подразделяются на две большие группы упражнений: специализированные и неспециализированные (М.А.Годик,1980).

Имеется и другая классификация нагрузок, предусматривающая деление основных средств спортивной тренировки (физические упражнения) на вспомогательные, общеподготовительные, специально-подготовительные, соревновательные.

Вспомогательные - двигательные действия, способствующие созданию специального фундамента.

Общеподготовительные - средства служащие всестороннему функциональному развитию организма.

 

       

 

Рис. 1. Составные элементы спортивной тренировки

 

Специально-подготовительные - круг средств, включающих элементы соревновательной  деятельности, а также действия приближенные к ним по форме, структуре, по характеру проявляемых качеств и деятельности функциональных систем.

Соревновательные - выполнение комплекса двигательных действий, являющихся предметом спортивной специализации, в соответствии с существующими правилами соревнований.

Методы спортивной тренировки - способы и приемы использования различных тренировочных средств.

В практике спорта используются две группы методов: непрерывного (дистанционного) выполнения упражнения в режимах- равномерном, переменном; интервального выполнения упражнения в режимах - равномерном, переменном (Ф.П.Суслов, 1990).

Под оптимальностью применяемых методов и средств спортивной тренировки, А.Ф. Бойко (1964), подразумевает тот минимум объема и интенсивности упражнений, который дает наибольший эффект в росте спортивных достижений.

При характеристике суммарного эффекта систематической тренировки и в целом подготовки спортсмена пользуются терминами «подготовленность», «тренированность», «спортивная форма». Все они означают определенные состояния спортсмена и вместе с этим представляют собой сложные комплексы изменений биологического и психологического характера, которые вызывает спортивная тренировка наряду с другими компонентами подготовки спортсмена.

Под подготовкой спортсмена понимается направленное использование всей совокупности факторов (средств, методов, условий), с помощью которых обеспечивается готовность спортсмена к спортивным достижениям. Результатом целенаправленной подготовки спортсменов является уровень подготовленности. Данное понятие отражает определенную степень развития физических качеств (физическая подготовленность), уровень спортивно-технической и тактической подготовленности, твердую целевую установку и адекватно сформированные другие психические предпосылки достижения (психическая подготовленность).

Информация о работе Динамика показателей специальной выносливости у бегунов на средние дистанции в макроцикле подготовки