Гимнастическая терминология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:51, контрольная работа

Описание работы

I.Характеристика групп гимнастических упражнений.
2. Правила и формы записи упражнений.
III.Комплекс общеразвивающих упражнений(ОРУ).

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 78.46 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа

Тема: «Гимнастическая терминология»

I.Характеристика групп гимнастических упражнений.

1 Строевые упражнения

Строевые упражнения применяются  на уроках физической культуры, при  проведении спортивно-показательных  выступлений, марш-парадов, смотров  строя и песни и других организованных массовых мероприятий. Они являются средством воспитания у занимающихся дисциплинированности, организованности, формирования правильной и красивой осанки, походки, навыков коллективных действий, развития чувства ритма  и темпа движений, способности  соразмерять их по времени и в  пространстве.

Для удобства использования строевых упражне упражнений в гимнастическом зале устанавливаются условные точки: центр, середина и углы. Они определяются по первоначальному расположению строя. Сторона зала, вдоль которой учащиеся строятся перед началом урока, называется правой стороной, правофланговый учащийся располагается ближе к правому верхнему углу, левофланговый -- к правому нижнему углу. Половина зала, соединяющая верхние углы, называется верхняя половина, а нижние углы -- нижняя половина. Стороны и половины зала имеют свои середины. Для пользования строевыми упражнениями введены основные понятия о строе.

Строй -- установленное размещение учащихся для совместных действий.

Фланг -- правая и левая оконечности строя. При поворотах строя название флангов не меняется.

Фронт -- сторона строя, в которую учащиеся обращены лицом.

Интервал -- расстояние по фронту между учащимися. Для сомкнутого строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом учащихся.

Дистанция -- расстояние в глубину между учащимися, стоящими в колонне. Для сомкнутого строя нормой считается расстояние на вытянутую вперед руку.

Направляющий -- учащийся, идущий в колонне первым.

Замыкающий -- учащийся, двигающийся в колонне последним. Шеренга -- строй, в котором учащиеся размещены один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну сторону.

Колонна -- строй, в котором учащиеся расположены в затылок друг другу.

Строевые упражнения подразделяются на следующие группы: строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания.

Строевые приемы выполняются по следующим командам. «Становись!» -- команда, по которой учащиеся становятся в указанный учителем строй и принимают строевую (основную) стойку. Основная стойка -- термин, принятый в физическом воспитании, является синонимом строевой стойки и подразумевает положение, при котором учащийся стоит прямо; пятки вместе, носки врозь на ширину стопы, ноги выпрямлены; плечи развернуты, живот подтянут; руки опущены; кисти со сжатыми и согнутыми пальцами прижаты к средней линии бедра; голову держит прямо; смотрит вперед.

«Равняйсь!» -- по этой команде учащиеся выравниваются по носкам, принимают строевую стойку, поворачивают голову направо (налево) при команде «Направо (налево) -- равняйсь!» и видят грудь четвертого человека, считая себя первым.

По команде «Смирно!» учащиеся быстро принимают строевую

стойку.

«Вольно!» -- встать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать. В разомкнутом строю может использоваться команда «Правой (левой) -- вольно!» При этом одна нога отставляется на шаг в сторону, тяжесть тела распределяется равномерно на обе ноги, руки за спину.

«Отставить!» -- команда, при которой учащиеся принимают положение, предшествующее этой команде.

«Разойдись!» -- команда, при которой учащиеся расходятся для самостоятельных действий.

Расчет группы учащихся может производиться  по следующим командам. По команде  «По порядку -- рассчитайсь!» каждый ученик поворачивает голову налево и называет свой порядковый номер, после завершения расчета левофланговый делает шаг вперед и произносит: «Расчет окончен!»

Повороты на месте и в движении выполняются по командам: «Напра-во!», «Нале-во!», «Полповорота напра-во!», «Полповорота нале-во!», «Кру-гом!» В движении исполнительная команда для поворота налево подается под левую, для поворота направо -- под правую ногу. Учащийся делает шаг другой ногой и производит поворот в указанную сторону. Для поворота кругом подается команда «Кругом (предварительная, подается под любую ногу) -- марш!» (исполнительная, подается под правую ногу), после чего учащийся делает полный шаг левой, полшага правой и, поворачиваясь на носках (налево кругом), переносит тяжесть тела на правую ногу, поднимая левую вперед для передвижения в противоположном направлении. Построение -- действия учащихся по команде или распоряжению учителя для принятия определенного строя.

Строевой шаг -- шаг, при котором нога выносится прямая, с оттянутым носком на 15 -- 20 см от пола, а ставится твердо на всю ступню. Движение руками выполняется вперед (сгибая в локтях) так, чтобы кисти поднимались выше пояса на ширину ладони и на расстояние ладони от тела, назад -- до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук полусогнуты. В движении голову и туловище держать прямо, смотреть перед собой.

Походный шаг (обычный) отличается меньшим напряжением, нога выносится  свободно, без оттягивания носка  и ставится на пол без акцента, руками производятся свободные движения около тела.

2 Общеразвивающие упражнения

К общеразвивающим упражнениям  относятся любые технически несложные  упражнения, составленные из одиночных  или совмещенных движений головой, туловищем, руками и ногами, выполняемые  индивидуально или с использованием действий партнера, гимнастических снарядов и различных предметов. Они мо гут выполняться по различным направлениям, с различной амплитудой, быстротой, степенью мышечного напряжения и расслабления, резко и плавно, с различным согласованием движений звеньями тела, кратковременно и продолжительно и т.д.

Количество общеразвивающих упражнений огромно. Двигательная структура их разнообразна. Любое из упражнений многофункционально и располагает  возможностями избирательного и  регламентированного воздействия  на функции разных органов и систем организма, двигательные и психические  способности и др. Аналитический  характер многих из этих упражнений удобно использовать для целенаправленного  воздействия на отдельные группы мышц, сердечно-сосудистую, дыхательную, сенсорные системы, психические и личностные свойства занимающихся. Упражнения подбираются с учетом возраста, пола, состояния здоровья, уровня физической подготовленности обучаемых по педагогическому принципу: для развития силы, быстроты, координации движений, гибкости, памяти на движения, свойств внимания и др. При подборе упражнений учитываются условия проведения урока, его задачи и состав занимающихся. Возможности упражнений сильно расширяются за счет варьирования способов их выполнения. В силу этого каждое из них становится многофункциональным. Так, например, приседание можно использовать как отдельное упражнение для воздействия на мышцы ног с целью разминки; при увеличении количества приседаний в активную работу вовлекаются сердечно-сосудистая и дыхательная системы организма, а при предельных количествах повторений -- волевые качества человека. Для целенаправленного применения общеразвивающие упражнения можно разделить (классифицировать) на несколько групп.

По анатомическому признаку подбора  упражнений в зависимости от работы тех или иных мышечных групп: для  рук и плечевого пояса; шеи, ног, туловища и всего тела.

По признаку подбора упражнений преимущественного воздействия  или работы мышц в определенном режиме: на силу, растягивание (гибкость), скоростно-силового характера, с преимущественной быстротой движений, на выносливость и другие двигательные способности человека.

По признаку методологической значимости упражнений: на координацию движений, осанку, дыхательные упражнения.

По признаку использования упражнений: без предмета, с предметами (палка, гантели, набивные и резиновые мячи, скакалки и др.); на гимнастических снарядах и со снарядами (гимнастическая стенка, скамейка и др.); на тренажерах.

По признаку организации группы. Общеразвивающие упражнения, выполняемые  одним, вдвоем, втроем, в кругу, в  сцеплении, в сомкнутых колоннах и шеренгах, в движении.

По признаку исходных положений, из которых выполняются упражнения: из стоек, приседов, упоров, положения сидя и лежа, висов и др.

Общеразвивающие упражнения могут  выполняться с использованием всех классификационных групп.

3 Прикладные упражнения

В группу прикладных упражнений входят ходьба и бег, упражнения в равновесии, лазание и перелезание, упражнения в метании и ловле, поднимании и переноске груза, переползании, преодолении препятствий и простые прыжки. Их прикладной характер заключается в том, что многие из них находят применение в

повседневной жизни, в спортивной, профессиональной и военной деятельности. С их помощью можно развивать  силу, быстроту, выносливость, ловкость, координацию движений, внимание, память на движения, волю и др. Они применяются  главным образом в основной и  прикладных видах гимнастики. Простота оборудования, возможность выполнять прикладные упражнения в естественных условиях с использованием особенностей рельефа местности ставит их на одно из ведущих мест в общей системе средств гимнастики.

Ходьба -- сложное по координации движений упражнение, вовлекающее в работу не только мышцы ног, но и большое количество мышц туловища, плечевого пояса и рук.

На уроках гимнастики применяются  следующие виды ходьбы:

а) обычным (походным) и строевым шагом; б) на носках, пятках, наружных и внутренних сводах стопы; в) перекатом с пятки  на носок и наоборот; г) приставными, скрестными шагами; д) в приседе, полуприседе, высоко поднимая колено согнутой ноги; е) выпадами.

Бег -- более динамичное упражнение, его влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы гораздо значительнее, чем при ходьбе. В уроках гимнастики применяются следующие виды бега: обычный бег, бег с высоким подниманием колена, бег с захлестыванием голени назад, бег с подниманием прямых ног вперед, в сторону и назад, бег скрестным шагом вперед и в сторону и др.

Упражнения в равновесии имеют  большое прикладное значение. С необходимостью сохранять равновесие человек постоянно  сталкивается в повседневной жизни. Удержание равновесия осуществляется рефлекторно за счет согласованной  работы сенсорных систем. Их функциональные возможности могут быть развиты  с помощью специальных упражнений в равновесии, выполняемых на месте  и в движении. К упражнениям  на месте относятся: все виды стоек  от обычной на двух ногах до самой  необычной на одном колене; повороты, наклоны, приседания с различными положениями  рук и головы, с открытыми или  закрытыми глазами; переходы из высокого положения в более низкое, в  положение лежа и наоборот.

К упражнениям в движении относятся: все разновидности ходьбы и бега, танцевальных шагов с различными движениями руками, головой и туловищем, с остановками, поворотами, наклонами, преодолением препятствий, подбрасыванием и ловлей предметов и т. п. В  качестве препятствий могут служить  различные предметы, набивные мячи, обручи, гимнастические палки, булавы, скакалки и др. Способами преодоления  препятствий могут быть перешагивания, перепрыгивания, переползания и пролезания и т. п.

Упражнения в лазании представляют собой передвижение по гимнастическому  снаряду в простых или смешанных  висах и упорах. Они являются эффективным  средством для развития силы мышц рук и плечевого пояса, выносливости к мышечным напряжениям, ловкости и  координации движений; с их помощью  воспитывают смелость, настойчивость, дисциплинированность и другие личностные свойства. Для лазания можно использовать почти все гимнастические снаряды, но наиболее удобными являются гимнастическая стенка и скамейка, канат, шест, деревянная и веревочная лестницы.

Упражнения в перелезании и в преодолении препятствий широко применяются со всеми возрастными группами. Преодолевать препятствия можно различными способами: прыжками, перелезани-ем, подлезанием и пролезанием. Все они с успехом применяются при проведении подвижных игр и эстафет. Прыжками преодолевают невысокие преграды. Подлезают под гимнастические снаряды: конь, козел для прыжков, под гимнастическую скамейку, поднятую над полом, и др. Пролезают в обруч или между рейками гимнастической лестницы, поставленной горизонтально или наклонно. Перелезание выполняется в висе, из виса в упор и обратно. Перелезают через забор высотой 1,5 -- 3 м. Существует несколько способов преодоления таких препятствий: а) наступанием -- учащиеся с разбега, оттолкнувшись одной ногой, другой наступают на препятствие и спрыгивают на противоположную сторону; б) опорой на грудь -- навалившись телом на забор и держась руками, одной за верхний край, другой как можно ниже на другой стороне забора, ноги и тело перекидывают на противоположную сторону забора; в) зацепом -- взявшись руками за верхний край забора, зацепиться ногой, выйти в упор и соскочить на другую сторону; г) силой -- подтянувшись на руках повыше, рывком поставить одну руку в упор, потом другую, выйти в упор и соскочить на другую сторону; д) с помощью -- с помощью партнера достать верхний край забора, далее применять любой из вышеперечисленных способов, кроме наступания.

Упражнения в метании и ловле  способствуют развитию силы, быстроты, ловкости, координации движений, глазомера  и других двигательных способностей. Метание предмета значительно легче  по координации, чем ловля. При ловле  в короткий момент времени необходимо определить направление и скорость летящего предмета, его объем и  массу, особенности полета (планирование (падающий лист), вращение или переворачивание) и в зависимости от этого выбрать  способ.

Большое значение упражнениям в  метании и ловле придавал П.Ф.Лесгафт. Он создал «школу мяча», в которой расположил упражнения следующим образом:

Бросить мяч в пол и поймать;

Бросить мяч вверх и поймать;

Информация о работе Гимнастическая терминология