Игровой метод как средство развития быстроты у учащихся младшего школьного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:10, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – определить роль игрового метода в развитии быстроты у учащихся младшего школьного возраста.
Задачи работы:
Изучение состояния вопроса по данным литературных источников.
Разработка экспериментальной методики, направленной на повышение уровня развития быстроты.
Выявление эффективности применяемой методики на практике посредством сравнения результатов тестирования в контрольной и экспериментальной группах.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. Обзор научно-методической литературы
1.1. Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов.….6
1.2. Значение достаточной двигательной активности для развития физических качеств младших школьников……………………………………………..…….8
1.3. Особенности развития быстроты в младшем школьном возрасте………15
ГЛАВА II. Задачи, методы, организация исследования
2.1. Задачи исследования………………………………………………….…..26
2.2. Методы исследования……………………………………………………...28
2.2.1. Анализ научно-методической литературы…………………………...28
2.2.2. Педагогическое тестирование…………………………………………..28
2.2.3. Методы математико-статистической обработки……….………………30 2.3. Организация исследования………………………….……………………31
Заключение……………………………………………………………………..35
Список используемой литературы………………………………..…………37

Файлы: 1 файл

быстрота.docx

— 148.24 Кб (Скачать файл)

 Министерство образования и науки Российской Федерации                                                          Государственное бюджетное образовательное учреждение                                                                         высшего профессионального образования                                                                                             «Тобольская Государственная Социально – Педагогическая Академия                                                                    им. Д.И. Менделеева»                                                                                                                                         Факультет среднего профессионального образования                                                                                       Кафедра физической и информационной культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровой метод  как средство развития быстроты у  учащихся младшего школьного 

 

 

 

Допустить  к защите                                                    Выпускная квалификационная                                    Заведующий кафедрой:_______                                работа студента 34 группы ФСПО     Научный руководитель:                                              специальность «Физическая культура»   ___________________________                                 Разбойникова Дмитрия Михайловича

 

Работа защищена в ГАК                                             Научный руководитель:                                        «     » ______________ 2012 г.                                     Новоселова Анна Юрьевна                                                 с оценкой «      » ___________                                     Рецензент:                                                         Председатель ГАК _________                                     ___________________________

 

 

Тобольск, 2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...2

ГЛАВА 1. Обзор научно-методической литературы

1.1. Анатомо-физиологические  особенности учащихся младших классов.….6

1.2. Значение достаточной двигательной  активности для развития физических  качеств младших школьников……………………………………………..…….8

1.3. Особенности развития  быстроты в младшем школьном  возрасте………15

 ГЛАВА II. Задачи, методы, организация исследования

2.1. Задачи исследования………………………………………………….…..26

2.2. Методы исследования……………………………………………………...28

 2.2.1. Анализ научно-методической литературы…………………………...28

2.2.2. Педагогическое тестирование…………………………………………..28

2.2.3. Методы математико-статистической  обработки……….………………30 2.3. Организация исследования………………………….……………………31

Заключение……………………………………………………………………..35

Список  используемой литературы………………………………..…………37                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

   Здоровье - это не только отсутствие болезней, определенный уровень физической тренированности, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологической основой физического и психического благополучия. Исходя из концепции физического (соматического) здоровья (Г.Л. Апанасенко, 1988), основным его критерием следует считать энергопотенциал биосистемы, поскольку жизнедеятельность любого живого организма зависит от возможности потребления энергии из окружающей среды, ее аккумуляции и мобилизации для обеспечения физиологических функций. По B.И. Вернадскому, организм представляет собой открытую термодинамическую систему, устойчивость которой (жизнеспособность) определяется ее энергопотенциалом [13].

Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, широкое использование транспорта, других технических средств оказывают  неблагоприятное воздействие на двигательную деятельность учащихся. В современном обществе проявляется  противоречие между требованиями физической подготовленности детей и образом  жизни. Естественные условия и обучение в школе ограничивают двигательную деятельность и не обеспечивают необходимого режима, позволяющего более значительно  повысить результаты жизненно необходимых  двигательных качеств. Поэтому возникает  необходимость поиска наиболее целесообразных средств и методов повышения  физической подготовленности учащихся [13].

Для большинства учащихся занимающихся умственным трудом, характерны нервно-эмоциональные  перегрузки, это является основной причиной снижения работоспособности  и высокой заболеваемости среди  них. Следует подчеркнуть, что в  современных условиях в профилактике болезней, укреплении здоровья и повышении  работоспособности учащихся первостепенную роль играет широкое использование  средств и методов физической подготовки [7,13,15].

Сложившаяся в республике за последние  годы экологическая ситуация, привела  к увеличению заболеваемости в два  раза, поэтому одной из важнейших  проблем становится поиск средств, способствующих повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных  факторов окружающей среды. Школьный возраст  является ответственным периодом жизни  учащегося в формировании физического  компонента здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его укрепление, совершенствование  и сохранение в будущем. Поэтому  результатом физического воспитания школьников средних классов должны стать высокий уровень здоровья и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека [11].

Игра – вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно  установленной играющим. В игре удовлетворяются  физические и духовные потребности  ребенка, в ней формируются его  ум, волевые качества. Единственной формой деятельности ребенка является игра, которая во всех случаях отвечает его организации. В игре ребенок  ищет и часто находит как бы рабочую площадку для воспитания своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности, соответствующей  его внутреннему состоянию. Поэтому, через игру можно воздействовать на детский коллектив, исключая прямое давление, наказание, излишнюю нервозность  в работе с детьми [6,17].

Игра оказывает большое влияние  на умственное развитие школьника [6,11]. Действуя с предметами, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Cреда в которой живет ребенок, должна развивать и воспитывать, побуждать взаимодействовать с ее различными элементами, вызывать стремление к движению, представлять возможность для многовариантных игр, быть комфортной [13].

Анализ доступной литературы по физической подготовленности учащихся [6,10,11,17] показал, что этот вопрос достаточно освещен, однако требует дальнейшего  совершенствования и разработки. Из всего выше изложенного видна  актуальность избранной нами темы работы.

Рабочая гипотеза -  предполагалось, что использование игрового метода будет способствовать развитию быстроты у учащихся младшего школьного возраста. Применение методики занятий подвижными играми по развитию быстроты на уроках физической культуры и во внеурочное время у учащихся младших классов, позволит повысить уровень развития быстроты.

Предмет исследования  -  игровой метод как средство развития быстроты у учащихся младшего школьного возраста.

Объект исследования - занятия физической культурой с учащимися младшего школьного возраста.

Цель исследования – определить роль игрового метода в развитии быстроты у учащихся младшего школьного возраста.

   Задачи работы:

  1. Изучение состояния вопроса по данным литературных источников.
  2. Разработка экспериментальной методики, направленной на повышение уровня развития быстроты.
  3. Выявление эффективности применяемой методики на практике посредством сравнения результатов тестирования в контрольной и экспериментальной группах.

Практическая значимость: разработана методика занятий с использованием игрового метода на уроках физической культуры с учащимися младшего школьного возраста, способствующая развитию быстроты. Результаты проведенного исследования могут быть использованы на занятиях физической культурой в общеобразовательных школах.

   Научная новизна: в результате проведенного исследования была предпринята попытка доказать эффективность использования игрового метода в развитии быстроты у учащихся младшего школьного возраста.

ГЛАВА 1. Обзор научно-методической литературы

  1.1. Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов

Одно из основных условий  высокой эффективности системы  физической подготовки учащихся заключается  в строгом учете возрастных и  индивидуальных анатомо-физиологических  особенностей, характерных для отдельных  этапов развития детей и подростков.

Основным критерием биологического возраста считается скелетная зрелость, или «костный» возраст. В старшем  школьном возрасте наблюдается значительное усиление роста позвоночника, продолжающееся до периода полного развития. Быстрее  всех отделов позвоночника развивается  поясничный, а медленнее – шейный. Окончательной высоты позвоночник достигает к 25 годам. Рост позвоночника по сравнению с ростом тела отстает. Это объясняется тем, что конечности растут быстрее позвоночника. В 15-16 лет начинается окостенение верхних и нижних поверхностей позвонков, грудины и срастание ее с ребрами. Позвоночный столб становится более прочным, а грудная клетка продолжает усиленно развиваться, они уже менее подвержены деформации и способны выдерживать даже значительные нагрузки [1,6].

К 12-14 годам срастаются нижние сегменты тела грудины. В 11-14 лет увеличивается  преимущественно подвижность грудной  клетки в отличие от предыдущих периодов роста грудной клетки.

Окостенение костей предплюсны весьма длительный процесс, начинающейся на 4-8 месяце эмбриогенеза, т.е. значительно  раньше костей запястья, и заканчивающийся  только на 12-19 году. В развитии костей предплюсны отражаются половые особенности. У девочек точки окостенения появляются раньше, чем у мальчиков. Синостозы эпифизов с диафизами в костях плюсны наступают в период 14-18 лет, а в фалангах пальцев от 9 до 18 [11,14].

У школьников младших классов  рост тела в длину не замедляется. Если у подростков преобладает рост тела в длину, то у младших школьников явно преобладает рост в ширину. Кости становятся более толстыми и прочными, но процессы окостенения  в них еще не завершены.

К 11-14 годам уже сформирована высоко дифференцированная структура мышечного  волокна, происходит увеличение массы  мышечных тканей за счет роста диаметра мышечного волокна. Установлено, что  поперечник двуглавой мышцы плеча  к 6 годам увеличивается в 4-5 раз, а к 17 годам в 6-8 раз. Увеличение массы  мышц с возрастом происходит не равномерно: в течение первых 15 лет вес  мышцы увеличивается на 9%, а с 14 до 17-18 лет на 12%. Более высокие  темпы роста характерны для мышц нижних конечностей по сравнению  с мышцами верхних конечностей. Ярко выражены половые различия по мышечному и жировому компонентам: масса мышц (по отношению к массе тела) у девушек приблизительно на 13% меньше, чем у юношей, а масса жировой ткани примерно на 10% больше. Различие в мышечной силе с возрастом увеличивается: в 12 лет разница составляет 4-6 кг, в 18 лет – 15-20 кг. Увеличение веса тела у девочек происходит более интенсивно, чем рост мышечной силы. В тоже время у девушек, по сравнению с юношами, выше точность и координация движений [17].

Опорно-двигательный аппарат у  младших школьников способен выдерживать  значительные статические напряжения и выполнять длительную работу, что  обусловлено нервной регуляцией, строением, химическим составом и сократительными  свойствами мышц [7,21].

Значительно меняются в процессе онтогенеза функциональные свойства мышц. Увеличиваются  возбудимость и лабильность мышечной ткани. Изменяется мышечный тонус. У  новорожденных плохо выражена способность  мышц к расслаблению, которая с  возрастом увеличивается. С этим обычно связана скованность движений у детей и подростков. Только после 11-13 лет движения становятся более  пластичными.

 

     1.2. Значение достаточной двигательной активности для развития физических качеств младших школьников

Информация о работе Игровой метод как средство развития быстроты у учащихся младшего школьного