Игровой метод как средство развития быстроты у учащихся младшего школьного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:10, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – определить роль игрового метода в развитии быстроты у учащихся младшего школьного возраста.
Задачи работы:
Изучение состояния вопроса по данным литературных источников.
Разработка экспериментальной методики, направленной на повышение уровня развития быстроты.
Выявление эффективности применяемой методики на практике посредством сравнения результатов тестирования в контрольной и экспериментальной группах.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. Обзор научно-методической литературы
1.1. Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов.….6
1.2. Значение достаточной двигательной активности для развития физических качеств младших школьников……………………………………………..…….8
1.3. Особенности развития быстроты в младшем школьном возрасте………15
ГЛАВА II. Задачи, методы, организация исследования
2.1. Задачи исследования………………………………………………….…..26
2.2. Методы исследования……………………………………………………...28
2.2.1. Анализ научно-методической литературы…………………………...28
2.2.2. Педагогическое тестирование…………………………………………..28
2.2.3. Методы математико-статистической обработки……….………………30 2.3. Организация исследования………………………….……………………31
Заключение……………………………………………………………………..35
Список используемой литературы………………………………..…………37

Файлы: 1 файл

быстрота.docx

— 148.24 Кб (Скачать файл)

   1) фазу увеличения скорости (фазу разгона);

   2) фазу относительной стабилизации скорости.

   Характеристикой первой фазы является стартовое ускорение, второй - дистанционная скорость. Способность быстро набирать скорость и способность передвигаться с большой скоростью - относительно независимы друг от друга. Можно обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью, и наоборот. Скоростные способности человека вообще довольно специфичны. Прямой, непосредственный перенос быстроты происходит лишь в координационно - сходных движениях. Значительный перенос быстроты наблюдается главным образом у физически слабо подготовленных детей.

   В процессе воспитания скоростных способностей задачи состоят в том, чтобы всесторонне повысить функциональные возможности организма, определяющие скоростные характеристики в разнообразных видах двигательной деятельности. Максимальная скорость, которую может проявить ребенок в каком-либо движении, зависит не только от развития у него быстроты, но и от ряда других факторов - уровня динамической силы, гибкости, владения техникой и т. п. Поэтому воспитание быстроты движений должно быть тесно связано с воспитанием других физических качеств и совершенствованием техники. В качестве средств воспитания быстроты движений используют упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью (скоростные упражнения). Они должны удовлетворять трем требованиям:

   1) техника должна быть такой, чтобы их можно было выполнять на предельных скоростях;

   2) они должны быть настолько хорошо освоены занимающимися, чтобы во время движения, основные волевые усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения;

   3) их продолжительность должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления.

Скоростные упражнения относятся  к работе максимальной мощности, продолжительность  которой у младших школьников не превышает 15 сек.    В числе методов воспитания быстроты широко применяются методы повторного, повторно-прогрессирующего и переменного упражнения. Основная тенденция в данном случае - стремление превысить в занятии свою максимальную скорость.

   Важным условием высоких проявлений быстроты служит оптимальное состояние возбудимости центральной нервной системы, которое может быть достигнуто только в том случае, если занимающиеся не утомлены предшествующей деятельностью. Поэтому скоростные упражнения в занятии обычно располагают ближе к началу; в системе занятий их планируют в основном на первый или второй день после дня отдыха.

   Большое стимулирующее значение для проявления быстроты имеет использование в занятиях игрового и, в особенности, соревновательного методов. Состязания обычно вызывают эмоциональный подъем, заставляют проявлять значительные усилия - это довольно часто ведет к улучшению результата.

   Методика воспитания быстроты внутренне противоречива. С одной стороны, чтобы повысить скорость в каком-либо движении, его надо многократно повторять, с другой - многократные повторения приводят к образованию двигательного динамического стереотипа и вследствие этого к стабилизации параметров движения. Стабилизация скорости - главная причина, мешающая значительному повышению скоростных возможностей. Основная задача воспитания быстроты состоит в том, чтобы, не специализируя ребенка в каком-либо одном упражнении, а, применяя иные средства и широко их варьируя, добиться относительно высоких результатов. Скоростные упражнения здесь необходимо использовать не в стандартном, неизменном виде, а в вариативных, изменяющихся ситуациях и формах. В случае, если стабилизация скорости все же наступает, применяют специальные приемы: приемы ломки скоростного барьера и приемы ослабления его. В основе приема ломки скоростного барьера лежит создание таких дополнительных условий, которые способствовали бы превышению предельной скорости. При этом не следует излишне облегчать условия. Скорость в облегченных условиях должна быть такой, чтобы младший школьник мог в ближайшее время показать такую же в обычных условиях. Приемы ослабления скоростного барьера основаны на том, что с прекращением упражнения время угасания (забывания) тех или иных черт динамического стереотипа различно. В частности, пространственные характеристики движения более стойки, нежели временные. Если некоторое время не выполнять основного упражнения, скоростной барьер может исчезнуть, пространственные же черты техники движений сохранятся. Если в этот период с помощью других средств повысить уровень скоростно-силовых качеств, то затем, после перерыва, можно ожидать роста результата.

   Задачи учителя, работающего с этим возрастом, будут следующие:

- развитие мышечно-двигательных ощущений;

- работа над совершенствованием зрительного и кинестатического контроля над выполнением движений;

- совершенствование координации между зрительными ощущениями и выполнением движений;

- развитие физических качеств: гибкости, быстроты, выносливости, ловкости, силы.

   Основное направление в работе с этой возрастной группой рекомендуется проводить с уклоном общей физической подготовки без приоритетного выделения развития какого-нибудь одного физического качества. Желательно уроки проводить на свежем воздухе и обязательно строго дозировать физическую нагрузку. При воспитании быстроты у младших школьников ставятся две основные задачи: увеличение скорости одиночных простых движений и увеличение частоты движений в действиях, связанных с перемещением всего тела в пространстве. Для воспитания быстроты и выносливости рекомендуется ходьба и бег, особенно бег на время. Чтобы совершенствовать у детей способность быстро улавливать глазами движущийся предмет, используются подвижные игры с большими и малыми мячами (для тенниса, настольного тенниса), воланами для бадминтона.

   Реакция выбора - это нахождение наилучшего способа действия или ответа на действия противника. В предлагаемой игре количество возможных вариантов сначала должно быть очень небольшим. Каждый из них заранее хорошо осваивается детьми, и, только после этого, игра или упражнение осваивается полностью (например: «Космонавты», «Туристы» и др.). Имеется и другой метод совершенствования реакции выбора, при котором воспитатель ставит перед учащимся только общую задачу, например, предлагает преодолеть в максимально быстром темпе несколько препятствий, составленных из разных предметов. Каким способом преодолеть каждое из них и в каком порядке - учащиеся выбирают сами соответственно своим физическим возможностям.

   На динамическом часе для тренировки у школьников быстроты реакции на внезапный звуковой, зрительный сигналы широко используются игры «Совушка» - 1 класс, «Вызов номеров» - 2 класс, эстафета с бегом - 3 класс. Для воспитания быстроты движений применяются игры-упражнения с внезапными остановками, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время («Команда быстроногих» - 1 класс, «Сквозь стенку» - 2 класс, «Стой - беги!» - 3 класс.

   Кроме развития быстроты в задачи урока по физвоспитанию входит также формирование у школьников способности выполнять скоростную работу возможно более длительное время.

Для развития быстроты в  спортивных играх используют прыжки в высоту, прыжки в длину через гимнастическую скамейку, другие препятствия, прыжки с отягощениями. В игровой деятельности быстрота проявляется в реакции на движущийся объект, на изменение положения партнёра, в перемещениях и выполнениях игрового приёма. Основным средством развития быстроты является упражнения скоростного характера. Выполняются они быстро, по неожиданному сигналу. Упражнения должны быть разнообразными, должны охватывать различные группы мышц. Качество быстроты со временем может утрачиваться, если над его развитием не работать. Наилучшие результаты по развитию быстроты движений у детей достигаются в возрасте от 7 до 15 лет. Упражнения для развития быстроты не следует давать на фоне утомления. Упражнения для развития быстроты даются систематически в начале каждого тренировочного занятия.  

Возрастное развитие скоростных качеств в основном заканчивается  к 14 годам. В последующие годы показатели быстроты изменяются мало. Для развития быстроты применяются различные упражнения с максимальной скоростью. Длительность выполнения определяется временем, в течении которого может быть сохранён высокий темп движений. Снижение темпа служит сигналом к прекращению занятий. Интервалы отдыха должны быть такими, чтобы очередное занятие начиналось в фазе повышенной работоспособности. Для развития быстроты двигательной реакции применяют упражнения на внезапность, в которых занимающиеся в ответ на сигнал должны быстро выполнить двигательные действия.  

  Примерные упражнения для развития скоростных качеств:

- прыжки через короткую и длинную скакалку;

-  из разных исходных положений;

- движения согнутыми и прямыми руками в максимально быстром темпе в течение 5сек;

- прыжки с различными движениями руками и ногами в фазе полёта,

- прыжки из различных исходных положений по заранее обусловленному сигналу;

- быстрое выполнение несложных движений и действий;

- темповые прыжки на одной и двух ногах через препятствие;

- прыжки на возвышение с места и с разбега;

- многократное повторение в темпе вскоков на возвышение и соскоков.

Учёт возрастных особенностей учащихся при занятиях лёгкой атлетикой  должен лежать в основе формирования их физических качеств. Ведущее для  бега на короткие дистанции физическое качество - быстрота - лучше всего поддаётся совершенствованию в младшем школьном возрасте. Установлено, например, что у 10-летних   школьников частота беговых шагов такая же как и у взрослых. В младшем школьном возрасте средством воспитания быстроты могут служить подвижные игры, прыжки, метания, акробатические упражнения. Быстрота необходима во всех видах лёгкой атлетики. Это качество тесно связано с техникой выполнения упражнений, силой мышц, гибкостью, хорошей координацией движений. Именно за счёт совершенствования этих качеств развивается быстрота. Для развития быстроты применяются упражнения с большой частотой движений: бег на короткие отрезки, бег под уклон, спорт, игры, метание снарядов в облегчённых условиях. Упражнения скоростно-силового характера выполняются в большем количестве и с большей интенсивностью.

   Развитие скорости передвижения на лыжах начинается со 2-го класса. Длина отрезков с повышенной скоростью увеличивается от 40-50 метров до 80-100 метров в 4-м классе. При развитии быстроты применяется повторное прохождение отрезков с максимальной скоростью. От   урока к уроку количество повторений растёт. Целесообразно планировать нагрузку, разбив учащихся на группы. При тренировках особое внимание уделяется совершенствованию техники способов передвижения на лыжах, развитие скорости, скоростной и общей выносливости, силы. 

   Развитие двигательных качеств осуществляется различными методами. Наибольшее распространение в практике физического воспитания получили такие методы, как равномерный, переменный, повторный, интервальный, соревновательный, круговой, игровой. Игровой метод основан на воспитании двигательных качеств в процессе игры.

   В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. Основные методические особенности игрового метода:

   1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие 

физических качеств и совершенствование двигательных умений и  навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);

   2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;

   3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

   4) соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;

   5) присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

   Значительное место в программах школы занимают игры. Они являются одним из важных средств разностороннего физического воспитания. В играх мы находим все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метание, преодоление препятствий. Правильно проводимые игры способствуют развитию внимательности сообразительности, ловкости, быстроты, выносливости, а коллективные игры - воспитанию дружбы и товарищества. Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят из активности и самостоятельности играющих, коллективных действий и непрерывности условий деятельности. Деятельность играющих подчинена правилам игры, которые регламентируют их поведение и отношения. Правила облегчают выбор тактики действия и руководство игрой. Разность в отношениях разрешает выделить две основные группы: некомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой переходных игр. Некомандные игры можно поделить на игры с ведущими и без ведущих. Командные игры, в свою очередь, делятся на игры с одновременным участием (эстафетные), различаются по форме поединка играющих. Существуют игры без вступления в борьбу с соперником, а в других, наоборот, активно ведут борьбу с ними. Более детальная классификация игр основывается на их делении подвижным действиям. Различают игры: имитационные (с подражательными действиями), с перебежками, с преодолением препятствий, с мячом, палками и вторыми предметами; с сопротивлением, с ориентированием (по слуховым и зрительным сигналам).

Информация о работе Игровой метод как средство развития быстроты у учащихся младшего школьного