Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:10, дипломная работа
Цель исследования – определить роль игрового метода в развитии быстроты у учащихся младшего школьного возраста.
Задачи работы:
Изучение состояния вопроса по данным литературных источников.
Разработка экспериментальной методики, направленной на повышение уровня развития быстроты.
Выявление эффективности применяемой методики на практике посредством сравнения результатов тестирования в контрольной и экспериментальной группах.
Введение…………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. Обзор научно-методической литературы
1.1. Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов.….6
1.2. Значение достаточной двигательной активности для развития физических качеств младших школьников……………………………………………..…….8
1.3. Особенности развития быстроты в младшем школьном возрасте………15
ГЛАВА II. Задачи, методы, организация исследования
2.1. Задачи исследования………………………………………………….…..26
2.2. Методы исследования……………………………………………………...28
2.2.1. Анализ научно-методической литературы…………………………...28
2.2.2. Педагогическое тестирование…………………………………………..28
2.2.3. Методы математико-статистической обработки……….………………30 2.3. Организация исследования………………………….……………………31
Заключение……………………………………………………………………..35
Список используемой литературы………………………………..…………37
Подвижная игра - это высшая ступень детского развития, человека этого периода (от детства до начала отрочества), ведь она есть произвольное изображение внутреннего мира, изображение его по его собственной необходимости и потребности, что выражается самим словом подвижных игр. Это самое чистое и самое духовное проявление человека на этой ступени, и, в то же время, она является прообразом и копией всей человеческой жизни, внутренней, сокровенной, естественной жизни как в человеке, так и во всех вещах. Поэтому игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром. Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее. Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радующем о чужом и собственном благе.
Собственно, подвижные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной самими учащимися. Достижение цели требует от играющих активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих: быстро добежать до цели, быстро бросить в цель, быстро и ловко догнать «противника» или убежать от него. Двигательные действия устанавливаются правилами игры, выполнение которых требует от играющих соответствующего инициативного поведения в пределах установленных правил. Правила определяют характер препятствий и трудностей в игре на пути к достижению цели. От сложности и количества правил зависит сама сложность игры.
Развивающие задачи подвижных игр:
- Подвижные игры в большей степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, внимательности, гибкости и что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.
- Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.
- К физическим (двигательным) качествам относят силу, выносливость, гибкость, быстроту, ловкость. Игры, весьма своеобразно влияют на развитие физических качеств. В играх эти качества развиваются комплексно и очень вариативно, приобретая выраженные черты обобщенности. Это способствует их широкому «переносу» и проявлению в разнообразных видах и условиях деятельности. Аналогичным является и процесс развития волевых качеств, при чем, создаются благоприятные условия для воспитания не только силы, но и быстроты, гибкости.
Физические качества определяют отдельные стороны двигательных возможностей человека. Применительно к динамике физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание». Термин «развитие» характеризует естественное изменение качества, а «воспитание» предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей двигательного качества. Воспитание физических качеств у детей младшего школьного возраста сопряжено с рядом особенностей, связанных с ростом и развитием организма:
В младшем школьном возрасте развитие одного качества положительно сказывается на росте показателей других физических качеств, что обуславливает необходимость комплексного подхода к воспитанию физических качеств у школьников. В ходе развития различных функций организма отмечаются чувствительные или сензитивные периоды, когда прирост качеств происходит особенно интенсивно. По мнению специалистов, возраст 6-10 лет более благоприятен для воспитания скоростных возможностей. Быстроту и ловкость значительно труднее воспитывать у подростков по сравнению с детьми, а у взрослых по сравнению с подростками.
Воспитание физических качеств сопровождается значительными физическими нагрузками. Дети и подростки в состоянии их переносить без ущерба для организма при неуклонном соблюдении постепенности их роста.
Под влиянием присущего игре состязания, значительно активнее развиваются физические качества, и, прежде всего, быстрота, ловкость, выносливость. Все это способствует формированию двигательной сферы детского организма. Игровая деятельность отличается сложностью и разнообразием движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы. Это способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата.
- Подвижные игры способствуют естественным потребностям детей младшего школьного возраста в быстрых и ловких движениях. Их чаще проводят на свежем воздухе, что положительно сказывается на здоровье и физическом развитии детей. Использование подвижных игр на уроках физической культуры должно способствовать развитию двигательных качеств. Быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость необходимы каждому человеку.
Cогласно учебной программе, в начальных классах дети должны овладеть рациональным выполнением (техникой) элементарных игр, движений и положений, а также подвижными играми целостно двигательных действий, наиболее часто используемыми в обычной практике, в трудовой и подвижной, спортивной деятельности. Дети, систематически занимаясь на уроках физической культуры подвижными играми, на переменах, дома, в физкультурных кружках, овладевали жизненно важными двигательными навыками и могли применять их в повседневной жизни. Кроме того, детей обучаю выполнению различных подвижных игр, имеющих непосредственно прикладной характер, для всестороннего физического развития. С детьми надо больше играть, т.к. в играх раскрывается все богатство разнообразных движений.
- Игра - один из видов активной деятельности. Она затрагивает все стороны личности ребенка: ум, чувства, воображение, волю. Наиболее активными и любимыми являются подвижные игры. Они полезны для здоровья, развивают физические качества личности: выносливость, волю, решительность, настойчивость, учат переносить трудности. Вместе с этим, у детей воспитываются сдержанность, т.е. умение руководить своими импульсами. Организация любой игры требует соблюдения определенной методики. Организатору или ведущему игры, прежде всего, необходимо обратить внимание на условия ее проведения, гигиенические особенности (чистоту помещения, площадки, качество воздушной среды), а также некоторые элементы техники безопасности (отсутствие предметов, мешающих проведению игры, могущих травмировать детей), наличие инвентаря, вспомогательного материала для игры и т.д. До начала игры следует четко объяснить ребятам ее цель, содержание, правила, последовательность этапов ее проведения.
Подвижные игры очень разнообразны по содержанию и по сложности. Можно выделить следующие из них:
1. Простые, некомандные подвижные игры, в которых каждый участник, соблюдая правила, борется за одного себя. Все играющие совершенствуют свои личностные качества: быстроту, ловкость, меткость, силу. В этих играх главное значение приобретает личная инициатива и умение целесообразно использовать свои личные качества, двигательные возможности. Например, игра на быстроту и ловкость. Играют 3-18 человек с ведущим.
Цель игры: определить самого быстрого и ловкого игрока.
Ход игры. На одной стороне площадки ставят ряд кеглей, количество которых на одну меньше, чем игроков. По сигналу ведущего, игроки бегут к кеглям, берут только одну кеглю и возвращаются бегом на старт, отдавая кеглю ведущему. Тот игрок, который не принес кеглю выходит из игры. Ведущий благодарит игрока, который первым принес кеглю. Затем забирает одну кеглю и подает сигал оставшимся игрокам и т.д. Побеждает тот, кто принесет ведущему кеглю.
2. Командные подвижные игры, в которых играющие составляют отдельные коллективы - команды. Они характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчиненных интересам своей команды. От действий каждого игрока зависит удача всей команды. В командных играх необходимо согласовывать свои действия с действиями своих товарищей. Часто в командных играх для координации действий играющих появляется необходимость выделения из среды играющих капитанов команд, подчинение которым является обязательным для всех.
2.1. Задачи исследования
1) На основе анализа научно методической литературы выявить средства, воздействующие на развитие быстроты в младшем школьном возрасте.
2) Подобрать комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие быстроты у детей младшего школьного возраста.
3) Экспериментально проверить эффективность использования игрового метода для развития быстроты у детей младшего школьного возраста.
2.2. Методы исследования
В ходе нашего исследования мы пользовались следующими методами:
1) анализ научно-методической литературы;
2) педагогическое тестирование;
3) педагогический эксперимент;
4) метод математической статистики.
2.2.1. Анализ научно-методической литературы
Изучение литературных источников было необходимо для более четкого понимания исследуемой нами проблемы и определения общих теоретических позиций, а также выявления степени научной разработанности данной проблемы. Среди литературы было выбрано 30 источников, которые касались нашей темы. При этом мы узнали, какие стороны этого вопроса достаточно хорошо изучены, в чем возникают противоречия, и сделали соответствующие выводы.
2.2.2. Педагогическое тестирование
Для оценки физического качества быстроты применялись следующие тесты:
Оборудование: секундомер, кубики.
Описание теста: Испытуемый встает на линию старта, не заступая на нее. По команде «Марш» пробежать 10 м, коснуться земли за линией поворота любой частью тела, повернуться кругом, пробежать, таким образом, еще четыре отрезка по 10 м. Запрещается использовать в качестве опоры при повороте какие-либо естественные или искусственные предметы, неровности, выступающие над поверхностью дорожки.
2.Частота постукиваний
3.Бег на месте в течении 10 секунд
Оборудование: вертикальные стойки, резиновый шнур, секундомер
Описание теста: Испытуемому предлагается поднять согнутую в колене ногу таким образом, чтобы бедро было под прямым углом относительно туловища. На этой высоте закрепляется резиновый шнур. По сигналу руководителя испытуемый стремится как можно чаще поочередно касаться коленями резинового шнура в течении 10 секунд. Считается количество выполненных беговых шагов.
Бег на 10 м со старта
2.2.3. Методы математико-статистической обработки
Математические методы исследования применяются для объективной оценки полученных экспериментальных данных, их правильной обработки и толкования, для изучения взаимосвязи различных факторов и выявления определенных закономерностей, а так же для удобства изложения результатов исследования в конкретной форме, наглядно иллюстрирующей сходство и различие признаков. В математико-статистической обработке полученных материалов мы применяли расчет достоверности различий по t-критерию Стьюдента [28]. Математическая обработка полученных в исследовании результатов осуществлялась по общепринятым в педагогике методикам. Рассчитывали следующие показатели:
- среднюю арифметическую величину (Х):
где, Σ – знак суммирования;
xi – полученные в исследовании значения (варианты);
n – число вариант.
- среднее квадратическое отклонение ( ):
- сравнение данных осуществляли по t-критерию Стьюдента:
Уровень достоверности определяли по таблицам. С целью проверки достоверности различий был выбран 5% уровень значимости (Р<0,05), который многими авторами считается достаточным при статистической обработки в области педагогики.
2.3. Организация исследования
В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста в количестве 20 человек, которые были по заключению врача здоровы, допущены к занятиям физической культурой.
Исследование проводилось в три этапа:
На I этапе была выбрана тема исследования, проведен анализ научно-методической литературы, определены цель, задачи и методы исследования, проведено первичное педагогическое тестирование.
На II этапе проводили педагогический эксперимент. Из вышеназванного количества ребят были сформированы контрольная и экспериментальная группы, по 10 чел в каждой.
Информация о работе Игровой метод как средство развития быстроты у учащихся младшего школьного