Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:10, дипломная работа
Цель исследования – определить роль игрового метода в развитии быстроты у учащихся младшего школьного возраста.
Задачи работы:
Изучение состояния вопроса по данным литературных источников.
Разработка экспериментальной методики, направленной на повышение уровня развития быстроты.
Выявление эффективности применяемой методики на практике посредством сравнения результатов тестирования в контрольной и экспериментальной группах.
Введение…………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. Обзор научно-методической литературы
1.1. Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов.….6
1.2. Значение достаточной двигательной активности для развития физических качеств младших школьников……………………………………………..…….8
1.3. Особенности развития быстроты в младшем школьном возрасте………15
ГЛАВА II. Задачи, методы, организация исследования
2.1. Задачи исследования………………………………………………….…..26
2.2. Методы исследования……………………………………………………...28
2.2.1. Анализ научно-методической литературы…………………………...28
2.2.2. Педагогическое тестирование…………………………………………..28
2.2.3. Методы математико-статистической обработки……….………………30 2.3. Организация исследования………………………….……………………31
Заключение……………………………………………………………………..35
Список используемой литературы………………………………..…………37
Таблица 1. Изменения показателей быстроты при использовании игрового метода (М±т)
Груп- |
Пол |
Ко- |
По- |
Бег на месте |
Частота постукиваний |
Бег 10 м со старта |
Челночный бег 10x5 м | ||||
до экс- |
после экс- |
до экс- |
после экс- |
до экс- |
после экс- |
до экс- |
после экс- | ||||
ЭГ |
м |
17 |
М |
29,24 |
35,12** |
13,78 |
12,27** |
2,78 |
2,54* |
22,03 |
21,00** |
m |
0,67 |
0,59 |
0,26 |
0,24 |
0,05 |
0,04 |
0,28 |
0,27 | |||
д |
32 |
М |
30,38 |
36,91" |
13,67 |
12,23* |
2,81 |
2,62* |
22,70 |
21,47* | |
m |
0,77 |
0,67 |
0,27 |
0,23 |
0,03 |
0,03 |
0,22 |
0,23 | |||
общ. |
49 |
М |
29,98 |
36,29" |
13,71 |
12,24* |
2,80 |
2,59* |
22,46 |
21,31 * | |
m |
0,55 |
0,49 |
0,20 |
0,17 |
0,03 |
0,02 |
0,18 |
0,17 | |||
КГ |
м |
20 |
М |
29,15 |
32,1 |
13,66 |
12,92 |
2,79 |
2,68 |
22,00 |
21,56 |
m |
0,57 |
0,67 |
0,21 |
0,24 |
0,04 |
0,03 |
0,24 |
0,22 | |||
д |
26 |
М |
30,04 |
33,46 |
13,59 |
12,94 |
2,81 |
2,74 |
22,86 |
22,21 | |
m |
1,25 |
1,07 |
0,34 |
0,29 |
0,03 |
0,02 |
0,28 |
0,29 | |||
общ. |
46 |
М |
29,65 |
32,87 |
13,62 |
12,93 |
2,8 |
2,72 |
22,49 |
21,93 | |
m |
0,75 |
0,67 |
0,21 |
0,19 |
0,02 |
0,02 |
0,20 |
0,19 |
Примечание. ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа, м - мальчики, д - девочки, общ. - мальчики и девочки (вместе), достоверность различий *- р<0,05, **- р<0,01
Рис. 1. Результаты программы среди разных групп
Примечание . КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа; КГ-1 - контрольная группа мальчиков; КГ-2 - контрольная группа девочек; ЭГ-1 - экспериментальная группа мальчиков; ЭГ-2 - экспериментальная группа девочек.
Результаты и обсуждение. В результате выполнения разработанной методики достоверное улучшение результатов в экспериментальной группе по большинству показателей и по всем значениям прироста показателей во всех тестах, как у мальчиков, так и у девочек.
Результаты тестирования показателей быстроты до эксперимента у мальчиков и девочек как контрольных, так и экспериментальных групп статистически достоверно не различались (p>0,05).
После использования на уроках игрового метода для развития быстроты в экспериментальных группах наблюдается достоверное улучшение результатов во всех тестах (р<0,05-0,01). Темпы прироста результатов в экспериментальных группах достоверно выше, чем в контрольных группах (р<0,01-0,001). Наиболее высокие значения наблюдаются в тестах, отражающих частоту движений.
Межгрупповые различия результатов после эксперимента выявлены в тестах "Бег на месте", "Бег 10 м со старта", "Челночный бег 10х5 м" (p<0,05-0,01). В экспериментальных группах выявлен достоверно более высокий прирост, чем в контрольных группах (p<0,001).
Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о возможности применения игрового метода для повышения эффективности процесса развития быстроты.
Развитие физических качеств является необходимым компонентом здорового образа жизни младшего школьника. Это и ловкость, и выносливость, и сила, и гибкость, и, конечно, быстрота. Стать быстрым сразу и за один день не получится. Для этого необходимо выполнять физические упражнения, причем делать это систематически, упорядоченно. И тогда можно действительно достигнуть оптимума, а затем держать себя в форме. Быть быстрым - быть первым! В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, но и наоборот, все больше уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей: скоростных и координационных, способности длительно выполнять циклические действия в режиме умеренной и большой интенсивности и др. Эффективное повышение уровня физической подготовленности и формирование физических способностей, приобретение различных двигательных навыков, указывают на более широкое применение в процессе занятий физической культурой игрового и соревновательного методов.
При применении игрового метода важно избегать механического переноса моделей игр (описанных в пособиях и сборниках) в практику учебной работы, а формы игрового метода модифицировать и модернизировать в зависимости от задач занятия, формы построения занятий и имеющихся условий. Целесообразно применять на уроках физической культуры следующие формы игрового метода: игровые упражнения, задания, подвижные игры, сюжетную организацию занятий, а также игровые снаряды, тренажеры. Благодаря подвижным играм у ребенка развиваются все физические качества (быстрота, сила, выносливость, ловкость, гибкость и т.д.). Уже в раннем возрасте развитие каждого физического качества положительно сказывается на всей последующей жизни ребенка. При этом занятия подвижными играми рекомендуется выносить на открытый воздух, а при проведении занятий в закрытом помещении создавать соответствующие гигиенические условия.
Эффективны такие формы занятий, как использование сюжетных полос препятствий (типа круговой тренировки, где на станциях используются различные тренажеры).
Для воспитания скоростно-силовых качеств можно рекомендовать следующие подвижные игры, игровые задания и упражнения: «самые лучшие прыгуны», эстафета, «прыжки через мяч», «передай быстрее», «кто дальше бросит», «метание в щит», «количественная передача».
Проанализировав всё изложенное выше, можно сделать несколько очень важных выводов:
1. Развитие быстроты на уроках физической культуры должно быть одной из главнейших задач учителя в процессе всего периода обучения школьника.
2. Быстроту, как физическое качество, жизненно важно и необходимо развивать, поддерживать и сохранять в течении всей жизни человека.
3. Для развития быстроты использовать всё многообразие форм, методов и средств физической культуры.
4. Уделять внимание развитию скоростных качеств при прохождении всех разделов программы по физической культуре, а также во время других мероприятий (соревнования различного уровня, спортивные секции, дни здоровья).
5. Быстрый ученик, постоянно работающий над развитием этого качества, применяющий его в самых разных жизненных ситуациях, является итогом успешной и плодотворной работы учителя и ученика!
Список используемой литературы
Приложение 1
Подвижные игры, способствующие развитию быстроты
1. Игра «День и Ночь»
В игре принимают участие две команды – «День» и «Ночь». Чертится средняя линия, разделяющая площадку. Каждая команда имеет свой «дом» (линию, на расстоянии 10–15 метров от центральной линии в ту и другую сторону), в который соперник не имеет право заходить. Команды выстраиваются на линии своих «домов» и по сигналу тренера идут навстречу друг другу (к центральной линии), когда до центральной линии остается метр–полтора тренер называет какую-либо команду (например, «День»). Тогда эта команда должна быстро развернуться и прибежать в свой «дом», а игроки другой команды («Ночь») должны попытаться осалить соперника до линии «дома». Выигрывает команда, игроки которой осалят больше игроков соперника.
2. Игра «Простые салки»
Игра происходит на квадратной площадке, размеры которой зависят от количества игроков в командах. Одна команда (А) находится вне прямоугольника, а другая (Б) – внутри. По сигналу один из игроков команды «А» (водящий) старается за 20 секунд осалить как можно больше игроков из команды «Б», которые бегают только внутри прямоугольника. Осаленные игроки выходят за пределы прямоугольника. После смены водящего все возвращаются на площадку, и игра продолжается до тех пор, пока все из
команды «А» не сыграют. Затем команды меняются ролями. Выигрывает команда, которая за отведенное время осалила больше игроков соперника.
3. Игра «Рыбаки и Рыбки»
Игра происходит на квадратной площадке, размеры которой зависят от количества игроков в командах (если в командах по 10 человек, размеры площадки примерно 20х20 метров). Игроки делятся на две команды – «Рыбаки» и «Рыбки». Рыбаки берутся за руки, а рыбки свободно перемещаются по площадке. По сигналу рыбаки за определенное время
(1–2 минуты) стараются
поймать рыбок, окружив их
4. Игра «Найди своего капитана»
Все играющие распределяются на несколько групп, и образуют круги. Внутри каждого круга находится игрок с мячом., так называемый капитан группы. По сигналу, все играющие разбегаются по площадке. По второму сигналу останавливаются, приседают и закрывают глаза. В это время «капитаны» меняются местами. По следующему сигналу все бегут к своим «капитанам» и образуют первоначальный круг. Группы собравшиеся
Информация о работе Игровой метод как средство развития быстроты у учащихся младшего школьного