Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:24, дипломная работа
Цель исследования: совершенствование системы профессиональной подготовки спортсменов и команд в игровых видах спорта на основе инновационных технологий.
Задачи исследования:
1. Разработать комплекс модельных характеристик игроков различных квалификационных групп, позволяющий определить направление тренировочного процесса на различных этапах подготовки баскетболистов.
2. Определить факторы, влияющие на результативность соревновательной деятельности студенческой команды и разработать методики, позволяющие усовершенствовать тренировочный процесс.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1 Психологические факторы, способствующие успешной спортивной деятельности баскетбольной команды………………………………………….
1.1 Психологический климат и межличностные отношения в команде баскетболистов………………………………………………………………….
1.2 Сплоченность команды и ее измерение ……………………………………...
1.3 Сплоченность баскетбольной команды и эффективность деятельности….
1.4 Факторы, влияющие на сплоченность команды……………………………..
1.5 Психологическая совместимость……………………………………………...
1.6 Формы психологического воздействия тренера на спортсменов…………...
1.7 Общение тренера с членами баскетбольной команды, имеющими разный социометрический статус………………………………………………………
1.8 Выводы…………………………………………………………………………..
2 Инновационные подходы к совершенствованию системы подготовки баскетболистов……………………………………………………………………..
2.1 Адаптационная подготовка ……………………………………………………
2.2 Введение программирования в тренировочный процесс….............................
2.3 Внедрение сопряженной подготовки баскетболистов……………………...
2.4 Моделирование тренировочного процесса……………………………………
2.5 Выводы…………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….
251.Шахов Ш.К.
252.Шахов Ш.К. Индивидуально-
253.Шерстюк А.А. Построение тренировочных занятий юных баскетболистов в группах начальной подготовки: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук.- Омск, 1988. - 20 с.
254.Шестаков М.П. Теоретико-
255.Шидловский А.П.
256.Ширковец Е.А. Система оцеративного управления и корректирующие воздействия при тренировке в циклических видах спорта: Автореф. дисс. ... доктора пед. наук. - М., 1995. - 48 с.
257.Шкорбатов Г.Л. Основные черты адаптации биологических систем // Журнал общей биологии. -1972. - №. 2.- С. 131 -141.
258.Шустер О.С. Средства массовой информации и спорт. - СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта, 1998. - 121 с.
259.Шустин Б.П. О
260.Шустин Б.Н. Модельные характеристики соревновательной деятельности // Современная система спортивной тренировки. - М.: сем, 1995.-С.50-72.
261.Шустин Б.Н., Радчич И.Ю., Преображенский И.Н. Время собирать камни // Теория и практика физической культуры. - 1998. - №10. - с.40-42.
262.Энергетические критерии и управление подготовкой хоккеистов на траве / Водопьянов О.С., Невмянов В.М., Васильчук А.Г. и др. // Психолого-педагогические проблемы спортивных игр. - М.: Изд-во ВПИИФК, 1989. - С.67 - 75.
263.Яковых Ю.В. Характер поведения баскетболистов на соревнованиях с учетом уровня развития помехоустойчивости // Современные технологии в спортивных играх: Материалы всероссийской научно-практической конференции. - Омск: Изд-во СибГУФК,2005.-С.82-86.
264.Яружный П.В. Структура и контроль физической работоспособности в командных игровых видах спорта: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -М., 1993. - 46 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Программа для составления психологической характеристики спортсмена
1. Проявление свойств нервной системы: силы, подвижности, уравновешен- ности, лабильности (по данным аппаратурного исследования) и свойств темперамента (экстраверсии/интроверсии, тревожности (нейротизма), ла- бильности/ригидности, сенситивности, активности).
2. Мотивационная сфера личности: потребности, интересы, ценности, мотивы занятий спортом и выбора данного вида спорта, уровень притязаний, выраженность мотива достижения успеха и избегания неудачи, отношение к учебе или профессиональной деятельности.
3. Морально-волевая сфера: чувство коллективизма, дисциплинированность, инициативность; выраженность волевых качеств (смелости, решительности, выдержки, терпеливости, упорства и настойчивости); психологическая устойчивость.
4. Эмоциональная сфера: преобладающие эмоции, эмоциональная возбудимость и реактивность, виды предстартового возбуждения, эмоциональная реакция на монотонную работу и на успех и неудачу.
5. Психические процессы: свойства внимания (концентрация, переключение, распределение), свойства восприятия (точность, объем и др.), память (зрительная, двигательная, словесно-логическая), особенности мышления (на- глядно-действенное, словесно-логическое, практическое, теоретическое/творческое).
6. Психомоторная сфера: выраженность скоростных, силовых параметров, выносливости и ее компонентов, мышечной силы, различных проявлений координированности (ловкости, юркости, меткости, точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, силовых и временных параметров движений).
7. Социально-психологические особенности: стремление к лидерству, наличие лидерских качеств, отношения с товарищами по команде, конфликтность и агрессивность.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Программа психологического обеспечения спортивной деятельности (по Г. Д. Горбунову)
I. Психодиагностика
Задачи:
1) определение возможностей спортсменов в том или ином виде спорта (проблема ориентации и отбора);
2) выявление возможностей в определенном тренировочном цикле или отдельном занятии (текущий контроль);
3) определение состояния
спортсмена перед
II. Психологическая подготовка спортсмена
Задачи:
1) формирование устойчивых мотивов к тренировкам и соревнованиям в условиях все возрастающих физических и психических нагрузок, конкуренции и роста спортивных результатов или прекращения его;
2) совершенствование
III. Управление состоянием и поведением спортсмена
в тренировочном процессе и в ходе соревнования
Задачи:
1) выбор конкретных мотивов, способных «здесь и сейчас» побудить спорт-
смена выполнить тренировочную нагрузку;
2) специальное секундирование перед соревнованием и непосредственно перед стартом с целью оптимизации состояния спортсмена и его мобилизации на показ высокого результата;
3) содействие ускорению
восстановления после
с помощью специальных психологических мероприятий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Оценка спортсменом условий эффективной тренировки (Б. Дж. Кретти)
Спортсмену предлагается оценить по 10-балльной шкале различные факторы, которые помогают ему хорошо тренироваться. В конце списка факторов спортсмен может записать свои факторы. Опросник можно модифицировать под специфики того или иного вида спорта (например, взаимодействие игроков в команде).
№ п/п |
Вопросы теста |
Мало помогает |
Помогает |
Очень помогает |
1 |
Соревнование с товарищем по команде |
1 2 3 |
4 5 6 7 |
8 9 1 0 |
2 |
Частые указания по технике выполнения элементов |
1 2 3 |
4 5 6 7 |
8 9 1 0 |
3 |
Возможность активно тренироваться |
1 2 3 |
4 5 6 7 |
8 9 1 0 |
4 |
Информация о характере интенсивности предполагаемой тренировки (до ее начала) |
1 2 3 |
4 5 6 7 |
8 9 1 0 |
5 |
Соревнование с самим собой |
1 2 3 |
4 5 6 7 |
8 9 1 0 |
6 |
Видеосъемка и другие наглядные пособия |
|||
7 |
Стимуляция тренеров и его помощников |
1 2 3 |
4 5 6 7 |
8 9 1 0 |
8 |
Поддержка и похвала товарищей по команде |
1 2 3 |
4 5 6 7 |
8 9 1 0 |
9 |
Личная поддержка и внимание тренер |
1 2 3 |
4 5 6 7 |
8 9 1 0 |
10 |
Другие вопросы (укажите, что именно) |
1 2 3 |
4 5 6 7 |
8 9 1 0 |
После проведения опроса членов команды полученную информацию можно
использовать следующим образом.
1. Вычисляется сравнительная значимость каждого фактора. При необходимости в тренировочный процесс вносятся коррективы.
2. Прежде чем анализировать средние для всей команды показатели ответов, тренер может сам попробовать предсказать, как, по его мнению, спортсмены оценят каждый из предложенных ответов. В результате сопоставления оценок тренера с действительными ответами спортсменов получают индекс чувствительности тренера, дающий представление о том, насколько мнение тренера совпадает с мнением большинства членов команды.
Достоинством этого метода является не только получение тренером обратной связи, но и то, что, отвечая на вопросы, спортсмены начинают размышлять над
построением тренировочных занятий, принимать косвенное участие в их планировании и управлении своей тренировочной работой. Такая демократичность тренера может стимулировать спортсменов и способствовать осуществлению наставником принципа сознательности в тренировочном процессе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Выявление предметно-содержательной стороны предсоревновательного психического состояния спортсмена (по В. П. Уманскому)
Своеобразие предстартового состояния
обусловливается субъективной оценкой
спортсменом текущей и предстоящей ситуаций
деятельности. Оценивая свойства ситуации,
имеющие личностный смысл (благоприятность/
Выявление этих предметно-содержательных сторон предстартового состояния спортсмена осуществляется при беседе с ним. Спортсмен называет планируемый результат соревнования, его верхние и нижние показатели. Таким образом, выявляется зона ожиданий. Далее выясняется, что может, по мнению спортсмена, помочь превысить запланированный результат или что может ему помешать. Каждый из этих факторов оценивается спортсменом с точки зрения вероятности их появления и вероятной силы влияния (в шкальных оценках) как минимально и максимально могущие повлиять на ход соревновательной борьбы. Минимальные и максимальные значения складываются, вычисляется средняя оценка определенности и благоприятности условий деятельности.
Кроме того, субъективно шкалируются «уровень готовности к данному соревнованию», «общая определенность соревновательной ситуации», «общая благоприятность соревновательной ситуации».
Выясняется, какие виды опасений вызывает данная соревновательная ситуация у спортсмена:
· боязнь не справиться со своим эмоциональным возбуждением;
· опасение своих технических ошибок в выполнении соревновательных действий (особенно когда они еще недостаточно хорошо освоены);
· боязнь неправильных или несвоевременно принятых решений во время соревнования;
· боязнь, что неурядицы в личной жизни повлияют на успешность выступления в соревнованиях;
· боязнь соперников, необъективного судейства, неблагоприятных погодных условий;
· опасения по поводу последствий неудачного выступления на соревнованиях (престижные, материальные и др. соображения);
· боязнь травмы.
Наличие тех или иных опасений, имеющихся у спортсмена, выявляется с помощью ассоциативного испытания в период предсоревновательной подготовки.
Целесообразно использовать два варианта ассоциативного эксперимента: обычный и метод незаконченных предложений.
Учет всех этих факторов позволит более конкретно и обоснованно осуществлять регуляцию предстартового состояния спортсмена.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Особенности деятельности гимнасток в связи с индивидуальными различиями
по свойствам темперамента (по Б. А. Вяткину)
Высокотревожные
· В условиях тренировки. На тренировку приходят заблаговременно, до начала занятий выполняют упражнения, которые не получились на предыдущих занятиях. Занимают место в строю сразу же по команде тренера. Без особой необходимости не пропускают тренировок, стараются заниматься дополнительно.
Снаряды (мячи, ленты, обручи, скакалки) всегда готовят тщательно и заблаговременно. При самостоятельной тренировке работают исключительно над исправлением ошибок. На замечания тренера реагируют внешне спокойно. Быстро приступают к исправлению ошибок, требуют сами внимания тренера.
· В условиях соревнований. К выступлению в соревновании готовятся за несколько дней. Активно делают разминку. Повторяют все упражнения. Остро реагируют на окружающую обстановку. Склонны к преувеличению опасности.