Инновационные средства и технологиии подготовки баскетболистов различной квалификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:24, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: совершенствование системы профессиональной подготовки спортсменов и команд в игровых видах спорта на основе инновационных технологий.
Задачи исследования:
1. Разработать комплекс модельных характеристик игроков различных квалификационных групп, позволяющий определить направление тренировочного процесса на различных этапах подготовки баскетболистов.
2. Определить факторы, влияющие на результативность соревновательной деятельности студенческой команды и разработать методики, позволяющие усовершенствовать тренировочный процесс.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1 Психологические факторы, способствующие успешной спортивной деятельности баскетбольной команды………………………………………….
1.1 Психологический климат и межличностные отношения в команде баскетболистов………………………………………………………………….
1.2 Сплоченность команды и ее измерение ……………………………………...
1.3 Сплоченность баскетбольной команды и эффективность деятельности….
1.4 Факторы, влияющие на сплоченность команды……………………………..
1.5 Психологическая совместимость……………………………………………...
1.6 Формы психологического воздействия тренера на спортсменов…………...
1.7 Общение тренера с членами баскетбольной команды, имеющими разный социометрический статус………………………………………………………
1.8 Выводы…………………………………………………………………………..
2 Инновационные подходы к совершенствованию системы подготовки баскетболистов……………………………………………………………………..
2.1 Адаптационная подготовка ……………………………………………………
2.2 Введение программирования в тренировочный процесс….............................
2.3 Внедрение сопряженной подготовки баскетболистов……………………...
2.4 Моделирование тренировочного процесса……………………………………
2.5 Выводы…………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

дипл раб аббасова азяки.docx

— 223.95 Кб (Скачать файл)

2.Трудности, одинаковые  по своему содержанию для всех спортсменов, занимающихся данным видом спорта.

3.Личное отношение спортсмена  к объективным условиям выполнения  действия в данном виде спорта.

4.Количественные показатели, варьирующиеся в зависимости  от возраста и 

квалификации спортсмена.

5.Трудности, связанные  с особенностями личности спортсмена, его темпераментом и 

характером.

6.Трудности, различные  для представителей одного и  того же вида сорта. (Е. Н.

Гогунов, Б. И. Мартьянов. Психология физического воспитания и спорта.)[3]

Задание 15. Определите, какой из приведённых признаков соответствует тому или иному волевому качеству (смелость, настойчивость, решительность,

инициативность, самообладание, целеустремлённость, дисциплинированность).

1.Способность преодолевать  систематически возникающие трудности. 

2.Способность подчинять  свои действия установленным  правилам и нормам 

поведения.

3.Способность сознательно  идти на преодоление трудностей, связанных с опасностью.

4.Способность управлять  своими действиями при сильных эмоциональных

переживаниях.

5.Способность быстро принимать  правильные решения. 

6.Способность объективно  оценить спортивную ситуацию, беря на себя  ответственность за предпринимаемые действия.

7.Способность сознательно  ставить общие и частные цели  деятельности.

(Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. Психология физического воспитания и спорта.)[3]

Задание 16. Какое волевое качество проявляется у спортсменов в данных примерах?

По каким признакам  вы это определили?

1.Баскетболист (мастер спорта), стремительно направляясь с мячом  к щиту 

противника, вдруг заметил, что игроки его команды намного отстали от него и не в  состоянии содействовать успеху начатой комбинации. Считая бросок в кольцо или передачу мяча какому-либо игроку своей команды нецелесообразным, он неожиданно  для всех, с целью выиграть время, ударил мячом по щиту противника. Это действие  вызвало панику у защитника, а баскетболист, схватив отскочивший от щита мяч,  направил одному из игроков своей команды, который уже занял удобную позицию для совершения броска по корзине противника.

2.Большой силы воли  требует умение не реагировать на ложные атаки. Если новичок сумеет удержать себя от реакции на ложную атаку, то специально записанная миограмма всегда покажет, что он чуть было не среагировал, но сдержался. Мастер всегда тормозит свои реакции более уверенно, даже на миограмме не всегда можно увидеть, стоило ли ему это значительных внутренних усилий. [3] 

Задание 17. Укажите, с недостаточным развитием какого волевого качества связан неуспех в следующих ситуациях.

1.Баскетболист на вопрос, почему он в начале игры  проявил вялость, ответил, что он вышел на площадку довольно бодрым, с большим удовольствием провёл разминку, приступил к игре с бурным желанием победить, однако в начале игры не смог проявить себя: как будто бы почувствовал усталость, хотя это чувство не было похоже на настоящую усталость.

В. Муратов (олимпийский чемпион  по гимнастике) рассказывает: “ Моя вера в силу и непоколебимость Чукарина была безгранична… Ни разу не зарождалась мысль о том, чтобы опередить Виктора. Самое большее, о чём я мечтал, встречаясь с ним на соревнованиях, это как можно меньше отстать от него. Всякий раз, когда мы вместе находились на помосте, я ощущал какую-то скованность, был чересчур осторожным».

(Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. Психология физического воспитания и спорта.)[3]

Задание 18. Назовите условия, которые обеспечивают эффективность воспитания у спортсменов стремления к волевому усилию.

1.Многократно повторять  на занятиях хорошо заученные  действия.

2.Периодически использовать  тренировочные занятия с предельными нагрузками и минимальным отдыхом между упражнениями.

3.Применять задания, превышающие  физические возможности спортсмена.

4.В отдельных случаях  увеличить время тренировок.

5.Постепенно усложнять  упражнения, требовать от спортсмена, чтобы он довёл все элементы техники до совершенства.

6.Включать в тренировочные  занятия сложные и требующие больших физических усилий упражнения, если они доступны для спортсмена (при условии контроля за качеством их выполнения).

(Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. Психология физического воспитания и спорта.)[3]

 

Психология спортивных групп и коллективов.

Задание 19. Какие из приведённых признаков характерны для высокого уровня

организации спортивной команды?

1.Преобладание эмоциональных  отношений (симпатии, антипатии).

2.Высокая согласованность  действий всех членов в командных  видах спорта.

3.Психологическая структура  группы распадается на несколько  микрогрупп, мало связанных между собой.

4.Наблюдается резкое преобладание  функциональных отношений. 

5.Характерно наличие ядра  из трёх наиболее авторитетных  спортсменов, вокруг 

которых сгруппирована остальная  часть спортсменов.

6.Психологическая структура  отличается закреплением за каждым членом группы соответствующей функции, роли и выделением лидеров, признаваемых остальными. (Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. Психология физического воспитания и спорта.)[3]

Задание 19. О какой психологической закономерности спортивного коллектива идёт речь в данных примерах?

1.Психические и психофизиологические  данные, облегчающие совместную игровую деятельность.

2.У одного игрока замедленная  реакция и неточная переработка  информации, а другой реагирует  быстро и с первого взгляда  правильно оценивает сложившуюся в игре ситуацию, - такие игроки, как правило, не могут добиться успеха в совместных действиях.

3.Соответствие людей друг  другу по возрасту, уровню физического  и сенсомоторного развития, по  степени подготовленности, тренированности, по проявлению основных свойств нервной системы и т. п.

Общность целей интересов, установок членов спортивного коллектива, единство ценностных ориентаций и общего социального типа поведения. (Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. Психология физического воспитания и спорта.)[3]

Задание 20. Что можно сказать о сплочённости, совместимости и психологическом климате в данной команде?

«Люди очень разные. Майоров - вспыльчивый, с изменчивым настроением, Старшинов - молчаливый, замкнутый. Оба могли быть лидерами в любой ситуации, ревностно относились к успехам друг друга и часто ссорились.

И всё равно, иначе, чем  дружескими их отношения на площадке не назовёшь. Они выходили на поле, и казались связанными невидимой нитью…

Неравнодушные к славе, аплодисментам, рвущиеся во всём быть первыми, они охотно предоставляли друг другу право решающего броска по воротам, если это хоть на сотую долю процента увеличивало вероятность успеха команды. Настороженные в отношениях вне хоккея, Майоров и Старшинов безгранично доверяли друг другу на площадке. Потому, что здесь всё житейское оказывалось для них незначительным и второстепенным». (Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. Психология физического воспитания и спорта.)[3]

 

Психологическое обеспечение спортивной тренировки и соревнования.

Задание 21. Прочитайте.

С Александром  Беловым  и игра была - сказка. Как сам Сергей (Тараканов) со светлой грустью вспоминал о тех временах - таким эффективным в передачах он себя больше не знал. Любой мяч, который бросался в сторону Белова, доходил до назначения. Тараканов не  был мастером бросков под щит, но Белов никогда не выговаривал ему за не совсем удачно посланный мяч - он эти мячи ловил. Все до одного, хотя его меньше

двух игроков никогда  не держали. А уж поймав мяч, Белов знал, что с ним делать. (По Д. Я. Богдановой.)[2]

Охарактеризуйте надёжность спортсмена - Александра Белова. Какие  факторы надёжности проявляются  в данном описании? Правильно ли проведён спортивный отбор в данном случае?

Задание 22. Определите, к какому виду психологической подготовки можно отнести следующие факты.

1.Чемпион мира по стендовой  стрельбе Мишель Каррегал на вопрос корреспондента:

«…Вы не избегаете тренировок с холостым патроном?» - ответил: «Это само собой, но ещё ежедневно час-другой, сидя в кресле, я мысленно повторяю все движения на стенде. Очень полезный приём. Правда, никто из домашних даже не подозревает, чем именно я занят в эти минуты». 

2.Тренер штангистов П.  Савицкий рассказал, что однажды Д. Ригерт вошёл в зал, где тренировались члены сборной команды общества «Труд», увидел штангу и сказал: «Я её сейчас вырву». Посчитали на штанге - 160 килограммов. Ригерт попросил: «Дайте только один подход на 90 кг». Дали… Ригерт стоял у этой штанги четыре минуты. Казалось, что  он ничего наделает, но на лбу у него выступили капли пота и струйками потекли по щекам. Поднял 90 кг. Тут же подошёл к штанге 160 кг и её тоже поднял. Его спросили: «Зачем это тебе?» Он ответил: «После баранки в Мюнхене учусь собираться в любых условиях». (Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. Психология физического воспитания и спорта.)[3]

Задание 23. Укажите, какие из перечисленных утверждений относятся к общей

психологической подготовке спортсменов, а какие к специальной:

1.Оценка самооценка тренированности. 

2.Овладение идеомоторной  тренировкой 

3.Воспитание высокой личной  ответственности перед коллективом. 

4.Формирование уверенности  спортсмена в возможности добиться высоких результатов.

5.Овладение приёмами саморегуляции.

6.Воспитание волевых качеств спортсмена.

7.Актуализация готовности  к максимальным волевым усилиям. 

8.Воспитание умения преодолевать  всё увеличивающиеся трудности. (Е. Н. Гогунов,  Б. И. Мартьянов. Психология физического воспитания и спорта.)[3]


Информация о работе Инновационные средства и технологиии подготовки баскетболистов различной квалификации