Инновационные средства и технологиии подготовки баскетболистов различной квалификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:24, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: совершенствование системы профессиональной подготовки спортсменов и команд в игровых видах спорта на основе инновационных технологий.
Задачи исследования:
1. Разработать комплекс модельных характеристик игроков различных квалификационных групп, позволяющий определить направление тренировочного процесса на различных этапах подготовки баскетболистов.
2. Определить факторы, влияющие на результативность соревновательной деятельности студенческой команды и разработать методики, позволяющие усовершенствовать тренировочный процесс.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1 Психологические факторы, способствующие успешной спортивной деятельности баскетбольной команды………………………………………….
1.1 Психологический климат и межличностные отношения в команде баскетболистов………………………………………………………………….
1.2 Сплоченность команды и ее измерение ……………………………………...
1.3 Сплоченность баскетбольной команды и эффективность деятельности….
1.4 Факторы, влияющие на сплоченность команды……………………………..
1.5 Психологическая совместимость……………………………………………...
1.6 Формы психологического воздействия тренера на спортсменов…………...
1.7 Общение тренера с членами баскетбольной команды, имеющими разный социометрический статус………………………………………………………
1.8 Выводы…………………………………………………………………………..
2 Инновационные подходы к совершенствованию системы подготовки баскетболистов……………………………………………………………………..
2.1 Адаптационная подготовка ……………………………………………………
2.2 Введение программирования в тренировочный процесс….............................
2.3 Внедрение сопряженной подготовки баскетболистов……………………...
2.4 Моделирование тренировочного процесса……………………………………
2.5 Выводы…………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

дипл раб аббасова азяки.docx

— 223.95 Кб (Скачать файл)

10. Психофизиологическое  прогнозирование с учетом типологических особенностей свойств нервной системы является лишь составной, хотя и необходимой частью комплексного прогноза эффективности деятельности спортсмена. Прогноз должен строиться также на изучении направленности личности спортсмена, его мотивации к данной деятельности и морфофизиологических и биохимических особенностей. Поэтому психофизиологическое прогнозирование связано с установлением предпосылок для эффективного осуществления той или иной спортивной деятельности, а не предсказанием ее конкретного результата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

        Методика исследования отношений между спортсменом и тренером (Ю. Л. Ханин, А. В. Стамбулов)

          Инструкция: внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует вашим отношениям с тренером, то отметьте крестиком «да», если оно неверно, то отметьте галочкой «нет».

 

№ п/п

Суждение

да

нет

1

Тренер умеет точно  предсказать результаты своих учеников

   

2

Мне трудно ладить с тренером

   

3

Тренер — справедливый человек

   

4

Тренер умело подводит меня к соревнованиям

   

5

Тренеру явно не хватает  чуткости в отношениях с людьми

   

6

Слово тренера для меня закон

   

7

Тренер тщательно планирует  тренировочную работу со мной

   

8

Я вполне доволен тренером

   

9

Тренер недостаточно требователен ко мне

   

10

Тренер всегда может дать разумный совет

   

11

Я полностью доверяю тренеру

   

12

Оценка тренера очень  важна для меня

   

13

Тренер в основном тренирует  по шаблону

   

14

Работать с тренером —  одно удовольствие

   

15

Тренер уделяет мне  мало внимания

   

16

Тренер, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей

   

17

Тренер плохо чувствует  мое настроение

   

18

Тренер всегда выслушивает  мое мнение

   

19

У меня нет сомнений в  правильности и необходимости методов и средств, которые применяет тренер

   

20

Я не стану делиться с  тренером своими сокровенными мыслями

   

21

Тренер наказывает меня за малейший проступок

   

22

Тренер хорошо знает мои  сильные и слабые стороны

   

23

Я хотел бы стать похожим  на тренера

   

24

У нас с тренером чисто  деловые отношения

   

 

 

Обработка и интерпретация  результатов проводится следующим образом: каждый вопрос по шкале, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Обработка результатов опроса включает подсчет с помощью ключа по каждой шкале: гностической, эмоциональной и поведенческой и общего итогового показателя.

 

Ключ для обработки  результатов опроса

 

ШКАЛЫ

 

Гностическая 

Эмоциональная

Поведенческая

1, 4, 7, 10, –13,

–16, 19, 22

–2, –5, 8, 11, 14,

–17, –20, 23

3, 6, –9, 12, –15,

18, –21, –24


 

Примечание: минус перед номером вопроса означает, что

учитывается ответ «нет»

 

 

 

  1. Материал для приложений взят из учебника Ильина Е. П.  Психология спорта. — СПб.: Питер, 2008. — 352 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Психологические основы физического воспитания и  спорта.

   Задание 1. Перед вами отрывок из работы студента по психологии спорта.

В  дошкольном возрасте следует, чтобы дети больше занимались гимнастическими  упражнениями и упражнениями на равновесие. В младшем школьном возрасте следует использовать упражнения эстафетного типа, подвижные игры. В подростковом и юношеском возрасте необходимы силовые упражнения и приучения организма детей к длительным нагрузкам.

На основе чего студент  даёт такие рекомендации? Какой возрастно-половой  фактор он учитывает? Нет ли ошибок в его работе?

 

Психологические основы спортивного совершенствования.

Задание 2. Прочитайте.

Тренер болгарской сборной  по гимнастике Ж. Шишманова рассказывала такой случай: “За полтора месяца до чемпионата мира было решено сделать броски скакалки обязательным элементом программы. Мы не были к этому готовы. Мы работали с завязанными глазами. Когда из 50 попыток получалось  50, я говорила «хорошо». Когда из 100 получалось 98, я говорила «ещё». Так продолжалось до последнего момента. На первенстве мира Мария, Нешка и Румяна не сделали ни одной ошибки. Никто не мог предположить, что мы выучим этот элемент так быстро». (По Д. Я. Богдановой.)[2]

На какие психические  процессы опирался тренер? Какая особенность  данных

процессов у спортсменок  проявилась в этих примерах?

Задание 3. Прочитайте.

Боксёр А. Харлампиев пишет: «Я решил по началу внимательно следить за боями своих друзей. Теперь я приходил на тренировки часа за два, садился в уголке и смотрел, как работают ребята, мысленно ставя себя на их место, проигрывал в голове все перипетии и встречи. Но часто, уходя из зала, никак не мог твёрдо ответить на вопрос, удалось ли мне разгадать замысел предполагаемых противников». (По Д. Я. Богдановой.)[2]

Над развитием какого психического процесса работал спортсмен? Что характерно для этого процесса в спорте?

Задание 4. Прочитайте.

 Психологи спорта изучали  поведение людей различных типов темпераментов при значительных физических нагрузках. Было установлено, что меланхолики

продолжительно работают до появления чувства усталости, а затем быстро

отказываются от продолжения  работы. Люди же с сильным типом нервной системы могут продолжительно работать и на фоне усталости.[7]

Какое психомоторное качество спортсменов изучалось? Какие психологические 

резервы его развития вы знаете?

Задание 5. Прочитайте.

Психологи спорта изучали, как  выбегают со старта тренированные и нетренированные спортсмены. Было выяснено, что тренированные спортсмены выбегают со старта по сигналу на 0, 1 секунды быстрее, чем нетренированные. (По О. А. Черниковой.)[7]

Какое явление, связанное  с психомоторикой изучалось? Какие психологические резервы его развития вы знаете?

Задание 6. Прочитайте.

Бывший тренер сборной  команды России по футболу признался, что в матче с  испанцами команда слишком много времени уделяла обороне и что неверным было решение выпустить одного нападающего на поле.

В какой ошибке признался  тренер?  Почему она была допущена? 

Задание 7. Определите, какие стадии психического перенапряжения (нервозность, порочная стеничность, астеничность) присутствуют у спортсменов в указанных ситуациях.

1.Легкоатлет (прыжки в  высоту). Спортсмен старательно выполняет  задание тренера на тренировочном  занятии, но периодически выражает своё недовольство условиями тренировки: ему кажется, что планка установлена неровно, тренер грубо с ним обращается, он жалуется на неустойчивость погоды, к тому же он «неважно» себя чувствует, а тренер при этом много от него требует.

2.Фехтовальщик.  Спортсмен  на протяжении всей тренировки грустный, у него плохое настроение, угнетённый вид, он занимается без всякого желания и постоянно ищет причину лишний раз присесть (якобы рапира требует ремонта и т. п.). Тренеру сказал, что зря теряет время на него; он всё равно бросит занятия спортом: устал и чувствует, что уровень, который достигнут им, - это предел. В конце тренировки этот спортсмен устроил скандал с товарищами из-за того, что они назвали его слабаком.    (Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. Психология физического воспитания и спорта.)[3]

Задание 8. Прочитайте.

После крупного проигрыша  на чемпионате мира в 2004 году (Португалия - Россия - 7: 0) игрок сборной России Мостовой высказался неправильной тренерской работе. Он сказал, что команда перегружена тренировками.

Какая стадия психического перенапряжения диагностируется у  данного спортсмена?

Какие методы психорегуляции стоит предпринять, чтобы скорректировать этого состояния?

Задание 9. Прочитайте.

« Боже, как я волновался! За все годы меня не била такая дрожь, как тогда в

Челябинске. Но финишировал не блестяще. На стометровке сбился с курса, оказался под разделительной дорожкой и метров 25 скрёб по ней спиной». Это написал о первом своём выступлении чемпион Европы по подводному плаванию Шаварш Карапетян. (По Д. Я. Богдановой.)[2]

Какое психологическое предстартовое  состояние описывает спортсмен? По каким признакам вы это установили?

Задание 10. Определите, какие предстартовые состояния (стартовая лихорадка, стартовая апатия, состояние боевой готовности, стартовое безразличие)  переживают спортсмены в приведённых случаях.

1.Ю. Власов вспоминает: «В 1959 году на Варшавском чемпионате  по тяжёлой

атлетике в борьбе за золотую  медаль я столкнулся с американцем  Джимом

Бредфордом и едва не проиграл. Он буквально подавил меня в первом же упражнении - жиме, опередив на 10 кг… Я был совсем новичком и впервые выступал на таких соревнованиях. И я растерялся. Растерялся настолько, что мне подумалось: «Победить невозможно». Штанга валилась из рук. На душе было скверно… казалось, уже не было силы, которая смогла бы заставить мои мышцы драться за победу».

2.Спортсмен чувствовал  себя предельно собранным и  вместе с тем - абсолютно 

уверенным. Чувствовал себя бодрым и сильным, был готов к  борьбе.

3. К. Феркерк рассказывает: «Для меня последняя дистанция (1000 м) была решающей. Я должен был выиграть её, чтобы стать чемпионом мира. Разница в одну десятую долю секунды могла стать фатальной. Напряжение страшное… Мне казалось, великаны стоят на моём пути и тянут меня назад. Никогда раньше я так не боялся дорожки. Я чувствовал себя побеждённым уже на старте. И всё же я вышел на старт. Я с трудом финишировал. Разбитый. Без славы».

Заслуженный тренер СССР Г. Д. Качалин рассказывает, что в 1961 году (он был 

тренером сборной команды  СССР) за несколько дней до игры футболисты нашей команды наблюдали за игрой своих будущих соперников.

Последние провели эту  встречу слабо и неинтересно, хотя команда имела славные традиции и была довольно сильной. После этого наши игроки стали относиться к предстоящему матчу как к простой формальности. И сколько их не убеждали в том, что противник силён и может играть хорошо, - ничего не помогало. Ребята были уверены в лёгкой победе.

В матче с советской  сборной противники играли хорошо, первый тайм наши

футболисты проиграли 0:1.

1.4. Мастер спорта по  футболу (вратарь) рассказывает, что его перед игрой преследует назойливая мысль о возможности поражения, несмотря на то, что команда, против которой предстоят играть, много слабее той, в которой он играет. (Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. Психология физического воспитания и спорта.)[3]

Задание 11. Укажите, какие из перечисленных приёмов саморегуляции следует

использовать спортсмену при состоянии «стартовой апатии», и какие - при

«стартовой лихорадке».

1.Упражнения с большой  амплитудой, небыстрые. 

2.Успокаивающий самомассаж.

3.Интенсивная специальная  разминка. 

4.Дыхательные упражнения  с глубоким вдохом и медленным  выдохом. 

5.Резкие, быстрые движения  в неровном ритме. 

6.Сосредоточение взгляда  на сине-зелёных тонах. 

7.Прослушивание любимых  мелодий. 

8.Идеомоторная разминка. (Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. Психология физического  воспитания и спорта.)[3]

Задание 12. Прочитайте.

Наша команда была одним  из лидеров чемпионата. Предстояла встреча с явным

аутсайдером. Ничто не предвещало беды. И вдруг … проигрыш - 1:  3. Все мы уходили подавленные с поля. Наш капитан, размахивая руками, что-то упорно доказывал судье, но это уже ничего не значило. Ничего не хотелось делать: ни тренироваться, ни слушать наставления тренера, и даже видеть друг друга.

В каком психическом состоянии  находились спортсмены после матча? Предложите варианты его коррекции.

 

Психологические основы формирования личности в физическом воспитании и спорте.

Задание 13. Прочитайте.

Тренер А. Гомельский описывает  такой приём тренировки баскетболистов: «В зале игроки выполняют упражнение высокой интенсивности - быстрый прорыв или прессинг в течение 5-6 минут. Игроки ожидают обычного после этого отдыха. Но вместо этого им даётся новое задание - проходы под щит с сопротивлением условного противника…» (По Д. Я. Богдановой.)[2]

С какой целью тренер применяет  такой приём тренировки? Какая  психическая 

функция развивается в  данном случае? Назовите условия её развития.

Задание 14. Объясните, какие из данных признаков относятся к объективным трудностям, а какие - к субъективным и почему?

1.Трудности, обусловленные  специфическими для данного вида  спорта особенностями. 

Информация о работе Инновационные средства и технологиии подготовки баскетболистов различной квалификации