Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:24, дипломная работа
Цель исследования: совершенствование системы профессиональной подготовки спортсменов и команд в игровых видах спорта на основе инновационных технологий.
Задачи исследования:
1. Разработать комплекс модельных характеристик игроков различных квалификационных групп, позволяющий определить направление тренировочного процесса на различных этапах подготовки баскетболистов.
2. Определить факторы, влияющие на результативность соревновательной деятельности студенческой команды и разработать методики, позволяющие усовершенствовать тренировочный процесс.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1 Психологические факторы, способствующие успешной спортивной деятельности баскетбольной команды………………………………………….
1.1 Психологический климат и межличностные отношения в команде баскетболистов………………………………………………………………….
1.2 Сплоченность команды и ее измерение ……………………………………...
1.3 Сплоченность баскетбольной команды и эффективность деятельности….
1.4 Факторы, влияющие на сплоченность команды……………………………..
1.5 Психологическая совместимость……………………………………………...
1.6 Формы психологического воздействия тренера на спортсменов…………...
1.7 Общение тренера с членами баскетбольной команды, имеющими разный социометрический статус………………………………………………………
1.8 Выводы…………………………………………………………………………..
2 Инновационные подходы к совершенствованию системы подготовки баскетболистов……………………………………………………………………..
2.1 Адаптационная подготовка ……………………………………………………
2.2 Введение программирования в тренировочный процесс….............................
2.3 Внедрение сопряженной подготовки баскетболистов……………………...
2.4 Моделирование тренировочного процесса……………………………………
2.5 Выводы…………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….
10. Психофизиологическое прогнозирование с учетом типологических особенностей свойств нервной системы является лишь составной, хотя и необходимой частью комплексного прогноза эффективности деятельности спортсмена. Прогноз должен строиться также на изучении направленности личности спортсмена, его мотивации к данной деятельности и морфофизиологических и биохимических особенностей. Поэтому психофизиологическое прогнозирование связано с установлением предпосылок для эффективного осуществления той или иной спортивной деятельности, а не предсказанием ее конкретного результата.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Методика исследования отношений между спортсменом и тренером (Ю. Л. Ханин, А. В. Стамбулов)
Инструкция: внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует вашим отношениям с тренером, то отметьте крестиком «да», если оно неверно, то отметьте галочкой «нет».
№ п/п |
Суждение |
да |
нет |
1 |
Тренер умеет точно предсказать результаты своих учеников |
||
2 |
Мне трудно ладить с тренером |
||
3 |
Тренер — справедливый человек |
||
4 |
Тренер умело подводит меня к соревнованиям |
||
5 |
Тренеру явно не хватает чуткости в отношениях с людьми |
||
6 |
Слово тренера для меня закон |
||
7 |
Тренер тщательно планирует тренировочную работу со мной |
||
8 |
Я вполне доволен тренером |
||
9 |
Тренер недостаточно требователен ко мне |
||
10 |
Тренер всегда может дать разумный совет |
||
11 |
Я полностью доверяю тренеру |
||
12 |
Оценка тренера очень важна для меня |
||
13 |
Тренер в основном тренирует по шаблону |
||
14 |
Работать с тренером — одно удовольствие |
||
15 |
Тренер уделяет мне мало внимания |
||
16 |
Тренер, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей |
||
17 |
Тренер плохо чувствует мое настроение |
||
18 |
Тренер всегда выслушивает мое мнение |
||
19 |
У меня нет сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые применяет тренер |
||
20 |
Я не стану делиться с тренером своими сокровенными мыслями |
||
21 |
Тренер наказывает меня за малейший проступок |
||
22 |
Тренер хорошо знает мои сильные и слабые стороны |
||
23 |
Я хотел бы стать похожим на тренера |
||
24 |
У нас с тренером чисто деловые отношения |
Обработка и интерпретация результатов проводится следующим образом: каждый вопрос по шкале, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Обработка результатов опроса включает подсчет с помощью ключа по каждой шкале: гностической, эмоциональной и поведенческой и общего итогового показателя.
Ключ для обработки результатов опроса
ШКАЛЫ
Гностическая |
Эмоциональная |
Поведенческая |
1, 4, 7, 10, –13, –16, 19, 22 |
–2, –5, 8, 11, 14, –17, –20, 23 |
3, 6, –9, 12, –15, 18, –21, –24 |
Примечание: минус перед номером вопроса означает, что
учитывается ответ «нет»
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Психологические основы физического воспитания и спорта.
Задание 1. Перед вами отрывок из работы студента по психологии спорта.
В дошкольном возрасте следует, чтобы дети больше занимались гимнастическими упражнениями и упражнениями на равновесие. В младшем школьном возрасте следует использовать упражнения эстафетного типа, подвижные игры. В подростковом и юношеском возрасте необходимы силовые упражнения и приучения организма детей к длительным нагрузкам.
На основе чего студент даёт такие рекомендации? Какой возрастно-половой фактор он учитывает? Нет ли ошибок в его работе?
Психологические основы спортивного совершенствования.
Задание 2. Прочитайте.
Тренер болгарской сборной по гимнастике Ж. Шишманова рассказывала такой случай: “За полтора месяца до чемпионата мира было решено сделать броски скакалки обязательным элементом программы. Мы не были к этому готовы. Мы работали с завязанными глазами. Когда из 50 попыток получалось 50, я говорила «хорошо». Когда из 100 получалось 98, я говорила «ещё». Так продолжалось до последнего момента. На первенстве мира Мария, Нешка и Румяна не сделали ни одной ошибки. Никто не мог предположить, что мы выучим этот элемент так быстро». (По Д. Я. Богдановой.)[2]
На какие психические процессы опирался тренер? Какая особенность данных
процессов у спортсменок проявилась в этих примерах?
Задание 3. Прочитайте.
Боксёр А. Харлампиев пишет: «Я решил по началу внимательно следить за боями своих друзей. Теперь я приходил на тренировки часа за два, садился в уголке и смотрел, как работают ребята, мысленно ставя себя на их место, проигрывал в голове все перипетии и встречи. Но часто, уходя из зала, никак не мог твёрдо ответить на вопрос, удалось ли мне разгадать замысел предполагаемых противников». (По Д. Я. Богдановой.)[2]
Над развитием какого психического процесса работал спортсмен? Что характерно для этого процесса в спорте?
Задание 4. Прочитайте.
Психологи спорта изучали поведение людей различных типов темпераментов при значительных физических нагрузках. Было установлено, что меланхолики
продолжительно работают до появления чувства усталости, а затем быстро
отказываются от продолжения работы. Люди же с сильным типом нервной системы могут продолжительно работать и на фоне усталости.[7]
Какое психомоторное качество спортсменов изучалось? Какие психологические
резервы его развития вы знаете?
Задание 5. Прочитайте.
Психологи спорта изучали, как выбегают со старта тренированные и нетренированные спортсмены. Было выяснено, что тренированные спортсмены выбегают со старта по сигналу на 0, 1 секунды быстрее, чем нетренированные. (По О. А. Черниковой.)[7]
Какое явление, связанное с психомоторикой изучалось? Какие психологические резервы его развития вы знаете?
Задание 6. Прочитайте.
Бывший тренер сборной команды России по футболу признался, что в матче с испанцами команда слишком много времени уделяла обороне и что неверным было решение выпустить одного нападающего на поле.
В какой ошибке признался тренер? Почему она была допущена?
Задание 7. Определите, какие стадии психического перенапряжения (нервозность, порочная стеничность, астеничность) присутствуют у спортсменов в указанных ситуациях.
1.Легкоатлет (прыжки в
высоту). Спортсмен старательно
2.Фехтовальщик. Спортсмен на протяжении всей тренировки грустный, у него плохое настроение, угнетённый вид, он занимается без всякого желания и постоянно ищет причину лишний раз присесть (якобы рапира требует ремонта и т. п.). Тренеру сказал, что зря теряет время на него; он всё равно бросит занятия спортом: устал и чувствует, что уровень, который достигнут им, - это предел. В конце тренировки этот спортсмен устроил скандал с товарищами из-за того, что они назвали его слабаком. (Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. Психология физического воспитания и спорта.)[3]
Задание 8. Прочитайте.
После крупного проигрыша на чемпионате мира в 2004 году (Португалия - Россия - 7: 0) игрок сборной России Мостовой высказался неправильной тренерской работе. Он сказал, что команда перегружена тренировками.
Какая стадия психического перенапряжения диагностируется у данного спортсмена?
Какие методы психорегуляции стоит предпринять, чтобы скорректировать этого состояния?
Задание 9. Прочитайте.
« Боже, как я волновался! За все годы меня не била такая дрожь, как тогда в
Челябинске. Но финишировал не блестяще. На стометровке сбился с курса, оказался под разделительной дорожкой и метров 25 скрёб по ней спиной». Это написал о первом своём выступлении чемпион Европы по подводному плаванию Шаварш Карапетян. (По Д. Я. Богдановой.)[2]
Какое психологическое предстартовое состояние описывает спортсмен? По каким признакам вы это установили?
Задание 10. Определите, какие предстартовые состояния (стартовая лихорадка, стартовая апатия, состояние боевой готовности, стартовое безразличие) переживают спортсмены в приведённых случаях.
1.Ю. Власов вспоминает: «В 1959 году на Варшавском чемпионате по тяжёлой
атлетике в борьбе за золотую медаль я столкнулся с американцем Джимом
Бредфордом и едва не проиграл. Он буквально подавил меня в первом же упражнении - жиме, опередив на 10 кг… Я был совсем новичком и впервые выступал на таких соревнованиях. И я растерялся. Растерялся настолько, что мне подумалось: «Победить невозможно». Штанга валилась из рук. На душе было скверно… казалось, уже не было силы, которая смогла бы заставить мои мышцы драться за победу».
2.Спортсмен чувствовал себя предельно собранным и вместе с тем - абсолютно
уверенным. Чувствовал себя бодрым и сильным, был готов к борьбе.
3. К. Феркерк рассказывает: «Для меня последняя дистанция (1000 м) была решающей. Я должен был выиграть её, чтобы стать чемпионом мира. Разница в одну десятую долю секунды могла стать фатальной. Напряжение страшное… Мне казалось, великаны стоят на моём пути и тянут меня назад. Никогда раньше я так не боялся дорожки. Я чувствовал себя побеждённым уже на старте. И всё же я вышел на старт. Я с трудом финишировал. Разбитый. Без славы».
Заслуженный тренер СССР Г. Д. Качалин рассказывает, что в 1961 году (он был
тренером сборной команды СССР) за несколько дней до игры футболисты нашей команды наблюдали за игрой своих будущих соперников.
Последние провели эту встречу слабо и неинтересно, хотя команда имела славные традиции и была довольно сильной. После этого наши игроки стали относиться к предстоящему матчу как к простой формальности. И сколько их не убеждали в том, что противник силён и может играть хорошо, - ничего не помогало. Ребята были уверены в лёгкой победе.
В матче с советской сборной противники играли хорошо, первый тайм наши
футболисты проиграли 0:1.
1.4. Мастер спорта по
футболу (вратарь)
Задание 11. Укажите, какие из перечисленных приёмов саморегуляции следует
использовать спортсмену при состоянии «стартовой апатии», и какие - при
«стартовой лихорадке».
1.Упражнения с большой амплитудой, небыстрые.
2.Успокаивающий самомассаж.
3.Интенсивная специальная разминка.
4.Дыхательные упражнения с глубоким вдохом и медленным выдохом.
5.Резкие, быстрые движения в неровном ритме.
6.Сосредоточение взгляда на сине-зелёных тонах.
7.Прослушивание любимых мелодий.
8.Идеомоторная разминка. (Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. Психология физического воспитания и спорта.)[3]
Задание 12. Прочитайте.
Наша команда была одним из лидеров чемпионата. Предстояла встреча с явным
аутсайдером. Ничто не предвещало беды. И вдруг … проигрыш - 1: 3. Все мы уходили подавленные с поля. Наш капитан, размахивая руками, что-то упорно доказывал судье, но это уже ничего не значило. Ничего не хотелось делать: ни тренироваться, ни слушать наставления тренера, и даже видеть друг друга.
В каком психическом состоянии находились спортсмены после матча? Предложите варианты его коррекции.
Психологические основы формирования личности в физическом воспитании и спорте.
Задание 13. Прочитайте.
Тренер А. Гомельский описывает такой приём тренировки баскетболистов: «В зале игроки выполняют упражнение высокой интенсивности - быстрый прорыв или прессинг в течение 5-6 минут. Игроки ожидают обычного после этого отдыха. Но вместо этого им даётся новое задание - проходы под щит с сопротивлением условного противника…» (По Д. Я. Богдановой.)[2]
С какой целью тренер применяет такой приём тренировки? Какая психическая
функция развивается в данном случае? Назовите условия её развития.
Задание 14. Объясните, какие из данных признаков относятся к объективным трудностям, а какие - к субъективным и почему?
1.Трудности, обусловленные
специфическими для данного