Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 09:22, дипломная работа
Цель нашей работы: изучить особенности использования соревновательно – игрового метода в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью исследования решались следующие задачи:
1. Обобщить теоретические данные, показывающие особенности организации физического воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ;
2. Определить задачи, средства и методы физического воспитания детей дошкольного возраста;
3. Изучить особенности возрастного развития детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать технологию использования соревновательно – игрового метода в процессе физического воспитания старших дошкольников.
Введение.……………………………………………………..……………….......3
Глава I. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста.…………………………………..………………….………..……..........5
1.1. Задачи физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях...……………………………..…………………………………........5
1.2. Средства и методы физического воспитания в дошкольном образовании...……............................................................................................................10
Выводы по первой главе…………………………………………………………21
Глава II. Методика использования соревновательно – игрового метода в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста….....23
2.1. Особенности возрастного развития детей старшего дошкольного возраста……………………………..…………….……………………….…..23
2.2. Технология использования соревновательно – игрового метода в процессе физического воспитания старших дошкольников…………..….......29
Выводы по второй главе…………………………………………………...…....41
Заключение…………………………………………………………………...…..43
Используемая литература…………………………………………………….….45
Наилучшие результаты достигаются при комплексном решении всех перечисленных задач.
Специальные занятия и двигательные действия как предметы обучения в физическом воспитании требуют от педагога владения определенными способами преподавания, а от воспитанников – способами учения. Способов обучения много, но ни один из них не является универсальным. Знание характеристик методов обучения позволит правильно ориентироваться в многообразии этих способов и отбирать наиболее эффективные для решения задач физического воспитания. [6].
Способов передачи детям знаний и умений, воздействие педагога на воспитанников, работа самих воспитанников - все это относится к методам (греческое слово – способ, путь) и методическим приемам.
Метод обучения – способ преподавания педагогом и усвоение воспитанником изучаемого материала [2].
В соответствии с задачами и условиями обучения каждый метод реализуется с помощью методических приемов, входящих в состав данного метода. Например, метод показа может осуществляться разными приемами: показом упражнения в профиль или анфас, показом в необходимом темпе или замедленно и т.п.
Методический прием – это способ реализации метода в соответствии с задачей обучения.
Следовательно, внутри каждого метода используются его разнообразные приемы. Методический прием позволяет применить соответствующий метод в конкретных условиях. Именно поэтому тот или иной метод используется при решении самых разнообразных задач физического воспитания и на любом этапе обучения. Причем, чем богаче запас методических приемов, тем тише диапазон применения метода.
Специальную систему методов и методических приемов обучения, иногда и форм организации занятий по физической культуре, принято называть методикой обучения [22, 24].
Для реализации задач, решаемых в процессе физического воспитания, используют разные методы. Специфическую группу среди них составляют те, которые основаны на целесообразно направленной активности. Целесообразность применения того или иного метода в каждом конкретном случае обеспечивается соблюдением ряда требований. Научная обоснованность метода обеспечивает оздоровительный, образовательный, воспитательный эффект от занятий физической культурой.
В соответствии с различными признаками методов существует несколько их классификаций. Не противореча, друг другу, они раскрывают процесс обучения с различных сторон. Можно различать, во-первых, способы, отражающие характер познавательной активности детей, в виде, или просто воспроизведения услышанного или увиденного, или творческого; во-вторых, способы передачи педагогом используя свои знания и умения при помощи слова, показа и демонстрации; в-третьих, способы получения детьми знаний и умений путем прослушивания, наблюдения и выполнения движений.
Из трех перечисленных классификаций наибольшее распространение получила последняя. Объясняется это тем, что она наиболее полно отражает специфику материала, требующего от воспитанника не только знаний, но, прежде всего и практического овладения системами двигательных действий [23].
По способу получения учениками знаний и умений все методы обучения делятся на три группы.
Наличие трех групп методов обеспечивает ознакомление ученика с изучаемым действием.
Каждая группа методов представлена несколькими разновидностями, иногда неравноценными по частоте использования в педагогической деятельности.
Методы обучения
Практические методы Методы использования Методы наглядного
- разучивание по частям - рассказ - показ
- разучивание в целом - описание - демонстрация
- игровой
- соревновательный - беседа кинограммы, ри-
-подсчёт - сигнализации
Методы использования слова. С помощью слова воспитатель осуществляет многие функции, составляющие его конструктивную, организаторскую и другие стороны деятельности, а также устанавливает взаимоотношения с учениками, общается с ним. Слово активизирует весь процесс обучения, так как способствует формированию более полных и отчетливых представлений, помогает глубже осмыслить, активнее воспринять поставленную задачу. С помощью слова педагог анализирует результаты усвоения материала, и тем способствует развитию у ребенка самооценки [2, 37].
Таким образом, воспитатель по физической культуре имеет возможность использовать 2 функции слова: смысловую, с помощью которой выражается содержание преподаваемого материала, и эмоциональную, позволяющую воздействовать на чувства ребенка.
Почти все методы использования слова являются общепедагогическими. Использование их в процессе физического воспитания отличается лишь содержанием и некоторыми особенностями методики применения.
Методы наглядного воспитания. Методы данной группы обеспечивают зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия. Просмотр, а иногда и прослушивание темпа, ритма движений создает у занимающихся более разностороннее представление о действии, что расширяет ориентировочную основу для последующего воспроизведения [2].
Методы наглядного восприятия являются главными (но не единственными) в реализации принципа наглядности. С их помощью ребенок получает возможность для живого созерцания, являющегося первой ступенью в формировании образа изучаемого действия. При этом следует учитывать, что у одних ребят лучше происходит зрительное восприятие, у других – слуховое. Необходимо в методике обучения роль ведущего анализатора и по возможности индивидуализировать применение соответствующих методов. При групповом обучении это выразится в использовании всех разновидностей методов наглядного восприятия.
Использование методов наглядного восприятия зависит от этапа обучения. На этапе совершенствования их используют для исправления появившихся ошибок.
При всех перечисленных преимуществах методов наглядного восприятия действенны только тогда, когда наглядно воспринимаемое действие понято и осознано учеником и побуждает его к активности.
Практические методы. Данные методы основаны на активной двигательной деятельности учеников. В зависимости от степени регламентации условий выполнения физического упражнения эти методы разделяют на 2 группы: методы строго регламентированного упражнения (разучивание по частям и в целом) и частично регламентированного (игровой и соревновательный). Различия эти относительны. Момент регламентации имеется в любом методе. Различны лишь степень и характер регламентации [2, 37].
Подробнее остановимся на игровом и соревновательном методах.
Игровой метод.
Значение игры, как многообразного общественного явления выходит далеко за сферу физического воспитания, и даже воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей – в самопознании и общении, в духовном и физическом развитии, в отдыхе и развлечении и т.д. Однако одна из главных функций игры - педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова.
Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т.е. то, что отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимающихся, руководства ею и другим педагогически существенным признакам) от других методов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан с какими – либо общепринятыми играми, например футбол, волейбол или элементарными подвижными играми [24].
Игровой метод в физическом воспитании характеризуют в целом следующие черты.
Игровые сюжеты и роли, обычно, так или иначе, отображают определенные жизненные явления, ситуации, отношения, однако в одних случаях это отображение имеет конкретно – образный характер (как, например, в элементарных подвижных играх детей, образно воспроизводящих фрагменты из трудовой деятельности, быта, охоты и т.д.), в других приобретает особую спортивно - игровую форму (спортивные игры).
II. Отсутствие жесткой регламентации действий, вероятностные условия их выполнения, широкие возможности для самостоятельного проявления творческих начал. Игровой сюжет и правила игры, намечая лишь общие линии поведения играющих, не предопределяют жестко все конкретные формы их действий; как правило, они, наоборот допускают возможность широкого выбора и комбинирования способов достижения игровых целей. Существенно так же, что в играх, особенно с конфликтными ситуациями, ход и исход игры не заданы однозначно: возможны различные исходы (в том числе выигрыш и проигрыш), зависящие от всей совокупности действий, взаимодействий и противодействий играющих, а также от других обстоятельств, включая и случайные. Отсюда – импровизационный характер действий в игре (действия не по шаблону, а с самостоятельным выбором и конструированием целесообразных вариантов) и в связи с этим широкие возможности для проявления самостоятельности, инициативности, находчивости и других, непосредственно связанных с ними личностных качеств.
III. Моделирование эмоционально насыщенных межличностных и межгрупповых отношений. В большинстве игр воссоздаются довольно сложные и ярко эмоционально окрашенные межчеловеческие отношения, как типа сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки, так и типа соперничества, противоборства, когда сталкиваются противоположно направленные стремления, возникают и разрешаются игровые конфликты. В атмосфере таких психически напряженных отношений рельефно выявляется, - а при определенных условиях и формируется – ряд этических качеств личности [5].
IV. Особенности регулирования воздействующих факторов. Исходя из сказанного, нетрудно сделать вывод, что игровой метод не предоставляет тех возможностей для точной реализации заранее намеченной программы действий и нормирования их влияния на занимающихся, какие имеются в методах строго регламентированного упражнения. Это связано с такими особенностями игровой деятельности, как неизбежная быстротечная изменчивость реальных игровых ситуаций, их вероятностный характер, многообразие способов достижения цели и др. Разумеется, это не значит, что педагогическое управление при использовании игрового метода вообще исключается. Речь идет о том, что оно усложняется и приобретает особые формы. Программирование имеет здесь вероятностный характер (в расчете на ряд достаточно вероятных игровых вариантов, которые могут быть предусмотрены в плане игры, сюжетных разработках, тактических установках и т.д.). В определенной мере обеспечивается и регулирование нагрузки (например, путем изменения продолжительности и темпа игры, числа участников, размеров игровой площадки, а также посредством игровых снарядов и оборудования и другими способами), но точность нормирования ее при этом, как правило, существенно меньше, чем в методах строго регламентированного упражнения [2].
Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость (координационно-двигательные и связанные с ними способности), быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность. В руках умелого специалиста он служит также весьма действенным методом воспитания товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности. [19].
Соревновательный метод.
Соревнование (или состязание), как и игра, относится к числу широко распространенных общественных явлений. Оно имеет очень большое значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни: в производственной деятельности, в искусстве (художественные конкурсы, фестивали), в спорте и т.д. Естественно, что конкретный смысл соревнований в них различен [32].
Основная, определяющая черта соревновательного метода – конкурентное сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода.
Факторы соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма, как правило, более значительному, чем при внешне аналогичных не соревновательных нагрузках.
Соревновательный метод характеризуется также унификацией предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения. Вполне понятно, что невозможно сравнить силы участников соревнования, если нет общего эталона для сравнения и если не упорядочен сам процесс сопоставления. В отдельных случаях унификация может иметь силу лишь в пределах данного коллектива соревнующихся (группы, класса и др.). В спорте же она закрепляется едиными правилами, которые во многих случаях приобрели уже значение международных норм состязания. Вместе с тем унификация в соревновательном методе не регламентирует действие соревнующихся во всех деталях. Характер этой деятельности определяется во многом логикой борьбы за первенство, победу или возможно высокое достижение. Поэтому соревновательный метод представляет относительно ограниченные возможности для точного нормирования нагрузки, регулирования воздействий и непосредственно руководства длительностью занимающихся. Можно сказать, что в данном отношении он занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения [37].