Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 09:22, дипломная работа
Цель нашей работы: изучить особенности использования соревновательно – игрового метода в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью исследования решались следующие задачи:
1. Обобщить теоретические данные, показывающие особенности организации физического воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ;
2. Определить задачи, средства и методы физического воспитания детей дошкольного возраста;
3. Изучить особенности возрастного развития детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать технологию использования соревновательно – игрового метода в процессе физического воспитания старших дошкольников.
Введение.……………………………………………………..……………….......3
Глава I. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста.…………………………………..………………….………..……..........5
1.1. Задачи физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях...……………………………..…………………………………........5
1.2. Средства и методы физического воспитания в дошкольном образовании...……............................................................................................................10
Выводы по первой главе…………………………………………………………21
Глава II. Методика использования соревновательно – игрового метода в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста….....23
2.1. Особенности возрастного развития детей старшего дошкольного возраста……………………………..…………….……………………….…..23
2.2. Технология использования соревновательно – игрового метода в процессе физического воспитания старших дошкольников…………..….......29
Выводы по второй главе…………………………………………………...…....41
Заключение…………………………………………………………………...…..43
Используемая литература…………………………………………………….….45
Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач: воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков, формирование способности рационально использовать их в усложненных условиях. Исключительно велико значение соревновательного метода и в воспитании моральных и волевых качеств: целеустремленности, инициативности, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладания, самоотверженности и др. Необходимо, однако, помнить, что фактор соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать формированию не только положительных, но и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т.п.). Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного руководства [9].
При занятиях физической культурой двигательные действия всегда несут в себе признаки, как игры, так и соревнования. Учебно-воспитательная и оздоровительная задачи на практике, в учебно-тренировочном процессе решаются при использовании различных физических, технических и тактических упражнений, подвижных игр, эстафет и их комбинаций. Наиболее эффективно это происходит тогда, когда дети 5-6 лет играют и соревнуются одновременно. Поэтому И.А.Гуревич [7] соединил общепринятые педагогические игровой и соревновательный методы, предложив инновационный соревновательно- игровой метод.
Под соревновательно – игровым методом в физическом воспитании подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков, развития двигательных и морально – волевых качеств в условиях игры или соревнованиях. Его характерной чертой, отличающей от других методов физической подготовки, является обязательное присутствие в соревновательно - игровой деятельности двух противоборствующих сторон [7].
Соревновательно – игровой метод относится к группе практических методов. Его комбинированное применение позволит решать круг задач в самых различных условиях. Данный метод обладает многими признаками как игрового, так и соревновательного метода, использующихся в физическом воспитании. К характерным его признакам можно отнести:
- присутствие соперничества
и эмоциональность в
- непредсказуемую изменчивость, как условий, так и действий самих участников;
- проявление максимальных физических усилий и психического воздействия;
- стремление детей добиться
победы при соблюдении
- применение разнообразных двигательных навыков, целесообразных в конкретных условиях игры или соревнования.
Использование соревновательно - игрового метода способствует успешному накоплению двигательного опыта, основанного на временных связях, которые впоследствии положительного переноса, т.е. координационной общности с изучаемым видом физической деятельности, облегчают усвоение программного материала.
Соревновательно – игровой метод может использоваться для усвоения и закрепления материала, предусмотренного программой, а также повышения уровня физической подготовленности. Это осуществляется с помощью частных образовательных задач, т.е. применение таких соревновательно – игровых заданий, в которых есть схожие с изучаемыми навыками по структуре и характеру нервно – мышечные напряжения, элементы целостного двигательного действия.
Игровыми или соревновательными любые задания называют потому, что при помощи их создается та, или иная соревновательно – игровая ситуация, при которой встречаются противоборствующие или соревнующиеся стороны. При этом степень и характер их взаимодействий строго регламентируется в зависимости или в соответствии с оговоренными правилами. Цель заданий – совершенствование в соревновательно – игровой обстановке как физических качеств, так и конкретных умений и навыков дошкольников.
Соревновательно – игровые задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством не только физического развития, но и духовного воспитания. Это происходит потому, что соревновательно – игровые задания для детей 5-6 лет являются достаточно мощным раздражителем, позволяющим с большим интересом выполнять как простые, так и сложные двигательные действия. Поэтому с оздоровительной, воспитательной и образовательной точек зрения в настоящее время широкое применение соревновательно – игрового метода не только желательно, но и необходимо.
Использование соревновательно – игрового метода позволяет воспитателю по физическому воспитанию успешно развивать как общефизическую, так и специальную подготовку учащихся. При систематичном совершенствовании программного материала в соревновательно – игровой обстановке умения и навыки быстрее адаптируются к влиянию эмоционального фона состязаний или игры, а различные тактические действия лучше осваиваются в упрощенных условиях, позволяющих сконцентрировать внимание на главном двигательном действии за счет вычисления ведущих элементов из изучаемого умения или навыка.
Творчески применяемый соревновательно – игровой метод в процессе физических занятий с детьми, безусловно, способствует успешному решению задач из любых разделов программы по физическому воспитанию [3, 7]
Выводы по I главе
Работа по физической культуре с дошкольниками должна осуществляется по программе, которая направлена на развитие движений, совершенствование двигательных навыков и физических качеств в условиях детского сада и семьи. Педагогам и родителям следует позаботиться о создании условий для развития детской двигательной деятельности. Важно, чтобы полученные детьми двигательные умения и навыки во время разных видов занятий по физической культуре широко использовались в повседневной жизни.
Основным средством физической культуры дошкольников являются физические упражнения, которые представляют собой специально подобранные движения и различные виды двигательной деятельности, организованные взрослыми. Систематическое выполнение упражнений содействует всестороннему развитию всех органов и систем и в первую очередь двигательного аппарата, повышает возбудимость мышц, темп, силу; улучшает координацию движений, мышечный тонус и общую выносливость ребенка.
Наиболее эффективными методами физического воспитания детей старшего дошкольного возраста являются игровой и соревновательный.
Игровыми или соревновательными любые задания называют потому, что при помощи их создается та, или иная соревновательно – игровая ситуация, при которой встречаются противоборствующие или соревнующиеся стороны. При этом степень и характер их взаимодействий строго регламентируется в зависимости или в соответствии с оговоренными правилами. Цель заданий – совершенствование в соревновательно – игровой обстановке как физических качеств, так и конкретных умений и навыков дошкольников.
Соревновательно – игровые задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством не только физического развития, но и духовного воспитания. Это происходит потому, что соревновательно – игровые задания для детей 5-6 лет являются достаточно мощным раздражителем, позволяющим с большим интересом выполнять как простые, так и сложные двигательные действия. Поэтому с оздоровительной, воспитательной и образовательной точек зрения в настоящее время широкое применение соревновательно – игрового метода не только желательно, но и необходимо.
ГЛАВА II. Использование соревновательно-игрового метода в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста
2.1. Характеристика физического и психического развития детей старшего дошкольного возраста и их двигательной активности
При проведении занятий по физической культуре в ДОУ и их планировании необходимо учитывать взаимосвязь процесса обучения основным видам движений с физическим и психическим развитием детей, а также с развитием их двигательных способностей.
Возраст 5-6 лет – период стремительного роста ребенка. В этом возрасте ежегодные прибавки роста составляют 8-10 см, тогда как в возрасте 4-5 лет – всего лишь 4-5 см.
Влияние на рост оказывает щитовидная железа – гипофиз. При этом наиболее быстро растут нижние конечности: если у новорожденного отношение длины ног ко всему телу равно 33-35%, то у шестилетнего ребенка – 44,6% (Е.В.Давиденко, 1985).
У ребенка 5-6 лет заметно проявляется активность щитовидной железы. Она усиливает обмен веществ и процессы дифференциации тканей и, следовательно, органов. Под влиянием щитовидной железы активизируются процессы окисления и сгорания питательных веществ в организме, тем самым, уменьшая возможность для отложения жировых веществ. Кроме того, гормоны щитовидной железы стимулируют подвижность ребенка, что в свою очередь усиливает процессы расходования питательных веществ, их сгорания. Поэтому школьники вообще худощавее, чем дети более ранних возрастов [16], интересно протекает окостенение скелета, прежде всего таких его частей, как запястье, пясть и фланги пальцев, руки, плечо, лучевая и подвздошная кости, стопа, предплюсна, плюсна, фланги пальцев ноги. Вместе с тем скелет ребенка еще достаточно эластичен. Например, позвоночник, хотя и приобретает изгибы, характерные для взрослого человека, но в лежачем положении, главным образом во время сна, эти изгибы сглаживаются (постоянными они становятся лишь к 7 годам).
Продолжается увеличение массы сердца, но его мышцы еще слабы, и поэтому существует опасность перегрузки сердца работой. Систолический объем сердца (количество крови, выбрасываемой из левого желудочка при одном сокращении) еще очень невелик. Сердце ребенка должно чаще сокращаться, чтобы при небольших объемах выталкиваемой крови обеспечить необходимый ее приток во все части тела [32].
В 5-7 лет у ребенка улучшается состав крови, растет количество красных клеток – эритроцитов и повышается процентное потребление кислорода из воздуха и соответственно – выделение углекислоты из организма. Значит, повышается ее жизнеспособность и работоспособность. Картина так называемой белой крови, т.е. содержание в крови различных форм лейкоцитов, свидетельствуют о том, что ее фагоцитарная функция (функция сопротивления инфекциям, осуществляемая лейкоцитами) пока развитая недостаточность. Отсюда - подверженность детей всевозможным заболеваниям [26].
К 6 годам значительно увеличивается жизненная емкость легких.
Между 5 и 7 годами с усложнением центральной нервной системы и развитием мелкой мускулатуры у ребенка совершенствуются мышечные движения. Это способствует развитию его продуктивной деятельности (лепка, аппликация, некоторые виды конструирования и др.). На основе расширения и обогащения двигательного опыта совершенствуется координация движений. Активно развиваются основные виды движений: ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание.
Как в анатомическом, так и в физиологическом плане продолжает развиваться нервная система. К 6-7 годам вес мозга примерно равняется 1200 гр., что в три раза превосходит вес новорожденного. К 5-6 годам уже ясно выражена дифференциация в строении слоев коры головного мозга [16].
Данный период дошкольного детства характеризуется интенсивным развитием игровой деятельности, содержание и формы которой существенно обогащаются и усложняются. Наряду с этим в жизни детей все шире начинают входить элементы труда и учения. Благодаря развитию игры и возникновению элементов этих новых видов деятельности у дошкольников интенсивно формируется производительность (способность быть хозяином своего поведения) в ее разнообразных проявлениях (произвольное внимание и запоминание, овладение эмоциями, поиска и принятия решений, предвосхищение и оценка последствий принимаемых решений и т.п.). по мере формирования произвольности, а значит, и приобретения ребенком подлинной свободы в построении своего поведения, возрастает творческий потенциал его деятельности.
Прежде всего, воспроизводя те или иные движения, дети 5-6 начинают ориентироваться не на результат изображаемого действия с предметом (как дети 4-5 лет), а на особенности самого движения, которое выделяется ими из этого действия. Так, в ходе воспроизведения движения с воображаемой расческой, ложкой, ножницами и т.д. шестилетки демонстрируют не только результат, достижимый с помощью данной операции, но и характерные движения по применению этих предметов. Например, изображая действия с расческой, шестилетний ребенок не запускает, как малыш, всю пятерню в волосы. Он зажимает кисть в кулак, как бы удерживая ручку гребешка, и водит им на некотором расстоянии от головы, показывая движения при расчесывании волос. Здесь произвольность движений уже достигает высокой степени развития. Ребенок способен воспроизвести заданное движение по словесной инструкции в отсутствие предмета, в связи с которым оно формировалось [17,18].
Для детей старшего дошкольного возраста характерна высокая потребность в двигательной активности. Двигательная активность (ДА) в этом возрасте становится все более целенаправленной, в значительной мере зависимости от эмоционального состояния детей и от мотивов, которыми они руководствуются в своей деятельности. Самостоятельность, уверенность в себе, чувство удовлетворения – являются хорошими для целенаправленной ДА старших дошкольников.
В этом возрасте детям доступно овладение сложными видами движений и способами их выполнения, а также совершенствование некоторых элементов техники выполнения. Они способны достичь сравнительно высоких результатов в выполнении движений, совершая их в различном темпе, с разной амплитудой, проявляя значительные скоростно-силовые качества и выносливость [14].