Использование соревновательно-игрового метода в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 09:22, дипломная работа

Описание работы

Цель нашей работы: изучить особенности использования соревновательно – игрового метода в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью исследования решались следующие задачи:
1. Обобщить теоретические данные, показывающие особенности организации физического воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ;
2. Определить задачи, средства и методы физического воспитания детей дошкольного возраста;
3. Изучить особенности возрастного развития детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать технологию использования соревновательно – игрового метода в процессе физического воспитания старших дошкольников.

Содержание работы

Введение.……………………………………………………..……………….......3
Глава I. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста.…………………………………..………………….………..……..........5
1.1. Задачи физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях...……………………………..…………………………………........5
1.2. Средства и методы физического воспитания в дошкольном образовании...……............................................................................................................10
Выводы по первой главе…………………………………………………………21
Глава II. Методика использования соревновательно – игрового метода в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста….....23
2.1. Особенности возрастного развития детей старшего дошкольного возраста……………………………..…………….……………………….…..23
2.2. Технология использования соревновательно – игрового метода в процессе физического воспитания старших дошкольников…………..….......29
Выводы по второй главе…………………………………………………...…....41
Заключение…………………………………………………………………...…..43
Используемая литература…………………………………………………….….45

Файлы: 1 файл

Использование соревновательно - игрового метода.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

Групповая тактика предусматривает участие в соревновательно – игровых действиях двух и более  участников. Совершенствование взаимодействия осуществляется в игровых упражнениях, играх, соревнованиях. Командные действия предполагают выбор способов взаимодействия при ведении соревнования или игры членов всей команды. На этот выбор влияет тактическая схема игры команды противника, ее техническая и психическая подготовка. Успех решения тактических задач зависит от технической подготовки исполнителей, их творчества и организованного выполнения замысла [2, 42].

Психическая подготовка в соревновательно – игровой деятельности решает задачи психического воздействия, направленные на воспитание  морально – волевых качеств детей старшего дошкольного возраста.  Средством формирования волевых черт характера учащихся является физическая  нагрузка. Специфичность волевых качеств в том, что они проявляются в виде деятельности, в которой происходило их развитие. Отсюда необходимость создавать соревновательные и игровые условия, в которых развиваются и закрепляются сильные стороны характера, где необходимо проявление стойкости, уверенности, решительности, выдержки.

При работе с детьми 5-6 лет важно приобщать их через соревнования, игровые действия к систематическим занятиям физической культурой на основе сознательного отношения к преодолению трудностей. Хорошим средством развития воли учащихся служат упражнения по преодолению трудностей, а также игры и соревнования, где появляется необходимость проявления твердости характера, решительности, упорства, настойчивости.

В соревновательно – игровой практике психологическая подготовка осуществляется следующими методами:

  1. методом упражнений по преодолению трудностей;
  2. методом настраивающих упражнений (с целью настраивания ученика на необходимое психическое состояние);
  3. метод идеомоторных упражнений, т.е. мысленного продумывания действий и конкретизирования  будущей двигательной деятельности;
  4. метод психорегулирующей тренировки, позволяющей с помощью упражнений уменьшить напряжение и настроить на предстоящую деятельность.

Рекомендации по воспитанию волевых качеств в соревновательно – игровой обстановке всегда должны соответствовать возрастным возможностям дошкольников. Высказывания должны носить деловой, доброжелательный характер. Раздражение или необоснованные упреки руководителя могут нанести травму учащемуся и не будут способствовать развитию его волевых качеств [7].

Применение идей кибернетики в педагогической области и, в частности, в физической подготовке основано на том, что процесс совершенствования воспитания можно рассматривать как определенный вид управления, а именно, как управление формированием и развитием психических и физических качеств детей 5-6 лет. Сущность программированного обучения заключается в том, что весь объем информации разделяется на части, которые обучающийся обязан усвоить в строгой последовательности при непременном условии перехода к закреплению в соревновательно – игровой обстановке. Причем на всех этапах совершенствования должна быть обеспечена обратная связь между обучающим и обучающимся.

Программированное обучение и особенно алгоритмизация отдельных сторон физической подготовки привлекают все большее внимание специалистов физического воспитания. Под алгоритмом обычно понимают точное предписание о выполнении в строго установленном порядке операций, дающих решение некоторого класса задач. В физическом воспитании алгоритм (алгоритмическое предписание) представляет собой точное описание выполнения в строго установленном порядке элементов определенного двигательного действия, обеспечивающего высокую эффективность овладения определенными двигательными навыками. Задача преподавателя при этом состоит в выработке алгоритмических предписаний и организаций соревновательно – игровой деятельности учащихся согласно этим предписаниям [28].

В учебном процессе алгоритмизация соревновательно – игровых упражнений делится на четыре взаимосвязанных этапах: общее ознакомление с техникой выполнения двигательного действия или игрового приема; разучивание его в упрощенных, специально созданных условиях; разучивание в усложненных условиях; совершенствование приема в игре или соревновании [7].

  1. Общее ознакомление с соревновательно – игровым действием, игрой. На данном этапе создается четкое представление о технике двигательного действия. Для этого пользуются неоднократным объяснением и показом: вначале быстро, как в игровой обстановке, а затем медленно, обращая внимание на наиболее важные детали движения. Рассматривается техника выполнения, даются общие сведения о наличии данного приема в спорте далее дети самостоятельно выполняют действие или игровой прием. Необходимо добиваться, чтобы первые пробные попытки выполнения приема содержали меньше ошибок, тогда формирование двигательного навыка будет проходить более успешно.
  2. Разучивание приемов соревновательно – игровой деятельности в упрощенных, специально созданных условиях. Здесь перед дошкольниками ставится задача овладеть правильной структурой движения. Прием выполняют в упрощенных условиях: например, ловлю мяча и перебрасывание после набрасывания. Наиболее сложные приемы изучаются по частям. Только после этого упражнение выполняется полностью. Для каждой игры или двигательного действия разрабатывается методика последовательного разучивания игровых приемов на основе принципа «от простого к сложному». При соревновательно – игровом выполнении движений детей необходимо выявлять и исправлять ошибки. Вначале исправляются основные (грубые) ошибки, а затем второстепенные. Для этого применяют повторный показ, объяснение, выполнение техники приема расчленено, медленно и т.д.
  3. Разучивание приема соревновательно – игровой деятельности в усложненных условиях необходимо для доведения его до исполнения, близкого к реальному, без ошибок, на хорошей скорости, быстро и непринужденно. В усложненных условиях добиваются не только правильного взаимодействия с мячом, но и с партнером. Усложнение условий для разучивания достигается повышением скорости, увеличение расстояния, быстроты, силы, изменением направления, увеличением  амплитуды движения. Другой способ - выполнение приема на повышенной скорости, в сочетании с другими приемами, на уменьшенной площадке, увеличение количества выполнения упражнений за единицу времени, повышение требовательности к точности или скорости выполнения. Для усложнения условий в игровых заданиях даются варианты выполнения приема при пассивном, а затем при активном противодействии партнера, а также с изменением количества взаимодействующих партнеров.
  4. Совершенствованием приема в игре или соревновании преподаватель добивается того, чтобы прием выполнился правильно при внезапном изменении соревновательно – игровых ситуаций, а также рационально использовался детьми старшего дошкольного возраста в конкретной игровой обстановке. На данном этапе используются упражнения, учебные игры с определенной установкой на выполнение приема. Совершенствование приема в  игре создает условия для творчества, инициативы, быстрого принятия решений.

Алгоритмизация соревновательно – игровых действий подразумевает в учебно – тренировочном процессе программированное обучение, где воспитатель по физической культуре может без дополнительных затрат не только улучшить физическое развитие и подготовку учащихся, но и проводить занятия более разнообразно.

К элементам программированного обучения можно отнести карточки – задания (Приложение 1). Поскольку они представляют собой схему, с помощью которой происходит совершенствование двигательных действий детей в соревновательно – игровой обстановке. Под алгоритмическим предписанием в карточках выступают точные указания в установленном порядке вариантов определенного двигательного действия, используемого в игре или соревновании и обеспечивающего высокую эффективность овладением тем или иным двигательным навыком. При этом создается рабочая картотека – система методически подобранных заданий, позволяющая в дальнейшем работать творчески и разнообразно. [7;15] .

Физкультурные занятия необходимо проводить 3 раза в неделю по 30 мин. Два занятия – в зале, одно – на спортивной площадке детского сада. Можно использовать программу по физическому воспитанию для дошкольного «Из детства в отрочество» [9] с применением соревновательно – игровых упражнений, игр, соревнований, эстафет, а также карточек – заданий. Для совершенствования  и развития физических качеств необходимо проводить спортивно – массовые  мероприятия («День прыгуна», «День бегуна»). Также необходимо осуществлять контроль за эффективностью использования соревновательно-игрового метода. Контроль за развитием физических качеств можно осуществлять по методике Лагутина А.Б., специально адаптированном для дошкольников.

Педагогическое тестирование уровня физических качеств по методике  А.Б.Лагутина (1998) [20].

С помощью тестирования выявляют уровень основных физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости и выносливости. Прыжок с места используют, чтобы определить уровень «взрывной» силы. Дети прыгают по очереди, давалось 2 попытки лучший результат заносится в протокол. Дистанция 30м проводится для определения быстроты. Фиксируется время пробега с высокого старта. Старт давался для двух детей, время определяется с помощью секундомера. Челночный бег (2 х 10м) используют для определения уровня развития ловкости. Старт дается по команде для двух детей, предлагается две попытки, на финише фиксируется время выполнения челночного бега. В протокол заносится лучшая попытка.

Гибкость плечевого сустава определяется посредством метания малого мяча. Уровень ее развития выявляется дальностью полета [20]. Детей 5-6 лет метали мяч по – очереди. Давалось 3 попытки, лучшую вносили в протокол.

Уровень специальной выносливости был выявлен при использовании теста: «Вис на согнутых руках». Фиксировалось время удержания виса. В протокол заносили результат одной попытки.

При тестировании уровня физических качеств предлагаются общие указания.

  1. Все двигательные задания выполняются в спортивной одежде.
  2. В специально приспособленных для тестирования зале и спортивной площадке.
  3. Предварительно ознакомились с инструкцией по проведению каждого теста, разъясняя детям, выполнение задания и как будут оцениваться результаты.
  4. Разминка перед тестированием не проводилась.
  5. не разрешалось выполнять детям предварительные попытки.
  6. Одобрялось и стимулировалось точное выполнение двигательных заданий.

По методике Лагутина А.Б. [20] для определения развития физических качеств предъявляются следующие требования:

  • образное название упражнения;
  • исходное положение;
  • задание;
  • оценка результата;
  • то, что учитывается при выполнении упражнения;
  • указания для воспитания.

Рассмотрим это на примере одного теста.

  1. Тест на определение «взрывной» силы: «Прыжок в длину с места».

Образное название: «Кузнечик»

Исходное положение: стойка на полужесткой опоре, ноги врозь, на ширине ступни.

Задание: толчком двух ног прыгнуть как можно дальше.

Оценивается: длина прыжка от линии старта до пяти «ближней» к ней при приземлении ноги в сантиметрах.

Учитывается: лучшая из 2 попыток, выполненных подряд.

Инструкция для ребенка: «Встань перед линией старта как можно ближе к ней, ноги разведи на ширину ступни. Слегка согни их в коленях, отведи руки назад, немного наклонись вперед. Взмахни вперед, оттолкнись как можно сильнее и как можно дальше прыгни вперед. Во время прыжка все время  тянись руками вперед! Упражнение выполняется 2 раза, а засчитывается лучшая, самая далекая из попыток».

Указания для воспитателя: положите ленту вдоль ямы с песком или коридора, в котором выполняется прыжок. Встаньте или сядьте сбоку и контролируйте дальность прыжка. Она измеряется от стартовой линии до точки, расположенной у края ближней к линии старта  приземлившейся ноги. Если ребенок упадет во время приземления, дайте ему дополнительную попытку. Проследите, чтобы точки отталкивания и прицеливания были на одном уровне. Будьте внимательны при регистрации результатов прыжков – они могут  быть очень разными. Для активизации детей положите впереди на разумном расстоянии  предмет – ориентир, до которого они должны допрыгнуть.

 

Выводы по второй главе:

 

В этом возрасте можно развивать практически все качества и обучать всем движениям. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точности, ритмичности, согласованность отдельных движений. Скоростные способности воспитываются путем выполнения простых двигательных действий, обычно в игру. При воспитании силы и силовой выносливости, прежде всего надо обращать внимание на мышцы живота, спины, ног, рук, стопы. Силовые нагрузки должны быть незначительными, обычно это упражнения, отягощенные собственным весом тела. Отставание прироста физических качеств от отставания прироста антропометрических показателей свидетельствует о неправильной методике физического воспитания и отрицательно сказывается как на физическом развитии, так на умственной работоспособности.

Необходимо помнить, что в период старшего дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Это связано с эндокринными сдвигами, происходящими в организме. Ребенок теряет избыточную округлость, начинается формирование и окостенение грудной клетки и позвоночника. Быстрый скачкообразный приводит к несоответствию структуры и функции органов и систем, что делает организм 5-6 летнего ребенка чрезвычайно податливым к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, в том числе к ограничению двигательной активности, статическим нагрузкам, психическому напряжению.

Высшая нервная деятельность, двигательная функция достигают достаточно высокой степени развития и способствуют в этом возрасте овладению формами движений, требующими точности, согласованности движений, быстроты, гибкости и ловкости.

Дети старшего дошкольного возраста хорошо переносят кратко – временные скоростно-силовые упражнения. Статические усилия сопровождаются быстрым утомлением. Ограничена способность работать «в долг». В этом возрасте у детей слабо развита устойчивость внимания. Им свойственна высокая эмоциональность, сильно развита потребность у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, быстро наступает утомление. При развитии физических качеств, следует учитывать индивидуальные  особенности организма детей, а также возрастные изменения их двигательной активности.

Соревновательно – игровой метод эффективен при проведении физкультурных занятий, так как он предусматривает  программированное обучение двигательным действиям, специальные упражнения для развития физических качеств, игры, эстафеты и соревнования.

Информация о работе Использование соревновательно-игрового метода в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста