Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 09:22, дипломная работа
Цель нашей работы: изучить особенности использования соревновательно – игрового метода в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью исследования решались следующие задачи:
1. Обобщить теоретические данные, показывающие особенности организации физического воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ;
2. Определить задачи, средства и методы физического воспитания детей дошкольного возраста;
3. Изучить особенности возрастного развития детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать технологию использования соревновательно – игрового метода в процессе физического воспитания старших дошкольников.
Введение.……………………………………………………..……………….......3
Глава I. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста.…………………………………..………………….………..……..........5
1.1. Задачи физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях...……………………………..…………………………………........5
1.2. Средства и методы физического воспитания в дошкольном образовании...……............................................................................................................10
Выводы по первой главе…………………………………………………………21
Глава II. Методика использования соревновательно – игрового метода в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста….....23
2.1. Особенности возрастного развития детей старшего дошкольного возраста……………………………..…………….……………………….…..23
2.2. Технология использования соревновательно – игрового метода в процессе физического воспитания старших дошкольников…………..….......29
Выводы по второй главе…………………………………………………...…....41
Заключение…………………………………………………………………...…..43
Используемая литература…………………………………………………….….45
Использование соревновательно - игрового метода
в процессе физического воспитания детей
старшего дошкольного возраста
Допущена к защите Исполнитель:
«___»_________2005 г Скорняков Константин
Владимирович
Зав.кафедрой_________ Научный руководитель:
старший преподаватель Старцев Андрей Александрович Рецензент:
Шадринск 2005 г.
Содержание
Введение.…………………………………………………….
Глава I. Теоретические основы физического
воспитания детей дошкольного возраста.…………………………………..………………
Выводы по первой главе…………………………………………………………21
Глава II. Методика использования соревновательно – игрового метода в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста….....23
Выводы по второй главе…………………………………………………...…..
Заключение……………………………………………………
Используемая литература……………………………………………………
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ. Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, бегает, прыгает и т.д. улучшают деятельность всех систем организма, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшает обмен веществ. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Дошкольный возраст является важным периодом формирования у ребенка двигательных умений и навыков, развития основных физических качеств, воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Эффективность решения задач направленного использования физической культуры в дошкольном возрасте зависит от организации целесообразного двигательного режима, от методики направленного использования физических упражнений
В настоящее время внимание педагогов, психологов, физиологов привлечено к разработке различных аспектов содержания и методики занятий по физическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) (например: программы «Из детства в отрочество» Т.Доронова [9]; «Здоровый дошкольник» Ю.Ф.Змановский [12,13]). Для развития детей дошкольного возраста, освоению новых движений, формированию психических качеств, предпочтение отдают соревновательно – игровому методу, который широко используется на занятиях по физическому воспитанию и спортивно – массовой работе.
Актуальность данной работы определяет цель нашей работы: изучить особенности использования соревновательно – игрового метода в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: соревновательно-игровой метод в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью исследования решались следующие задачи:
ГЛАВА I. Теоретические основы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста
1.1. Задачи физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ)
В общей системе всестороннего и гармонического развитие человека физического воспитания ребенка дошкольного возраста, занимает особое место. Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического воспитания, высокой работоспособности; в эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начального воспитания физических качеств.
Физическое формирование ребенка тесно связанно с его интеллектуальным и морально-волевым развитием, с развитием всех психических функций. Решающую роль при этом играет влияние жизненных условий и воспевание.
В годы до школьного детства важнейшими задачами физического воспитания являются охрана жизни и укрепление здоровья, совершенствования функций организма ребенка, содействия его правильному физическому развитию и закаливанию, повышение работоспособности. Значение этих задач обусловлено тем, что, несмотря на быстрый рост и развития органов и систем, деятельность их ещё несовершенна, слабо выражены защитные свойства организма, маленькие дети легко подвергаются неблагоприятным влияниям внешней среды. Поэтому необходимо содействовать правильному и своевременному развитию костной системы и связочно-суставного аппарата, форматирования физических изгибов позвоночника, развитию сводов стопы; укреплять все группы мышц, особенно мышц – разгибатели; способствовать развитию сердечно-сосудистой системы, увеличивать возможности её приспособление к разным и быстро меняющим нагрузкам; укреплять дыхательную мускулатуру, способствовать углублению и ритмичности дыхания, развитию умения согласовать дыхание с движением; содействовать развитию нервной системы и органов чувств.
Важной задачей является развитие движений детей, формирование дыхательных навыков и физических качеств – ловкости, быстроты, силы, выносливости.
Существенная сторона работы по физическому воспитанию дошкольников - формирование правильной осанки. Необходимо привить детям навыки личной и общественной гигиены, нужные, и быту и при занятиях физической культурой.
На занятиях физической культурой решаются и воспитательные задачи; они очень разнообразны. Основными из них являются воспитание положительных черт характера, нравственных и волевых качеств, выработка потребности и привычка к ежедневным занятиям физическими упражнениями умения творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в самостоятельной деятельности.
Физическое воспитание должно способствовать осуществлению умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей, помогать поддерживать у них бодрое, жизнерадостное настроение и активность.
Работа по физической культуре с детьми в ДОУ осуществляются по программам которые направлены на развитие движений, совершенствование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, гибкость, быстрота реакции, координация). Педагогам необходимо позаботиться о создании условий для развития детской двигательной деятельности. Важно, чтобы полученные детьми двигательные умения и навыки во время разных видов занятий по физической культуре широко использовались в повседневной жизни.
Развитие у детей способности организовывать двигательную деятельность «по своей собственной программе» в коллективе сверстников позволит избежать гиподинамии в ДОУ и создаст базу для широкого использования арсенала движений во время активного отдыха. С целью формирования устойчивых навыков правильного осуществления двигательных действий, заданий важно активизировать детей в необычных ситуациях (в парке, лесу, на спортивной площадке и т.д.).
ДОУ работают по определенным программам, которые содержат определенный подбор игр и физических упражнений для детей от 4 до 7 лет, который может быть реализован в различных формах и видах двигательной деятельности в детском саду.
Например, в программе «Из детства в отрочество» Т.Дороновой [9], подробно раскрыты основные направления работы с детьми 4 – 7 лет по физическому воспитанию.
Основные направления работы с детьми 4 – 5 лет
Оздоровительные задачи
Образовательные задачи
Основные направления работы с детьми 6 – 7 лет
Образовательные задачи
Воспитательные задачи