Использование соревновательно-игрового метода в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 09:22, дипломная работа

Описание работы

Цель нашей работы: изучить особенности использования соревновательно – игрового метода в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью исследования решались следующие задачи:
1. Обобщить теоретические данные, показывающие особенности организации физического воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ;
2. Определить задачи, средства и методы физического воспитания детей дошкольного возраста;
3. Изучить особенности возрастного развития детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать технологию использования соревновательно – игрового метода в процессе физического воспитания старших дошкольников.

Содержание работы

Введение.……………………………………………………..……………….......3
Глава I. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста.…………………………………..………………….………..……..........5
1.1. Задачи физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях...……………………………..…………………………………........5
1.2. Средства и методы физического воспитания в дошкольном образовании...……............................................................................................................10
Выводы по первой главе…………………………………………………………21
Глава II. Методика использования соревновательно – игрового метода в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста….....23
2.1. Особенности возрастного развития детей старшего дошкольного возраста……………………………..…………….……………………….…..23
2.2. Технология использования соревновательно – игрового метода в процессе физического воспитания старших дошкольников…………..….......29
Выводы по второй главе…………………………………………………...…....41
Заключение…………………………………………………………………...…..43
Используемая литература…………………………………………………….….45

Файлы: 1 файл

Использование соревновательно - игрового метода.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Шадринский государственный педагогический институт

Кафедра спортивных дисциплин

 

 

 

 

 

 

Использование соревновательно - игрового метода

в процессе физического воспитания детей

старшего дошкольного возраста

 

Выпускная квалификационная работа

По специальности 033100 - Физическая культура

 

 

 

Допущена к защите                                           Исполнитель:

«___»_________2005 г                                      Скорняков Константин

                   Владимирович

Зав.кафедрой_________                                     Научный руководитель:

старший преподаватель               Старцев Андрей Александрович   Рецензент:

 

 

 

 

Шадринск 2005 г.

 

Содержание

Введение.……………………………………………………..……………….......3

Глава I. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста.…………………………………..………………….………..……..........5

    1. Задачи физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях...……………………………..…………………………………........5
    2. Средства и методы физического воспитания в дошкольном образовании...……............................................................................................................10

Выводы по первой главе…………………………………………………………21

 

Глава II. Методика использования соревновательно – игрового метода в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста….....23

    1. Особенности возрастного развития детей старшего дошкольного возраста……………………………..…………….……………………….…..23
    2. Технология использования соревновательно – игрового метода в процессе физического воспитания старших дошкольников…………..….......29

Выводы по второй главе…………………………………………………...…....41

 

Заключение…………………………………………………………………...…..43

Используемая литература…………………………………………………….….45

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

АКТУАЛЬНОСТЬ. Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, бегает, прыгает и т.д. улучшают деятельность всех систем организма, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшает обмен веществ. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Дошкольный возраст является важным периодом формирования у ребенка двигательных умений и навыков, развития основных физических качеств, воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Эффективность решения задач направленного использования физической культуры в дошкольном возрасте зависит от организации целесообразного двигательного режима, от методики направленного использования физических упражнений

В настоящее время внимание педагогов, психологов, физиологов привлечено к разработке различных аспектов содержания и методики занятий по физическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) (например: программы «Из детства в отрочество» Т.Доронова [9]; «Здоровый дошкольник» Ю.Ф.Змановский [12,13]). Для развития детей дошкольного возраста, освоению новых движений, формированию психических качеств, предпочтение отдают соревновательно – игровому методу, который широко используется на занятиях по физическому воспитанию и спортивно – массовой работе.

Актуальность данной работы определяет цель нашей работы: изучить особенности использования соревновательно – игрового метода в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: соревновательно-игровой метод в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с поставленной целью исследования решались следующие задачи:

  1. Обобщить теоретические данные, показывающие особенности организации физического воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ;
  2. Определить задачи, средства и методы физического воспитания детей дошкольного возраста;
  3. Изучить особенности возрастного развития детей старшего дошкольного возраста;
  4. Разработать технологию использования соревновательно – игрового метода в процессе физического воспитания старших дошкольников.

 

ГЛАВА I. Теоретические основы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

 

1.1. Задачи физического  воспитания в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ)

 

В общей системе всестороннего и гармонического развитие человека физического воспитания ребенка дошкольного возраста, занимает особое место. Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического воспитания, высокой работоспособности; в эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начального воспитания физических качеств.

Физическое формирование ребенка тесно связанно с его интеллектуальным и морально-волевым развитием, с развитием всех психических функций. Решающую роль при этом играет влияние жизненных условий и воспевание.

В годы до школьного детства важнейшими задачами физического воспитания являются охрана жизни и укрепление здоровья, совершенствования функций организма ребенка, содействия его правильному физическому развитию и закаливанию, повышение работоспособности. Значение этих задач обусловлено тем, что, несмотря на быстрый рост и развития органов и систем, деятельность их ещё несовершенна, слабо выражены защитные свойства организма, маленькие дети легко подвергаются неблагоприятным влияниям внешней среды. Поэтому необходимо содействовать правильному и своевременному развитию костной системы и связочно-суставного аппарата, форматирования физических изгибов позвоночника, развитию сводов стопы; укреплять все группы мышц, особенно мышц – разгибатели; способствовать развитию сердечно-сосудистой системы, увеличивать возможности её приспособление к разным и быстро меняющим нагрузкам; укреплять дыхательную мускулатуру, способствовать углублению и ритмичности дыхания, развитию умения согласовать дыхание с движением; содействовать развитию нервной системы и органов чувств.

Важной задачей является развитие движений детей, формирование дыхательных навыков и физических качеств – ловкости, быстроты, силы, выносливости.

Существенная сторона работы по физическому воспитанию  дошкольников - формирование правильной осанки. Необходимо привить детям навыки личной и общественной гигиены, нужные, и быту и при занятиях физической культурой.

На занятиях физической культурой решаются и воспитательные задачи; они очень разнообразны. Основными из них являются воспитание положительных черт характера, нравственных и волевых качеств, выработка потребности и привычка к ежедневным занятиям физическими упражнениями умения творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в самостоятельной деятельности.

Физическое воспитание должно способствовать осуществлению умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей, помогать поддерживать у них бодрое, жизнерадостное настроение и активность.

Работа по физической культуре с детьми в ДОУ осуществляются по программам которые направлены на развитие движений, совершенствование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, гибкость, быстрота реакции, координация). Педагогам необходимо позаботиться о создании условий для развития детской двигательной деятельности. Важно, чтобы полученные детьми двигательные умения и навыки во время разных видов занятий по физической культуре широко использовались в повседневной жизни.

Развитие у детей способности организовывать двигательную деятельность «по своей собственной программе» в коллективе сверстников позволит избежать гиподинамии в ДОУ и создаст базу для широкого использования арсенала движений во время активного отдыха. С целью формирования устойчивых навыков правильного осуществления двигательных действий, заданий важно активизировать детей в необычных ситуациях (в парке, лесу, на спортивной площадке и т.д.).

ДОУ работают по определенным программам, которые содержат определенный подбор игр и физических упражнений для детей от 4 до 7 лет, который может быть реализован в различных формах и видах двигательной деятельности в детском саду.

Например, в программе «Из детства в отрочество» Т.Дороновой [9], подробно раскрыты основные направления работы с детьми 4 – 7 лет по физическому воспитанию.

Основные направления работы с детьми 4 – 5 лет

Оздоровительные задачи

  1. Сохранять и укреплять здоровье детей.
  2. Развивать функциональные и адаптационные возможности детей и улучшать их работоспособность.
  3. Формировать умение сохранять правильную осанку.
  4. Удовлетворять потребность детей в движении.

Образовательные задачи

  1. Расширять и углублять представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями и играми.
  2. Знакомить с различными способами выполнения основных видов движений.
  3. Развивать пространственные ориентировки в статическом положении и в движении.
  4. Формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движений.
  5. Создавать условия для проявления ребенком ловкости, скорости и других физических качеств.
Воспитательные задачи
  1. Воспитывать интерес к активной двигательной деятельности.
  2. Развивать умение быть организованными, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
  3. Воспитывать самостоятельность  и учить проявлять активность в разных играх и упражнениях.
Основные направления работы с детьми 5 – 6 лет
Оздоровительные задачи
  1. Формировать правильную осанку и развивать все группы мышц.
  2. Повышать степень устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.
  3. Побуждать детей к самостоятельному использованию хорошо знакомых видов и способов закаливания дома и в детском саду.
Образовательные задачи
  1. Формировать представление о своем теле, о необходимости сохранения своего здоровья.
  2. Увеличивать запасы двигательных навыков за счет разучивания спортивных упражнений и игр с элементами спорта.
  3. Овладевать элементами техники основных видов движений.
  4. Расширять знания детей о многообразии физических и спортивных упражнений.
Воспитательные задачи
  1. Развивать у детей интерес к разным видам двигательной деятельности (учебной, игровой, трудовой и т.д.).
  2. Повышать интерес произвольности действий детей.
  3. Развивать у детей настойчивость и выдержку при достижении цели, стремление к качественному выполнению движений.
  4. Развивать доброжелательные отношения со сверстниками в процессе совместной деятельности.

Основные направления работы с детьми 6 – 7 лет

Оздоровительные задачи
  1. Повышать тренированность организма, его устойчивость к воздействию различных неблагоприятных факторов.
  2. Развивать способность к удержанию статических поз и поддерживанию правильного положения позвоночника.
  3. Обеспечивать систематическую тренировку мелкой мускулатуры, тонких движений рук.
  4. Удовлетворять потребность детей в движении.
  5. Повышать уровень умственной и физической работоспособности.

Образовательные задачи

  1. Расширять у детей представления и знания о разных видах физических упражнений спортивного характера.
  2. Побуждать детей к созданию различных вариантов упражнений и игр в самостоятельной двигательной деятельности.
  3. Формировать умения изменять характер движений в зависимости от содержания музыкального произведения, добиваясь выразительности двигательных действий.
  4. Использовать двигательный опыт, умения, навыки в различных условиях (в лесу, парке и за пределами дома и т.д.).
  5. Целенаправленно развивать физические качества (скоростные, скоростно-силовые, силу, гибкость, ловкость и выносливость).
  6. Развивать умение выбора способов выполнения движений, учитывая свои возможности, правильно оценивая свои силы и целесообразно применяя их в заданных условиях.

Воспитательные задачи

  1. Формировать у детей потребность в регулярных занятиях физической культуры.
  2. Воспитывать ответственное отношение к выполнению правил и различных заданий.
  3. Развивать у детей умение самостоятельно организовывать разные по степени подвижности игры и выполнять упражнения.
  4. Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со своими сверстниками, взаимопомощи и сопереживания.

Информация о работе Использование соревновательно-игрового метода в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста