Использование соревновательно-игрового метода в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 09:22, дипломная работа

Описание работы

Цель нашей работы: изучить особенности использования соревновательно – игрового метода в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью исследования решались следующие задачи:
1. Обобщить теоретические данные, показывающие особенности организации физического воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ;
2. Определить задачи, средства и методы физического воспитания детей дошкольного возраста;
3. Изучить особенности возрастного развития детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать технологию использования соревновательно – игрового метода в процессе физического воспитания старших дошкольников.

Содержание работы

Введение.……………………………………………………..……………….......3
Глава I. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста.…………………………………..………………….………..……..........5
1.1. Задачи физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях...……………………………..…………………………………........5
1.2. Средства и методы физического воспитания в дошкольном образовании...……............................................................................................................10
Выводы по первой главе…………………………………………………………21
Глава II. Методика использования соревновательно – игрового метода в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста….....23
2.1. Особенности возрастного развития детей старшего дошкольного возраста……………………………..…………….……………………….…..23
2.2. Технология использования соревновательно – игрового метода в процессе физического воспитания старших дошкольников…………..….......29
Выводы по второй главе…………………………………………………...…....41
Заключение…………………………………………………………………...…..43
Используемая литература…………………………………………………….….45

Файлы: 1 файл

Использование соревновательно - игрового метода.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

Дети 5-7 способны получать удовлетворение в результате  успешного достижения цели и преодоления трудностей. Им свойственен широкий круг специальных знаний, умение анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации и получаемого результата. Все это содействует активизации двигательной деятельности детей, проявлению инициативы, волевых качеств, способствует развитию интереса к занятиям по физической культуре.

Потребность детей старшего дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но она не всегда реализуется на должном уровне. Все больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей, как в семье, так и в детском саду – увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статистических поз, дети все  больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач и т.д.

По данным исследования М.М.Руновой [27], средний объем ДА детей за время пребывания в дошкольном учреждении у мальчиков 5 лет составил – 12650 движений, девочек – 11080 движений; мальчиков 6 лет – 13800 движений, девочек – 13200; у детей 7 лет соответственно  14250 и 13600 движений. Так же  выявлены значительные различия в индивидуальных показателях ДА детей 5-7 лет во время самостоятельной двигательной деятельности на утренней прогулке в разное время года. Так, у детей 5 лет диапазон индивидуальных показателей объема ДА составляет от 1100 до 3200 движений, 6 лет – от 1800 до 4500 движений, 7 лет – от 2000 до 5800 движений.

Физическое воспитание в ДОУ предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие направлено на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений. С ростом ребенка под воздействием окружающих его взрослых быстро расширяется круг доступных движений. При этом время появления и дальнейшего совершенствования двигательного умения обусловлено уровнем развития физического качества, без которого оно не может быть выполнено. Развитие физических качеств, происходит под влиянием постоянных упражнений, что расширяет диапазон двигательных возможностей детей. Поэтому необходимо целенаправленно работать над развитием физических качеств.

Основными физическими качествами человека принято считать быстроту, выносливость, силу, ловкость. При выполнении любого упражнения или двигательного действия в той или иной степени проявляются все физические качества, но преимущественное значение приобретает какое - либо одно из них. Например, для соревновательного бега на короткие дистанции и некоторых подвижных игр характерна, главным образом, быстрота. При ходьбе, беге, передвижений на лыжах и коньках на длину дистанцию, проявляется выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега – сила в сочетании с быстротой.

Каждое физическое качество развивается в непрерывной связи с формированием двигательных навыков. Для своего развития оно требует соответствующей подготовки организма, внешних условий, использования специфических средств и методов [39].

В дошкольном возрасте преимущественное  внимание должно быть уделено развитию основных физических качеств. Не следует забывать о соразмерном развитии силы и выносливости, но при этом нужно строго учитывать особенности возраста детей [1,15].

Быстрота – способность человека выполнять движения в минимальный отрезок времени [44].

Высокая пластичность и большая подвижность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройка условно - рефлекторных связей, у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты.

Для развития быстроты пригодны упражнения, выполняемые с нарастающей скоростью, например, ходьба, бег, передвижение на лыжах и коньках с постоянным увеличением скорости. Развитию быстроты двигательных реакций способствуют подвижные игры с бегом, физические упражнения, проводимые в соревновательной форме [1].

Выносливость – способность человека выполнять какую – либо работу (в том числе физические упражнения) в течение возможно более длительного времени [35].

Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению, поэтому в дошкольном возрасте лучше всего применять разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Полезны также подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости. Рекомендуются прогулки, длительность которых увеличивается. При этом следует тщательно дозировать упражнения, учитывая особенности возраста и уровень физической подготовленности детей [15].

Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечных усилий.

Увеличение силы может быть достигнуто за счет увеличения перемещаемой массы (поднятие предмета, преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях) и поднятия собственного тела (прыжки в длину и в высоту с места и с разбега, лазанье по наклонным и вертикальным лестницам, подтягивание на гимнастической стенке и др.) [2, 42, 36].

В старшем дошкольном возрасте следует развивать силу всех мышц, особенно разгибателей спины и ног. Для этого в основном используется обще развивающие упражнения (прыжки, метание). Учитывать анатомические особенности детей старшего дошкольного возраста, не следует стремиться к максимальным результатам и превышать нормы прыжка (в высоту с места и с разбега, с высоты) потому, что это может отрицательно повлиять на развитие костной системы, а так же внутренних органов. Не рекомендуются и упражнения, вызывающие задержку дыхания и натуживание.

Ловкость - способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки [8].

Для развития ловкости нужно на занятиях с детьми разучивать новые упражнения. Это повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и способность овладевать новыми упражнениями.

Для развития ловкости используют также подвижные игры, характерную черту которых внезапные изменения ситуаций. Играющим приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, быстро без всякого промедления решать сложные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников [15].

 

2.2.Технология  использования соревновательно  – игрового метода в процессе физического воспитания старших дошкольников

 

Применение соревновательно – игрового метода в учебном процессе помогает решать задачи всестороннего развития дошкольников, совершенствования двигательных умений и навыков, связанных с современной техникой того или иного вида учебной программы детского сада. Эмоциональная окрашенность занятий при этом способствует возникновению у детей повышенной заинтересованности в двигательной деятельности, воспитанию физических и морально – волевых качеств, иначе говоря, вызывает у них интерес и желание заниматься физической культурой, что сегодня имеет немаловажное значение.

Учебный процесс по физическому воспитанию состоит из следующих видов подготовки: физической, технической, тактической и психологической. Данное разделение видов подготовки условно, поскольку на практике они тесно связаны между собой. Так, физическая подготовка позволяет быстрее овладеть не только техническими, но и тактическими приемами движения [29].

Физическая подготовка является фундаментом для освоения любого вида учебной программы детского сада, и способствует быстрому овладению умениями и навыками.

В общую физическую подготовку  входит развитие основных физических качеств детей: силы, быстроты, ловкости, гибкости, и выносливости.  При общей физической подготовке рекомендуется использовать соревновательно – игровой метод, поскольку в процессе  соревновательно – игровой деятельности можно уделить большое внимание тем физическим качествам, которые недостаточно развиваются узкоспециальными упражнениями.

Средствами данного метода являются подвижные игры и соревновательные упражнения, оказывающие общее воздействие на физическую и психическую подготовку дошкольников. К ним можно отнести соревновательное выполнение упражнений, простейшие подвижные игры, связанные с бегом, прыжками и метанием. Подбор средств общей физической подготовки для  каждого занятия зависит от задач, решаемых на нем, а также условий обучения. При этом надо учитывать гигиенический фактор, т.е. занятия, следует проводить на свежем воздухе, спортивной площадке, стадионе, в лесопарковой зоне. Хорошая общая физическая подготовка дошкольника и как следствие этого – его гармоническое развитие, связанное с совершенствованием мышечного чувства, представляют собой необходимый фундамент для дальнейшего развития.

В настоящее время исследованиями и практикой подтверждено, что двигательные качества наиболее успешно развиваются в том случае, если в соревновательно – игровой деятельности применяют комплексный подход. Это значит, что на занятиях по физическому воспитанию должны использоваться средства, заимствованные из различных видов спорта. К ним можно отнести упражнения, предусматривающие одновременное развитие быстроты, силы, выносливости и т.д. Применение их в определенных сочетаниях способствует освоению двигательного действия, а отсутствие многообразия при спортивной специализации  значительно снижает двигательный диапазон детей 5-6 лет, а также развитие их координационных способностей [17,18].

В физической подготовке особое место занимает скоростно-силовая подготовка. Воспитание силы является основой для проявления других физических качеств. От уровня ее развития зависит проявление выносливости, быстроты, ловкости.

Развитие скоростно-силовых качеств успешно достигается с помощью разнообразных упражнений и игр, где  решающей является частота выполнения движений. Помимо сложных передвижений, это могут быть задания с отягощением, со снарядом (мяч) и на снарядах (полосы препятствия или гимнастические снаряды), а также упражнения с оказанием сопротивления партнеру. Такие задания, связанные с единоборствами, развивают не только скоростную силу и выносливость, но и ловкость, волю к победе [15].

Используя соревновательно – игровой метод, можно успешно развивать быстроту. Соревновательные упражнения и подвижные игры для развития быстроты должны быть разнообразными, охватывающими различные группы мышц и нацеленными на совершенствование регулярной деятельности центральной нервной системы. Многократное выполнение таких упражнений в сочетании с бегом, прыжками дает большой эффект при развитии не только быстроты, но и скоростной выносливости.

Большое значение для развития двигательной реакции имеет быстрое выполнение упражнений и различных игр по неожиданному сигналу (команде).

А что постоянно сохранялась острота его воспитания, упражнения должны быть не только разнообразными, но и доступными для выполнения.

Развитие выносливости связано со способностью противостоять утомлению при длительной работе. Проведение занятий для ее развития в соревновательно – игровой форме повышает эмоциональный настрой учащихся, заставляет их преодолевать все трудности.

В условиях соревнования или игры развитие координационных действий происходит более эффективно, так как выполнение их приближено к реальным условиям той или иной спортивной деятельности. В целом соревновательно – игровые занятия являются также хорошими подводящими и подготовительными упражнениями, позволяющими быстрее освоить учебно-спортивную программу практически в любом учебном заведении.

Развитие гибкости (подвижности в суставах) в соревновательно – игровой деятельности осуществляется при пассивном и активном воздействии. При пассивном воздействии учащиеся стремятся сохранить равновесие с максимальной амплитудой, соревнуются как за временное количество, так и за качество выполняемых упражнений, а при активном – их усилия направлены на достижение большей амплитуды или скорости, а также более  интенсивного вращения.

Под технической подготовкой в соревновательно – игровой деятельности подразумевается педагогический процесс, направленный на овладение детьми рациональной техникой самых разнообразных (не только игровых) приемов и обязательное ее закрепление в игровой и соревновательной обстановке.

Перед дошкольниками ставится задача: более глубоко познать  технику движений, добиться их свободного, слитного выполнения и совершенствовать ритм и технику действия в соответствии с индивидуальными особенностями. Основная цель технической подготовки – это овладение всеми способами выполнения изучаемого движения и их различными сочетаниями в условиях, приближенных к игре или соревнованию.

В целях дальнейшего совершенствования движений применяют различные методические приемы: в легкой атлетике – увеличение дистанции или высоты, в гимнастике – увеличение амплитуды, в спортивных играх – переход от выполнения на шесте к выполнению в движении, сочетание нескольких элементов в облегченных или нормальных условиях соревнования или игры.

Успешно закрепленная в соревновательно – игровой обстановке всесторонняя техническая подготовка служит основой для осуществления тактических действий. Чем выше техническая подготовка учащихся, тем успешнее они могут решать тактические задачи, тем тактическое мастерство группы или команды в целом растет [2].

Тактическая подготовка в соревновательно – игровой деятельности детей 5-6 лет это процесс формирования системы способов ведения игры или двигательных действий.

Тактическая подготовка предусматривает овладение индивидуальными, групповыми и командными действиями, умение правильно воспринимать и анализировать соревновательно – игровую ситуацию и принимать быстрое решение для выбора технического действия, предвидеть форму воздействия с партнерами.

Под индивидуальными действиями понимают целесообразность применения наборов, технических упражнений или игровых приемов в игре, для чего необходимо – овладеть способами передвижения, умением выбирать  место для ведения игры, а также наиболее целесообразный способ действия в сложившейся соревновательно – игровой ситуации.

Информация о работе Использование соревновательно-игрового метода в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста