Комплектование и особенности подготовке спортивных пар в теннисе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Одним из важных звеньев массовой физической культуры явля¬ются детско-юношеские спортивные школы, которые в то же время образуют начальную базу подготовки юных спортсменов к высоким спортивным достижениям. В связи с этим вопрос совершенствования подготовки юных теннисистов является актуальным и перспективным. В настоящее время в работе детско-юношеских спортивных школ по теннису основной акцент в тренировочной работе делается на под¬готовку к одиночным играм.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..
Глава 1. ПРОБЛЕМА КОМПЛЕКСОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ КОМАНД КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ………
1.1 Социально-психологические аспекты комплектова¬ния групп и коллективов………………………………………………………………
1.2 Педагогические аспекты комплектования спортив¬ных коллективов……………………………………………………………….
1.3 Особенности технико-тактической подготовки спортсменов…………
Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…
2.1 Задачи исследования………………………………………………………
2.2 Методы исследования…………………………………………………….
2.3 Сбор и систематизация документальной инфор¬мации………………..
2.4 Анализ литературных источников………………………………………
2.5 Методы математической обработки…………………………………….
2.6 Организация исследования………………………………………………
Глава 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯ-ТЕЛЬНОСТИ ТЕННИСНЫХ ПАР ………………………………………….
3.1 Особенности технико-тактических действий тенни¬систов в парных соревнованиях…………………………………………………………………
3.2 Пространственные и временные характеристики со¬ревновательной деятельности теннисистов в пар¬ных соревнованиях………………………..
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 148.37 Кб (Скачать файл)

- -



- -



- -



- -



- -



- -



- -



- -



- -



- -



- -



 

- 120. -



- ш -



- -



21 с.



 

- -



 

КЫРГЫЗСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ И НВС

КАФЕДРА ФУТБОЛА, РЕГБИ И ТЕННИСА

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ТЕМА: « Комплектование и особенности подготовке спортивных пар в теннисе».

 

                                        ИСПОЛНИТЕЛЬ:

                                                  

                                                                                                               РУКОВОДИТЕЛЬ:

 

 

 

 

БИШКЕК – 2014г.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………..

Глава 1.  ПРОБЛЕМА КОМПЛЕКСОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ КОМАНД КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ………

    1. Социально-психологические аспекты комплектования групп и коллективов………………………………………………………………
    2. Педагогические аспекты комплектования спортивных коллективов……………………………………………………………….
    3. Особенности технико-тактической подготовки спортсменов…………

Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…

2.1 Задачи исследования………………………………………………………

2.2 Методы исследования…………………………………………………….

2.3 Сбор и систематизация документальной информации………………..

2.4 Анализ литературных источников………………………………………

2.5 Методы математической  обработки…………………………………….

2.6 Организация исследования………………………………………………

Глава 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕННИСНЫХ ПАР ………………………………………….

3.1 Особенности технико-тактических действий теннисистов в парных соревнованиях…………………………………………………………………

3.2 Пространственные и временные характеристики соревновательной деятельности теннисистов в парных соревнованиях………………………..

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     

 

                                                 Введение

 

Одним из важных звеньев массовой физической культуры являются детско-юношеские спортивные школы, которые в то же время образуют начальную базу подготовки юных спортсменов к высоким спортивным достижениям. В связи с этим вопрос совершенствования подготовки юных теннисистов является актуальным и перспективным. В настоящее время в работе детско-юношеских спортивных школ по теннису основной акцент в тренировочной работе делается на подготовку к одиночным играм. При этом, подготовке к парным соревнованиям уделяется явно недостаточно внимания [5, 14, 17, 18]. Отсутствуют и научно-методические исследования в этом направлении. Так, 95% всех исследований по теннису посвящены особенностям подготовки к одиночным играм и только 5% - к парным соревнованиям. Этим во многом объясняется тот факт, что в настоящий момент советские теннисные пары не отвечают всем требованиям современного тенниса.

В связи с этим цель нашего исследования состояла в научном обосновании методов совершенствования подготовки теннисных пар.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

ПРОБЛЕМА КОМПЛЕКТОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ

СПОРТИВНЫХ КОМАНД КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

I.I. Социально-психологические аспекты комплектования групп и коллективов

Проблема комплектования групп и коллективов с целью повышения эффективности их деятельности привлекла к себе внимание педагогов и психологов сравнительно недавно [34].

Одним из первых исследований в этой области явилась работа, проведенная в 30-е годы в институте охраны труда. Исследовались вопросы наиболее рациональной организации людей, повышающей их производительность труда. Так, было выявлено, что скорость выполнения операции на конвеере, в частности, зависит от рационального размещения рабочих. Если "быстрый" работник сидел впереди "медленного", темп ускорялся и наоборот [34].

Однако более активно исследуемая проблема начала разрабатываться в 60-е годы, когда появилась настоятельная необходимость в практическом выходе в целях комплектования морских, летных и космических экипажей, арктических экспедиций, спортивных команд и т.п. [27, 34].

В условиях стресса деятельность группы, эффективность ее работы зависит от большого числа многообразных факторов. Поскольку при решении человеком индивидуальных задач стрессовый фактор действует только на данного индивида, его реакция, характер поведения будут определять его стрессоустойчивость и эффективность деятельности. Так как "общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу" [I, с. 214], то в условиях совместной взаимосвязанной деятельности поведение каждого включено в сложную систему взаимоотношений, от оптимальности которой зависит результативность общей деятельности.

Исследования Ф.Д.Горбова и М.А.Новикова [43, 44] свидетельствуют о том, что нельзя на основании только индивидуальных характеристик участников совместной деятельности прогнозировать успешность их групповой работы, поскольку группа не является простой суммой индивидов. Ими предложен ряд методов, позволяющих определить уровень успешности деятельности группы, состоящей из определенных индивидов. Разработанная "гомеостатическая методика" позволила при формировании группы учитывать психофизиологические и социально-психологические аспекты взаимодействия [42, 43, 44] . Методика получила широкое признание среди психологов и педагогов.

Были проведены экспериментальные исследования взаимодействия людей в операторских группах, спортивных коллективах, экипажах самолетов [28, 42] .

Большинство ученых сходится во мнении о том, что одним из главных условий успешного

взаимодействия является наличие относительного свойства совместимости [21, 22, 28, 34, 42], под которой понимается "эффект сочетания и взаимодействия индивидов, который характеризуется максимальной субъективной удовлетворенностью партнеров друг другом при значительных (выше среднего) эмоционально-энергетических затратах".

В настоящее время выделяют пять уровней совместимости:

1.физиологический - совместимость возрастно-половых особенностей индивидов, особенностей метаболических процессов, свойств нервной системы, темпо-ритмических функций и т.д.;

2.психофизиологический - совметимость особенностей темперамента, сенсомоторных реакций индивидов и т.д.;

3.психологический - совместимость характеров, мотивов;

4.социально-психологический - согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентаций;

5.социально-идеологический - общность идеологических ценностей.

При исследовании психологической совместимости выделяют два основных принципа [28]:

  • принцип подобия-контраста партнеров;
  • принцип гомеостазиса.

Считается, что комплектование партнеров с учетом вышеуказанных принципов необходимо осуществлять в зависимости от условий деятельности: для одного вида деятельности важным является подобие, близость членов группы по определенным характеристикам, для другого - контраст. При этом практически не изученным и достаточно спорным является вопрос о том, по каким характеристика индивидов необходимо подобие, а по каким, наоборот, контраст.

Проведенные исследования показали, что в некоторых областях совместной деятельности по ряду, психологических характеристик необходимо их подобие. При этом необходимо учитывать относительную ограниченность принципа подобия, поскольку "...человеческая индивидуальность настолько уникальна, что нельзя подобрать абсолютно изоморфных партнеров по взаимодействию"[13].

Психологическая несовместимость партнеров при взаимодействии не позволяет достичь высоких результатов деятельности вследствие неспособности понять друг друга в критической ситуации, несинхронности психомоторных реакций, различий во внимании, мышлении и в других врожденных и приобретенных свойствах личности, которые препятствуют совместной деятельности [29].

Анализируя межличностное взаимодействие, под которым понимается действующая, реально функционирующая связь, взаимная зависимость между субъектами, необходимо отметить и другую сторону взаимодействия - сработанность [17]. По мнению Н.Н.Обозова, "сработанность - это эффект сочетания и взаимодействия индивидов который характеризуется максимально возможной продуктивностью в совместной работе при минимальных эмоционально-энергетических затратах на деятельность и взаимодействие на фоне достаточной субъективной

)

удовлетворенности (ближе к средней)" [16]. Главным компонентом сработанности является успешность деятельности, а главным компонентом совместимости - субъективная удовлетворенность.

"Эталоном" сработанности являются пары  индифферентных друг к другу  субъектов. Эти пары показывают  максимальную успешность совместной  деятельности (при минимальных затратах) и достаточно высокую субъективную удовлетворенность состояний [17]. Между сработанностью и совместимостью иногда существуют противоречивые зависимости. Однако для наиболее успешной совместной деятельности необходима максимальная сработанность при максимальной совместимости.

 

 

 

Исследования Н.Н.Обозова показали, что наиболее высокая сработанность в группах лиц, показывающих при индивидуальном обследовании хорошие показатели скорости и точности выполнения определенной работы и имеющие высокую степень подобия по этим показателям. Несколько худшие показатели сработанности у испытуемых, имеющих контрастные индивидуальные показатели времени и точности. Самые низкие показатели были обнаружены у группы, составленной из испытуемых с одинаково низкими показателями времени и точности работы. По удовлетворенности совместной работой выявлены другие закономерности. Первый тип групп показал наибольшую взаимную удовлетворенность, второй - наименьшую, третий - среднюю. Оптимальная совместимость партнеров была только в первом типе групп.

Показатели эффективности групповой работы студентов выше, если в состав группы включены лица, имеющие значительное сходство по такому показателю, как степень потребности в общении [16].

 Рассматривая совместную деятельность членов "малой группы" по показателям психофизиологической совместимости ее участников, приходит к выводу, что более высокий уровень сплоченности группы достигается в том случае, когда ее участники обладают различным набором "типологических факторов".

Одно из наиболее интересных исследований взаимосвязи свойств темперамента и эффективности индивидуальной и совместной деятельности операторов по вероятностному прогнозированию было проведено В.М.Русаловым. Им было доказано, что в ситуации совместной деятельности как при невербальном, так и вербальном взаимодействии структура базальных свойств темперамента партнеров (а именно, их соотношение) является важным фактором успешности прогнозирования. Наиболее благоприятным, как правило, оказывается сочетание противоположных типов темперамента.

 

 

 

 

 

Социально-психологические исследования, проведенные со студентами, показали, что более неуравновешенные типы, эффективные в поведении, предпочитают иметь дело с противоположным типом поведения. Лица, имеющие сильную нервную систему, успешнее общаются, решают различные совместные задачи с партнерами, у которых более слабая нервная система и наоборот. Такую же картину можно наблюдать при сопоставлении уровней практического интеллекта двух лиц. Более совместными оказываются те, которые имеют различные уровни практического интеллекта. Исследования В.С.Овчинникова выявили следующую закономерность: наиболее продуктивно работают группы, где лидер обладает эвристическим стилем мышления, а ведомый - алгоритмическим. Исследования Х.Трайдсона подтверждают взаимозависимость эффективности групповой деятельности и индивидуально-психологической разнородности группы по характеристике "склонность к творческому мышлению".

Изучая ролевую структуру научного коллектива при решении творческих задач в "Р-группах", В.П.Карцев установил, что гетерогенные группы по сравнению с гомогенными значительно эффективнее и быстрее решали творческие задачи. В творческой группе необходимо сочетание ее членов по ролям: "генератор", "критик", "коммуникатор".

Исследования зарубежных авторов Л.Лиргеера и Д.Ж.Раймлака установили, что диады, сформированные из доминантного и субликсионного членов, характеризовались значительно более благоприятными межличностными отношениями по сравнению с диадами с однородными партнерами.

Р.Акоффр и Э.Эмери [4] создали балансную модель партнеров, основанную на двух основных характеристиках личности - "активность-пассивность". Авторы считают, что различие по показателям "активности-пассивности" является условием гармоничного распределения психологической нагрузки во взаимодействующей группе.

Таким образом, в социальной психологии по проблеме комплектования малых групп накоплен достаточно обширный теоретический и эмпирический материал, который может быть использован в спортивной педагогике.

Информация о работе Комплектование и особенности подготовке спортивных пар в теннисе