Комплектование и особенности подготовке спортивных пар в теннисе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Одним из важных звеньев массовой физической культуры явля¬ются детско-юношеские спортивные школы, которые в то же время образуют начальную базу подготовки юных спортсменов к высоким спортивным достижениям. В связи с этим вопрос совершенствования подготовки юных теннисистов является актуальным и перспективным. В настоящее время в работе детско-юношеских спортивных школ по теннису основной акцент в тренировочной работе делается на под¬готовку к одиночным играм.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..
Глава 1. ПРОБЛЕМА КОМПЛЕКСОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ КОМАНД КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ………
1.1 Социально-психологические аспекты комплектова¬ния групп и коллективов………………………………………………………………
1.2 Педагогические аспекты комплектования спортив¬ных коллективов……………………………………………………………….
1.3 Особенности технико-тактической подготовки спортсменов…………
Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…
2.1 Задачи исследования………………………………………………………
2.2 Методы исследования…………………………………………………….
2.3 Сбор и систематизация документальной инфор¬мации………………..
2.4 Анализ литературных источников………………………………………
2.5 Методы математической обработки…………………………………….
2.6 Организация исследования………………………………………………
Глава 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯ-ТЕЛЬНОСТИ ТЕННИСНЫХ ПАР ………………………………………….
3.1 Особенности технико-тактических действий тенни¬систов в парных соревнованиях…………………………………………………………………
3.2 Пространственные и временные характеристики со¬ревновательной деятельности теннисистов в пар¬ных соревнованиях………………………..
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 148.37 Кб (Скачать файл)

- высоко интеллектуальным, творческим, гибким характером действий, высоким уровнем оптимальности стратегических и тактических решений;

- индивидуализацией стратегии, тактики и техники, широким проявлением в игре сильных сторон личности спортсмена, его физических и психологических возможностей, использованием техники с индивидуально наиболее рациональными движениями, лишенными печати стандартного академизма и позволяющими успешно действовать в сложных, динамических игровых условиях;

- широким использованием в стратего-тактических целях фактора неожиданности спортивной техники, позволяющей замаскированно, неожиданно осуществлять замыслы благодаря отсутствию информативных для противника движений, по которым он мог бы осуществлять прогнозирование;

- высокой надежностью соревновательной деятельности, выражающейся в поддержании высокого уровня ее эффективности в длительной и напряженной спортивной борьбе с различными противниками и в различных условиях;

- гибким варьированием стратегии, тактики, техники применительно к особенностям игры на "быстрых", "средних" и "медленных" по скорости отскока мяча площадках, а также с учетом действий различных по стилю игры противников;

- приданием моделям игры стратегической направленности, выражающейся в том, что они приобретают характер контрмоделей применительно к особенностям действий и подготовленности основных противников, "шлифуются" с ориентацией на подготовку к главным соревнованиям, где с такими противниками предстоит встречаться;

- очень прочным "игровым фундаментом" - мощной и очень точной игрой у сетки;

- высокой скоростью и маневренностью передвижений по площадке, способностью выполнять безошибочные удары в быстром передвижении;

- нападающей направленностью подачи и при первой возможности контратакующей направленностью приема подачи, высоким процентом попаданий с первой подачи для осуществления быстрого нападения - выходов к сетке;

- широким, уверенным использованием нападения, умением успешно действовать в сложных условиях, когда для отражения мяча необходимо применять удары с лета и полулета в низкой точке.

В тактике парной игры решающее значение имеют сыгранность партнеров (т.е. согласованность их действий) и умение вести игру у сетки [14, 18, 41] .

Тактику парной игры условно можно классифицировать на два вида: а) тактику партнеров при своей подаче и б) тактику партнеров при подаче соперника[18, 19] и др. .

"Если вы  хотите победить в парной игре, - пишет И.Гем, настройтесь на то, что она сложнее тактики одиночной игры и требует умения более быстро оценивать обстановку и молниеносно принимать решения. На первый взгляд, кажется, что классные теннисисты играют в паре чисто импульсивно, но это заблуждение. В основе кажущейся легкости и быстроты принятия решений в той или иной ситуации лежит огромный игровой опыт" [36, с. 154].

 

 

Одним из перспективных направлений по совершенствованию технико-тактического мастерства спортсменов является оптимизация тренировочной и соревновательной деятельности игроков на основе учета их индивидуально-психологических особенностей [2, 23, 24, 25, 33, 37, 38]. Знание особенностей интеллектуальных, психомоторных, эмоциональных и волевых сфер личности спортсменов позволяет тренерам индивидуализировать технико- тактическую подготовку, совершенствовать стиль деятельности спортсменов.

Одним из основных компонентов тактического мастерства спортсменов является тактическое мышление [6, 13, 32].

Для спортивных игр и единоборств характерен тип задач в нестандартных ситуациях и в условиях крайнего дефицита времени. Поэтому развитие быстроты и точности принятия решений является основным компонентом тактической подготовки спортсменов [2, 8, 9, 13, 18, 23, 24,].

Особое значение в спортивных играх, отмечает В.С.Келлер приобретает возможность к рефлексивному мышлению, так. как игрок должен рефлексивно воссоздать в своем сознании не только модель, которую разработал противник, но и адекватно отображать модели партнеров по команде. Неадекватность рефлексивного отображения модели игры в сознании партнеров приводит во многих случаях к потере всех преимуществ, даже при полностью адекватном отображении модели противника. В связи с этим одной из актуальных задач тактической подготовки является формирование игрового взаимопонимания партнеров команды. Для этой цели, как правило, применяется известный и достаточно оправдавший себя метод наигрывания игровых комбинаций путем многократного повторения [8, 9, 12, 13, 18, 30, 31].

Однако, вслед за А.П.Травиной, необходимо отметить, что этот метод при наличии положительных сторон имеет ряд значительных недостатков, а именно:

- снижение творческой активности игроков;

- он не способствует формированию у спортсменов способности оценивать игровую ситуацию и прогнозировать действия;

- создание "ножниц" между условиями формирования и условиями реальной игровой деятельности, где спортсмен должен принимать одно решение из большого количества возможных вариантов в условиях острого дефицита времени.

Автором был предложен новый метод формирования игрового взаимопонимания, в основу которого положены два основных методических приема:

а) создание неопределенности игровой ситуации за счет отсутствия информации о возможных действиях партнеров;

б) создание неопределенности игровой ситуации за счет отсутствия информации о возможных действиях противников.

)

В научно-методической литературе по теннису методы совершенствования технико-тактической подготовки теннисистов к парным соревнованиям разработаны, по нашему мнению, недостаточно. Как правило, основным методом тактической подготовки является участие спортсменов в соревнованиях. Но этот метод не всегда приносит желаемые результаты, поскольку подготовка к ним носит спонтанный характер. Необходима разработка новых средств и методов технико-тактической подготовки теннисных пар, целенаправленно формирующих способность игроков взаимодействовать друг с другом, прогнозировать действия партнеров и соперников. Если обратиться к практике тенниса, то можно отметить отсутствие такого рода целенаправленных средств и методов. В связи с этим возникает необходимость в разработке специальных средств совершенствования технико-тактической подготовки теннисных пар. 

ГЛАВА  2  ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ  ИССЛЕДОВАНИЯ

    1. Задачи исследования

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

    1. Определить особенности соревновательной деятельности теннисистов в парных играх;
    1. Выявить индивидуально-психологические особенности личности теннисистов, наиболее значимые для соревновательной деятельности в парных играх;
    2. Выявить практические рекомендации по комплектованию спортивных пар в теннисе.

Гипотеза исследования. Предполагается, что подготовка теннисных пар в детско

юношеских спортивных школах будет более эффективной, во-первых, при рациональном комплектовании партнеров с учетом их игрового стиля и индивидуально-психологических особенностей, во-вторых, с использованием специально разработанного комплекса упражнений, направленного на повышение эффективности игровой деятельности теннисных пар, совершенствование взаимодействия между игроками, развитие их творческой активности, способности согласованно оценивать ситуацию и прогнозировать действия партнера и соперников.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые получены следующие результаты:

- определены особенности деятельности теннисистов в парных соревнованиях;

- разработаны рациональные варианты комплектования теннисных пар с учетом игрового стиля партнеров, уровня развития психических функций партнеров, индивидуальных социально-психологических особенностей личности партнеров.

Практическая значимость работы состоит в том, что в результате исследований составлены методические рекомендации для тренеров по комплектованию теннисных пар, позволяющие осуществлять рациональный подбор партнеров на основе научно обоснованных принципов (контраста-подобия, дополнительности). Рекомендован в практику ДЮСШ по теннису апробированный в ходе педагогического эксперимента комплекс упражнений, направленный на совершенствование технико-тактической подготовки теннисных пар.

 

    1. Методы исследования

Для решения поставленных задач использовался широкий комплекс методов и методик исследования.

 

2.3 Сбор и систематизация документальной информации

С целью сопоставления результатов выступления спортсменов в одиночных и парных соревнованиях и выяснения особенностей комплектования сильнейших пар СССР и мира проводился анализ мировых и Всесоюзных спортивных классификаций за 50 лет.

 

    1. Анализ литературных источников

Для изучения вопросов отбора и комплектования коллективов спортивных команд, особенностей тактической подготовки и анализа технико-тактической деятельности спортсменов изучалась специальная литература по социальной и спортивной психологии, теории и методике спортивных игр и единоборств, основ спортивной тренировки, а также исследования отечественных и зарубежных специалистов в области тенниса.

 

2.5 Методы математической статистики

В исследовании вычислялись следующие математико-статистические показатели:

X - среднее арифметическое  значение; 6 - среднее квадратическое отклонение; т - ошибка среднего арифметического значения; г - коэффициент ранговой корреляции Спирмена; v - коэффициент вариации; w - коэффициент конкордации.

Достоверность различий двух несвязанных выборок определялась по t-критерию Стьюдента, двух связанных выборок - по X- критерию Вандервандера.

 

 

 

 

 

 

 

2.6 Организация исследования

Исследования проводились в период 2010 - 2013 гг. Всего в исследовании приняло участие 86 теннисистов высокого уровня подготовленности (МСМК, МС, I разряд) в возрасте 16 - 25 лет.

Обследование спортсменов проводилось в период учебно-тренировочных сборов мировых и международных соревнований.

Программа обследований включала выявление индивидуально- психологических особенностей личности спортсменов по 20 показателям.

В связи со спецификой процесса комплектования, требующего множественного сравнения результативности соревновательной деятельности теннисных пар при различных сочетаниях партнеров, проверка и экспериментальное обоснование рациональных вариантов комплектования осуществлялись без привлечения контрольной группы. В качестве параметров для контрольных измерений были выбраны показатели результативности соревновательной деятельности двух групп пар испытуемых (п = 12), составленных:

а) на основе традиционных подходов;

б) по разработанным нами рекомендациям с учетом игрового стиля партнеров и их индивидуально-психологических особенностей.

Анализу подвергались результаты соревнований на первенстве России среди юношей.

В связи с особенностями календаря соревнований теннисистов (двух соревновательных периодов - зимнего и летнего) совершенствование технико-тактической подготовки теннисных пар осуществлялось в весеннем подготовительном периоде, который состоял из трех мезоциклов: втягивающего, базового, предсоревновательного.

 

 

 

 

 

 

Глава 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕННИСНЫХ ПАР

С целью определения особенностей соревновательной деятельности теннисистов в парных играх необходимо было выявить:

а) особенности их технико-тактических действий;

б) пространственные и временные характеристики.

3.1.Особенности технико-тактических действий теннисистов в парных соревнованиях

Выявление особенностей технико-тактических действий (ТТД) осуществлялось путем анализа видеомагнитофонных и стенографических записей соревновательной деятельности теннисистов в парных играх.

Полученные результаты показали, что в течение пятисетового матча спортсмены выполняют в среднем 990,5 + 61,2 ТТД, трехсе- тового матча - 618,1+ 58,3 ТТД, что почти в два раза меньше по сравнению с одиночным разрядом. Такое существенное различие объясняется увеличением темпа игры и сокращением длительности розыгрыша очка в парных играх.

В среднем за один розыгрыш очка спортсмены совершают 12,0+ +2,1 технических приемов. Максимально зарегистрированное количество действий - 36,0 + 5,2. Чем выше уровень подготовленности теннисистов, тем длительнее розыгрыш очка (за исключением мгновенного выигрыша при своей подаче).

Анализ показателей частоты применения различных технических приемов в одиночных и парных соревнованиях позволил выявить особенности этих двух видов соревнований.

 

На рис. I представлены данные применения различных технических приемов в парном и одиночном разрядах. Как видно из рис. I, 48,3 + 3,7$ от всех применяемых в парной игре ударов приходится на подачу и прием ее. Это на 13,3$ больше, чем в одиночном разряде, что свидетельствует о более высоком значении подачи в парной игре по сравнению с одиночной. В парной встрече теннисистов высокой квалификации, как правило, геймы выигрываются попеременно, в основном подающей стороной. Достаточно какой-либо стороне проиграть хотя бы один гейм со своей подачи, и партия часто оказывается проигранной.

На удары с лета и смеш (удар над головой) в парном разряде приходится 34,1 + 2,1%. Практически 4/5 ударов в парной игре разыгрывается у сетки. Удары с задней линии сведены до минимума и составляют 9,8 + 0,6$. В одиночном разряде процент использования этих ударов сильно отличается от парной игры. Степень различия зависит от того, в каком стиле играет теннисист. Если спортсмен играет в атакующем стиле, то он 20,2 + 1,2$ ударов совершает с лета, 38,6 + 2,2$ ударов - с задней линии. Если же теннисист играет преимущественно с задней линии, то в его игре доминируют удары с отскока - 57,6 + 3,6$ (рис. I). Ударами с лета спортсмен играет лишь в том случае, когда противник преднамеренно вызывал его к сетке. Удары с лета и над головой используются в 6,7 + 0,4$ случаев.

Информация о работе Комплектование и особенности подготовке спортивных пар в теннисе