Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 11:45, курсовая работа
Одним из важных звеньев массовой физической культуры явля¬ются детско-юношеские спортивные школы, которые в то же время образуют начальную базу подготовки юных спортсменов к высоким спортивным достижениям. В связи с этим вопрос совершенствования подготовки юных теннисистов является актуальным и перспективным. В настоящее время в работе детско-юношеских спортивных школ по теннису основной акцент в тренировочной работе делается на под¬готовку к одиночным играм.
Введение……………………………………………………………………..
Глава 1. ПРОБЛЕМА КОМПЛЕКСОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ КОМАНД КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ………
1.1 Социально-психологические аспекты комплектова¬ния групп и коллективов………………………………………………………………
1.2 Педагогические аспекты комплектования спортив¬ных коллективов……………………………………………………………….
1.3 Особенности технико-тактической подготовки спортсменов…………
Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…
2.1 Задачи исследования………………………………………………………
2.2 Методы исследования…………………………………………………….
2.3 Сбор и систематизация документальной инфор¬мации………………..
2.4 Анализ литературных источников………………………………………
2.5 Методы математической обработки…………………………………….
2.6 Организация исследования………………………………………………
Глава 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯ-ТЕЛЬНОСТИ ТЕННИСНЫХ ПАР ………………………………………….
3.1 Особенности технико-тактических действий тенни¬систов в парных соревнованиях…………………………………………………………………
3.2 Пространственные и временные характеристики со¬ревновательной деятельности теннисистов в пар¬ных соревнованиях………………………..
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………
1.2. Педагогические
аспекты комплектования
Проблема комплектования спортивных коллективов начала разрабатываться в теории и практике физической культуры и спорта сравнительно недавно. Данная проблема чаще всего рассматривается в контексте взаимодействия и сыгранности спортивной команды [10, 12, 28, 33, 37, 38].
Анализ соревновательной деятельности игровых видов спорта показал, что
взаимодействие в спортивной команде имеет свои отличительные особенности, а
именно:
- спортивно-игровая
деятельность имеет
Как уже отмечалось выше, любое взаимодействие людей характеризуется двумя отличительными чертами - сработанностью и совместимостью партнеров по взаимодействию [21, 22, 28, 34]. В спортивной литературе под "сработанностью" понимается сыгранность спортивной команды.
По определению В.И.Казьмина, сыгранность - это "общее качество команды, необходимое для успешного решения поставленных задач, т.е. слаженное, четкое взаимодействие игроков на площадке, опирающееся на общие для команды или ее звеньев идею игры в целом, умение отгадать тактические замыслы партнеров, своевременно оказать необходимое содействие в их реализации ".
На основе предметного анализа спортивной деятельности Р.Л.Кричевский выделил четыре уровня совместимости в сфере игровой деятельности:
1. совместимость, основанная на сыгранности, сработанности партнеров (в ее основе лежит временной характер);
2.операвдонно-ролевая совместимость, т.е. совместимость в реализации отдельных компонентов игровой деятельности и целостных игровых ролей (ее основу составляют техниксмгактические характеристики спортсменов);
3.совместимость в личностных чертах (применительно к игровой деятельности спортсменов);
4.совместимость в игровом общении спортсменов.
Однако в настоящее время по каждому из перечисленных уровней проведено ограниченное количество исследований. В некоторых из них показано, что формирование игровых звеньев в спортивной команде существенно зависит от уровня развития психических качеств игроков. Так, в баскетболе наиболее эффективными игровыми звеньями являются те, которые скомплектованы из игроков, имеющих сходные показатели сенсомоторного реагирования. Была обнаружена определенная взаимосвязь между игровым взаимодействием и сенсомоторными реакциями: скорость и точность реакции выбора коррелирует со всеми показателями игровых взаимодействий, в то же время антиципирующая реакция и реакция на время не дают аналогичных корреляций.
В.И.Казьмин на основе проведенных исследований в волейбольных командах предлагает формировать игровые звенья с учетом показателей мыслительно-тактической совместимости игроков.
Достаточно интересное направление состоит в исследовании
влияния личностных особенностей партнеров на уровень их сыгранности. Было выявлено, что для наиболее сыгранных волейбольных команд характерен оптимальный уровень развития у игроков определенных свойств личности - самоконтроля, тревожности, экстраверсии, умения взаимодействовать в группе.
Как известно, личностные особенности спортсменов влияют на взаимоотношения партнеров, т.е. на психологический климат в команде. Было обнаружено, что под влиянием стресса взаимоотношения баскетболистов различного типа темперамента в соревнованиях изменяются по-разному. У сангвиников и холериков значительно снижаются способности управления командой. У баскетболистов меланхолического типа темперамента чаще, чем у других спортсменов, наблюдаются попытки успокоить или одобрить товарищей по команде. Спортсменки холерического и меланхолического типов темперамента под влиянием соревновательного стресса сокращают количество объяснений ошибок партнерам по команде. У всех баскетболистов (за исключением холериков) с повышением уровня стресса снижается количество случаев непонимания партнеров [33].
Л.Д.Гиссен [37] выдвинул предположение, что для наиболее эффективного выступления в соревнованиях по академической гребле необходимо комплектовать экипажи лодок из спортсменов, обладающих различными особенностями нервной системы. Автором показано, что по признаку "подвижность-инертность" нервных процессов гребцов в командах в результате эмпирического отбора образуются компенсирующие взаимосвязи, приводящие к оптимальному варианту.
Таким образом, по мнению ряда авторов, эффективность спортивной команды увеличивается, если ее члены обладают различными особенностями личности.
Исследование лидерства в контексте данной проблематики проводилось преимущественно на специально разработанной методике "гомеостат" [27, 28]. В исследованиях В.В.Медведева с соавт. было установлено, что эффективность деятельности звеньев в спортивной команде во многом зависит от рационального подбора игроков. Наиболее высокую степень согласованности в действиях показывают те группы, где есть ярко выраженный "лидер", и превалирует смешанный тип руководства (авторитарный и демократический). Низкий уровень согласованности показан группами, в которых при совместных действиях не было "лидера" или в группе все были "лидерами".
Однако, при всех достоинствах методики "гомеостат" вслед за Р.Д.Кричевским необходимо отметить, что она налагает ряд серьезных ограничений на изучение совместимости в реальной спортивной команде, поскольку условия деятельности в этой методике не отражают всего богатства и своеобразия спортивной деятельности, отношений, которые существуют в любом коллективе.
Еще один аспект исследования проблемы взаимодействия в спортивном коллективе состоит в изучении социально-психологических характеристик спортсменов. К.В.Артемьева и В.П.Волко
предлагают комплектовать спортивные волейбольные команды на основе предпочтительности выбора социометрических показателей. Такой подход достаточно эффективно применяется и в баскетбольных командах.
Исследования В.М.Деревенского и И.П.Волкова выявили влияние ролевого коммуникативного поведения на сыгранность команды. Было выделено четыре типа коммуникативного поведения: I) авторитарный; 2) обособляющийся; 3) координирующий; 4) приспособляющийся. Авторы пришли к выводу, что сыгранные команды имеют в составе игроков преимущественно с координирующим и приспособляющимся типом поведения, которые в определенной мере способны к ситуативному проявлению авторитарного и обособляющегося типов поведения.
Анализ литературных источников в контексте данной проблематики показал, что комплектование спортивных команд является важным аспектом в системе подготовки спортсменов. Рациональное комплектование команды является залогом эффективного взаимодействия и сыгранности партнеров. В данном направлении в спортивных играх ведутся достаточно широкие исследования. Однако, в советской и зарубежной научно-методической литературе по теннису этому вопросу уделяется явно недостаточное внимание [14, 18] . Ведущие специалисты в области тенниса - С.П.Белиц-Гейман, И.Гем, Е.Корбут, Э.Я.Крэе, В.Н.Янчук и др. - неоднократно указывали на необходимость тщательного изучения и практической разработки этой проблемы [14, 17, 18, 19, 36, 41] .
Однако в последнее время у многих теннисистов сложилось неправильное отношение к вопросам подготовки спортсменов парных разрядов. Нередко можно услышать такое мнение: "Если я хорошо подготовлюсь к одиночной игре, то и в парной не встречу трудностей". Однако уровень индивидуального мастерства не всегда является определяющим в командной игре. Хорошо продуманные парные тренировки со специальным подбором партнеров должны стать органической частью системы подготовки. Ряд авторов отмечает необходимость формирования постоянных составов пар уже в юношеском возрасте [8, 14, 17, 18]. Известный чехословацкий специалист в области тенниса И.Гем писал: "Требования, которые предъявляются к мастерам парной игры, достаточно высоки, а в некотором отношении даже более высокие, чем в одиночном разряде. Парная игра - особая статья в теннисе, требующая тщательной теоретической и практической подготовки" [14, с. 154]. Автор обращает внимание на то, что при выборе партнера необходимо учитывать стиль игры партнеров и их психологическую совместимость. Ряд авторов показали отрицательное влияние двух лидеров в паре на эффективность соревновательной деятельности даже, если они индивидуально сильные игроки [27]. К этому же выводу пришел известный специалист в области тенниса Е.Корбут . Ведущий советский тренер Э.Я.Крэе отмечает, что парная игра характеризуется быстрым темпом, борьбой всех четырех игроков у сетки, частыми перемещениями партнеров, которые до мелочей должны быть согласованы между собой. Хорошее взаимопонимание является основой успеха в парной игре. По мнению старшего тренера сборной команды СССР Ш.А.Тарпищева, основой парной игры является четкое взаимодействие партнеров, которые должны быть подобраны в пару по принципу дополнения. По его мнению, один из партнеров должен быть спокойным, ровным игроком с точными и ста- бильними ударами; другой - исключительно темпераментным теннисистом с мощными ударами с места и над головой.
Таким образом, анализ мнений ведущих специалистов по теннису показал настоятельную необходимость изучения проблемы комплектования и особенностей подготовки теннисных пар. Поскольку для парных разрядов наиболее специфической является технико- тактическая деятельность спортсменов, представляется целесообразным рассмотрение этого аспекта спортивной подготовки.
1.3. Особенности
технико-тактической
В современной теории спортивной тренировки под тактикой понимается целесообразное ведение спортсменом спортивной борьбы (индивидуальная тактика), подчиненной определенному замыслу и плану достижения соревновательной цели. В спортивных играх под термином "тактика" понимается рациональное применение индивидуальных, групповых и командных действий в борьбе с соперником для достижения цели [6, 8, 12, ІЗ, 30, 31] .
Основным содержанием тактики является использование в процессе спортивного поединка специальных знаний, умений и навыков, которые позволяют с наибольшей эффективностью использовать технические, физические, функциональные, психические возможности и успешно противодействовать сопернику.
По мнению С.П.Белиц-Геймана [15, 18, 19], основным содержанием соревновательной деятельности является целостная динамическая система, состоящая из трех сторон - стратегии, тактики и техники. Автор отмечает, что стратегия - это система действий широкого масштаба, нацеленная на осуществление перспективных задач спортивной борьбы, достижение решающего успеха на заключительных этапах соревнований, в первую очередь, во встречах с основными соперниками в главных соревнованиях [19, 20].
"Тактика - это
система действий
По мнению Э.Я.Крэе тактика тенниса состоит из двух частей: тактики игры в целом и тактики розыгрыша отдельного очка. Под тактикой игры в целом автор понимает общий план ведения игры, который учитывает техническую, физическую, морально-волевую подготовку игрока и его противника, а также внешние факторы. Тактика розыгрыша очка способствует успешному решению отдельных конкретных задач, возникающих в ходе игры.
При составлении тактического плана игры, по мнению Э.Я.Крэе, необходимо учитывать:
Старший тренер сборной команды СССР по теннису Ш.А.Тарпищев отмечает, что тактический план игры составляется до начала встречи и должен правильно оценивать: а) подготовленность противника; б) внешние условия; в) соотношение сил соревнующихся спортсменов.
Г.Кондратьева и А.Шокин считают, что тактика зависит от двух групп факторов: во-первых, субъективных (к ним относятся техника игрока, морально-волевые качества, степень развития тактического мышления, физическая подготовленность); во-вторых, объективных (к ним относятся техника соперника, его тактика, морально-волевые качества, физическая подготовленность, степень развития тактического мышления и внешние условия игры).
Стратегия и тактика современного тенниса отражает передовые тенденции развития соревновательной борьбы, которые характеризуются [l9]:
- активными, атлетическими действиями у сетки с широким использованием мощных, точных, вариативных ударов;
Информация о работе Комплектование и особенности подготовке спортивных пар в теннисе