Курс лекций по предмету "Введение в физическую культуру"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 00:19, курс лекций

Описание работы

Культура является наиболее сложным феноменом в современной науке. Об этом свидетельствует тот факт, что в отечественной и зарубежной теории культуры существуют сотни её определений.

Содержание работы

1. Определение понятия «культура»
2. Понятие «культура физическая» и её связь с общей культурой
3. Виды физической культуры
4. Основные понятия теории физической культуры
5. Средства физической культуры
5.1. Понятие о средствах физической культуры
5.2. Влияние физических упражнений на организм человека
5.3. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
5.4. Классификация физических упражнений
5.5. Естественные силы природы и гигиенические факторы
6. Этапы развития теории физической культуры
7. Функции и принципы физической культуры как социального явления

Файлы: 1 файл

Лекции по физ-ре.doc

— 6.36 Мб (Скачать файл)

Пример: Латентное время простой реакции у нетренированных людей составляет 0,2-0,3 с., у хорошо тренированных спортсменов – 0,1-0,2 с.

В двигательной деятельности человека в быту, на производстве, в спорте (особенно в спортиграх и единоборствах) большое значение имеют сложные реакции. В этом случае ориентирование человека при выполнении двигательных действий осуществляется с помощью комплексной деятельности анализаторов (зрительного, слухового и др.).

Комплексная сенсорная деятельность позволяет на основе информации от отдельных анализаторов формировать целостное представление относительно положения тела в пространстве и времени и эффективно реагировать адекватной формой поведения, осуществляя взаимодействия с предметами, спортивными снарядами, партнёрами и соперниками. Именно от точности оценки движений во времени и пространстве зависит своевременность и адекватность реагирования на постоянно и быстро изменяющиеся ситуации.

К сложным реакциям относятся:

  • Реакция на движущийся объект – это способность человека наиболее быстро и точно реагировать на нестандартные перемещения определённого объекта (объектов) в условиях дефицита времени и пространства.

В основе реакции на движущийся объект лежит умение постоянно удерживать его в поле зрения, определять пространственные и временные параметры перемещения объекта и оперативно подбирать адекватные движения-ответы. Чаще всего этот вид реакции встречается в спортиграх и единоборствах.

Пример: В футболе вратарь или игрок должен увидеть мяч, оценить направление и скорость его движения, выбрать план действия и успеть его осуществить. Время реакции вратаря в среднем имеет величину 0,18-0,21 с.

  • Реакция выбора – это способность человека наиболее быстро осуществлять выбор адекватного ответа на разнообразные раздражители в условиях дефицита времени и пространства.

Сложность реакции выбора обуславливается  практически безграничным разнообразием возможного изменения обстоятельств. Например, баскетболист, выпрыгивая для атаки по кольцу, вдруг видит защиту соперника и более выгодное положение партнёра. В этом случае он должен мгновенно среагировать и изменить своё предыдущее намерение.

В ряде случаев большую роль в  сокращении времени реагирования играет фактор предвидения ситуации (антиципация).

Пример: Опытный вратарь (футбол, хоккей и т.п.) может спрогнозировать направление удара по воротам по достаточно выраженным пространственно-временным характеристикам движений в фазе подготовки к удару или броску и заранее принять верное решение.

2) Быстрота одиночного  движения – это способность человека с высокой скоростью выполнять отдельные двигательные акты.

Координация таких движений относительно простая и мало влияет на скорость их выполнения, например: прямые одиночные  удары в боксе, уколы в фехтовании, движения руки при метании копья, ударе по мячу и т.д. В более сложных по координации движениях сокращение времени их выполнения связано с совершенствованием межмышечной координации. Чем более простое по координации упражнение и чем автоматизированнее движение, тем меньшее напряжение приходит в ЦНС при его выполнении и тем большая скорость движения.

3) Частота движений – это способность человека выполнять движения в максимальном темпе в единицу времени.

Темп движений очень важен в  циклических движениях спринтерского характера (пр., бег, гребля, плаванье, велоспорт) и при быстром повторении ациклических движений (пр., серия ударов в боксе). Каждое движение такого типа представляет собой упорядоченное чередование напряжения и расслабления одних групп мышц (синергистов) с одновременным расслаблением и напряжением других (антагонистов). Следует отметить, что процессы расслабления протекают значительно медленнее, чем процессы напряжения. При невысоком темпе движений это чередование протекает довольно чётко, без ошибок. При увеличении темпа наступает такой момент, когда возбуждение мышц-синергистов и мышц-антагонистов частично совпадает (т.е. мышцы не успевают расслабиться между очередными напряжениями). Вследствие этого возникает скоростная напряжённость, которая не позволяет увеличивать частоту движений и даже поддерживать её на достигнутом уровне.

Говоря о темпе движений, важно  иметь в виду, что понятие «темп» близко связано с понятием «скорость», но они отнюдь не тождественны. Можно, например, поднимать руку на разную высоту и опускать её в одинаковом темпе – скорость же движения руки при этом будет разная. Различной будет и скорость бега при одинаковой частоте, но разной длине беговых шагов. Вместе с тем вполне очевидно, что скорость бега зависит как от длины, так и от частоты шагов. Так, для каждого бегуна большое значение имеет определение оптимальных взаимоотношений длины и частоты беговых шагов.

Подводя итог всему сказанному, следует  также отметить, что многие двигательные действия человека требуют комплексного проявления быстроты, когда все рассмотренные её разновидности проявляются в сочетании.

 

3.2. Факторы, обуславливающие  проявление быстроты

Основными предпосылками того или  иного уровня проявления быстроты являются:

- структура мышц;

- внутримышечная и межмышечная координация;

- подвижность нервных процессов  и уровень нервно-мышечной координации;

- уровень развития скоростно-силовых  качеств и гибкости;

- интенсивность волевых усилий.

 

3.3. Возрастная динамика  естественного развития быстроты

Быстрота во всех своих проявлениях  на протяжении жизни прогрессируют значительно меньше, чем другие физические качества, и значительно раньше подвергается возрастным инволюционным изменениям.

Прогрессивное естественное развитие быстроты наблюдается до 14-15 лет у девушек и до 15-16 лет у юношей. В дальнейшем скорость целостных движений у девушек даже ухудшается, а у юношей очень медленно возрастает до 17-18 лет и потом стабилизируется.

Таким образом, с окончанием пубертатного периода практически прекращается дальнейшее развитие быстроты. Это, правда, не означает, что после 15-16 лет невозможно добиться существенного её улучшения за счёт специализированной тренировки. Однако индивидуальные достижения будут значительно выше, если начать развитие быстроты в сенситивный период.

 

3.4. Средства  развития быстроты

В связи с тем, что в ряде случаев  скорость движения зависит не только от уровня развития быстроты, но и от уровня развития силы, выносливости, гибкости, а также от сформированности техники движения, в методике развития быстроты различают два направления: целостное совершенствование быстроты и аналитическое совершенствование тех факторов, от которых она зависит.

При подборе средств  развития быстроты, прежде всего, следует  учитывать следующее:

1) специфику разновидности быстроты, структуры и условий выполнения движения, в котором она развивается;

2) развивать быстроту в комплексном сочетании с другими качествами;

3) применять разнообразные средства.

Общим требованием к упражнениям  для развития быстроты является возможность их выполнения с околопредельной и предельной скоростью. Поэтому эти упражнения должны быть относительно простыми по координации работы нервно-мышечного аппарата.

Для избирательного развития быстроты двигательных реакций следует применять упражнения в срочном повторном реагировании на раздражители в условиях, которые моделируют реальную двигательную деятельность.

Для комплексного развития двигательных реакций в сочетании с другими видами быстроты наиболее эффективны подвижные и спортивные игры по упрощённым правилам и на меньших по размеру площадках.

Для развития быстроты ациклических одиночных движений применяют именно те упражнения, в которых необходимо улучшить быстроту, и подобные им по координации работы нервно-мышечного аппарата. Выполнять их следует с вариативной скоростью (большой, околопредельной, предельной) и в вариативных условиях (стандартных, облегчённых, усложнённых).

Для увеличения частоты  циклических движений также применяют именно те упражнения, в которых необходимо развивать быстроту, но с различными вариациями скорости, темпа, условий выполнения движений.

Пример: Бег, плавание с ускорением или с вариативной скоростью; бег, езда на велосипеде по рельефной местности, по песку, по воде; упражнения с резкой сменой темпа, длины шага, направления движения; упражнения с отягощениями; подвижные игры; эстафеты; спортигры по упрощённым правилам и на меньшей площадке и т.п.

 

4. Общая характеристика  выносливости

4.1. Понятие об утомлении,  разновидности выносливости

Люди обладают неодинаковыми способностями к выполнению работы различной длительности и интенсивности. Так, одни могут с успехом выполнять работу высокой интенсивности, но испытывают затруднения, выполняя работу меньшей интенсивности, но большей продолжительности. Другие – наоборот: успешно выполняют продолжительную работу умеренной интенсивности, но тяжело воспринимают работу высокой интенсивности. Одни люди, выполняя какую-либо работу, постепенно снижают интенсивность её выполнения и вскоре совсем её прекращают, другие – продолжают её без заметного напряжения.

Снижение эффективности выполнения работы и последующее её прекращение обуславливается тем, что в организме накапливается утомление.

УТОМЛЕНИЕ – это временное снижение работоспособности, вызванное интенсивной или продолжительной работой.

Разные возможности людей противостоять  утомлению объясняются разным уровнем  развития выносливости.

Таким образом:

ВЫНОСЛИВОСТЬ – это способность человека к длительному выполнению какой-либо двигательной деятельности без снижения её эффективности.

Качественно выносливость характеризуется  предельным временем выполнения работы определённой интенсивности.

В бытовой, производственной, воинской, спортивной деятельности организм человека подвергается разнообразным нагрузкам. В зависимости от природы и  характера нагрузки можно выделить четыре типа утомления:

  • умственное – возникает в процессе интеллектуальной деятельности (например, при решении математических задач);
  • эмоциональное – возникает в процессе выполнения монотонной работы, при сильных переживаниях и т.п.;
  • сенсорное – возникает вследствие напряжённой деятельности анализаторов (например, усталость зрительного анализатора во время работы на компьютере);
  • физическое – возникает в процессе продолжительной или интенсивной мышечной работы.

Это распределение в некоторой мере условно, т.к. в большинстве видов деятельности имеют место одновременно все четыре типа утомления. Тем не менее, в каждом конкретном случае в большей мере будет проявляться тот или иной тип утомления.

Пример: Выполняя оздоровительную пробежку, человек обдумывает её план, контролирует интенсивность бега в соответствии с погодой, состоянием дорожки и собственной работоспособностью. В зависимости от места её проведения (пр., оживлённое шоссе или берег живописного озера) изменяется его эмоциональное состояние. Однако и скорость бега, и преодолённое расстояние в наибольшей мере зависят от степени сопротивляемости  организма человека физической усталости.

В теории физической культуры под  термином «выносливость» традиционно понимается именно физическая выносливость, хотя выделение умственной, эмоциональной, сенсорной выносливости, безусловно, оправдано.

Физическая выносливость имеет важное значение в жизни человека. Она позволяет:

    1. выполнять значительный объём двигательной деятельности;
    2. продолжительное время поддерживать высокий уровень интенсивности двигательной деятельности;
    3. быстро восстанавливать силы после значительных нагрузок.

В зависимости от объёма мышечных групп, принимающих участие в  работе, условно различают три вида физического утомления:

      • локальное – к работе привлечено меньше трети общего объёма скелетных мышц (пр., мышцы кисти, голени);
      • региональное – в работе принимает участие от одной до двух третей мышечной массы (пр., упражнения для укрепления мышц ног или туловища);
      • тотальное – работает одновременно более двух третей скелетных мышц (пр., бег, гребля).

Между перечисленными видами утомления  прямой зависимости не существует, т.е. один и тот же человек может  иметь высокую устойчивость организма  к локальному утомлению и недостаточную – к тотальному.

Пример: Человек может 150-200 раз приседать на одной ноге, однако быть относительно слабым лыжником или стайером.

В профессиональной, бытовой, спортивной деятельности встречается преимущественно  тотальное утомление.

При значительной продолжительности определённой работы продуктивное её выполнение требует преодоления внутренних трудностей за счёт мобилизации волевых качеств. Вследствие этого развитие утомления проходит через три фазы:

Информация о работе Курс лекций по предмету "Введение в физическую культуру"