Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 00:19, курс лекций
Культура является наиболее сложным феноменом в современной науке. Об этом свидетельствует тот факт, что в отечественной и зарубежной теории культуры существуют сотни её определений.
1. Определение понятия «культура»
2. Понятие «культура физическая» и её связь с общей культурой
3. Виды физической культуры
4. Основные понятия теории физической культуры
5. Средства физической культуры
5.1. Понятие о средствах физической культуры
5.2. Влияние физических упражнений на организм человека
5.3. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
5.4. Классификация физических упражнений
5.5. Естественные силы природы и гигиенические факторы
6. Этапы развития теории физической культуры
7. Функции и принципы физической культуры как социального явления
Естественным путём гибкость улучшается до 14-15 лет. Однако в разных суставах она имеет разную динамику развития.
Амплитуда движений в тазобедренных суставах имеет наиболее высокие темпы прироста в 7-8 и в 11-13 лет. В дальнейшем она стабилизируется, а с 16-17 лет начинает прогрессивно ухудшаться.
Подвижность суставов позвоночника имеет несколько иную динамику. Высокие темпы её естественного прироста у девочек наблюдаются в 7-8, 10-11 и 12-14 лет; у мальчиков – в 7-11 и 14-15 лет. Стабилизация и последующее ухудшение гибкости позвоночника у девочек начинается в 14 лет, у мальчиков – в 15.
В целом, подвижность в мелких суставах развивается быстрее, чем в массивных.
Если не применять упражнений для развития гибкости, то уже в юношеском возрасте амплитуда движений практически во всех суставах начинает постепенно уменьшатся.
У девушек и женщин подвижность в суставах приблизительно на 10% выше, чем у юношей и мужчин. Это обусловлено большей врождённой эластичностью мышц и связок женского организма. В преклонном возрасте гибкость у женщин и мужчин практически не отличается.
6.4. Средства развития гибкости
Для развития гибкости используются упражнения с увеличенной амплитудой движений – так называемые упражнения в растягивании. Эти упражнения применяются для того, чтобы оказать воздействие главным образом на соединительные ткани – сухожилия, связки и т.п., поскольку, не обладая свойством расслабляться, как окружающие мышцы, они в основном препятствуют развитию гибкости.
Все упражнения в растягивании, в зависимости от режима работы мышц, можно разделить на три группы:
- динамические;
- статические;
- комбинированные.
В одних из них основными растягивающими силами служат напряжения мышц, в других – внешние силы. В связи с этим каждая группа упражнений может включать в себя активные и пассивные движения.
Динамические активные упражнения включают разнообразные наклоны туловища, пружинистые, маховые, рывковые, прыжковые движения, которые могут выполняться с отягощениями, амортизаторами или другими сопротивлениями, а также без них.
К динамическим пассивным упражнениям относятся упражнения с «самозахватом», с воздействием партнёра, с преодолением внешних сопротивлений, с использованием дополнительной опоры или массы собственного тела (барьерный сед, шпагат и т.п.).
Статические активные упражнения предполагают удержание определённого положения тела с растягиванием мышц, близким к максимальному за счёт сокращения мышц, окружающих суставы и осуществляющих движения. В этом случае в растянутом состоянии мышцы находятся до 5-10 секунд.
При выполнении статических пассивных упражнений удержание положения тела или его отдельных частей осуществляется с помощью воздействий внешних сил – партнёра, снарядов, веса собственного тела.
Эффект комбинированных упражнений в растягивании обеспечивается как внутренними, так и внешними силами. При их выполнении возможны различные варианты чередования активных и пассивных движений.
Пример: Махи ногой вперёд-назад стоя у опоры с последующим удержанием ноги в положении вперёд-вверх на околопредельной высоте.
Гибкость относительно легко и быстро развивается с помощью рационально организованной тренировки. За 3-4 месяца ежедневных занятий можно достичь 80-95% анатомической подвижности суставов. Тем не менее, развивать гибкость до предельных величин нет необходимости. В особенности если учесть, что мышцы, связки и сухожилия должны выполнять важную защитную функцию по отношению к суставам. Чрезмерная их растяжимость может привести даже к повреждениям суставов. Поэтому гибкость следует развивать лишь до такого уровня, который обеспечивает выполнение необходимых движений без препятствий.
ЛЕКЦИЯ 3
ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ,
ОСНОВЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ
ПЛАН:
1. Основы обучения двигательным действиям
1.1. Общая характеристика
1.2. Общая характеристика
1.3. Понятие об умениях высшего порядка
2. Взаимодействие двигательных навыков
3. Основы формирования двигательн
1. Основы обучения двигательным действиям
Обучение двигательным действиям является одним из познавательных видов деятельности человека. Движения живого биологического объекта всегда связаны с решением конкретной задачи, осознанным и активным подчинением пространства и времени. Этим они отличаются от механического движения, которое является простым перемещением в пространстве и времени. Данное свойство биологического движения позволило Н.А. Бернштейну назвать его «живым». В частности, учёный указывал на такое характерное свойство «живого» движения, как способность выявлять, фиксировать и анализировать условия выполнения двигательной задачи в соответствии с её сутью.
Обучение двигательным действиям – одна из основных задач физического воспитания. В процессе обучения двигательным действиям формируются знания, двигательные умения и навыки, необходимые человеку во всех сферах его жизни. Знаменитый теоретик физической культуры Л.П. Матвеев (1983) считал обучение двигательным действиям одной из сторон физического воспитания и характеризовал его следующим образом:
«Это системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями и приобретение таким путём необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний».
Каждое двигательное действие состоит из движений. Акт движения (двигательный акт) производится с определённым взаимодействием внутренних и внешних сил и приводит к изменению положения тела в пространстве и времени. Овладение каким бы то ни было двигательным действием начинается с формирования системы знаний о параметрах его техники и способах её выполнения.
Знания – это обобщённое отражение в человеческом сознании объективного мира, окружающей действительности.
Выделяют два взаимосвязанных вида знаний:
Пример: Образ техники низкого старта будет состоять из представлений о положении тела и отдельных его частей на старте, во время выбегания из стартовых колодок, а также о направлении, амплитуде, длительности, темпе и ритме движения.
Процесс освоения знаний складывается из восприятия учебного материала, его осмысления, закрепления в памяти и применения на практике (схема).
В процессе обучения двигательным действиям применение на практике знаний о том или ином движении характеризуется многократными попытками найти правильное решение двигательной задачи и оптимальный способ её выполнения. Таким образом, возникает умение выполнять движение. В повседневной жизни в этом случае принято говорить, что человек уже умеет, например, ходить, бегать, читать, писать и т.д.
1.1. Общая характеристика двигательного умения
Умение выполнять то или иное двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок:
- минимума основных знаний о технике действия;
- наличия двигательного опыта;
- достаточного уровня физической подготовленности;
- многократных повторений
Для двигательного умения характерно постоянное совершенствование способа выполнения действия при осмысленном подходе к процессу управления движениями. Данная особенность и составляет сущность двигательного умения.
Таким образом:
ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ – это такой уровень овладения двигательным действием, при котором управление движениями осуществляется при активной роли мышления.
Характерными признаками двигательного умения являются:
- управление движениями
- сознание загружено контролем каждого движения;
- невысокая быстрота выполнения действия;
- действие выполняется
- относительная расчленённость движений;
- нестабильность действия;
- непрочное запоминание
В процессе обучения движениям умения, зачастую, несут вспомогательную функцию:
во-первых, формирование умений является предпосылкой для последующего формирования двигательных навыков;
во-вторых, умения выступают в качестве подводящих упражнений для последующего разучивания более сложных двигательных действий.
Дальнейшее совершенствование двигательного действия при его многократном повторении, уточнении и коррекции приводит к автоматизированному его выполнению. В результате появляется слитность, устойчивость движения. Таким образом, умение переходит в навык.
1.2. Общая характеристика двигательного навыка
Для двигательного навыка характерно выполнение движения со значительно меньшим контролем сознания за деталями техники. Сознание направлено, главным образом, на узловые компоненты действия, восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия. Данная особенность и составляет сущность двигательного навыка.
Пример: Опытные лыжники сосредотачивают своё внимание на изменении рельефа местности, темпе прохождения дистанции, усилии при отталкивании; метатели копья – на выполнении мощного финального усилия и т.д.
Таким образом:
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК – это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой надёжностью исполнения.
Характерными признаками двигательного навыка являются:
- автоматизированное управление движениями;
- слитность движений (объединение ряда элементарных движений в единое целое);
- отсутствие излишнего
- высокая быстрота выполнения действий;
- экономичность и точность
- высокая устойчивость действия;
- прочность запоминания.
Навык, если он сформирован и достаточно закреплён, не исчезает даже при длительных перерывах.
Пример: Человеку, умеющему плавать, ездить на велосипеде, играть в теннис и т.п., даже после многолетнего перерыва не нужно заново учиться этим двигательным действиям.
Таким образом, в процессе обучения двигательному действию изменяется характер управления движениями. В результате повышается уровень овладения двигательным действием:
первым (начальным) уровнем овладения действием является двигательное умение;
вторым – двигательный навык.
Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от уровня умения до уровня навыка зависит от следующих факторов:
Процесс совершенствования
Академик К.Д. Ушинский отмечал, что если бы человек не имел способности к навыку, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своём развитии, задерживаемый бесчисленными трудностями, которые можно преодолеть только навыком, освободив ум и волю для новых работ и для новых побед.
1.3. Понятие об умениях высшего порядка
На основе ранее усвоенных знаний
и навыков формируются двигател
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА – это такой уровень овладения двигательным действием, при котором проявляется способность к самостоятельному решению новых двигательных задач в меняющихся условиях деятельности
Информация о работе Курс лекций по предмету "Введение в физическую культуру"