Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 00:19, курс лекций
Культура является наиболее сложным феноменом в современной науке. Об этом свидетельствует тот факт, что в отечественной и зарубежной теории культуры существуют сотни её определений.
1. Определение понятия «культура»
2. Понятие «культура физическая» и её связь с общей культурой
3. Виды физической культуры
4. Основные понятия теории физической культуры
5. Средства физической культуры
5.1. Понятие о средствах физической культуры
5.2. Влияние физических упражнений на организм человека
5.3. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
5.4. Классификация физических упражнений
5.5. Естественные силы природы и гигиенические факторы
6. Этапы развития теории физической культуры
7. Функции и принципы физической культуры как социального явления
В физической культуре естественные силы могут быть использованы в двух направлениях:
во-первых, как сопутствующие условия занятий физическими упражнениями, когда естественные факторы среды дополняют, усиливают и оптимизируют воздействие физических упражнений (пр., занятия физическими упражнениями на свежем воздухе, при облучении солнечными лучами, в воде и т.п.).
во-вторых, для закаливания организма занимающихся. В этом случае естественные силы природы используются в виде специальных процедур (воздушные и солнечные ванны, купание и др.), в ходе которых воздействие естественных факторов дозируется определённым образом.
Пребывание на открытом воздухе ускоряет обменные процессы в организме, укрепляет сосуды, улучшает работу сердца, возбуждает мозговую деятельность, повышает общий тонус организма. В процессе занятий физическими упражнениями на свежем воздухе повышается приспособляемость организма человека к климатическим факторам и устойчивость к заболеваниям и стрессам.
В процессе целенаправленного
- аэропрофилактика – обеспечение организма чистым воздухом с достаточным количеством кислорода; закаливание организма прохладным и холодным воздухом при наличии одежды; закаливание воздухом открытого тела (воздушные ванны);
- гелиопрофилактика – закаливание организма солнечным облучением (солнечные ванны);
- гидропрофилактика – купание в открытых водоёмах при воздействии воздушной среды и солнечной радиации;
- смена климатических условий как способ закаливания организма (пр., систематическое раздражение кожи и слизистых холодным воздухом повышают устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды).
Благоприятные условия внешней среды усиливают положительное влияние физических упражнений, позволяют применять значительную нагрузку, организовывать рациональный отдых, вызывают у занимающихся положительные эмоции, бодрость и жизнерадостность.
Пример: Известно, что в высокогорных районах естественные силы природы оказывают наиболее благоприятное воздействие на организм человека. В частности, установлено, что во время тренировок спортсменов в этих условиях повышаются функциональные возможности их организма. Так, Зимняя Олимпиада в Солт-Лейк-Сити (2002), который расположен высоко в горах, славится количеством мировых и олимпийских рекордов, установленных спортсменами.
С помощью физических упражнений и естественных сил природы можно развить имеющую большое значение сопротивляемость организма к неспецифическим воздействиям: укачиванию, вибрации, перегрузкам, состоянию невесомости и др.
К разряду гигиенических факторов относятся мероприятия по личной и общественной гигиене труда, быта, отдыха, питания, окружающей среды и т.п. В процессе выполнения физических упражнений, оказывающих разностороннее влияние на организм занимающихся, соблюдение гигиенических норм и правил является обязательным, т.к. оно повышает эффект воздействия физических упражнений. Кроме того, при создании необходимых гигиенических условий большое значение имеет состояние материально-технической базы, спортивного оборудования, инвентаря, одежды. Существенную роль в процессе систематических занятий физическими упражнениями играет также научно обоснованный режим.
Таким образом, грамотное использование физических упражнений, естественных сил природы и гигиенических факторов позволяет успешно развивать физические и духовные качества людей, подготавливая их к успешной профессиональной и личной деятельности.
6. Этапы развития теории физической культуры
Каждая вновь возникающая
Ярким примером подобного пути, пройденного наукой в процессе её развития, является теория и методика физической культуры.
На первом этапе люди в результате повседневной деятельности получали эмпирические знания о влиянии двигательных действий на организм. Накопление эмпирических знаний привело к осознанию «эффекта упражняемости» и к познанию способов передачи опыта. Это явилось одной из предпосылок возникновения физических упражнений и вместе с тем всей системы физической культуры.
Второй этап характеризуется созданием первых методик по физическому воспитанию и охватывает периоды древних рабовладельческих государств и Средние века. Создание методик происходило на основании опыта, накопленного педагогами, врачами, философами, с учётом «эффекта упражняемости», но без учёта физиологического воздействия физических упражнений на организм человека.
Примером могут служить
По мере накопления опыта и осознания значения воспитания для духовного и физического формирования человека возникла наука педагогика, которая на первых порах своего развития занималась вопросами морального и физического (телесного) воспитания. Развитие знаний и выявление специфики процесса физического воспитания определило существенное отличие его целей, принципов, средств, методов от морального воспитания, что способствовало его выделению в самостоятельную область знаний – науку о собственно физическом (телесном) воспитании.
Начало третьего этапа обусловило развитие частных методик обучения тому или иному двигательному умению, в процессе которого обнаружилось, что в основе их осуществления лежат общие фундаментальные закономерности. Так, методика обучения гимнастическим, лёгкоатлетическим и другим упражнениям имеет в своей основе общие закономерности формирования двигательных навыков, развития физических качеств и общие закономерности управления этими процессами. Таким образом, осуществилась интеграция научных знаний в единую теорию и методику физического воспитания.
Четвёртый этап – создание теории и методики физического воспитания как самостоятельной научной и учебной дисциплины в России охватывает период с конца XIX столетия по 1917 г.
Большой вклад в развитие ТФВ внесли учёные Пётр Францевич Лесгафт (1837-1909), Жорж Демени (1850-1917) и др.
П.Ф. Лесгафт стремился обосновать
систему физического воспитания
согласно физиологическим
Жорж Демени, разрабатывая систему обучения движениям, обращал внимание на последовательность перехода от простых упражнений к более сложным, от лёгких к более трудным, от известных к неизвестным.
Пятый этап интенсивного развития науки о физическом воспитании и одновременное формирование обобщающей дисциплины – теории и методики физической культуры – начался в России после 1917-го года. Этот этап характеризуется изучением биологических обоснований двигательной активности и педагогических принципов их использования.
Работы физиологов И.М. Сеченова (физиология нервной системы, дыхания, утомления, природа произвольных движений и психических явлений), И.П. Павлова (физиология высшей нервной деятельности, жизнедеятельности целостного организма во взаимосвязи с внешней средой), Н.Е. Введенского и А.А. Ухтомского (процессы возбуждения и торможения нервной и мышечной ткани), Н.А. Бернштейна (физиология построения движений), Г.В. Фольборта и Д.В. Дилла (развитие процессов утомления и восстановления) и других учёных легли в основу обоснования педагогических закономерностей физического воспитания, обоснования теории обучения двигательным действиям, развития физических способностей уже не только для гармоничного их развития, но и для спортивного совершенствования.
Формировавшаяся в эти годы теория физической культуры поставила своей задачей интеграцию научных знаний в единую дисциплину. В 1925 г. теоретики физической культуры выделили три определяющих признака физически культурного человека: его физическое, психическое, социальное здоровье. Интересно отметить, что через 50 лет (в 1975 году) Всемирная организация здравоохранения определила ЗДОРОВЬЕ как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов».
В 70-е гг. XX века существенное влияние на формирование общей теории физической культуры оказало развитие социологии, антропологии, социальной психологии, общей теории воспитания и других наук. Ведущим теоретиком и интегратором научных знаний в области физической культуры стал профессор Лев Павлович Матвеев.
В это же время прогрессивные учёные в области медицины начинают обращать внимание на здоровье человека не с точки зрения наличия или отсутствия у него болезни, а с позиций меры здоровья, жизненных сил, позволяющих ему обеспечивать свою жизнедеятельность и противостоять неблагоприятным условиям окружающей среды и возникновению заболеваний. Вопросами здорового образа жизни, здоровья и роли двигательной активности в жизни человека начинают заниматься медики, что обусловило появление новой науки – валеологии (valeo от лат. – здравствовать, быть здоровым).
По мере того, как возрастали потребности в приобщении к ценностям физической культуры различных возрастных групп людей, выделился ряд социально важных компонентов и форм использования физической культуры: бытовые формы самостоятельных занятий физической культурой, производственная физическая культура, рекреационная, реабилитационная, адаптивная и др.
Смещение приоритетов
В начале 1990-х гг. на базе традиционных видов спорта начали интенсивно развиваться новые виды двигательной активности. Спрос населения на рекреационные развлечения и оздоровление с использованием двигательной активности развивает предложение. Открытие физкультурно-оздоровительных групп на коммерческой основе вызывает естественную конкуренцию и желание предложить что-то новое, отличное от того, что уже есть. Занятия физическими упражнениями в определённых слоях общества переходят из разряда скучных и обязательных в разряд модных, элитарных. Таким образом, интенсивно развивается методика использования традиционных видов гимнастики, акробатики, плавания, тяжёлой атлетики в рекреационно-оздоровительных целях, что приводит к привлечению из-за рубежа новых технологий в виде современных тренажёрных устройств, новых видов двигательной активности – аэробики, шейпинга, степ-аэробики, слайд-аэробики и др. На основе интеграции различных видов упражнений возникают новые их виды: сочетание аэробики и плавания – аквааэробика, велосипеда и гимнастики – велокинетика, акробатики и упражнений со скакалкой –роуп-скиппинг и т.п.
Сегодня теория и методика физической культуры – вполне сформировавшаяся самостоятельная научная дисциплина. По своему основному содержанию она относится к общественным гуманитарным наукам, поскольку её интересует человек и социальные факторы его направленного развития и воспитания. Вместе с тем теория и методика физической культуры решает проблемы, находящиеся на стыке нескольких научных дисциплин. Она тесно связана с общей педагогикой, общей и возрастной психологией. Философия даёт ей методологическую основу познания, опираясь на которую учёные получают возможность объективно оценивать действие социальных законов в области физической культуры и спорта, проникать в сущность проблемы, обобщать, анализировать и открывать новые закономерности. Связь с биологическими науками продиктована необходимостью изучения реакций организма занимающихся на воздействие средств физического культуры. Только учитывая анатомические, физиологические и биохимические закономерности, протекающие в организме человека, можно говорить о положительном эффекте занятий физической культурой.
7. Функции и принципы
физической культуры как
Физической культуре как органическому виду культуры общества присущи три категории функций: общекультурные, специфические, частные.
К общекультурным функциям можно отнести: общеобразовательную, воспитательную, нормативную, преобразовательную, познавательную, ценностную, ориентационную, коммуникативную и многие другие культурные функции. При этом основная функция культуры вообще заключается в формировании ценностей, выступающих в качестве средств и способов прогрессивного развития человека и общества.
Специфические функции физической культуры можно свести в следующие группы:
Информация о работе Курс лекций по предмету "Введение в физическую культуру"