Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 00:19, курс лекций
Культура является наиболее сложным феноменом в современной науке. Об этом свидетельствует тот факт, что в отечественной и зарубежной теории культуры существуют сотни её определений.
1. Определение понятия «культура»
2. Понятие «культура физическая» и её связь с общей культурой
3. Виды физической культуры
4. Основные понятия теории физической культуры
5. Средства физической культуры
5.1. Понятие о средствах физической культуры
5.2. Влияние физических упражнений на организм человека
5.3. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
5.4. Классификация физических упражнений
5.5. Естественные силы природы и гигиенические факторы
6. Этапы развития теории физической культуры
7. Функции и принципы физической культуры как социального явления
1. фазу компенсированного утомления, когда, несмотря на возрастающие затруднения, человек может некоторое время сохранять прежнюю интенсивность работы за счёт больших, чем прежде, волевых усилий и частичного изменения биомеханической структуры двигательных действий;
2. фазу декомпенсированного утомления, когда человек, несмотря на все старания, не может сохранить прежнюю интенсивность работы;
3. фазу полного утомления – когда наступает отказ от выполнения работы.
В зависимости от специфики выполняемой работы по-разному действуют механизмы утомления и, соответственно, выносливости.
Пример: В беге с предельной (максимальной) скоростью уже на 10-15 секунде наблюдается значительное падение скорости. В то же время марафонцы более двух часов способны поддерживать непредельную (умеренную) для себя скорость бега.
Таким образом, в зависимости от специфики работы выделяют разные виды выносливости:
- общая выносливость;
- скоростная выносливость;
- силовая выносливость.
1) Общая выносливость – это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению мышечной работы умеренной интенсивности, требующей функционирования подавляющего большинства скелетных мышц.
Уровень проявления общей выносливости в большей мере обуславливается аэробными (дыхательными) возможностями организма, что создаёт благоприятные условия для широкого переноса выносливости с одного вида двигательной деятельности на другой. Эта особенность и дала основание определить данный вид выносливости как «общий». Общая выносливость широко проявляется в бытовой и профессиональной деятельности, поскольку та преимущественно протекает в аэробных условиях энергообеспечения (пр., работа по дому, на огороде, длительные передвижения пешком, длительный бег в умеренном темпе и т.п.). Уровень развития общей выносливости играет важную роль в оптимизации жизнедеятельности организма и состоянии здоровья человека.
2) Скоростная выносливость – это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению мышечной работы с околопредельной и предельной для него интенсивностью (пр., бег с максимальной скоростью).
Данный вид выносливости имеет чрезвычайно важное значение для обеспечения эффективности соревновательной деятельности в циклических видах спорта спринтерского характера, в спортивных играх, а также в аналогичных видах производственной или бытовой двигательной деятельности. Так, только спортсмены с высоким уровнем развития скоростной выносливости способны к многократным спринтерским ускорениям в течение игры. Перенос скоростной выносливости значительно меньший, чем общей. Он проявляется преимущественно в упражнениях, которые подобны по структуре работы нервно-мышечного аппарата.
3) Силовая выносливость – это способность человека преодолевать умеренное внешнее сопротивление в течение длительного времени с наибольшей эффективностью.
Данный вид выносливости относится к силовым способностям, и он уже рассмотрен выше.
В спорте выделяют ещё один вид выносливости – специальную выносливость.
Специальная выносливость – это способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях, определённых требованиями конкретного вида деятельности.
Пример: Пловец, специализирующийся в плавании кролем, при передвижении брасом устанет значительно быстрее.
4.2. Факторы, обуславливающие выносливость человека
Основными факторами, которые предопределяют проявление выносливости, являются:
- структура мышц;
- внутримышечная и межмышечная координация;
- производительность работы
- запасы энергоматериалов в организме;
- уровень развития других
- техническая и тактическая экономичность двигательной деятельности.
Пример: Соотношения мышечных волокон разного типа генетически детерминировано. Люди, в мышцах которых преобладают красные мышечные волокна, имеют генетические задатки на выносливость, поскольку именно эти волокна поддаются влиянию тренировки на выносливость. Так, в мышцах выдающихся спортсменов, специализирующихся в стайерских дистанциях, преобладают красные мышечные волокна.
4.3. Возрастная динамика
естественного развития
Выносливость подобно другим физическим качествам имеет неравномерный характер естественного развития.
У мальчиков:
Общая выносливость имеет высокие темпы прироста в 8-10, 11-12, 14-15 лет. В возрасте 15-16 лет темпы развития общей выносливости юношей резко снижаются. В остальные возрастные периоды наблюдаются средние темпы прироста.
Скоростная выносливость имеет высокие темпы прироста в 13-14 и 15-16 лет. Средние темпы прироста приходятся на возраст 11-13, 14-15, 16-17 лет. Низким темпом развития скоростной выносливости характеризуется возраст 9-11 лет.
У девочек:
Общая выносливость имеет высокие темпы прироста в 10-13 лет. Далее в течение двух лет (13-15) наблюдается низкий темп её развития. На возраст 15-17 лет приходятся средние темпы развития общей выносливости девушек.
Наибольшие абсолютные величины показателей разных видов выносливости наблюдаются у людей, которые достигли биологической зрелости. Очевидно, именно поэтому высшие мировые достижения в видах спорта, требующих предельного проявления выносливости, приходятся преимущественно на возрастной период от 20-22 до 30-32 лет.
Акцентированное развитие выносливости наиболее целесообразно в возрастные периоды её бурного развития.
4.4. Средства развития выносливости
Общее требование к упражнениям на развитие выносливости – это преодоление утомления в ходе их выполнения. При условии регулярных и достаточно продолжительных физических нагрузок повышение работоспособности становится постоянным, и организм переходит на новый, более высокий функциональный уровень. Так, систематическое развитие общей выносливости способствует увеличению капиллярной сети как в скелетных мышцах, так и в мышце сердца – миокарде.
Для развития общей выносливости применяются разнообразные физические упражнения, отвечающие следующим требованиям:
- относительно простая техника выполнения;
- активное функционирование
- повышенная активность
- возможность дозирования и
регулирования тренировочной
- возможность продолжительного выполнения (от нескольких минут до нескольких часов).
Перечисленным требованиям в наибольшей мере соответствуют циклические упражнения: ходьба, бег, плавание, бег на лыжах и т.п. При их выполнении в работе принимают участие почти все скелетные мышцы и активизируется деятельность ведущих функциональных систем организма.
Положительные изменения в развитии общей выносливости, достигнутые с помощью циклических упражнений, благотворно сказываются на работоспособности в разных по структуре двигательных действиях (бытовых, профессиональных, спортивных) вследствие относительно малой специфичности их вегетативных компонентов. Другими словами, в упражнениях, которые выполняются в зонах умеренной и большой физиологической мощности, наблюдается высокий перенос выносливости (Платонов В.Н., 1997).
Для развития скоростной выносливости целесообразно применять циклические упражнения, спортивные и специально подобранные подвижные игры.
Пример: Футболисты высокой квалификации за одну игру пробегают 9-11 км, из них с высокой интенсивностью – от 1,5 до 4,5 км.
Спортивные и подвижные игры довольно эффективны для комплексного развития выносливости (общей, скоростной, силовой), особенно в детском и подростковом возрасте. Повышенный эмоциональный фон игровой деятельности позволяет в течение продолжительного времени поддерживать высокую двигательную активность.
В качестве вспомогательных средств комплексного развития выносливости целесообразно применять дыхательные упражнения: регулированное изменение частоты, глубины, ритма дыхания; лёгочная гипервентиляция и нормированная задержка дыхания; синхронизация дыхания с фазами двигательных действий; выборочное применение дыхания разного типа – ротового и носового, грудного и брюшного.
Повышению эффективности упражнений для развития выносливости способствует также целенаправленное использование факторов внешней среды, таких как: температура воздуха, относительная влажность, ультрафиолетовое излучение, атмосферное давление и т.п. Любое изменение климатических условий вызывает физиологические изменения в организме независимо от того, к какому именно климату приспосабливается организм. В результате происходит повышение реактивности вегетативной нервной системы, стимуляция дыхания и кровообращения, усиление окислительно-восстановительных процессов и, как следствие, развитие выносливости.
5. Общая характеристика координации
5.1. Разновидности координации
Слово «координация» от латинского – согласование, сочетание, приведение в порядок. Относительно двигательной деятельности человека этот термин употребляется для определения степени согласованности его движений с реальными требованиями окружающей среды.
Пример: Поскользнувшись, один человек с помощью компенсаторных движений восстанавливает равновесие, а другой – падает. Очевидно, первый из них имеет более высокий уровень согласованности движений, а следовательно – более развитую координацию.
Координация характеризуется возможностью людей управлять своими движениями. Сложность управления опорно-двигательным аппаратом заключается в том, что тело человека состоит из значительного количества биозвеньев, которые имеют более ста степеней свободы. По точному выражению Н.А. Бернштейна (1947), координация движений есть не что иное, как преодоление чрезмерных степеней свободы наших органов движения, т.е. превращение их в управляемые системы. Если координация человека развита недостаточно, он стремится осуществить управление движениями звеньев тела путём фиксации значительного количества суставов.
Пример: Когда человек впервые становится на лыжи или коньки, он, как правило, выполняет движения прямыми ногами. Его коленные и даже голеностопные суставы фиксированы, и движения в них не проходят. Новичку легче управлять движениями «непослушных» нижних конечностей путём преобразования их в жёсткое звено с одним шарниром в тазобедренном суставе.
Таким образом:
КООРДИНАЦИЯ – это способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.
К числу разновидностей координации относят:
- способность к
- способность к ориентированию в пространстве;
- способность к равновесию;
- тонкое мышечное чувство;
- способность к соединению (комбинированию) движений;
- способность к перестраиванию движений;
- способность к управлению
В реальной бытовой, производственной или спортивной двигательной деятельности все названные разновидности координации проявляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии. В конкретных ситуациях одни разновидности играют ведущую роль, другие – вспомогательную. При этом возможно мгновенное изменение их значимости в связи с изменением внешних условий.
1) Способность к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых и др.) обуславливается точностью двигательных ощущений и восприятий, которые часто дополняются слуховыми и зрительными. Удивительной способностью тончайшей оценки и регуляции динамических, временных, пространственных параметров движений владеют спортсмены высокого класса.
Пример: Бегуны высокой квалификации на средние дистанции способны преодолевать 400-метровые отрезки с заданным временем (52, 54, 55 секунд), не допуская ошибки более чем на 0,2-0,3 с.
2) Способность к ориентированию в пространстве определяется умением человека оперативно оценить сложившуюся ситуацию относительно пространственных условий и отреагировать на неё рациональными действиями, обеспечивающими эффективное выполнение двигательной задачи. Эта разновидность координации является определяющей для прыгунов в воду, батутистов, воздушных гимнастов, космонавтов в условиях невесомости и т.п.
3) Способность к равновесию – это способность человека сохранить устойчивое положение тела в условиях разнообразных движений и поз. Способность к сохранению равновесия обуславливается совокупной мобилизацией возможностей зрительной, слуховой, вестибулярной, соматосенсорной систем. Каждая конкретная ситуация, требующая сохранения равновесия, определяет ведущими те или иные системы. Однако чаще всего проявление равновесия зависит от соматосенсорной и вестибулярной систем.
Различают статическое и динамическое равновесие:
- Статическое равновесие – сохранение устойчивого положения тела в какой-либо позе (пр., фиксация тела в положении «ласточка», в стойке на руках и т.п.);
- Динамическое равновесие – сохранение устойчивого положения тела в процессе выполнения движений (пр., выполнение двигательной связки на бревне и т.п.).
Сохранение равновесия как в статике, так и в динамике, – одно из важнейших условий активного взаимодействия человека с внешней средой. Успех в ряде профессий (пр., строителей, монтажников, моряков) и в некоторых видах спорта (пр., фигурном катании на коньках, гимнастике, горнолыжном спорте) во многом определяется уровнем развития функции равновесия.
Информация о работе Курс лекций по предмету "Введение в физическую культуру"