Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 00:19, курс лекций
Культура является наиболее сложным феноменом в современной науке. Об этом свидетельствует тот факт, что в отечественной и зарубежной теории культуры существуют сотни её определений.
1. Определение понятия «культура»
2. Понятие «культура физическая» и её связь с общей культурой
3. Виды физической культуры
4. Основные понятия теории физической культуры
5. Средства физической культуры
5.1. Понятие о средствах физической культуры
5.2. Влияние физических упражнений на организм человека
5.3. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
5.4. Классификация физических упражнений
5.5. Естественные силы природы и гигиенические факторы
6. Этапы развития теории физической культуры
7. Функции и принципы физической культуры как социального явления
Пример:
В спортиграх и единоборствах двигательные
умения высшего порядка теснейшим
образом связаны с интеллектуал
В гимнастических видах спорта успешность выполнения тех или иных двигательных действий во многом зависит от состояния спортивной площадки, снарядов и другого инвентаря. В частности, известны случаи, когда из-за мощной работы кондиционеров в зале у художественных гимнасток изменялась траектория бросков предметов, в результате чего девушкам приходилось корректировать технику бросков.
По существу, именно умения высшего порядка являются конечной целью обучения.
2. Взаимодействие двигательных навыков
Формирование одних
В частности, выделяют положительный и отрицательный переносы навыков:
Положительный перенос навыков проявляется тем ярче, чем больше сходства между структурой двигательных действий.
Пример:
А) управление велосипедом – управление мотоциклом;
Б) акробатические прыжки – прыжки в воду;
В) метание малого мяча – метание гранаты.
Учитывая положительное
Наиболее часто отрицательный перенос навыков проявляется в тех случаях, когда в структуре двигательных актов имеется сходство в начальных фазах и в финале усваиваемых двигательных действий, но существенные различия в их главных фазах.
Пример:
А) прыжок в высоту – барьерный бег;
Б) катание на фигурных коньках – катание на роликовых коньках;
В) сальто назад – переворот назад.
При взаимодействии так называемых
«конкурирующих» навыков следуе
Кроме того, выделяют следующие варианты переноса навыков:
К явлению, именуемому «перенос навыков», относят и влияние врождённых автоматизмов. Так, врождённая перекрёстная координация составляет основу ходьбы, бега и некоторых других действий.
3. Основы формирования двигательных навыков
Формирование двигательных умений
и навыков подчиняется определё
Овладение тем или иным двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности:
а) зрительный образ двигательного действия, возникающий на основе опосредованного или непосредственного наблюдения;
б) логический (смысловой) образ, основанный на знании, получаемом при рассказе, объяснении, комментарии, сравнении, анализе и т.д.;
в) двигательный образ, создаваемый на основе уже имеющегося двигательного опыта либо на тех ощущениях, которые возникают при выполнении подводящих упражнений.
Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднократные повторения движений с установкой на лучшее разрешение двигательной задачи устранение допущенных ошибок. Двигательное действие, сформированное путём многократного повторения и доведённое до автоматизма, переходит в двигательный навык.
Формирование двигательного навыка проходит три фазы, каждая из которых характеризуется физиологическими, биомеханическими, регуляторными особенностями и особенностями обучения.
Физиологические особенности: широкая иррадиация (распространение) нервных процессов возбуждения в коре головного мозга, генерализация ответных реакций;
Биомеханические особенности: излишняя мышечная фиксация, неточность и излишняя скованность движений, плохое распределение и координация усилий, отсутствие слитности движений, неустойчивый ритм;
Регуляторные особенности: активное участие в управлении движениями высших отделов центральной нервной системы;
Особенности обучения: облегчённые условия выполнения сочетаются с усложнёнными в сочетании 3 : 2.
Физиологические особенности: развитие процессов торможения и постепенная концентрация процессов возбуждения, уравновешивание процессов возбуждения и торможения;
Биомеханические особенности: уменьшение мышечной фиксации и скованности движений, улучшение координации движений отдельных звеньев тела, сохранение постоянного темпа, ритма и величины усилий, естественная пластичность движений, но всё ещё слабая устойчивость к помехам (нагрузка, эмоциональное напряжение, стрессы и т.д.);
Регуляторные особенности: периодический контроль сознания над выполнением движения, передача управления деталями движений в ниже лежащие уровни управления;
Особенности обучения: облегчённые условия выполнения сочетаются с усложнёнными в сочетании 2 : 3.
Физиологические особенности: стабилизация процесса возбуждения и чёткое согласование процессов возбуждения и торможения;
Биомеханические особенности: отсутствие мышечного напряжения, скованности движений, точное согласование движений между отдельными звеньями тела, чёткое выполнение движений с оптимальной дозировкой усилий, амплитуды, темпа и ритма, структура движений сохраняется, несмотря на помехи;
Регуляторные особенности: точное распределение функций отделов центральной нервной системы, контроль сознания преимущественно над смысловой частью (целью) движения;
Особенности обучения: облегчённые условия выполнения сочетаются с усложнёнными в сочетании 1 : 3.
ЛЕКЦИЯ 4
НАГРУЗКА И ОТДЫХ КАК ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ КОМПОНЕНТЫ
ВЫПОЛНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
ПЛАН:
1. Понятие о физической нагрузке
2. Понятие об отдыхе между физическими нагрузками
3. Энергообеспечение организма человека при мышечной работе
3.1. Механизмы энергообеспечения
организма человека при
3.2. Энергообеспечение сердца при мышечной работе
4. Определение оптимальной
1. Понятие о физической нагрузке
Понятие «физическая нагрузка»
отображает очевидный факт, что выполнение
любого упражнения связано с переходом
энергообеспечения
Пример: Если взять величину энергообеспечения в положении лёжа за «1», то уже медленная ходьба со скоростью 3 км/ч вызовет увеличение обмена веществ в 3 раза, а бег с околопредельной скоростью и подобные ему упражнения – в 10 и более раз.
Таким образом, выполнение физических упражнений требует более высоких, относительно состояния покоя, энергозатрат. Та разность, которая возникает в энергозатратах между состоянием двигательной активности (пр., ходьба, бег) и состоянием покоя, характеризует физическую нагрузку.
Более доступно, но менее точно можно судить о величине физической нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений (ЧСС), частоты и глубины дыхания, минутного и ударного объёмов сердца, кровяного давления и т.п.
Таким образом:
ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА – это двигательная активность человека, которая сопровождается повышенным, относительно состояния покоя, уровнем функционирования организма.
Различают внешнюю и внутреннюю стороны нагрузки:
Интенсивность физической нагрузки характеризует силу воздействия конкретного упражнения на организм человека. Одним из показателей интенсивности нагрузки является плотность воздействия серии упражнений. Так, чем за меньшее время будет выполнена определённая серия упражнений, тем выше по плотности воздействия будет нагрузка.
Пример: При выполнении одних и тех же упражнений в разных занятиях за разное время общая величина нагрузки по плотности будет разной.
Обобщённым показателем интенси
Пример:
А) при ходьбе без отягощения со скоростью 2 км/ч сжигается 1,2 ккал/мин, со скоростью 7 км/ч – уже 5,4 ккал/мин;
Б) при беге со скоростью 9 км/ч сжигается 8,1 ккал/мин, со скоростью 16 км/ч – уже 14,3 ккал/мин;
В) в процессе плавания сжигается 11 ккал/мин.
Объём нагрузки определяется показателями продолжительности отдельного физического упражнения, серии упражнений, а также общего количества упражнений в определённой части занятия, в целом занятии или в серии занятий.
Объём нагрузки в циклических упражнениях определяется в единицах длины и времени: например, кросс на дистанцию 10 км или плавание продолжительностью 30 мин.
В силовой тренировке объём нагрузки определяется количеством повторений и общей массой поднятых отягощений.
Информация о работе Курс лекций по предмету "Введение в физическую культуру"