Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 00:19, курс лекций
Культура является наиболее сложным феноменом в современной науке. Об этом свидетельствует тот факт, что в отечественной и зарубежной теории культуры существуют сотни её определений.
1. Определение понятия «культура»
2. Понятие «культура физическая» и её связь с общей культурой
3. Виды физической культуры
4. Основные понятия теории физической культуры
5. Средства физической культуры
5.1. Понятие о средствах физической культуры
5.2. Влияние физических упражнений на организм человека
5.3. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
5.4. Классификация физических упражнений
5.5. Естественные силы природы и гигиенические факторы
6. Этапы развития теории физической культуры
7. Функции и принципы физической культуры как социального явления
4) Тонкое мышечное чувство – способность человека быстро активизировать необходимое количество двигательных единиц и обеспечивать оптимальное взаимодействие мышц-синергистов и мышц-антагонистов.
Пример:
В спорте: игра теннисной ракеткой в настольном теннисе; фехтование; «чувство воды» у пловцов и гребцов.
В бытовой сфере: управление автомобилем (переключение коробки передач, рулевое управление).
5) Способность к соединению (комбинированию) движений – это способность человека выполнять разнонаправленные действия разными частями тела, как одновременно, так и соединяя их в произвольном порядке. Данная способность обуславливает успешность спортсменов в сложнокоординационных видах спорта (о чём свидетельствует само их название): художественной и спортивной гимнастике, синхронном плавании, фигурном катании на коньках, аэробике, акробатике и т.п.
6) Способность к перестраиванию движений – это способность человека мгновенно менять характер двигательных действий в соответствии с внезапно изменившимися условиями их выполнения. В повседневной жизни данная способность проявляется, когда человек, например, поскользнувшись или споткнувшись, успевает с помощью компенсаторных движений перестроиться и восстановить равновесие. В профессиональной деятельности эта способность необходима морякам в условиях качки. В спорте она имеет большое значение в спортиграх, т.к. очень часто по ходу игры спортсмены вынуждены менять свои первоначальные намерения, на ходу перестраивая уже начатые движения.
7) Способность к управлению временем двигательных реакций – это способность целенаправленно выполнять двигательные действия с учётом возникновения различных помех. Эта разновидность координации является значимой в единоборствах, спортиграх и т.п.
Пример: При блокировании нападающего удара в волейболе блокирующий игрок должен оценить время выполнения нападающего удара и подстроить свои действия для выполнения блока.
Понятие «координация» нередко путают с понятием «ловкость», однако смысловая нагрузка у них разная. Ловкость выступает как интегральное проявление разновидностей координации. Различие между координацией и ловкостью в том, что координация проявляются во всех видах деятельности, связанных с управлением согласованностью и соразмерностью движений, а ловкость – в тех, которым присуща не только регуляция движений, но и элементы неожиданности, внезапности, что требует находчивости. Недаром в обиходно-бытовой и разговорной речи о ловком человеке говорят: сноровистый, изворотливый, складный, юркий и т.д.
ЛОВКОСТЬ – это комплексное психофизическое качество человека. Уровень его развития определяется степенью развития психомоторных способностей, участвующих в решении сложных координационных задач, требующих, в свою очередь, высокого уровня психической и физической готовности. Так, Н.А. Бернштейн подчёркивал, что двигательная ловкость – царица управления движениями.
5.2. Факторы, обуславливающие проявление координации
Уровень развития координации обуславливается целым рядом психофизиологических качеств:
- функциональным состоянием
- наличием образов динамических,
временных, пространственных ха
- возможностью запоминать
- пониманием поставленной
- способностью к формированию плана и конкретного способа решения поставленной задачи (Бернштейн Н.А., 1966, Пуни А.Ц., 1980).
Значимость того или иного фактора обуславливается разновидностью координации.
5.3 Возрастная динамика естественного развития координации
Различные проявления координации имеют своеобразную возрастную динамику биологического развития. В целом, наиболее высокие темпы её естественного прироста приходятся на препубертатный возраст (с 6-7 до 10-12 лет). В подростковом возрасте координация значительно ухудшается. В юношеском возрасте (к 17-18 годам) – снова улучшается. В дальнейшем: сначала стабилизируется, а затем с 40-50 лет начинает ухудшаться.
Следует отметить, что в уровне развития координации одарённые дети практически не уступают взрослым, чего, разумеется, нельзя сказать про силу, быстроту и выносливость. Так, например, у 7-летних детей зачастую встречаются показатели статического равновесия взрослых людей.
5.4. Средства развития координации
Для развития координации применяются упражнения, предъявляющие повышенные требования к согласованию и упорядочиванию движений. Они должны соответствовать следующим условиям:
- иметь необходимую
- содержать элементы новизны, необычности;
- отличаться большим
- включать задания по регулирова
Так, частичное или полное исключение одних анализаторов оказывает содействие активизации функции других, что положительно сказывается на формировании кинестезических образов движений (восприятию их динамических, временных, пространственных характеристик), наличие которых обуславливает координационные возможности.
Целесообразно выполнение упражнений в условиях дефицита пространства и времени, а также в условиях недостаточной или чрезмерной информации. В частности, эффективными являются бег по пересечённой местности с преодолением естественных препятствий; беговые упражнения с преодолением искусственных препятствий (пр., барьеров, гимнастических скамеек); единоборства; гимнастические и акробатические упражнения; спортивные и подвижные игры (особенно на уменьшенных площадках с увеличенным количеством игроков) и т.п.
Эффективны также упражнения на достижение установленных параметров двигательной деятельности: прохождение или пробегание определённого расстояния с закрытыми глазами; выполнение разнообразных гимнастических упражнений с ограничением или полным исключением зрения; выполнение упражнений с ограничением слуха или при искусственно созданном чрезмерном шуме; прыжки с поворотами на указанное количество градусов; пробегание или проплывание определённых дистанций за установленное время; выполнение силовых упражнений с вариативными отягощениями и т.п.
Например, для развития способности к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых и др.) следует использовать упражнения, направленные на развитие точности мышечных восприятий. Так, для ощущения мяча при броске, ударе, приёме или передаче необходимо использовать мячи разных размеров и массы, широкую вариативность силы бросков и ударов, дальности полёта. Для улучшения ощущения снаряда целесообразно применять ядра и копья разных размеров и массы, шесты разной длины, с разными упругими свойствами и т.п.
6. Общая характеристика гибкости
6.1. Разновидности гибкости
В повседневной жизни, профессиональной, воинской, спортивной деятельности людям приходится выполнять разнообразные двигательные действия, одни из которых требуют незначительной амплитуды движений в суставах, другие – околопредельной. Строение опорно-двигательного аппарата человека позволяет выполнять движения с большой амплитудой, однако довольно часто из-за недостаточной эластичности мышц, связок и сухожилий она не может быть реализована полностью.
Пример: Чтобы поднять с пола какой-либо предмет, один человек наклонится, не сгибая ног, другой – вынужден будет присесть.
В теории физической культуры подвижность в суставах обозначают термином «гибкость».
ГИБКОСТЬ – это комплекс морфологических свойств опорно-двигательного аппарата, обуславливающих подвижность отдельных звеньев человеческого тела относительно друг друга.
Показателем уровня развития гибкости является максимальная амплитуда (размах) движений.
1) Различают активную и пассивную гибкость:
Пример: В положении стоя спиной к гимнастической стенке медленно поднять ногу максимально высоко и удержать её.
Показатели активной гибкости характеризуют не только степень растяжимости мышц-антагонистов, но и силу мышц-синергистов, которые перемещают соответствующие звенья тела.
Пример: В положении стоя спиной к гимнастической стенке с помощью собственных рук медленно поднять ногу максимально высоко и удержать её.
Показатели пассивной гибкости
характеризуют степень
Амплитуда пассивных движений, очевидно, значительно больше, чем амплитуда активных. Резерв гибкости – это разница между пассивной и активной гибкостью. Чем больше показатель резерва гибкости, тем легче поддаётся развитию активная гибкость.
Выделяют также анатомическую подвижность, т.е. предельно возможную. Её ограничителем является строение соответствующих суставов. При выполнении обычных движений человек использует лишь небольшую часть предельно возможной подвижности. Однако при выполнении некоторых спортивных действий подвижность в суставах может достигать более 95% анатомической.
2) Различают общую и специальную гибкость:
Для нормальной жизнедеятельности человека наиболее необходима достаточная подвижность в суставах позвоночника, плечевых и тазобедренных суставах.
Хорошо развитая гибкость способствует эффективному овладению рациональной техникой физических упражнений. В свою очередь, упражнения для развития гибкости способствуют укреплению суставов, повышению прочности и эластичности мышц, связок и сухожилий, совершенствованию координации работы нервно-мышечного аппарата, что в значительной степени предотвращает возникновение травм опорно-двигательного аппарата.
Недостаточный уровень развития гибкости отрицательно влияет на эффективность овладения физическими упражнениями: удлиняется период овладения техникой упражнений, ограничивается уровень развития других физических способностей, увеличивается напряжённость мышц. Последнее приводит к падению силы и быстроты и, как следствие, к возникновению усталости. Так, одной из существенных причин травмирования опорно-двигательного аппарата является низкий уровень развития гибкости.
6.2. Факторы, обуславливающие проявление гибкости
Подвижность опорно-двигательного аппарата обуславливается:
- строением суставов: их формой,
толщиной суставного хряща,
- эластичностью мышц, связок, сухожилий, суставных сумок;
- силой мышц, осуществляющих движения в конкретном суставе.
По форме суставы бывают шаровидные, эллипсовидные, седловидные, блоковидные, цилиндрические, плоские. Наибольшая анатомическая подвижность возможна в шаровидных суставах (пр., в плечевых и тазобедренных). Наименьшую анатомическую подвижность имеют седловидные, блоковидные, плоские суставы (пр., фаланги пальцев).
Чем больше длина и кривизна суставных поверхностей, тем больше анатомическая подвижность.
Среди мягких тканей опорно-двигательного аппарата наибольшую способность к растягиванию имеют мышцы – во время растягивания они могут увеличить свою длину на 30-50% по отношению к своей длине в состоянии покоя. Эластичные возможности связок, в особенности сухожилий значительно меньше.
Способность мышц, связок и сухожилий к растягиванию улучшается с повышением их температуры и увеличением кровотока.
Пример: После охлаждения тела амплитуда движений резко ухудшается, а после разогревания в тёплой воде или путём увеличения кровообращения вследствие разминки – значительно улучшается.
6.3 Возрастная динамика естественного развития гибкости
Информация о работе Курс лекций по предмету "Введение в физическую культуру"