Методика физического воспитания: цель, задачи, методы и приемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 15:10, реферат

Описание работы

Целью физического воспитанияявляется"создание"здорового,жизнерадостногожизнестойкого,физически совершенного,творческого, гармонически развитого ребенка. В соответствии с возрастными,анатомо-физиологическими и психологическими особенностями теория физического воспитания решает оздоровительные,образовательные и воспитательные задачи для формирования у ребенка рациональных,экономных,осознанных движений, накопления им двигательногоопытаи переноса его в повседневную жизнь, воспитания всесторонне развитой личности.

Содержание работы

1.Задачи физического воспитания
2.Средства физического воспитания
3.Методические принципы физического воспитания
4.Методы и приемы обучения ребенка
5.Формы организации двигательной деятельности
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат по физ.восп.docx

— 94.88 Кб (Скачать файл)

Методика физического воспитания: цель, задачи, методы и приемы

Содержание

 

1.Задачи физического  воспитания

2.Средства физического  воспитания

3.Методические  принципы физического воспитания

4.Методы и приемы  обучения ребенка

5.Формы организации  двигательной деятельности

Список использованной литературы

 

1.Задачи физического  воспитания

 

Целью физического воспитанияявляется"создание"здорового,жизнерадостногожизнестойкого,физически совершенного,творческого, гармонически развитого ребенка. В соответствии с возрастными,анатомо-физиологическими и психологическими особенностями теория физического воспитания решает оздоровительные,образовательные и воспитательные задачи для формирования у ребенка рациональных,экономных,осознанных движений, накопления им двигательногоопытаи переноса его в повседневную жизнь, воспитания всесторонне развитой личности.

Решение оздоровительных задач направлено на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка,способствует гармоничному психосоматическому развитию,совершенствованию функций организма,повышению -посредством закаливания-егозащитных сил и устойчивости к различным заболеваниям и неблагоприятным воздействиям внешней среды,увеличению работоспособности ребенка.

Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом особенностей развития организма ребенка и направлены на:

формирование правильной осанки;

своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;

формирование изгибов позвоночника;

развитие свода стопы;

укрепление связочно-суставного аппарата;

развитие гармоничного телосложения;

регулирование роста и массы костей;

развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов: сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др.;

развитие мышц-разгибателей;

совершенствование деятельности сердечнососудистой и дыхательной системы;

развитие способности приспосабливаться к меняющейся нагрузке;

развитие подвижности грудной клетки, увеличение жизненной емкости легких;

тренировка механизмов терморегуляции;

обеспечение тренированности нервных процессов;

-совершенствование деятельности  двигательного анализатора,органов чувств.

Важную оздоровительную роль играет развитие творчества в двигательной деятельности.Оно способствует раскрытию потенциальных возможностей организма,создает условия для реализации свободы действий,обеспечивает гармонию ребенка с самим собой,природой, окружающими людьми.

При гармоничной,творческой деятельности в головной мозг стекается информация из внешней и внутренней среды и создается обобщенная картина окружающего многообразного мира. Под его воздействием перестраивается работа организма,выбираются наиболее экономичные пути, требующие наименьших затрат энергии.Благодаря активизации механизмов саморегуляции головной мозг анализирует поступающую разнородную,многоплановую информацию,совершенствует и повышает оздоровительную деятельность организма.

Кобразовательным задачам относятся:

-формирование двигательных умений и навыков;

развитие психофизических качеств (таких как быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость);

развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений)

В процессе физического воспитания ребенок приобретает систему знаний о физических упражнениях,об их структуре,оздоровительном воздействии на организм;осознает двигательные действия; усваивает физкультурную и пространственную терминологию(исходные положения,колонна, шеренга и др.; вперед-назад,вверх-вниз и др.), знания о выполнении движений, о спортивных упражнениях и играх; познает названия предметов,снарядов, пособий,способы и правила пользования ими, а также свое тело. Кроме того, у ребенка формируется телесная рефлексия.

Физическое образование приобщает ребенка к большому спорту: он узнает о ведущих мировых и отечественных спортсменах.

Занимаясь физическими упражнениями,ребенок закрепляет знания об окружающей природе -живой и неживой(например, познает свойства воды,песка, снега,особенности времен года);расширяет словарный запас, развивает память, мышление,воображение.

Таким образом, решая образовательные задачи, педагог приобщает ребенка к основам кинестетического образования,готовит к поступлению в школу.

Воспитательные задачи. В процессе физического воспитания у детей формируются основы физической культуры:

потребность в ежедневных физических упражнениях;

навыки рационального использования физических упражнений в самостоятельной двигательной деятельности;

грациозность, пластичность, выразительность движений;

творчество;

навыки самоорганизации, взаимопомощи;

гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, к помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм двигательной деятельности.

В процессе физического воспитания создаются благоприятные условия для воспитания положительных черт характера,таких, как организованность,скромность,отзывчивость,чувство собственного достоинства,справедливость,чувство товарищества,взаимопомощь,умение заниматься в коллективе,ответственность за порученное дело, волевые качества (смелость,решительность,уверенность в своих силах,выдержка,настойчивость в преодолении трудностей,самообладание).

Формируются также психические процессы, культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям,творчество,готовность к жизни.

Задачи физического воспитания решаются в единстве, что способствует всестороннему воспитанию ребенка, направленному на физическое,интеллектуальное,духовное,эмоциональное развитие; на психофизическую готовность к труду и учебе в школе.

 

2.Средства физического  воспитания

 

Для решения задач физического воспитания используются гигиенические факторы, естественные силы природы,физические упражнения и др. Комплексное использование средств позволяет разносторонне воздействовать на организм.

Гигиенические факторы включают режим дня, занятий,сна, бодрствования,питания; гигиену одежды, обуви,участка, групповой комнаты, зала,физкультурных снарядов и пособий.

Естественные силы природы(солнце,воздух, вода)повышают функциональные возможности органов и систем и работоспособность организма. Они имеют огромное значение для закаливания организма,тренировки механизмов терморегуляции.Сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями улучшает обменные процессы,приспособительные и защитные функции организма.

Физические упражнения-основное средство физического воспитания.Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка, профилактики и коррекции психофизического состояния организма.

Термин"упражнение"в теории и практике физического воспитания имеет двоякое значение: это и виды двигательных действий, сложившиеся в качестве средств физического воспитания,и процесс неоднократного воспроизведения действий, которые организуются в соответствии с методическими принципами.Эти понятия взаимосвязаны,однако есть и различия. В первом случае речь идет о том, посредством чего воздействуют на физическое состояние ребенка в процессе физического воспитания;во втором - о том, как, какими методами осуществляется воздействие.Чтобы развести эти значения,необходимо внести терминологическое уточнение: в первом случае целесообразно пользоваться термином ''физическое упражнение",во втором - термином"метод (или методики) упражнения" (Л. Матвеев).

Двигательные действия, совершаемые ребенком,многообразны:труд, лепка,рисование, игра на музыкальных инструментах,игровая деятельность и т.д. Совокупность движений,объединенная в целостные действия, проявляется в активном отношении к жизни. "Все бесконечное разнообразие внешнего проявления мозговой деятельности,-писал И.М. Сеченов,-сводится окончательно к одному лишь явлению -мышечному движению".

Двигательные действия способствуют удовлетворению потребности ребенка в движении,помогают ему изменить самого себя.

К физическим упражнениям относятся только те виды двигательных действий, которые направлены на реализацию задач физического воспитания и подчинены его закономерностям.Отличительным признаком физических упражнений является соответствие формы и содержания действий сущности физического воспитания,закономерностям,на которых оно основано. Например,в физическом воспитании используются ходьба, бег,метание и плавание и т.д.: они приобретают значение средств физического воспитания,если им придаются рациональные формы, оправданные физическим образованием.Они обеспечивают функциональную активность организма и соответствие эффективного воспитания психофизическим качествам.Физические упражнения не отождествляются с трудовыми,бытовыми действиями и не могут быть подменены ими.Количество и разнообразие используемых в физическом воспитании физических упражнений достаточно велики. Они отличаются друг от друга по форме и содержанию.При выборе физических упражнений педагог учитывает их содержание и форму.

Содержание физического упражнения составляют входящие в него двигательные действия и процессы, которые в это время происходят в функциональных системах организма по ходу упражнения.Эти процессы многообразны и могут рассматриваться в психологическом,физиологическом,биомеханическом и других аспектах.

В психофизиологическом аспекте физические упражнения рассматриваются как произвольные движения, которые,по выражению И.М. Сеченова, "управляются умом и волей" (в отличие от"невольных"-безусловно рефлекторных движений).

Выполнение физических упражнений предполагает сознательную установку на достижение результата действия, который соответствует конкретным задачам физического воспитания;при этом значительно активизируются мыслительные процессы,двигательные представления,память, внимание,воображение и т.д.

Результативность физических упражнений зависит от предвидения результатов,выбора способов выполнения движений.

Понимание педагогом содержания физических упражнений позволяет определить их значение в реализации образовательных,воспитательных и оздоровительных задач (формирование двигательных умений и навыков,развитие психофизических качеств).

Форма физических упражнений имеет внутреннюю и внешнюю структуру.Внутренняя структура характеризуется взаимосвязью различных процессов в организме во время выполнения упражнения.Внешняя структура– это видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных,временных,динамических параметров движения. Содержание и форма физических упражнений взаимосвязаны.

В методике физического воспитания широко используютсяколичественные характеристики движений. Однако не менее важны и качественные их характеристики,которые включают комплекс признаков,взятых в единстве.Некоторые из них условно можно выделить.Понятие "точность движений"включает точность пространственных,временных и силовых характеристик.

Точность движения -степень соответствия требованиям двигательной задачи, поскольку эта задача будет выполнена,только если движение соответствует всем вышеперечисленным характеристикам(В. Зациорский,0. Кокарева).

Экономные движения - движения,отличающиеся отсутствием или минимумом лишних движений и минимально необходимыми затратами энергии.

Энергичные движения - движения,выполняемые с ярко выраженной силой, скоростью,мышечностью,благодаря чему преодолеваются значительные сопротивления.

Плавные движения - движения с постепенно изменяющимся мышечным напряжением,постепенным ускорением или замедлением,с закрепленными траекториями при изменении направления движений. Плавные движения характерны для художественной гимнастики.

Выразительность движения -выражение психического состояния ребенка через выполнение упражнений с эмоциональным отражением замысла мимикой,экспрессией и т.д.

Воспитание выразительности движений имеет огромное значение,поскольку обеспечивает умение управлять психическими процессами;устанавливать связь между внутренними переживаниями и внешними проявлениями;развивает психику, психофизические качества, отделы коры головного мозга; гармонизирует личность и т.д.

Важными средствами формирования выразительности движений являются имитационные упражнения и сюжетные подвижные игры.

В практике физического воспитания качественные характеристики оцениваются по внешним проявлениям без применения специальной аппаратуры.

 

3.Принципы физического  воспитания

 

Принципы физического воспитания,в соответствии с которыми складываются его закономерности,правила и требования,предъявляемые к воспитателю,определяют деятельность по всесторонней физической подготовке ребенка к будущей жизни, раскрытию у него жизненно важных сил,гармоничному развитию. Физическое воспитание строится на основе как общепедагогических дидактических принципов, так и специальных,которые отражают специфические закономерности физического воспитания.

Перечислим основные из этих принципов:

всестороннее и гармоничное развитие личности;

связь физической культуры с жизнью;

оздоровительная направленность физического воспитания;

непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха;

постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;

цикличное построение занятий;

возрастная адекватность направлений физического воспитания.

Общепедагогические принципы

Принцип осознанности направлен на воспитание у ребенка осмысленного отношения к физическим упражнениям и подвижным играм. Он был разработан П.Ф. Лесгафтом,который противопоставлял осознанность механическому заучиванию движений. Осознание техники движения,последовательности его выполнения,мышечного напряжения,собственного тела способствует формированию у ребенка телесной рефлексии.

Осознавая оздоровительное воздействие физических упражнений на организм,ребенок учится самостоятельно и творчески решать двигательные задачи. Он осваивает пространственную терминологию,осознанно выбирает рациональный способ двигательного действия, придумывает комбинации движений, их варианты, организует знакомые игры и придумывает свои.

Принцип активности предполагает высокую степень самостоятельности,инициативы и творчества.

Принцип систематичности и последовательности обязателен для всех форм физического воспитания:формирования двигательных навыков, закаливания,режима. Систематичность проявляется во взаимосвязи знаний, умений,навыков. Система подготовительных и подводящих упражнений позволяет перейти к освоению нового движения и, опираясь на него, приступить к познанию последующего,более сложного материала.Регулярность,планомерность,непрерывность физического воспитания на протяжении всего дошкольного возраста обеспечивают реализацию принципа систематичности.Во всех возрастных группах должна соблюдаться четкая последовательность структуры физкультурных занятий с обязательным чередованием нагрузок и отдыха, а также последовательность,преемственность,взаимосвязь в содержании самих занятий.

Информация о работе Методика физического воспитания: цель, задачи, методы и приемы