Методика физического воспитания: цель, задачи, методы и приемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 15:10, реферат

Описание работы

Целью физического воспитанияявляется"создание"здорового,жизнерадостногожизнестойкого,физически совершенного,творческого, гармонически развитого ребенка. В соответствии с возрастными,анатомо-физиологическими и психологическими особенностями теория физического воспитания решает оздоровительные,образовательные и воспитательные задачи для формирования у ребенка рациональных,экономных,осознанных движений, накопления им двигательногоопытаи переноса его в повседневную жизнь, воспитания всесторонне развитой личности.

Содержание работы

1.Задачи физического воспитания
2.Средства физического воспитания
3.Методические принципы физического воспитания
4.Методы и приемы обучения ребенка
5.Формы организации двигательной деятельности
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат по физ.восп.docx

— 94.88 Кб (Скачать файл)

На физкультминутках можно использовать упражнения для кисти руки,различные жесты руками с шарами,орехами, шестигранным карандашом,массажными мячами, ручными эспандерами;перекрестные движения;систематические упражнения типа "Поза замка", упражнения"Сова", "Умная шляпа" и др., а также подскоки и ходьба.

В физкультминутки можно включать два-три упражнения для плечевого пояса и рук,подтягивания,наклоны, повороты туловища (Г.Лескова, Н. Ноткина).

В перерыве между занятиями ребенку предлагают игры с мячом,скакалками,подвижные игры,игры-эстафеты и другие формы оптимизации двигательной деятельности.

Физкультминутки во второй половине дня проводятся через 30 минут после дневного сна. Последние исследования(0. Сытель и др.)свидетельствуют:выполнение физических упражнений сразу же после пробуждения не приносят пользы,так как мозг и мышцы не успевают переключиться от сна к бодрствованию.

Индивидуальная работа с ребенком

Известно:каждый ребенок неповторим.Его отличают индивидуальные особенности нервной системы,телосложения,психофизического развития. Эти особенности влияют на усвоение ребенком двигательных умений и навыков,на отношение к окружающим.

Наблюдение за ребенком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности,беседы с родителями позволяют воспитателю спланировать задачи, методы,содержание индивидуальной работы.

Важную роль в ней играют медико-педагогические наблюдения,которые дают воспитателю данные о показателях силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов.В качестве показателей силы учитывается уровень физической и умственной работоспособности на занятиях и в трудовых процессах,быстрота восстановления работоспособности после утомления,способность преодоления трудностей,инициативность и активность на занятиях и в играх, скорость овладения двигательными навыками,двигательная активность,эмоциональный тонус.

Показателями уравновешенности нервных процессов являются ровное,спокойное настроение ребенка, его доброжелательные отношения с детьми и взрослыми,спокойное поведение в конфликтных ситуациях,равномерность протекания деятельности.

Подвижность нервных процессов характеризуется легкостью перехода от одних видов деятельности к другим, быстротой привыкания к новой обстановке,засыпания и пробуждения,способностью двигаться в быстром темпе.

Воспитатель с учетом указанных показателей склонностей ребенка, его способностей к определенным движениям составляет индивидуальную программу развития ребенка,воспитания его психофизических качеств и способностей.

Если ребенок посещает какую-либо спортивную секцию, то воспитатель или инструктор по физической культуре связывается с тренером,согласует с ним индивидуальную работу с ребенком,его участие в разных формах двигательной деятельности.

С ребенком проводится индивидуальная коррекционная работа по исправлению дефектов стопы и осанки, совершенствованию психофизических качеств и двигательных действий: педагог показывает,как надо выполнять упражнение,и объясняет все его элементы;дает предварительную ориентировку в действиях;активизирует сознательное и творческое отношение к движению. Важная роль отводится развитию ручной умелости, моторике рук.

Таким образом, систематическое проведение индивидуальной работы с ребенком или небольшой группой детей обеспечивает более высокое качество выполнения движений, развитие физических и личностных качеств.

Активный отдых дошкольников

Физкультурный праздник является радостным событием в жизни детей.Он позволяет продемонстрировать здоровый образ жизни, который ведут дети, их достижения в формировании двигательных навыков и психофизических качеств.

Динамика двигательного содержания физкультурного праздника,организация его на свежем воздухе, праздничное оформление места проведения создают у ребенка эмоционально положительное,приподнятое настроение.

В программу физкультурного праздника как одного из видов активного отдыха детей входят знакомые детям физические упражнения и подвижные игры, отражающие ранее приобретенные ими двигательные навыки.

Физкультурные праздники разнообразны по содержанию и структуре.Значительную роль при их проведении играет музыка,создающая эмоциональный подъем, веселое,бодрое, радостное настроение.

Праздник состоит из трех частей. Первая часть, как правило,проходит в форме физкультурного парада, который начинается с общего шествия детей, разделенных на отдельные команды; при этом каждая идет со своими значками, вымпелами,эмблемами.Шествие проводится под музыку,стихи, песни.После парада дети демонстрируют свои умения в играх и упражнениях.Старшие участвуют в соревнованиях в беге, метании,прыжках и т.д.,играх-эстафетах,играх с элементами соревнования и спортивных игр. В праздник можно включать и разнообразные аттракционы(для каждой возрастной группы и всех участников).

Во второй части праздника можно организовать кукольный театр, выступления школьников,взрослых, сюжетные прогулки и т.д.В этой части обязательны разнообразные сюрпризные моменты: появление сказочных героев, фокусника,танцоров и т.д.

В заключение праздника гости, дети,родители, воспитатели и сотрудники детского сада исполняют общий танец, импровизируя и веселясь.

Интересно и увлекательно проходят зимние физкультурные праздники,которые включают катание на санках, коньках,лыжах, а также зимние спортивные игры (хоккей),различные подвижные игры,массовые пляски и сюрпризные моменты. На зимнем празднике песни и стихи ребенок не исполняет, а вот сюрпризные моменты обязательны.

На любых праздниках используются красочные атрибуты и оформление,что делает их еще более привлекательными и интересными.

В подготовке и проведении праздника принимает участие весь педагогический коллектив:заведующая,старший воспитатель,музыкальный руководитель,воспитатель по физической культуре,воспитатели.

В подготовке праздничного оформления могут участвовать и дети. В рамках подготовки к празднику организуют экскурсии на стадион, проводят беседы, рассматривают иллюстрации,разучивают стихи.

В день праздника взрослые стараются не нарушать режим дня, избегать излишней нервозности.Обстановка праздника должна доставлять ребенку радость.Длительность праздника не превышает 45минут-1 часа.

Физкультурный досуг наполняет жизнь детей эмоциональной,веселой двигательной деятельностью.Содержание досуга составляют знакомые им подвижные игры и физические упражнения.

Программа физкультурного досуга в младших и средних группах строится на простейших играх типа "Кто скорее принесет игрушки, выполнит веселые игровые действия" и т.п. В старших группах ребенок индивидуально и в составе команды участвует в веселых играх с элементами соревнования,подобных небольшой спартакиаде.В содержание досуга включают аттракционы,знакомые ребенку танцы и пляски.

Главными задачами воспитателя при проведении физкультурного досуга являются создание бодрого,радостного настроения,стимулирование активности каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей,дифференцированный подход к оценке результатов его действий,предоставление каждому ребенку возможности испытать удовольствие от выполняемых им и другими детьми движений,а также радость от успехов товарища.

При проведении досуга ребенок выполняет различные двигательные задания. Он ведет себя более непосредственно,чем на физкультурных занятиях.Раскованность и естественность при демонстрации двигательных умений и навыков обеспечивают выразительность,артистизм,эстетичность его движений.Умеренная мышечная нагрузка формирует раскованность и красоту движений,улучшает самочувствие и поднимает настроение.Физкультурный досуг развивает также мышление,воображение,целеустремленность,культуру чувств(например, ребенок учится сдерживать свои чувства и желания, проявлять решительность),умение двигаться под музыку,музыкальный слух и память.

Физкультурный досуг не требует специальной подготовки.Он строится на знакомом материале.Досуг проводят как с одной группой, так и с группами близких по возрасту детей.Педагог в досуге принимает самое активное участие:он подает команды к началу и окончанию игры или двигательного задания, подводит итоги, является главным судьей соревнований и своим заинтересованным отношением к происходящему создает эмоциональную атмосферу.Важную роль в поддержании радостного настроения,создании положительных эмоций играет атрибутика:эмблемы, медали,вымпелы, табло и т.д.

По содержанию и композиции физкультурные досуги могут быть разными:строиться на знакомых играх и игровых упражнениях,элементах спортивных игр (баскетбол,хоккей, футбол,теннис и т.д.),упражнениях в основных движениях -в беге, прыжках,езде на велосипедах,самокатах,роликовых коньках, прыжках через короткую скакалку.

Такой вариант досуга является для ребенка своеобразным зачетом по овладению движениями и освоению правильной техники движений.

Физкультурный досуг может строиться в основном на играх-эстафетах типа "Веселые старты". Этот досуг включает разученные на физкультурных занятиях движения.

Интересно проходит музыкальный досуг. Ребенок упражняется в выполнении движений с предметами(мячи, ленты,обручи и т.д.)и ритмических упражнениях.Такой досуг развивает творчество,инициативу,а также красоту,грациозность и выразительность движений.

Со второй младшей группой проводится День здоровья.Цель - оздоровление нервной системы и организма в целом и поддержание эмоционально положительного состояния психики ребенка.В этот день дети находятся на воздухе, на природе (обучающие формы работы,требующие интеллектуального напряжения,не проводятся),играют в любимые игры, слушают музыку, поют,занимаются творческой деятельностью,весело общаются друг с другом.В группах царит праздничная,радостная атмосфера,педагог старается предотвратить конфликты,обеспечивает спокойное общение детей друг с другом.

Каникулыдля детей устраиваются в начале января и в конце марта.Их длительность- неделя. Каникулы так же, как и День здоровья,призваны охранить нервную систему,оздоровить организм ребенка и т.п. Содержание каникул составляет художественно-творческая,музыкальная и физкультурная деятельность.Во время каникул проводятся туристские прогулки; желательно вывезти детей на всю неделю за город и организовать там катание на лыжах. Игры на природе обеспечивают режим, близкий к санаторному.Организация каникул требует тщательной подготовки педагога,продуманности и творческой атмосферы.

Задания на дом позволяют согласовать физическое развитие (упражнения и игры) ребенка в дошкольном учреждении и в семье. Домашние задания выполняются ребенком дома под контролем родителей или вместе с ними.Они способствуют более тесному контакту родителей,детей и воспитателей.

Успешному решению задач физического воспитания способствуют организуемые воспитателем консультации для родителей.Педагог объясняет родителям методику проведения утренней гимнастики,физических упражнений,учит совместному решению творческих заданий.

Все вышеуказанные формы организации активного отдыха тщательно планируются и обсуждаются на педагогических советах дошкольного учреждения.В их подготовке могут принимать участие родители,спонсоры. Нередко на праздники и досуги приглашают школьников,старших братьев и сестер, выдающихся спортсменов и других интересных людей.

Физическое воспитание ребенка в семье

Дошкольное образовательное учреждение выполняет многообразные функции: с одной стороны, педколлектив значительное внимание уделяет воспитанию двигательной культуры, развитию личностных и психофизических качеств, приобщению ребенка к здоровому образу жизни;а с другой -осуществляет пропаганду физической культуры и спорта, вовлекает родителей в активную совместную работу по физическому воспитанию.

На основе рекомендаций педагога родители приобретают физкультурный инвентарь для занятий (лыжи,коньки, велосипед,городки, серсо,теннис, бадминтон,мячи, скакалки и др.), оборудуют у себя дома спортивный уголок, устанавливают тренажеры,массажные устройства,оказывают помощь ребенку в освоении различных физических упражнений(обучают езде на велосипеде,катанию на коньках, лыжах и т.п.). Правильному физическому воспитанию ребенка в семье способствуют знания родителей об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений,подвижных и спортивных игр, о создании дома условий для развития движений ребенка.

Занимаясь с ребенком,родители следят за его самочувствием,регулируют физическую нагрузку и режим двигательной активности,проводят простейшую диагностику физического и сенсомоторного развития, следят за осанкой, а также красотой,выразительностью,рациональностью движений малыша.

Важное воспитательное значение имеют совместные занятия физическими упражнениями ребенка и взрослых:мамы, папы, бабушки,дедушки. Они не только углубляют любовь к физическим упражнениям,но и укрепляют,объединяют семью и позволяют родителям и ребенку стать ближе, понять друг друга.

Приведем образец гимнастики для мамы и ребенка младшего дошкольного возраста.

Мама садится на пол, раздвинув ноги, и ставит между ними ребенка, держа его за руки. Ребенок на двух ногах перепрыгивает то через левую, то через правую ногу матери; подпрыгивает вверх - мать сдвигает ноги, и ребенок, раздвинув свои ноги, садится на обе ее ноги. Все это время мать поддерживает ребенка за обе руки и приучает правильно выбирать момент для каждого движения.

Мама становится на колени и упирается в пол руками ("лошадка"). Ребенок пролезает у нее под животом, взбирается на спину и снова пролезает под животом.

Мама становится в позу "лошадки", ребенок взбирается ей на спину, держась руками за ее шею, после чего по счету "раз, два, три" мать начинает раскачиваться, стараясь сбросить своего седока.

Мама и ребенок садятся на пол спиной друг к другу и вытягивают ноги вперед. Затем, согнув ноги и упираясь руками в пол, стараются потеснить друг друга спинами. Мать соизмеряет свои силы, чтобы дать ребенку возможность максимально использовать потенциал этого упражнения.

Информация о работе Методика физического воспитания: цель, задачи, методы и приемы