Методика физического воспитания: цель, задачи, методы и приемы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 15:10, реферат
Описание работы
Целью физического воспитанияявляется"создание"здорового,жизнерадостногожизнестойкого,физически совершенного,творческого, гармонически развитого ребенка. В соответствии с возрастными,анатомо-физиологическими и психологическими особенностями теория физического воспитания решает оздоровительные,образовательные и воспитательные задачи для формирования у ребенка рациональных,экономных,осознанных движений, накопления им двигательногоопытаи переноса его в повседневную жизнь, воспитания всесторонне развитой личности.
Содержание работы
1.Задачи физического воспитания 2.Средства физического воспитания 3.Методические принципы физического воспитания 4.Методы и приемы обучения ребенка 5.Формы организации двигательной деятельности Список использованной литературы
На физкультминутках можно
использовать упражнения для кисти руки,различные
жесты руками с шарами,орехами, шестигранным
карандашом,массажными мячами, ручными
эспандерами;перекрестные движения;систематические
упражнения типа "Поза замка", упражнения"Сова",
"Умная шляпа" и др., а также подскоки
и ходьба.
В физкультминутки можно включать
два-три упражнения для плечевого пояса
и рук,подтягивания,наклоны, повороты
туловища (Г.Лескова, Н. Ноткина).
В перерыве между занятиями
ребенку предлагают игры с мячом,скакалками,подвижные
игры,игры-эстафеты и другие формы оптимизации
двигательной деятельности.
Физкультминутки во второй
половине дня проводятся через 30 минут
после дневного сна. Последние исследования(0.
Сытель и др.)свидетельствуют:выполнение
физических упражнений сразу же после
пробуждения не приносят пользы,так как
мозг и мышцы не успевают переключиться
от сна к бодрствованию.
Индивидуальная работа
с ребенком
Известно:каждый ребенок неповторим.Его
отличают индивидуальные особенности
нервной системы,телосложения,психофизического
развития. Эти особенности влияют на усвоение
ребенком двигательных умений и навыков,на
отношение к окружающим.
Наблюдение за ребенком в повседневной
жизни, анализ его поведения и деятельности,беседы
с родителями позволяют воспитателю спланировать
задачи, методы,содержание индивидуальной
работы.
Важную роль в ней играют медико-педагогические
наблюдения,которые дают воспитателю
данные о показателях силы, уравновешенности
и подвижности нервных процессов.В качестве
показателей силы учитывается уровень
физической и умственной работоспособности
на занятиях и в трудовых процессах,быстрота
восстановления работоспособности после
утомления,способность преодоления трудностей,инициативность
и активность на занятиях и в играх, скорость
овладения двигательными навыками,двигательная
активность,эмоциональный тонус.
Показателями уравновешенности
нервных процессов являются ровное,спокойное
настроение ребенка, его доброжелательные
отношения с детьми и взрослыми,спокойное
поведение в конфликтных ситуациях,равномерность
протекания деятельности.
Подвижность нервных процессов
характеризуется легкостью перехода от
одних видов деятельности к другим, быстротой
привыкания к новой обстановке,засыпания
и пробуждения,способностью двигаться
в быстром темпе.
Воспитатель с учетом указанных
показателей склонностей ребенка, его
способностей к определенным движениям
составляет индивидуальную программу
развития ребенка,воспитания его психофизических
качеств и способностей.
Если ребенок посещает какую-либо
спортивную секцию, то воспитатель или
инструктор по физической культуре связывается
с тренером,согласует с ним индивидуальную
работу с ребенком,его участие в разных
формах двигательной деятельности.
С ребенком проводится индивидуальная
коррекционная работа по исправлению
дефектов стопы и осанки, совершенствованию
психофизических качеств и двигательных
действий: педагог показывает,как надо
выполнять упражнение,и объясняет все
его элементы;дает предварительную ориентировку
в действиях;активизирует сознательное
и творческое отношение к движению. Важная
роль отводится развитию ручной умелости,
моторике рук.
Таким образом, систематическое
проведение индивидуальной работы с ребенком
или небольшой группой детей обеспечивает
более высокое качество выполнения движений,
развитие физических и личностных качеств.
Активный отдых дошкольников
Физкультурный праздник является радостным событием
в жизни детей.Он позволяет продемонстрировать
здоровый образ жизни, который ведут дети,
их достижения в формировании двигательных
навыков и психофизических качеств.
Динамика двигательного содержания
физкультурного праздника,организация
его на свежем воздухе, праздничное оформление
места проведения создают у ребенка эмоционально
положительное,приподнятое настроение.
В программу физкультурного
праздника как одного из видов активного
отдыха детей входят знакомые детям физические
упражнения и подвижные игры, отражающие
ранее приобретенные ими двигательные
навыки.
Физкультурные праздники разнообразны
по содержанию и структуре.Значительную
роль при их проведении играет музыка,создающая
эмоциональный подъем, веселое,бодрое,
радостное настроение.
Праздник состоит из трех частей.
Первая часть, как правило,проходит в форме
физкультурного парада, который начинается
с общего шествия детей, разделенных на
отдельные команды; при этом каждая идет
со своими значками, вымпелами,эмблемами.Шествие
проводится под музыку,стихи, песни.После
парада дети демонстрируют свои умения
в играх и упражнениях.Старшие участвуют
в соревнованиях в беге, метании,прыжках
и т.д.,играх-эстафетах,играх с элементами
соревнования и спортивных игр. В праздник
можно включать и разнообразные аттракционы(для
каждой возрастной группы и всех участников).
Во второй части праздника можно
организовать кукольный театр, выступления
школьников,взрослых, сюжетные прогулки
и т.д.В этой части обязательны разнообразные
сюрпризные моменты: появление сказочных
героев, фокусника,танцоров и т.д.
В заключение праздника гости,
дети,родители, воспитатели и сотрудники
детского сада исполняют общий танец,
импровизируя и веселясь.
Интересно и увлекательно проходят
зимние физкультурные праздники,которые
включают катание на санках, коньках,лыжах,
а также зимние спортивные игры (хоккей),различные
подвижные игры,массовые пляски и сюрпризные
моменты. На зимнем празднике песни и стихи
ребенок не исполняет, а вот сюрпризные
моменты обязательны.
На любых праздниках используются
красочные атрибуты и оформление,что делает
их еще более привлекательными и интересными.
В подготовке и проведении праздника
принимает участие весь педагогический
коллектив:заведующая,старший воспитатель,музыкальный
руководитель,воспитатель по физической
культуре,воспитатели.
В подготовке праздничного
оформления могут участвовать и дети.
В рамках подготовки к празднику организуют
экскурсии на стадион, проводят беседы,
рассматривают иллюстрации,разучивают
стихи.
В день праздника взрослые стараются
не нарушать режим дня, избегать излишней
нервозности.Обстановка праздника должна
доставлять ребенку радость.Длительность
праздника не превышает 45минут-1 часа.
Физкультурный досуг наполняет жизнь детей эмоциональной,веселой
двигательной деятельностью.Содержание
досуга составляют знакомые им подвижные
игры и физические упражнения.
Программа физкультурного досуга
в младших и средних группах строится
на простейших играх типа "Кто скорее
принесет игрушки, выполнит веселые игровые
действия" и т.п. В старших группах ребенок
индивидуально и в составе команды участвует
в веселых играх с элементами соревнования,подобных
небольшой спартакиаде.В содержание досуга
включают аттракционы,знакомые ребенку
танцы и пляски.
Главными задачами воспитателя
при проведении физкультурного досуга
являются создание бодрого,радостного
настроения,стимулирование активности
каждого ребенка с учетом его индивидуальных
возможностей,дифференцированный подход
к оценке результатов его действий,предоставление
каждому ребенку возможности испытать
удовольствие от выполняемых им и другими
детьми движений,а также радость от успехов
товарища.
При проведении досуга ребенок
выполняет различные двигательные задания.
Он ведет себя более непосредственно,чем
на физкультурных занятиях.Раскованность
и естественность при демонстрации двигательных
умений и навыков обеспечивают выразительность,артистизм,эстетичность
его движений.Умеренная мышечная нагрузка
формирует раскованность и красоту движений,улучшает
самочувствие и поднимает настроение.Физкультурный
досуг развивает также мышление,воображение,целеустремленность,культуру
чувств(например, ребенок учится сдерживать
свои чувства и желания, проявлять решительность),умение
двигаться под музыку,музыкальный слух
и память.
Физкультурный досуг не требует
специальной подготовки.Он строится на
знакомом материале.Досуг проводят как
с одной группой, так и с группами близких
по возрасту детей.Педагог в досуге принимает
самое активное участие:он подает команды
к началу и окончанию игры или двигательного
задания, подводит итоги, является главным
судьей соревнований и своим заинтересованным
отношением к происходящему создает эмоциональную
атмосферу.Важную роль в поддержании радостного
настроения,создании положительных эмоций
играет атрибутика:эмблемы, медали,вымпелы,
табло и т.д.
По содержанию и композиции
физкультурные досуги могут быть разными:строиться
на знакомых играх и игровых упражнениях,элементах
спортивных игр (баскетбол,хоккей, футбол,теннис
и т.д.),упражнениях в основных движениях
-в беге, прыжках,езде на велосипедах,самокатах,роликовых
коньках, прыжках через короткую скакалку.
Такой вариант досуга является
для ребенка своеобразным зачетом по овладению
движениями и освоению правильной техники
движений.
Физкультурный досуг может
строиться в основном на играх-эстафетах
типа "Веселые старты". Этот досуг
включает разученные на физкультурных
занятиях движения.
Интересно проходит музыкальный
досуг. Ребенок упражняется в выполнении
движений с предметами(мячи, ленты,обручи
и т.д.)и ритмических упражнениях.Такой
досуг развивает творчество,инициативу,а
также красоту,грациозность и выразительность
движений.
Со второй младшей группой проводится
День здоровья.Цель - оздоровление нервной
системы и организма в целом и поддержание
эмоционально положительного состояния
психики ребенка.В этот день дети находятся
на воздухе, на природе (обучающие формы
работы,требующие интеллектуального напряжения,не
проводятся),играют в любимые игры, слушают
музыку, поют,занимаются творческой деятельностью,весело
общаются друг с другом.В группах царит
праздничная,радостная атмосфера,педагог
старается предотвратить конфликты,обеспечивает
спокойное общение детей друг с другом.
Каникулыдля детей устраиваются в начале
января и в конце марта.Их длительность-
неделя. Каникулы так же, как и День здоровья,призваны
охранить нервную систему,оздоровить
организм ребенка и т.п. Содержание каникул
составляет художественно-творческая,музыкальная
и физкультурная деятельность.Во время
каникул проводятся туристские прогулки;
желательно вывезти детей на всю неделю
за город и организовать там катание на
лыжах. Игры на природе обеспечивают режим,
близкий к санаторному.Организация каникул
требует тщательной подготовки педагога,продуманности
и творческой атмосферы.
Задания на дом позволяют согласовать физическое
развитие (упражнения и игры) ребенка в
дошкольном учреждении и в семье. Домашние
задания выполняются ребенком дома под
контролем родителей или вместе с ними.Они
способствуют более тесному контакту
родителей,детей и воспитателей.
Успешному решению задач физического
воспитания способствуют организуемые
воспитателем консультации для родителей.Педагог
объясняет родителям методику проведения
утренней гимнастики,физических упражнений,учит
совместному решению творческих заданий.
Все вышеуказанные формы организации
активного отдыха тщательно планируются
и обсуждаются на педагогических советах
дошкольного учреждения.В их подготовке
могут принимать участие родители,спонсоры.
Нередко на праздники и досуги приглашают
школьников,старших братьев и сестер,
выдающихся спортсменов и других интересных
людей.
Физическое воспитание
ребенка в семье
Дошкольное образовательное
учреждение выполняет многообразные функции:
с одной стороны, педколлектив значительное
внимание уделяет воспитанию двигательной
культуры, развитию личностных и психофизических
качеств, приобщению ребенка к здоровому
образу жизни;а с другой -осуществляет
пропаганду физической культуры и спорта,
вовлекает родителей в активную совместную
работу по физическому воспитанию.
На основе рекомендаций педагога
родители приобретают физкультурный инвентарь
для занятий (лыжи,коньки, велосипед,городки,
серсо,теннис, бадминтон,мячи, скакалки
и др.), оборудуют у себя дома спортивный
уголок, устанавливают тренажеры,массажные
устройства,оказывают помощь ребенку
в освоении различных физических упражнений(обучают
езде на велосипеде,катанию на коньках,
лыжах и т.п.). Правильному физическому
воспитанию ребенка в семье способствуют
знания родителей об особенностях использования
профилактических и коррекционных физических
упражнений,подвижных и спортивных игр,
о создании дома условий для развития
движений ребенка.
Занимаясь с ребенком,родители
следят за его самочувствием,регулируют
физическую нагрузку и режим двигательной
активности,проводят простейшую диагностику
физического и сенсомоторного развития,
следят за осанкой, а также красотой,выразительностью,рациональностью
движений малыша.
Важное воспитательное значение
имеют совместные занятия физическими
упражнениями ребенка и взрослых:мамы,
папы, бабушки,дедушки. Они не только углубляют
любовь к физическим упражнениям,но и
укрепляют,объединяют семью и позволяют
родителям и ребенку стать ближе, понять
друг друга.
Приведем образец гимнастики
для мамы и ребенка младшего дошкольного
возраста.
Мама садится на пол, раздвинув
ноги, и ставит между ними ребенка, держа
его за руки. Ребенок на двух ногах перепрыгивает
то через левую, то через правую ногу матери;
подпрыгивает вверх - мать сдвигает ноги,
и ребенок, раздвинув свои ноги, садится
на обе ее ноги. Все это время мать поддерживает
ребенка за обе руки и приучает правильно
выбирать момент для каждого движения.
Мама становится на колени и
упирается в пол руками ("лошадка").
Ребенок пролезает у нее под животом, взбирается
на спину и снова пролезает под животом.
Мама становится в позу "лошадки",
ребенок взбирается ей на спину, держась
руками за ее шею, после чего по счету "раз,
два, три" мать начинает раскачиваться,
стараясь сбросить своего седока.
Мама и ребенок садятся на пол
спиной друг к другу и вытягивают ноги
вперед. Затем, согнув ноги и упираясь
руками в пол, стараются потеснить друг
друга спинами. Мать соизмеряет свои силы,
чтобы дать ребенку возможность максимально
использовать потенциал этого упражнения.