Методика физического воспитания: цель, задачи, методы и приемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 15:10, реферат

Описание работы

Целью физического воспитанияявляется"создание"здорового,жизнерадостногожизнестойкого,физически совершенного,творческого, гармонически развитого ребенка. В соответствии с возрастными,анатомо-физиологическими и психологическими особенностями теория физического воспитания решает оздоровительные,образовательные и воспитательные задачи для формирования у ребенка рациональных,экономных,осознанных движений, накопления им двигательногоопытаи переноса его в повседневную жизнь, воспитания всесторонне развитой личности.

Содержание работы

1.Задачи физического воспитания
2.Средства физического воспитания
3.Методические принципы физического воспитания
4.Методы и приемы обучения ребенка
5.Формы организации двигательной деятельности
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат по физ.восп.docx

— 94.88 Кб (Скачать файл)

Занятия способствуют воспитанию жизнерадостных,дисциплинированных детей, хорошо ориентирующихся в окружающих условиях, умеющих действовать целенаправленно,быстро, уверенно и в соответствии с поставленной задачей, а также проявлять нравственные качества и творчество.

Физкультурные занятия проводятся осенью, зимой и весной как в помещении,так и на воздухе.В летнее время(за исключением дождливых дней)все

Методика физического воспитания: цель, задачи, методы и приемы

занятия организуются на воздухе, на физкультурной площадке. Занятия в помещении и на воздухе взаимосвязаны:они позволяют комплексно решать все оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи. Условия проведения занятий определяют их специфику.

Занятия,проводимые в помещении,требуют обязательного соблюдения оздоровительно-гигиенических условий (открытые окна или фрамуги,облегченные костюмы и обувь),что обеспечивает правильность,красоту и точность движений, воспитывает общую культуру движений. Занятия могут проходить с различными предметами и в сопровождении музыки.

Занятия на воздухе оказывают максимально оздоровительный эффект, так как позволяют выполнять движения на большом пространстве,усиливают физическую нагрузку,предоставляют широкие возможности для проведения спортивных игр, эстафет.Однако теплый костюм и обувь не способствуют точности,выразительности и красоте движений.

Содержание занятий составляют физические упражнения,обозначенные в Программе для каждой возрастной группы. При проведении различных по содержанию занятий необходимо решать указанные задачи, соблюдать четкую последовательность реализации Программы, а также учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Структура занятия заключается в последовательном выполнении детьми физических упражнений,определяемом поставленными задачами и особенностями работоспособности нервной системы и всего организма ребенка на каждом отдельном этапе возрастного развития. Контроль за динамикой организма ребенка и его психики на занятии -одна из основных обязанностей воспитателя:от этого зависит эффективность процесса обучения и воспитания.

Изучение показателей частоты сердечных сокращений(ЧСС) в процессе двигательной деятельности показало ее постепенное возрастание в начале занятия,последующее нарастание с достижением наиболее высокого уровня в основной части и постепенное снижение к окончанию занятия. Это определяется,с одной стороны,деятельностью системы кровообращения и работоспособностью организма; с другой -особенностями протекания психических процессов -внимания,сосредоточенности,скорости реакций и в связи с этим наибольшей точности движений.

Изменения,происходящие в организме и психике в течение занятия,осуществляются под контролем центральной нервной системы.При этом усиливается ее собственная работоспособность,что выражается в повышении возбудимости нервных центров и подвижности нервных процессов.В ходе занятия при все большей врабатываемости всего организма улучшается согласованность деятельности всех органов и систем, появляется возможность найти правильный ритм работы,а значит, повысить эмоциональное состояние.Отмечается наиболее высокий уровень работоспособности,который колеблется в связи с изменением характера деятельности(выполнение движений, наблюдение образца движений воспитателя,осмысление его указаний и т.п.).

Физкультурные занятия состоят из трех взаимосвязанных частей: вводно-подготовительной,основной и заключительной.Для каждой части занятия одинаково важное значение имеют все задачи-образовательные,воспитательные и оздоровительные.

Задачи и содержание вводно-подготовительной части физкультурного занятия. Ее особенности определяются поставленными задачами и содержанием основной части занятия. Поэтому в одном случае она может быть только вводной,а в другом -вводно-подготовительной.Задачи этой части заключаются в формировании у детей интереса и в создании эмоциональной настроенности на занятие, в проверке степени готовности,в том числе внимания, уточнении некоторых двигательных навыков и постепенной подготовке организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия.С этой целью детям предлагаются знакомые упражнения или их варианты,содействующие формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия,ориентировке в пространстве и в коллективе.Они не требуют много времени на выполнение.К таким упражнениям относятся строевые - различные построения и перестроения;ходьба и бег с различными заданиями(повороты с указанием направления,смена ведущих и др.), легкий бег врассыпную и последующее построение в большой и маленький круги, колонны и т.п.; ходьба различных видов, в том числе в целях профилактики плоскостопия на пятках, на носках, по положенному на полу толстому шнуру, лесенке и др., подвижные игры на внимание типа "Наоборот", "Летает -не летает".

Заканчивается вводная часть построением в три-четыре колонны, круг,врассыпную и т.п., что служит переходом к обучению детей общеразвивающим упражнениям в начале основной части занятия.Продолжительность этой части в младшей группе-от 2 до 4 минут,в средней -от 3 до 5 минут,в старших группах-от 4 до 6 минут.

Если первая часть занятия планируется как вводно-подготовительная,тогда вначале даются указанные выше упражнения,а потом общеразвивающие,которые строятся только на повторении и вариациях уже знакомых упражнений.Их задача -подготовка организма ребенка к более высокой физической нагрузке в основной части занятия, в которой планируются упражнения в основных движениях со сложной координацией или спортивные упражнения интенсивного характера с достаточно высокой физической нагрузкой. В этом случае основная часть занятия начинается с обучения детей основным движениям.

Продолжительность вводно-подготовительной части в младших группах -от 3 до 4 минут,в средней -от 4 до б минут,в старших -от 5 до 10 минут.

Задачи и содержание основной части занятия. В этой части занятия в одном случае намечаются задачи по обучению детей сначала общеразвивающим упражнениям,а затем основным движениям и воспитанию психофизических качеств; в другом случае - упражнениям в основных движениях,которые предусматривают ознакомление с новым двигательным материалом,повторение уже известного с использованием различных вариантов,совершенствование двигательных навыков, находящихся в стадии закрепления.После этого проводится подвижная игра с правилами,включающая всех детей в интенсивное движение.

Учитывая,что оптимальная психическая работоспособность у детей непродолжительна,решение более трудных задач(например,ознакомление с новым материалом или выполнение упражнений с более сложной координацией)намечают на начало основной части. Общеразвивающие упражнения выполняются с мелкими предметами:флажками, палками,обручами, лентами,шнуром. Подбор их обуславливается целью постепенного вовлечения крупных мышечных групп в интенсивную работу, влияющую на повышение функционального состояния всего организма.

Первыми даются упражнения для развития и укрепления мышц рук и плечевого пояса в целях формирования правильной осанки и упорядочения дыхания (например,разведение рук в стороны и сведение их перед грудью и др.). Вторыми-упражнения для туловища,укрепления мышц спины и развития гибкости позвоночника(прямые и боковые наклоны с последующим выпрямлением,наклоны и повороты вправо и влево- вращение туловища).Третьими - упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног,включая стопу(приседание,поднимание ноги, согнутойв колене, и др.).При выполнении этих упражнений и их повторении предусматривается постепенное подведение организма ребенка к большей нагрузке.

После этого переходят к обучению основным движениям,из которых одно может быть для детей новым,а другие -находиться на этапах совершенствования.

В подготовительной к школе группе,по данным Ю.Рауцкиса, на одном физкультурном занятии целесообразно планировать от двух до четырех упражнений в основных движениях. Одно из них является ведущим, требующим особого внимания воспитателя;остальные подбираются из числа уже известных детям в целях повторения и совершенствования(например, прыжки в сочетании с метанием и ползанием или метание в сочетании с ходьбой и бегом и т.п.); при этом учитывается степень интенсивности движений. Наиболее эффективно сочетание упражнений высокой степени интенсивности с упражнениями низкой или средней степени интенсивности.Таким образом достигается разнообразие деятельности детей и варьирование степени напряжения,что обеспечивает необходимый уровень работоспособности ребенка.

Выполнение основных движений,требующих участия всей мышечной системы,в значительной степени повышает функциональное состояние организма и подводит его к наиболее высокому подъему в подвижной игре, для которой характерны быстрые, целеустремленные движения.

Продолжительность основной части занятия с обучением общеразвивающим упражнениям в младших группах- от 15 до 18 минут,в средней - от20 до 22 минут, в старших - от 25до 28 минут. Без обучения общеразвивающим упражнениям ее длительность в младшей группе- 8-12минут, в средней- 12-15минут, в старших- 15-20минут.

Задачи и содержание заключительной части занятия.Следующая за игрой заключительная часть включает ходьбу в интенсивном темпе с постепенным замедлением,способствующую снижению общей возбужденности и приведению пульса в норму.В процессе ходьбы дети могут сделать несколько дыхательных упражнений.В некоторых случаях ходьба может быть заменена малоподвижной игрой с участием всех детей(например, "Найди и промолчи", "Принеси, что тебе понравится"или игра хороводного типа). По окончании ходьбы или заменяющей ее игры подводится краткий итог занятия, и дети переходят к другой деятельности.Длительность заключительной части занятия в младших группах- от 2 до 3 минут,в средней и старших - от 3до 4 минут.

Продолжительность всего занятия в младших группах- 15-20минут, в средней- 20-25минут, в старших- 30-35минут.

Как уже было сказано,в процессе физкультурного занятия одновременно с развитием двигательных навыков у детей формируются психофизические качества: быстрота,ловкость,выносливость,гибкость, сила.Физкультурные занятия планируются в соответствии с характером намечаемой учебной работы:на одних основное внимание сосредотачивают на обучении детей новому физическому упражнению в сочетании с уже усвоенными;на других периодически проверяют степень овладения детьми двигательным материалом,качество его выполнения и количественные результаты за определенный период обучения;на третьих в целях совершенствования повторяются известные детям упражнения с использованием вариантов и т.д.

Физкультурные занятия могут проводиться в игровой форме,представляющей целостную сюжетную ситуацию,знакомую детям(например, "Прогулка", "Путешествие", "Следопыты", "Спортсмены"и т.д.). Последовательность двигательных действий в этих играх должна соответствовать структуре физкультурного занятия, учитывать возможности детей данной возрастной группы, на основании чего и определяется степень физической нагрузки. Такие занятия требуют творческой разработки и эмоционально-образной методики руководства.

Исследования показали необходимость проведения регулярных физкультурных занятий на воздухе в течение круглого года(Л. Карманова,В.Фролов, Г. Юрко).Они содействуют функциональному совершенствованию организма ребенка, его закаливанию,повышению сопротивляемости простудным заболеваниям.

Занятия на воздухе также состоят из трех частей:вводно-подготовительной,основной и заключительной.Особенностью занятий, по данным В. Фролова и Г. Юрко, является многократное использование бега в различных темпах - быстрого,средней скорости,медленного.Изменение темпа бега влияет на повышение функциональных возможностей организма и общей выносливости.

Вводно-подготовительная часть содержит ходьбу с дыхательными упражнениями,бег в медленном темпе (широким шагом с высоким подниманием колен, приставным шагом и т.п.) - это помогает улучшить технику движения,укрепить мышцы ног, скорректировать осанку. После ходьбы дети строятся в колонны, круг и др., что является целесообразным для дальнейших упражнений.

В основной части выполняются общеразвивающие упражнения,дающие хорошую нагрузку на мышцы рук, туловища и ног. После этого проводится пробежка со средней скоростью,заканчивающаяся ходьбой и перестроением детей для выполнения основных движений.Вначале даются более сложные или новые, а затем, после пробежки со средней скоростью,знакомые (повторно),заканчивающиеся пробежкой в медленном темпе. В заключение основной части проводится подвижная игра с соревнованием,игра-эстафета или спортивная игра, обеспечивающая высокую двигательную активность детей.

В заключительной части дается бег в медленном темпе с переходом на ходьбу с выполнением дыхательных упражнений.

Таким образом обеспечивается и освоение программного материала, и достаточно высокая физическая нагрузка. Большую роль при этом играют положительные эмоции детей,побуждающие их к лучшему выполнению упражнений и снижающие утомление.

Подбор физических упражнений для занятий определяется планом работы,составленным на основе Программы.Исходя из перспективного и календарного планов, учитывающих возраст детей,состояние здоровья каждого ребенка, общий уровень развития,приобретенные двигательные навыки,индивидуально-типологические особенности детей, время года, условия проведения занятий, а также предыдущую деятельность детей, намечаются задачи и отбираются конкретные физические упражнения.

Разработку плана очередного занятия предваряет тщательный анализ предшествующего.В процессе анализа выясняется степень осуществления задач, поставленных на предыдущем занятии, результаты,выражающиеся в реакции детей и фиксируемые в конце занятия(степень усвоения всеми и каждым нового программного материала;прогресс в овладении знакомыми движениями или, наоборот,какие-либо затруднения,требующие дополнительных упражнений,облегченных вариантов,более детального разучивания,изменения форм организации детей, индивидуальных занятий и т.п.).

Тесная связь предыдущих и последующих занятий, их единая целенаправленность обеспечивают стройную систему,определяющую последовательность выполнения постепенно усложняющихся задач, прохождение Программы и тем самым успешные результаты обучения детей каждой возрастной группы. На основе анализа предыдущего занятия прежде всего определяются задачи основной части: обучение детей новым упражнениям или повторение и совершенствование уже знакомых(указываются конкретные физические упражнения).После этого уточняются упражнения для вводной и заключительной частей занятий.

Информация о работе Методика физического воспитания: цель, задачи, методы и приемы