Методика физического воспитания: цель, задачи, методы и приемы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 15:10, реферат
Описание работы
Целью физического воспитанияявляется"создание"здорового,жизнерадостногожизнестойкого,физически совершенного,творческого, гармонически развитого ребенка. В соответствии с возрастными,анатомо-физиологическими и психологическими особенностями теория физического воспитания решает оздоровительные,образовательные и воспитательные задачи для формирования у ребенка рациональных,экономных,осознанных движений, накопления им двигательногоопытаи переноса его в повседневную жизнь, воспитания всесторонне развитой личности.
Содержание работы
1.Задачи физического воспитания 2.Средства физического воспитания 3.Методические принципы физического воспитания 4.Методы и приемы обучения ребенка 5.Формы организации двигательной деятельности Список использованной литературы
Занятия способствуют воспитанию
жизнерадостных,дисциплинированных детей,
хорошо ориентирующихся в окружающих
условиях, умеющих действовать целенаправленно,быстро,
уверенно и в соответствии с поставленной
задачей, а также проявлять нравственные
качества и творчество.
Физкультурные занятия проводятся
осенью, зимой и весной как в помещении,так
и на воздухе.В летнее время(за исключением
дождливых дней)все
Методика физического
воспитания: цель, задачи, методы и приемы
занятия организуются на воздухе,
на физкультурной площадке. Занятия в
помещении и на воздухе взаимосвязаны:они
позволяют комплексно решать все оздоровительные
и воспитательно-образовательные задачи.
Условия проведения занятий определяют
их специфику.
Занятия,проводимые в помещении,требуют
обязательного соблюдения оздоровительно-гигиенических
условий (открытые окна или фрамуги,облегченные
костюмы и обувь),что обеспечивает правильность,красоту
и точность движений, воспитывает общую
культуру движений. Занятия могут проходить
с различными предметами и в сопровождении
музыки.
Занятия на воздухе оказывают
максимально оздоровительный эффект,
так как позволяют выполнять движения
на большом пространстве,усиливают физическую
нагрузку,предоставляют широкие возможности
для проведения спортивных игр, эстафет.Однако
теплый костюм и обувь не способствуют
точности,выразительности и красоте движений.
Содержание занятий составляют
физические упражнения,обозначенные в
Программе для каждой возрастной группы.
При проведении различных по содержанию
занятий необходимо решать указанные
задачи, соблюдать четкую последовательность
реализации Программы, а также учитывать
возрастные и индивидуальные особенности
детей.
Структура занятия заключается
в последовательном выполнении детьми
физических упражнений,определяемом поставленными
задачами и особенностями работоспособности
нервной системы и всего организма ребенка
на каждом отдельном этапе возрастного
развития. Контроль за динамикой организма
ребенка и его психики на занятии -одна из основных
обязанностей воспитателя:от этого зависит
эффективность процесса обучения и воспитания.
Изучение показателей частоты
сердечных сокращений(ЧСС) в процессе
двигательной деятельности показало ее
постепенное возрастание в начале занятия,последующее
нарастание с достижением наиболее высокого
уровня в основной части и постепенное
снижение к окончанию занятия. Это определяется,с
одной стороны,деятельностью системы
кровообращения и работоспособностью
организма; с другой -особенностями
протекания психических процессов -внимания,сосредоточенности,скорости
реакций и в связи с этим наибольшей точности
движений.
Изменения,происходящие в организме
и психике в течение занятия,осуществляются
под контролем центральной нервной системы.При
этом усиливается ее собственная работоспособность,что
выражается в повышении возбудимости
нервных центров и подвижности нервных
процессов.В ходе занятия при все большей
врабатываемости всего организма улучшается
согласованность деятельности всех органов
и систем, появляется возможность найти
правильный ритм работы,а значит, повысить
эмоциональное состояние.Отмечается наиболее
высокий уровень работоспособности,который
колеблется в связи с изменением характера
деятельности(выполнение движений, наблюдение
образца движений воспитателя,осмысление
его указаний и т.п.).
Физкультурные занятия состоят
из трех взаимосвязанных частей: вводно-подготовительной,основной
и заключительной.Для каждой части занятия
одинаково важное значение имеют все задачи-образовательные,воспитательные
и оздоровительные.
Задачи и содержание вводно-подготовительной
части физкультурного занятия. Ее особенности
определяются поставленными задачами
и содержанием основной части занятия.
Поэтому в одном случае она может быть
только вводной,а в другом -вводно-подготовительной.Задачи
этой части заключаются в формировании
у детей интереса и в создании эмоциональной
настроенности на занятие, в проверке
степени готовности,в том числе внимания,
уточнении некоторых двигательных навыков
и постепенной подготовке организма ребенка
к более интенсивной работе в основной
части занятия.С этой целью детям предлагаются
знакомые упражнения или их варианты,содействующие
формированию правильной осанки, профилактике
плоскостопия,ориентировке в пространстве
и в коллективе.Они не требуют много времени
на выполнение.К таким упражнениям относятся
строевые - различные построения и перестроения;ходьба
и бег с различными заданиями(повороты
с указанием направления,смена ведущих
и др.), легкий бег врассыпную и последующее
построение в большой и маленький круги,
колонны и т.п.; ходьба различных видов,
в том числе в целях профилактики плоскостопия
на пятках, на носках, по положенному на
полу толстому шнуру, лесенке и др., подвижные
игры на внимание типа "Наоборот",
"Летает -не летает".
Заканчивается вводная часть
построением в три-четыре колонны, круг,врассыпную
и т.п., что служит переходом к обучению
детей общеразвивающим упражнениям в
начале основной части занятия.Продолжительность
этой части в младшей группе-от 2 до 4 минут,в
средней -от 3 до 5 минут,в
старших группах-от 4 до 6 минут.
Если первая часть занятия планируется
как вводно-подготовительная,тогда вначале
даются указанные выше упражнения,а потом
общеразвивающие,которые строятся только
на повторении и вариациях уже знакомых
упражнений.Их задача -подготовка организма
ребенка к более высокой физической нагрузке
в основной части занятия, в которой планируются
упражнения в основных движениях со сложной
координацией или спортивные упражнения
интенсивного характера с достаточно
высокой физической нагрузкой. В этом
случае основная часть занятия начинается
с обучения детей основным движениям.
Продолжительность вводно-подготовительной
части в младших группах -от 3 до 4 минут,в
средней -от 4 до б минут,в
старших -от 5 до 10 минут.
Задачи и содержание основной
части занятия. В этой части занятия в
одном случае намечаются задачи по обучению
детей сначала общеразвивающим упражнениям,а
затем основным движениям и воспитанию
психофизических качеств; в другом случае
- упражнениям в основных движениях,которые
предусматривают ознакомление с новым
двигательным материалом,повторение уже
известного с использованием различных
вариантов,совершенствование двигательных
навыков, находящихся в стадии закрепления.После
этого проводится подвижная игра с правилами,включающая
всех детей в интенсивное движение.
Учитывая,что оптимальная психическая
работоспособность у детей непродолжительна,решение
более трудных задач(например,ознакомление
с новым материалом или выполнение упражнений
с более сложной координацией)намечают
на начало основной части. Общеразвивающие
упражнения выполняются с мелкими предметами:флажками,
палками,обручами, лентами,шнуром. Подбор
их обуславливается целью постепенного
вовлечения крупных мышечных групп в интенсивную
работу, влияющую на повышение функционального
состояния всего организма.
Первыми даются упражнения
для развития и укрепления мышц рук и плечевого
пояса в целях формирования правильной
осанки и упорядочения дыхания (например,разведение
рук в стороны и сведение их перед грудью
и др.). Вторыми-упражнения для
туловища,укрепления мышц спины и развития
гибкости позвоночника(прямые и боковые
наклоны с последующим выпрямлением,наклоны
и повороты вправо и влево- вращение туловища).Третьими
- упражнения для развития и укрепления
мышц брюшного пресса и ног,включая стопу(приседание,поднимание
ноги, согнутойв колене, и др.).При выполнении
этих упражнений и их повторении предусматривается
постепенное подведение организма ребенка
к большей нагрузке.
После этого переходят к обучению
основным движениям,из которых одно может
быть для детей новым,а другие -находиться на
этапах совершенствования.
В подготовительной к школе
группе,по данным Ю.Рауцкиса, на одном
физкультурном занятии целесообразно
планировать от двух до четырех упражнений
в основных движениях. Одно из них является
ведущим, требующим особого внимания воспитателя;остальные
подбираются из числа уже известных детям
в целях повторения и совершенствования(например,
прыжки в сочетании с метанием и ползанием
или метание в сочетании с ходьбой и бегом
и т.п.); при этом учитывается степень интенсивности
движений. Наиболее эффективно сочетание
упражнений высокой степени интенсивности
с упражнениями низкой или средней степени
интенсивности.Таким образом достигается
разнообразие деятельности детей и варьирование
степени напряжения,что обеспечивает
необходимый уровень работоспособности
ребенка.
Выполнение основных движений,требующих
участия всей мышечной системы,в значительной
степени повышает функциональное состояние
организма и подводит его к наиболее высокому
подъему в подвижной игре, для которой
характерны быстрые, целеустремленные
движения.
Продолжительность основной
части занятия с обучением общеразвивающим
упражнениям в младших группах- от 15 до
18 минут,в средней - от20 до 22 минут, в старших
- от 25до 28 минут. Без обучения общеразвивающим
упражнениям ее длительность в младшей
группе- 8-12минут, в средней-
12-15минут, в старших-
15-20минут.
Задачи и содержание заключительной
части занятия.Следующая за игрой заключительная
часть включает ходьбу в интенсивном темпе
с постепенным замедлением,способствующую
снижению общей возбужденности и приведению
пульса в норму.В процессе ходьбы дети
могут сделать несколько дыхательных
упражнений.В некоторых случаях ходьба
может быть заменена малоподвижной игрой
с участием всех детей(например, "Найди
и промолчи", "Принеси, что тебе понравится"или
игра хороводного типа). По окончании ходьбы
или заменяющей ее игры подводится краткий
итог занятия, и дети переходят к другой
деятельности.Длительность заключительной
части занятия в младших группах- от 2 до
3 минут,в средней и старших - от 3до 4 минут.
Продолжительность всего занятия
в младших группах- 15-20минут, в средней-
20-25минут, в старших-
30-35минут.
Как уже было сказано,в процессе
физкультурного занятия одновременно
с развитием двигательных навыков у детей
формируются психофизические качества:
быстрота,ловкость,выносливость,гибкость,
сила.Физкультурные занятия планируются
в соответствии с характером намечаемой
учебной работы:на одних основное внимание
сосредотачивают на обучении детей новому
физическому упражнению в сочетании с
уже усвоенными;на других периодически
проверяют степень овладения детьми двигательным
материалом,качество его выполнения и
количественные результаты за определенный
период обучения;на третьих в целях совершенствования
повторяются известные детям упражнения
с использованием вариантов и т.д.
Физкультурные занятия могут
проводиться в игровой форме,представляющей
целостную сюжетную ситуацию,знакомую
детям(например, "Прогулка", "Путешествие",
"Следопыты", "Спортсмены"и т.д.).
Последовательность двигательных действий
в этих играх должна соответствовать структуре
физкультурного занятия, учитывать возможности
детей данной возрастной группы, на основании
чего и определяется степень физической
нагрузки. Такие занятия требуют творческой
разработки и эмоционально-образной методики
руководства.
Исследования показали необходимость
проведения регулярных физкультурных
занятий на воздухе в течение круглого
года(Л. Карманова,В.Фролов, Г. Юрко).Они
содействуют функциональному совершенствованию
организма ребенка, его закаливанию,повышению
сопротивляемости простудным заболеваниям.
Занятия на воздухе также состоят
из трех частей:вводно-подготовительной,основной
и заключительной.Особенностью занятий,
по данным В. Фролова и Г. Юрко, является
многократное использование бега в различных
темпах - быстрого,средней скорости,медленного.Изменение
темпа бега влияет на повышение функциональных
возможностей организма и общей выносливости.
Вводно-подготовительная часть
содержит ходьбу с дыхательными упражнениями,бег
в медленном темпе (широким шагом с высоким
подниманием колен, приставным шагом и
т.п.) - это помогает улучшить технику движения,укрепить
мышцы ног, скорректировать осанку. После
ходьбы дети строятся в колонны, круг и
др., что является целесообразным для дальнейших
упражнений.
В основной части выполняются
общеразвивающие упражнения,дающие хорошую
нагрузку на мышцы рук, туловища и ног.
После этого проводится пробежка со средней
скоростью,заканчивающаяся ходьбой и
перестроением детей для выполнения основных
движений.Вначале даются более сложные
или новые, а затем, после пробежки со средней
скоростью,знакомые (повторно),заканчивающиеся
пробежкой в медленном темпе. В заключение
основной части проводится подвижная
игра с соревнованием,игра-эстафета или
спортивная игра, обеспечивающая высокую
двигательную активность детей.
В заключительной части дается
бег в медленном темпе с переходом на ходьбу
с выполнением дыхательных упражнений.
Таким образом обеспечивается
и освоение программного материала, и
достаточно высокая физическая нагрузка.
Большую роль при этом играют положительные
эмоции детей,побуждающие их к лучшему
выполнению упражнений и снижающие утомление.
Подбор физических упражнений
для занятий определяется планом работы,составленным
на основе Программы.Исходя из перспективного
и календарного планов, учитывающих возраст
детей,состояние здоровья каждого ребенка,
общий уровень развития,приобретенные
двигательные навыки,индивидуально-типологические
особенности детей, время года, условия
проведения занятий, а также предыдущую
деятельность детей, намечаются задачи
и отбираются конкретные физические упражнения.
Разработку плана очередного
занятия предваряет тщательный анализ
предшествующего.В процессе анализа выясняется
степень осуществления задач, поставленных
на предыдущем занятии, результаты,выражающиеся
в реакции детей и фиксируемые в конце
занятия(степень усвоения всеми и каждым
нового программного материала;прогресс
в овладении знакомыми движениями или,
наоборот,какие-либо затруднения,требующие
дополнительных упражнений,облегченных
вариантов,более детального разучивания,изменения
форм организации детей, индивидуальных
занятий и т.п.).
Тесная связь предыдущих и последующих
занятий, их единая целенаправленность
обеспечивают стройную систему,определяющую
последовательность выполнения постепенно
усложняющихся задач, прохождение Программы
и тем самым успешные результаты обучения
детей каждой возрастной группы. На основе
анализа предыдущего занятия прежде всего
определяются задачи основной части: обучение
детей новым упражнениям или повторение
и совершенствование уже знакомых(указываются
конкретные физические упражнения).После
этого уточняются упражнения для вводной
и заключительной частей занятий.