Методика физического воспитания: цель, задачи, методы и приемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 15:10, реферат

Описание работы

Целью физического воспитанияявляется"создание"здорового,жизнерадостногожизнестойкого,физически совершенного,творческого, гармонически развитого ребенка. В соответствии с возрастными,анатомо-физиологическими и психологическими особенностями теория физического воспитания решает оздоровительные,образовательные и воспитательные задачи для формирования у ребенка рациональных,экономных,осознанных движений, накопления им двигательногоопытаи переноса его в повседневную жизнь, воспитания всесторонне развитой личности.

Содержание работы

1.Задачи физического воспитания
2.Средства физического воспитания
3.Методические принципы физического воспитания
4.Методы и приемы обучения ребенка
5.Формы организации двигательной деятельности
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат по физ.восп.docx

— 94.88 Кб (Скачать файл)

Ежедневные,систематически проводимые формы организации двигательной деятельности в сочетании с закаливающими мероприятиями приучают ребенка соблюдать оздоровительно-воспитательный режим, тогда как прекращение систематических занятий снижает функциональные возможности его организма и уровень физической подготовленности.

Усвоение движений,формирование двигательных навыков невозможно без их повторения.Принцип повторения двигательных навыков является одним из важнейших.Только в результате многократных повторений образуются двигательные навыки, вырабатываются динамические стереотипы.

Система повторения физических упражнений строится на усвоении нового и повторении- в разнообразных вариантах -разученных движений. Характер вариативности упражнений может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения,в разнообразии методов и приемов,в различных формах физкультурных занятий.

Включение вариантных изменений в стереотипы выполнения движений предполагает соблюдение принципа постепенности.И.П.Павлов писал,что в педагогике постепенность и тренировка являются основным физиологическим правилом.

Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения предполагают соблюдение принципа преемственности от одной ступени обучения к другой.

Принцип наглядности,соблюдение которого необходимо для связи чувствительного восприятия с мышлением,способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в движении. В практике физического воспитания используется непосредственная и опосредованная наглядность.

Непосредственная наглядность выражается в показе педагогом разучиваемого двигательного действия.Опосредованная наглядность представлена демонстрацией пособий, кино-и видеофильмов,графиков, фотографий и т.д.,обеспечивающих более яркое и точное представление о выполняемом действии.

Наглядность облегчает выполнение двигательных заданий, развивает интерес к физическим упражнениям,ускоряет формирование двигательных умений и навыков,развивает двигательные способности.

При разучивании новых движений принцип наглядности реализуется путем безукоризненного,красивого,четкого показа,т.е. непосредственной зрительной наглядности.Это обеспечивает точное восприятие движения, формирует правильное представление о нем.

Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности физического воспитания.Физические упражнения воздействуют на жизненно важные функции организма,оказывают оздоровительное воздействие на его органы и системы, поэтому завышение нагрузок отрицательно влияет на состояние здоровья ребенка.Соблюдение принципа доступности в физическом воспитании требует от педагога умения определять меру доступного,которая зависит от индивидуальных возможностей ребенка и от объективных трудностей,возникающих при выполнении определенного упражнения.Соблюдение принципа доступности предполагает,что, мобилизуя умственные и физические способности,ребенок успешно справляется с программным материалом.

Педагог подбирает упражнения,которые, соответствуя функциональным и приспособительным возможностям детского организма,не наносят ущерба его здоровью. В процессе физического воспитания границы доступного для ребенка материала расширяются.Недоступное ему на раннем этапе в дальнейшем становится доступным и выполнимым.

По мере развития физических и духовных сил ребенка изменяются педагогические и программные требования,предъявляемые к нему, стимулируется его дальнейшее развитие. Важную роль в этом играет подбор посильных для ребенка нагрузок,которые постепенно усложняются в различных формах двигательной деятельности,а также в распределении программного материала на занятиях.Использование подготовительных и подводящих упражнений также способствует преодолению трудностей при усвоении двигательных навыков.

Поскольку двигательные умения и навыки базируются на уже приобретенных умениях, важным условием принципа доступности является преемственность физических упражнений,т.е. такое распределение материала,которое основано на связи каждого последующего занятия с предыдущими.

Принцип индивидуализации в физическом воспитании осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания.Опираясь на индивидуальные особенности,педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.С учетом уровня индивидуальной подготовленности ребенка, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования двигательных навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам двигательной деятельности.Используя природные данные ребенка,педагог направляет и корректирует его всестороннее развитие.

Принципы,отражающие закономерности физического воспитания

Принцип непрерывности- один из важнейших принципов,обеспечивающих последовательность занятий и преемственность между ними,частоту и суммарную протяженность их во времени.Данный принцип позволяет развивать морфофункциональные свойства организма,которые совершенствуются,подчиняясь"законам упражнения".Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах двигательной деятельности ребенка повышает их эффективность,что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы функциональных нагрузок -от занятия к занятию,от этапа к этапу.

Тенденция постепенного увеличения нагрузок строится на основе принципа постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий,который выражает поступательный характер системы физических упражнений,гарантирует их развивающий эффект и обуславливает усиление и обновление воздействий упражнений в процессе физического воспитания.Реализация потенциальных двигательных возможностей организма,прогрессивное изменение психофизических качеств происходят волнообразно,что и обеспечивает развивающе-тренирующее воздействие физических упражнений на ребенка.

Упорядочению процесса физического воспитания способствует принцип цикличности,который заключается в повторяющейся последовательности занятий, позволяющей повысить тренированность,улучшить физическую подготовленность ребенка.

Двигательные умения и навыки ребенка, его двигательные способности,функциональные возможности организма развиваются на основе принципа возрастной адекватности процесса физического воспитания,т.е.учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Важнейшее значение в системе физического воспитания имеет принцип всестороннего и гармоничного развития личности.Он содействует развитию психофизических способностей,двигательных умений и навыков,которое осуществляется в единстве и направлено на всестороннее:физическое,интеллектуальное,духовное,нравственное и эстетическое- развитие личности ребенка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка.Физические упражнения в сочетании с определенными процедурами повышают функциональные возможности организма,способствуют значительному улучшению оздоровительной деятельности мозга, функций желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы и т.д.Оздоровительная направленность физических упражнений и всех форм двигательной деятельности ребенка непременно должна осуществляться под строгим врачебным контролем.

В дошкольных учреждениях используются разнообразныеспособы обучения:

фронтальный - направлен на одновременное осознанное выполнение двигательных действий всеми участвующими в этом процессе детьми;

групповой - дает небольшой группе детей возможность самостоятельно упражняться в знакомых движениях, а воспитателю позволяет подбирать разные задания для небольших групп детей;

индивидуальный - позволяет каждому ребенку самостоятельно и успешно выполнять данное ему задание.

Использование различных способов обучения обеспечивает принцип оптимального сочетания фронтальных,групповых и индивидуальных способов обучения,что способствует эффективному решению воспитательно-образовательных и оздоровительных задач в работе с детьми.

Все принципы физического воспитания осуществляются в единстве. Они реализуют оздоровительную направленность физического воспитания и обеспечивают связь физической культуры с жизнью, осуществляют подготовку ребенка к обучению в школе, формируют любовь к занятиям физическими упражнениями,спортом.

 

4.Методы и приемы  обучения ребенка

 

Метод-система приемов,направленных на оптимизацию процесса обучения.Выбор метода зависит от стоящих перед воспитателем задач, содержания воспитательно-образовательной работы, а также возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Активизация психических и физических сил ребенка и отдых после нагрузок ускоряют восстановительные процессы, повышают работоспособность.В физическом воспитании широко используется переключение ребенка с одного вида деятельности на другой, с физической нагрузки на умственную,в связи с чем педагог тщательно следит за расходованием его физических и психических сил.

Усвоению ребенком двигательного опыта и его развитию способствуют такие методы обучения, как информационно-рецептивный,репродуктивный,проблемного обучения, а также методы развития творчества и др.

Информационно-рецептивный метод выражается во взаимосвязи,взаимозависимости совместной деятельности педагога и ребенка. Он позволяет воспитателю четко, конкретно,образно донести знания до ребенка,а ребенку - осознанно их запомнить и воспринять.

Полноценное усвоение двигательных действий обеспечивает метод организации воспроизведения способов деятельности,или репродуктивный метод. Реализуя его, воспитатель продумывает систему физических упражнений,направленных на воспроизведение известных ребенку действий,которые сформировались в результате применения информационно-рецептивного метода. Упражняясь в двигательных действиях,ребенок уточняет и воспроизводит их по образцу;при этом целесообразно варьировать упражнения для повышения интереса к ним.

Репродуктивный метод повышает усвоение знаний и навыков, позволяет использовать их по образцу и варьировать в разнообразных ситуациях.

Методы проблемного обучения рассматриваются как элементы,составные части целостной системы обучения:если в ней в качестве составной части отсутствует проблемное обучение, ее нельзя считать полноценной.Только усвоение ребенком готовых знаний не сможет научить его мыслить, развить до необходимого уровня способность к творческой деятельности(М. Скаткин).

В основе проблемного обучения лежат законы развития человеческого мышления, опыт познавательной творческой деятельности.

С.Рубинштейн отмечал, что начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Ребенок начинает мыслить,когда у него появляется потребность что-то понять.Исследования последних лет раскрыли сущность и учебно-воспитательные функции проблемного обучения. Важнейшая его особенность состоит в том,что перед ребенком ставят проблему,которую он должен самостоятельно решить. Осуществляя поиск решения тех или иных двигательных задач, он сам добывает знания;знания же, добытые собственными усилиями,сознательнее усваиваются и прочнее запечатлеваются в памяти.

Кроме того, поиск решения проблем развивает умственные способности,умение мыслить самостоятельно.Решение посильных проблем в подвижных играх и упражнениях рождает у ребенка веру в свои силы. Он переживает радость самостоятельных открытий. Внесение проблемных ситуаций в двигательную деятельность детей делает обучение более интересным и увлекательным,создает предпосылки для развития творчества(А.Запорожец, Д.Менджерицкая и др.). В процессе обучения развитию творчества отводится значительное место: глубокое усвоение знаний возможно только при творческой их переработке.Творчество проявляется уже в младшем возрасте: в сюжетных подвижных играх, имитационных упражнениях ребенок, воплощаясь в игровой образ- птички, зайчика,медведя и т.д.,проявляет фантазию,воображение.В игровых действиях уточняются его представления;при этом развивается творчески исполнительский характер действия(Э. Степаненкова).На протяжении всего дошкольного детства ребенок приобретает способность осуществлять творческие замыслы, например придумывает комбинации движений, выполнение которых предполагает не только индивидуальные,но и коллективные действия. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже придумывает варианты подвижных игр, учится их организовывать и даже создает свои - новые -игры (Э. Степаненкова).Реализации творческих замыслов способствует метод творческих заданий. Педагог предлагает ребенку придумать упражнения.Он выполняет их один, группой,в колонне, шеренге,с предметами и без них, придумывает игровые сюжеты и в результате приобретает умение реализовать свой замысел.

В теории физического воспитания используются специфические методы: метод строго регламентированного упражнения,игровой, соревновательный,круговой тренировки.

Метод строго регламентированного упражнения реализуется с возможно полной регламентацией,которая состоит:

в точно предписанной программе движений (техника движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);

в точном нормировании нагрузки и ее динамичном изменении по ходу упражнения, а также в нормировании интервалов отдыха и их чередовании с нагрузками;

в создании внешних условий, облегчающих управление действиями ребенка (распределение групп на местах занятий, использование пособий, снарядов, тренажеров, способствующих выполнению учебных заданий, дозированию нагрузки, контролю за ее воздействием, и т.д.).

Метод регламентации направлен на обеспечение оптимальных условий для освоения двигательных умений и навыков,развития психофизических качеств.

Метод круговой тренировки заключается в том, что ребенок как бы передвигается по заданному кругу, выполняя определенные упражнения или задания,позволяющие разносторонне воздействовать на различные мышцы, органы и системы организма.Цель метода состоит в достижении оздоровительного эффекта от упражнений и в повышении работоспособности организма.Упражнения выполняются одно за другим,отдых предусматривается по окончании всего круга.

Выделяются три метода с интервалами в круговой тренировке(М. Шолих):

воздействие на разные группы мышц или системы жизнедеятельности организма на каждой из "станций" круга;

подбор упражнений в соответствии с целями и задачами физической подготовки;

-использование упражнений  с различными предметами,в том числе с мячами. Используя интервальный метод круговой тренировки,учитывают следующее.

•Тренировочную нагрузку на занятии целесообразно повышать постепенно-от 50% до максимально возможной для каждого ребенка.Повышать нагрузку можно за счет увеличения количества упражнений.

• Оптимальное количество"станций" -от шести до восьми -десяти; при этом необходимо постепенно повышать темп выполнения упражнений,с учетом индивидуальных способностей ребенка, до максимального.

• Перед переходом на очередную"станцию"необходимо отдыхать примерно1 минуту (Е. Талага).

Широко используются в системе физического воспитания и общедидактические методы: наглядные,вербальные(словесные),практические.

Наглядные методы формируют представления о движении,чувственные восприятия и двигательные ощущения, развивают сенсорные способности;вербальные(словесные)методы активизируют сознание ребенка,способствуют более глубокому осмыслению поставленных перед ним задач,осознанному выполнению физических упражнений,пониманию их содержания,структуры,самостоятельному и творческому использованию их в различных ситуациях;практические методы обеспечивают проверку двигательных действий ребенка,правильности их восприятия,моторных ощущений.Практические методы жестко регламентированы.

Информация о работе Методика физического воспитания: цель, задачи, методы и приемы