Методика физического воспитания: цель, задачи, методы и приемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 15:10, реферат

Описание работы

Целью физического воспитанияявляется"создание"здорового,жизнерадостногожизнестойкого,физически совершенного,творческого, гармонически развитого ребенка. В соответствии с возрастными,анатомо-физиологическими и психологическими особенностями теория физического воспитания решает оздоровительные,образовательные и воспитательные задачи для формирования у ребенка рациональных,экономных,осознанных движений, накопления им двигательногоопытаи переноса его в повседневную жизнь, воспитания всесторонне развитой личности.

Содержание работы

1.Задачи физического воспитания
2.Средства физического воспитания
3.Методические принципы физического воспитания
4.Методы и приемы обучения ребенка
5.Формы организации двигательной деятельности
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат по физ.восп.docx

— 94.88 Кб (Скачать файл)

Воспитатель используетразличные способы организации детей: фронтальный,групповой,индивидуальный.

При фронтальном способе детям предлагают одинаковые для всех упражнения,которые выполняются одновременно.Применение фронтального способа целесообразно в любой части занятия, особенно при обучении детей новым упражнениям или совершенствовании уже известных.Этот способ эффективен для формирования у детей согласованности действий, объединения их в решении общих для всех задач, непосредственного контакта воспитателя со всеми детьми,а также повышения моторной плотности занятия.

В процессе разучивания и уточнения деталей упражнения дети могут быть распределены на небольшие группы, действующие поочередно.Воспитатель получает возможность проследить выполнение упражнения одной или двумя группами: при этом остальные дети наблюдают за действиями своих товарищей и слушают пояснения,замечания воспитателя.

Кроме того, используется поточный способ выполнения упражнений,когда все дети делают одно и то же упражнение по очереди,друг за другом,непрерывно- поточно. Для обеспечения как можно большего числа повторений могут быть организованы два и даже три потока. Полезным является поточное выполнение каждым ребенком различных упражнений по кругу, станционно(например, пролезть в обруч, пройти,выпрямившись,по скамейке,подпрыгнуть и позвонить в колокольчик,разбежаться и прыгнуть с разбега в длину).

Применение поточного способа выполнения физических упражнений целесообразно с детьми старшей и подготовительной к школе групп.Следует отметить особую значимость этого способа при совершенствовании упражнений и меньшую - при их начальном разучивании.Непрерывность поточного движения иногда не позволяет воспитателю исправлять неточности двигательного действия - он следит за каждым ребенком и может дать лишь краткую оценку выполнения упражнений или сделать замечание.Вместе с тем применение поточного способа при совершенствовании двигательных навыков способствует совершенствованию психофизических качеств детей:быстроты, ловкости,силы, выносливости и ориентировки в пространстве.

В старшей и подготовительной к школе группах используется групповой способ. Он применяется в тех случаях,когда на занятии сочетается процесс обучения детей воспитателем и самостоятельное совершенствование ранее приобретенных двигательных навыков. При этом одна группа детей обучается какому-либо двигательному действию под руководством воспитателя;другая в это время самостоятельно упражняется в другом виде движения. Можно организовать две или даже три группы детей, выполняющих знакомые им разные упражнения(игра в мяч, лазанье,упражнения в равновесии и др.), а также творческие задания.

Обучая одну группу детей, воспитатель держит в поле внимания всех занимающихся,но предлагает им самим следить за правильностью своих движений,за порядком,поведением.При такой организации у детей появляется ответственность,сдержанность,формируется умение самостоятельно выполнять задания, не нарушая общего для всех делового настроения,сознательно совершенствовать свои навыки,а также создается возможность в течение занятия сохранять двигательную активность всей группы и высокую моторную плотность.

В процессе занятий может быть использован и индивидуальный способ, когда каждый ребенок самостоятельно выполняет полученное задание под контролем воспитателя.В целях уточнения деталей общего для всех упражнения оно может выполняться и индивидуально(по вызову воспитателя).Такой способ требует от взрослого особого внимания,адекватной организации детей, вовлечения всех в активное наблюдение и анализ правильности выполнения задания, готовности каждого ребенка по вызову воспитателя воспроизвести упражнения.

Использование того или иного способа организации детей на занятии зависит от задач, поставленных воспитателем,условий, в которых проводится занятие, и необходимости рационального их осуществления.Наиболее целесообразно использование разных способов организации,ведущее к повышению эффективности физкультурных занятий.

При проведении физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста необходимо целесообразное чередование нагрузки и отдыха. Отдых в процессе занятия может быть активным и пассивным.Активный отдых предполагает переключение с предыдущего вида деятельности,вызвавшей некоторое утомление, на другой вид.Пассивный характеризуется относительным покоем, исключающим активную двигательную деятельность.

Правильное чередование нагрузки и активного отдыха на занятии обеспечивает сохранение оптимальной возбудимости внимания и эмоций ребенка,предупреждает естественно развивающееся утомление. При этом нагрузка,вызывающая известное напряжение и расходование сил, а значит,утомление,одновременно является стимулом для активизации восстановительных процессов организма,повышения его функциональных возможностей.Исследования показывают:работоспособность при чередовании нагрузки и отдыха закономерно изменяется в процессе смены определенных фаз. При достаточной нагрузке работоспособность постепенно понижается,что сопровождается некоторым утомлением.Смена деятельности,несущая отдых организму,содействует активизации восстановительных процессов.Таким образом,органическая связь и взаимопереходы процессов утомления и восстановления определяют закономерную взаимообусловленность нагрузки и отдыха.

Выше было указано,что вводная часть занятия способствует постепенной врабатываемости организма и активизации психических функций, подготавливающих ребенка к основной части занятия,в начале которой детям предлагают новый материал,требующий наибольшей сосредоточенности внимания. При обучении новому двигательному действию у ребенка создается его первоначальный образ, двигательное представление.Это связывается с осмыслением задания, наблюдением за последовательностью элементов упражнения,выполняемого воспитателем,восприятием его пояснений или объяснения способа выполнения упражнения без наглядного показа. После этого дети начинают самостоятельно его воспроизводить;проявляют волевое усилие(умственное и физическое),стараясь возможно точнее выполнить упражнение.Все это вызывает достаточное напряжение нервной системы,повышение психических и физиологических функций организма.Поэтому такой процесс не должен быть слишком продолжительным.

Длительное возбуждение одних групп клеток или целых участков коры головного мозга неизбежно вызывает явление торможения в других. Внешне это проявляется в рассеянности внимания, понижении интереса и эмоций, некотором нарушении координации движений, иногда- в возбуждении.Одна из важных функций торможения- защищать клетки коры головного мозга от перевозбуждения.Если раздражение становится слишком продолжительным или часто повторяется или если оно оказывается чрезмерно сильным и угрожает истощением,кора понижает возбудимость и перестает отвечать на раздражение.

В связи с этим становится понятным, какую роль играет дозировка нагрузки,своевременное переключение ребенка с одной деятельности на другую и регулярное чередование работы и отдыха.

Когда дети освоят новое упражнение,им предлагают знакомые, выполняемые с меньшим напряжением.Перед их выполнением дети выслушивают словесную инструкцию воспитателя и затем воспроизводят двигательные действия. Время,затраченное воспитателем на инструктирование,активизирующее мыслительную деятельность детей, дает отдых мышечной деятельности.

После этого дети сознательно выполняют и контролируют детали двигательного действия, уточняют правильность его выполнения,закрепляют навык путем неоднократных повторений.Затем детям предлагают известные упражнения или один из вариантов,находящийся в стадии стабилизации.Выполнение этих упражнений помогает ребенку сохранить осознанность задачи, но не требует внимания к способу выполнения двигательного действия благодаря выработанной его автоматизации.Детям в индивидуальном порядке предлагают вспомнить и рассказать о способе выполнения упражнения,после чего все воспроизводят его.

Чередование указанных(примерных)заданий позволяет воспитателю предусмотреть удобный (без торопливости)темп всего занятия, смену характера деятельности детей, количество повторений упражнений,обуславливающих необходимую взаимосвязь психической и физической функций организма.

Правильное чередование деятельности детей на занятии обеспечивает его общую плотность.Общая плотность занятия определяется как отношение времени, использованного педагогически оправданно,к продолжительности занятия.

 

полезное время

Общая плотность =------------------------------------ х 100%.

продолжительность занятия

 

Педагогически оправданным является восприятие детьми объяснений,указаний, словесных инструкций,наблюдение за демонстрацией воспитателем физических упражнений,осмысливание заданий, объяснение способа выполнения упражнений самими детьми,выполнение физических упражнений и отдых.

Для характеристики физкультурного занятия очень важна моторная плотность,понимаемая как отношение времени, затраченного на выполнение физических упражнений,к общей продолжительности занятия, что и определяет продуктивность каждого конкретного занятия. Однако требование,предъявляемые к моторной плотности занятия, не исключают необходимости решения учебно-воспитательных задач. Целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей является показателем продуманного содержания занятия и его квалифицированного проведения.

 

время,затраченное на движения

Моторная плотность =------------------------------------------- х 100%.

продолжительность занятия

 

При достаточной двигательной активности моторная плотность должна составлять не менее 70-85%.

На необходимые вспомогательные действия (раздача пособий, перестроение детей, перестановка физкультурных снарядов) в процессе занятия отводится минимальное время. Воспитатель заранее обдумывает организацию этих действий и исключает возможность непроизводительной затраты времени.Случайные организационные неполадки(отсутствие необходимых пособий для выполнения упражнений,недостатки в костюме или обуви детей,появление посторонних лиц в зале) считаются педагогически не оправданной затратой времени.

Чтобы физкультурные занятия соответствовали поставленным воспитательно-образовательным и оздоровительным задачам, они,кроме всего прочего, должны быть интересными и вызывать у детей определенный эмоциональный подъем.

Интерес к занятиям в любой возрастной группе обеспечивается новизной упражнений и игр и постепенным усложнением задач, которые вызывают работу мысли, активизацию действий,положительные эмоции, желание достичь результата.

В младших группах интерес и эмоции являются спутниками самого процесса выполнения действий, когда возникает чувство радости в результате ощущения мышечных движений и успешного решения простейших двигательных задач.

В старших группах интерес у детей повышается тогда, когда они самостоятельно выполняют упражнения,сознательно преодолевают трудности.Поэтому для успешного проведения занятия воспитателю необходимо хорошо знать особенности каждого ребенка и на основе этого умело осуществлять индивидуальное руководство в процессе коллективного занятия, учитывая возможную дозировку интенсивности психических и физических нагрузок и своевременно регулируя их.Например, ослабление интереса и эмоций детей,запаздывающие реакции, рассеянность внимания, возбуждение- все это в одном случае может явиться следствием недогрузки,в другом - перегрузки,утомления.Появление одышки, легкой испарины,замедленности движений может проявиться при физической перегрузке.Это свидетельствует о каких-то недочетах как содержания,так и методики руководства.

Подобные явления должны предупреждаться рядом методических приемов, направленных или на смену деятельности и тем самым на ослабление замеченных признаков утомления, на подбор таких заданий, которые уравновешивают психические и физиологические функции организма и способствуют сохранению работоспособности;или на использование игровых и соревновательных методов, повышающих эмоции и целенаправленность действий.

В соответствии с Программой физкультурные занятия проводятся три раза в неделю,одно из них -на воздухе.Занятия могут сопровождаться музыкой; необходимым условием для этого является тщательный подбор музыкальных произведений и их квалифицированное исполнение.

Физкультурное занятие в смешанной по возрасту группе требует особенно тщательного подбора физических упражнений,которые должны соответствовать возрастным особенностям и возможностям всех детей,объединенных в одной группе.

Каждый возрастной этап развития ребенка имеет свои физические и психические особенности.Поэтому содержание физических упражнений и методика обучения должны быть разными.Непосильный,преждевременно данный материал для младшего возраста и легкий, не требующий психических и физических усилий материал для более старших детей одинаково нецелесообразны.

А.Запорожец предупреждает: "На каждой возрастной ступени возводится очередной этаж общего психофизиологического здания, и наша задача заключается в том, чтобы построить,сформировать его наилучшим образом, не проявляя неразумной торопливости и не возводя следующий этаж,не достроив предыдущий".

Младшие дети будут безуспешно осиливать сложные для них задания,неправомерно минуя необходимые промежуточные звенья трудности.В то же время старшие дети,выполняя физические упражнения ниже своих возможностей,теряют интерес к материалу,не требующему от них умственных и физических усилий.

Информация о работе Методика физического воспитания: цель, задачи, методы и приемы