Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 19:53, реферат
Цель исследования обусловила решение следующих задач:
1. Анализ научно-методической литературы. Исследовать по данным специальной научно-методической литературы исторические условия возникновения и уточнить формы существования систем обучения восточным единоборствам.
2. Разработать наиболее эффективный комплекс мероприятий с учащимися школы участвующих в учебно-тренировочном процессе в восточных единоборствах на физическое здоровье занимающихся.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса мероприятий для учащихся школы участвующих в учебно-тренировочном процессе в восточных единоборствах.
Введение
Глава I. Философские, педагогические, и социально - психологические основы восточных единоборств
1.1. Восточные единоборства в современном мире
1.2. Научно-методические подходы к построению тренировочного процесса в восточных единоборствах
1.3. Методика построения тренировочного процесса в восточных единоборствах
1.4. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей среднего школьного возраста
Выводы по I главе
Глава II. Особенности тренировочного процесса в восточных единоборствах
2.1. Цель и задачи исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Организация исследования
2.4. Результаты исследования и их обсуждение
Выводы по II главе
Заключение
ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
В ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ
ПЛАН
Введение |
|
Глава I. Философские, педагогические, и социально - психологические основы восточных единоборств |
|
1.1. Восточные единоборства в современном мире |
|
1.2. Научно-методические подходы к построению тренировочного процесса в восточных единоборствах |
|
1.3. Методика построения
тренировочного процесса в |
|
1.4. Анатомо-физиологические
и психологические особенности
детей среднего школьного возра |
|
Выводы по I главе |
|
Глава II. Особенности тренировочного процесса в восточных единоборствах |
|
2.1. Цель и задачи исследования |
|
2.2. Методы исследования |
|
2.3. Организация исследования |
|
2.4. Результаты исследования и их обсуждение |
|
Выводы по II главе |
|
Заключение |
Введение
Актуальность темы изучение и осмысление характера и закономерностей развития физической культуры общества и личности в процессе освоения культурных ценностей - практически вечная проблема, получающая конкретную интерпретацию в зависимости от этапа становления общества, трактовки соотношения социального и биологического в человеке. Особое внимание в этой проблеме привлекает непосредственное освоение ценностей физической культуры подрастающим поколением, особенно в кризисные периоды развития общества, поскольку выбор человеком и социумом своего будущего лежит на пути совершенствования социального института образования и воспитания.
В настоящее время отечественная педагогическая наука, учитывая складывающиеся общественно-политические и социальные реалии, предлагает целый ряд методологически обоснованных положений, не только раскрывающих объективную необходимость в реформировании общеобразовательной школы в части общих основ образовательного процесса и разработки содержательных основ школьных учебных дисциплин, но и отражающих нацеленность самой реформы на развитие личности учащихся, их здоровья, потребностей и интересов применительно к различным сферам деятельности.
Государственная система
физкультурного образования в общеобразователь
Разнообразие современных подходов к физкультурному образованию школьников вносит значительные позитивные изменения в учебно-методическое обеспечение физкультурного образования школьников, но в то же время не в полной мере решает актуальные проблемы физкультурного образования.
Сущность концепции
учебно-тренировочной
Поиск новых, более эффективных форм учебно-воспитательной работы требует от исследователей самым тщательным образом подходить к анализу исторического педагогического наследия не только отечественных, но и зарубежных систем. С другой стороны, на фоне достаточно глубоко проработанных систем обучения европейского континента в отечественной истории педагогики почти отсутствуют сведения о системах азиатских: индийских, арабских, японских, корейских, китайских и многих других.
Сегодня мы наблюдаем достаточно устойчивый интерес к традициям восточных единоборств. Интересно, какая же ценностная и духовно-нравственная основа, привлекающая современную российскую молодежь, лежит в основе культуры боевых искусств. Интерес к восточной традиции как культурологический феномен это фактор, который действует в виде неизменной составляющей современных духовных процессов. Корни его следует искать не в своеобразии российской молодежи, а в особенностях самой восточной традиции. Восточные единоборства привлекают к себе внимание не только в силу каких-либо исторических обстоятельств того или иного общества, но и потому что эта традиция сама по себе чрезвычайно многолика, богата и разнообразна.
Вместе с тем, мы наблюдаем
устойчивый дефицит тренеров-
Успех психолого-педагогической деятельности тренера зависит не только от его способностей, но и от отношения к работе, от стремления к совершенствованию знаний, умений и навыков.
По данным исследований, проведенных среди единоборцев, причиной перехода от одного тренера к другому в 71,2% случаев является недостаточный уровень профессиональных знаний и опыта, не позволяющий обеспечивать дальнейший рост результатов.
Объект исследования особенности тренировочного процесса в восточных единоборствах (10 подростков среднего школьного возраста, обучающихся в группах начальной подготовки в секции восточных единоборств).
Предмет исследования – учебно-тренировочный процесс в восточных единоборствах
Вышеизложенная проблематика предопределила цель дипломной работы – изучить научно-методические подходы к методике построения тренировочного процесса в восточных единоборствах и разработать специальный комплекс мероприятий, влияющий на физическое здоровье занимающегося.
Рабочая гипотеза исследования предполагается, что с помощью специально разработанного комплекса мероприятий используемого нами в работе с учащимися школы участвующих в учебно-тренировочном процессе в восточных единоборствах мы сможем повлиять на физическое здоровье занимающихся и в ходе эксперимента изучим теоретические и практические подходы к методике построения тренировочного процесса в восточных единоборствах.
Цель исследования обусловила решение следующих задач:
1. Анализ научно-методической литературы. Исследовать по данным специальной научно-методической литературы исторические условия возникновения и уточнить формы существования систем обучения восточным единоборствам.
2. Разработать наиболее эффективный комплекс мероприятий с учащимися школы участвующих в учебно-тренировочном процессе в восточных единоборствах на физическое здоровье занимающихся.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса мероприятий для учащихся школы участвующих в учебно-тренировочном процессе в восточных единоборствах.
Методы исследования:
1. Анализ литературных
2. Педагогическое наблюдение
3. Тестирование.
4. Метод математической
Данная ВКР состоит из введения, 2 глав (теоретическая, практическая), заключения, и списка литературы из 40 источников.
Глава I. Философские, педагогические, и социально - психологические основы восточных единоборств
1.1. Восточные
единоборства в современном
На Востоке, в первую очередь в Китае, оформился круг единоборств, опиравшийся и на философские, и на религиозные, и на социально-психологические факторы. Если для европейца единоборство имеет лишь прикладной аспект и преследует цель защиты интересов человека и общества, то для азиата не меньшую значимость приобретал духовный аспект - боевое искусство становилось средством индивидуального самосовершенствования, способом включения себя в сферу мировой гармонии.
Для боевых искусств Востока,
основанных на комплексе моральных
принципов, приемы единоборств были
средством психофизической
Этап формирования первых военных школ Восточной Азии приходится на время с 1395 по 1122 гг.до н.э., когда, по китайской хронологии, в верховьях реки Хуанхэ существовала иньская культура шанской эпохи, называемая или Инь, или Шан-Инь, с предположительным центром-столицей в городище Аньян (современная провинция Шэньси). По данным археологических находок оружейных кладов, относящихся к иньской культуре, обнаруженных китайскими и отечественными исследователями. Археологические находки косвенно указывают на существование здесь, уже в иньскую эпоху, военных школ, в которых, при подготовке воинов с целью выполнения задач по защите интересов государства, изучались такие предметы как ратное дело, тактика и стратегия, управление колесницами и верховая езда, медицина и философия, астрономия (астрология и хронология) и топография (геомантия). При обучении воинов тактике ведения боя уже тогда учитывались такие факторы как климат и ландшафт, вид вооружения противника, организационная структура войск, способы их построения, степень развития военного искусства.
С точки зрения восточной философии, человек - звено в единой системе мирового развития, боевые искусства - часть этой системы. Таким образом, сочетание физических тренировок и психотренинга позволяло максимально развивать человеческие возможности. Боевая техника становилась таким же видом искусства, как живопись, каллиграфия, стихосложение или медицина.
Следует отметить, что цели занятий боевыми искусствами на Востоке были различны, иногда прямо противоположны, и зависели от религиозных воззрений, социального статуса адептов, но вне зависимости от целей результат был один - совершенствование боевого искусства. Приемы ушу, например, использовались в качестве методов для достижения бессмертия и освобождения от плоти. Это означает, что совершенствование приемов ушу происходило в рамках различных религиозно-философских систем, и доказывает многогранность и многофункциональность боевых искусств. Также можно говорить о развитии ушу «сверху» и «снизу», что придает боевым искусствам триединый характер: помимо монастырского ушу, существовало еще государственное (военное) и народное. [2, 28]
В древности термином «ушу» обозначали любую воинскую подготовку, но в VI-VII веках наметилось разделение между воинскими и боевыми искусствами в Китае. Понятие воинского искусства (бинфа) включало в себя умения вести крупномасштабные сражения, управлять войсками, организовывать тренировку и закалку воинов. Воинские методы были исключительно прагматичны, то есть кроме достижения победы в бою никаких других целей не ставилось, и все приемы боевого искусства преследовали только одну задачу - одержать физическую победу над противником.
Воинские искусства были монополией элиты и аристократической культуры и никогда не ставили таких целей как достижение просветления или очищение духа. В свою очередь, элементы мистики и даосские воззрения были популярны в народной среде, и именно там формировалась духовная культура ушу. К VI-VII векам в народной среде армейские приемы, получив новое осмысление, включались в систему сложных народных мистерий, ритуалов, боевых танцев и переходили на уровень сложного таинства боевого искусства. Народная среда давала новое, более глубокое содержание формам армейского ушу.
Чань-буддийские монастыри получают широкое распространение в танскую эпоху. VI - X вв. н.э. - время зарождения и расцвета легендарного чаньского монастыря Шаолинь-сы - универсальной военной школы Средневекового Китая. Именно здесь, получает развитие монастырская форма военного обучения и особенно те ее методы, которые позволяли достигать максимально адекватного поведения адепта (воина-монаха) в критической ситуации. Упор делался на индивидуальный учебно-воспитательный процесс. В Шаолинь-сы стекались видные полководцы и военачальники Поднебесной, учиться здесь было огромной честью для любого человека. Военная школа Шаолинь достаточно быстро обросла легендами, некоторые из которых и сегодня не потеряли своей актуальности. Последнее известное учебное пособие по шаолиньской форме «Шаолинь Цигун» было написано одним из хранителей древней традиции Дэ Чанем в 1983 г. Основным методом обучения здесь, во времена династии Мин (1368-1644), стал так называемый метод воплощений - ассоциативного мыслеобразного отождествления себя с тем или иным героем прошлых времен, животным, предметом или явлением объективного мира (деревом, огнем, ветром, водой и т.д.). Этот метод иногда называют «способ отключения сознания», «транс», «мгновенное просветление» и др., но эти термины употребляются чаще переводчиками, чем самими монахами.
К процессу обучения чаньские монахи предъявляли 5 основных требований: постепенность, непрерывность, умеренность, самоконтроль и выдержка, учтивость. Уже в VI веке для поступления в монастырь требовалось сдать экзамен на сообразительность, выносливость, терпение и упорство. Основой практики в чаньских монастырях стала военная гимнастика, перенявшая принципы Дао-Инь, но переименованный в «формальные комплексы» ТАО-ЛУ......., каждому упражнению которого соответствовала не только определенная янтра (мыслеобразный символ), как в Дао-Инь, но и мантра (звуковое сочетание по типу молитвы), что ранее в военное обучение попытался ввести Гань Бао. [12, 87]
Информация о работе Методика построения тренировочного процесса в восточных единоборствах