Методика построения тренировочного процесса в восточных единоборствах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 19:53, реферат

Описание работы

Цель исследования обусловила решение следующих задач:
1. Анализ научно-методической литературы. Исследовать по данным специальной научно-методической литературы исторические условия возникновения и уточнить формы существования систем обучения восточным единоборствам.
2. Разработать наиболее эффективный комплекс мероприятий с учащимися школы участвующих в учебно-тренировочном процессе в восточных единоборствах на физическое здоровье занимающихся.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса мероприятий для учащихся школы участвующих в учебно-тренировочном процессе в восточных единоборствах.

Содержание работы

Введение

Глава I. Философские, педагогические, и социально - психологические основы восточных единоборств

1.1. Восточные единоборства в современном мире

1.2. Научно-методические подходы к построению тренировочного процесса в восточных единоборствах

1.3. Методика построения тренировочного процесса в восточных единоборствах

1.4. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей среднего школьного возраста

Выводы по I главе

Глава II. Особенности тренировочного процесса в восточных единоборствах

2.1. Цель и задачи исследования

2.2. Методы исследования

2.3. Организация исследования

2.4. Результаты исследования и их обсуждение

Выводы по II главе

Заключение

Файлы: 1 файл

Методика построения тренировочного процесса в восточных единобор.doc

— 492.00 Кб (Скачать файл)

Исследование физического  развития по антропометрическим показателям является общепризнанным и широко распространенным методом оценки. Количество показателей достаточно велико, с необходимой нам целью могут быть использованы определения продольных (длина тела, руки и т.д.), поперечных (ширина плеч, таза) размеров и обхватов (окружностей) грудной клетки, талии, бицепса и др. При их определении необходимо соблюдать методику измерений, стараться проводить их в одно и тоже время. Периодичность обмеров (например, ежемесячно) позволит зафиксировать их динамику.

Выносливость – кроссовая подготовка, бег в равномерном темпе в спортивном зале.

После решения поставленных задач, комплексов упражнений на физические качества в основной части тренировки используется время на спарринг (учебный  бой) в котором отрабатываются ранее изученные элементы защиты и нападения. 

Заминка: равномерный бег, отдых, итоги работы.

Тесты используемые нами:

Тест№1. Проба Штанге, позволяющая судить о состоянии дыхательной системы. Испытуемый делает обычный вдох, затем задерживает дыхание, нос зажимает пальцами, фиксируется время задержки дыхания. Для мальчиков неплохим результатом считается - 10-15 см.

 Тест№2. Быстрота и ловкость оценивается "эстафетным" тестом по скорости сжатия сильнейшей рукой падающей линейки. Тест выполняют в положении стоя. Сильнейшая рука с разогнутыми пальцами (ребром ладони вниз) вытянута вперед. Помощник устанавливает 40-сантиметровую линейку параллельно ладони обследуемого на расстояние 1-2 см. Нулевая отметка линейки находится на уровне нижнего края ладони. После команды "внимание" помощник в течение 5 сек. должен отпустить линейку. Перед обследуемым стоит задача как можно быстрее сжать пальцы в кулак и задержать падение линейки. Результат оценивается по расстоянию в сантиметрах от нижнего края ладони до нулевой отметки линейки. Для мальчиков неплохим результатом считается - 18-20 см.

Тест№3. Гибкость оценивается  так. Стоя на стуле с выпрямленными  в коленях ногами, выполняется  наклон вперед с касанием отметки  ниже или выше нулевой отметки (она  находится на уровне стоп) и с сохранением позы не менее 2 сек. Тест проводится 3 раза подряд, засчитывается лучший результат. Для мальчиков неплохим результатом считается - 8-10 см.

Тест№4. А вот испытание  для силы мышц предплечья. Испытуемый берет за уголок старую газету (лист формата А4) и по команде начинает комкать ее одной рукой. Учитывается время сбора бумаги в кулак. Для мальчиков неплохим результатом считается - 8 – 10 см.

 

2.4. Результаты  исследования и их обсуждение

 

Анализ полученных данных показал, что в экспериментальной группе испытуемых – школьников имеются существенные различия конечного результата от начального.

В экспериментальной  группе до начала эксперимента (январь 2011 года) показатель развития физических качеств (физическое здоровье) в тестах был следующий:

Тест №1. 4.8 сек.

Тест №2. 26.7 см.

Тест №3. 3.8 см.

Тест №4. 14 сек. Прил.№ 3.С.89.

  В конце эксперимента (март 2011) показатели в тестах  в экспериментальной группе были  следующие:

Тест №1.  7.5сек.

Тест №2. 23 см.

Тест №3. 5.1см.

Тест №4. 11сек. Прил.№4.С.90.

Прирост среднего показателя составил:

Тест №1.  Улуч. 2.7 сек.

Тест №2. Улуч.3.7 см.

Тест №3. Улуч.1.3 см.

Тест №4. Улуч.3 сек.

Прирост процентном соотношении  в экспериментальной группе составил:

Тест №1.  15.6%

Тест №2. 8.6%

Тест №3. 13.4%

Тест №4. 7.8% Прил.№ 5.С.91.

В нашей работе были использованы все подходы (ступени) к начинающим ребятам которые хотят заниматься в секциях восточных единоборств. Мы задали вопрос: Почему вы занимаетесь  этим спортом? и увидели ответы, проанализировали их и сделали свои выводы: мальчики занимаются только с благими намереньями, с положительными, духовными, нравственными целями, а также это один из видов досуга.

Беседа с детьми и  их родителями далась нам не сложно, родители видели смысл проблемы сегодняшнего дня (ребенок и улица, вредные привычки) и были за спорт.

Видео фильм это один из элементов повлиять на ребенка, на его желания и сознания. Дети, просмотрев фильм с радостью начали подражать героем боевика, появилась  дополнительный стимул у них к  тренировкам.

Сбалансированный комплекс физических упражнений и мероприятий  был введен в работу.

Также для более углубленного теоретического эксперимента можно  было использовать и тест «Проверь свой уровень физической активности» (Основы здорового образа жизни и профилактики вредных привычек: Мет. пособие,- Новосибирск: издательство ГЦРО, 2001.- С.15-16) предлагаем его. Прил.№6.С.92.

Научно-методические подходы  к методике построения тренировочного процесса в восточных единоборствах  мы раскрыли в главе №1 вопрос (1.2. Научно-методические подходы к построению тренировочного процесса в восточных единоборствах).

В нашей работе мы исследовали по данным специальной научно-методической  литературы исторические условия возникновения восточных единоборств и уточнили формы существования систем обучения восточным единоборствам.

Разработали наиболее эффективный комплекс мероприятий и экспериментально проверили эффективность разработанного комплекса мероприятий в работе.

В экспериментальной  группе наблюдается улучшение результатов  во всех тестах у мальчиков. Да, существенно  результаты не сильно увеличились, но следует учесть тот фактор, что  всего прошло, не так много времени (3 месяца январь, февраль, март). Организм начал только привыкать к нагрузкам, а результат должен быть позже. Но улучшение есть, значит, разработанная нами методика и комплекс мероприятий дают свои плоды, комплекс физических упражнений работает и гипотеза подтверждена.

 

 

Выводы по II главе

 

Подводя итоги нашей работы мы пришли к следующим выводам:

- что в экспериментальной  группе испытуемых – школьников  имеются существенные различия  конечного результата от начального.

В экспериментальной  группе до начала эксперимента показатель развития физических качеств в тестах был следующий:

Тест №1. 4.8 сек.

Тест №2. 26.7 см.

Тест №3. 3.8 см.

Тест №4. 14 сек.

  В конце эксперимента  показатели в тестах в экспериментальной  группе стали таковы:

Тест №1.  7.5сек.

Тест №2. 23 см.

Тест №3. 5.1см.

Тест №4. 11сек.

Прирост среднего показателя составил:

Тест №1.  Улуч. 2.7 сек.

Тест №2. Улуч.3.7 см.

Тест №3. Улуч.1.3 см.

Тест №4. Улуч.3 сек.

Прирост процентном соотношении  составил:

Тест №1.  15.6%

Тест №2. 8.6%

Тест №3. 13.4%

Тест №4. 7.8%

В экспериментальной  группе наблюдается улучшение результатов во всех тестах. Существенно результаты не сильно увеличились, но следует учесть тот фактор, что всего прошло, не так много времени (3 месяца январь, февраль, март). Организм начал только привыкать к нагрузкам, а результат должен быть позже. Но улучшение есть, значит, разработанная  нами методика и комплекс мероприятий дают свои плоды, комплекс физических упражнений работает и гипотеза подтверждена.

 

Практические рекомендации

 

1. Заниматься в секции  восточных единоборств следует начинать 9-10 летнего возраста, лучше поискать специальную адаптированную группу, где упор делается не на прикладные боевые, а игровые стороны борьбы и общефизическую подготовку с посильными нагрузками, так как этот возраст считают наиболее подходящим для начала занятий. Ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, не конфликтует с родителями и не зациклен на внешности. На его развитие легче влиять сейчас, чем в сложный подростковый период.

2. Для воспитания физических качеств особенно ловкости, быстроты, выносливости целесообразно использовать различные подвижные и спортивные игры с элементами прыжков, метаний, бега, а также кувырков, лазаний, полос препятствий.

3. Использование упражнений силового характера, выполняемым с небольшими отягощениями (набивные мячи, гантели, мешки с песком и др.). Эти упражнения должны занимать 10 — 15% от общего времени занятия.

5. На учебно-тренировочных занятиях стоит уделять время не только развитию физических качеств, но также и развивать духовные качества, ведь результат в восточных единоборствах это чистый разум и сильный дух.

6. Учить ребенка защищаться, а не нападать, использовать полученные  знания только на благо.

 

Заключение

 

Анализ проблематики показал, что восточные боевые искусства - явление очень сложное, многоликое и оценки его неоднозначны. Очевидна, однако, жизнестойкость традиции, ее необыкновенная приспособленность к разным социально-историческим и культурным условиям, при неизменной притягательности для современной цивилизации. Проникая в другие страны, утрачивают изначальную ценность и обособляются три главных направления: лечебно-оздоровительная гимнастика, спортивные единоборства и рукопашный бой. 

Научно-методические подходы:

Первый уровень является фундаментом деятельности, его основой, базой (техника).

Второй уровень - это  психолого-педагогическая подготовленность.

Третий уровень отражает специальную теоретическую подготовленность.

Итогом дипломного исследования стала разработка комплекса мероприятий  влияющий на физическое здоровье занимающегося, изучить научно-методические подходы к методике построения тренировочного процесса в восточных единоборствах.

Началу тренировочного процесса должны предшествовать: личная беседа, сочинение (с целью выявления мотива, целей и задач обучения) и вводное занятие.

Тренировочный процесс  в восточных единоборствах должен строиться на следующих основных принципах:

Высокая мотивированность. Непрерывность и систематичность. Постепенность. Единство ОФП и СФП. Волнообразность нагрузки. Цикличность. Индивидуализация тренировочного процесса. Сознательность. Медитативность.

В ходе эксперимента были сделаны следующие выводы.

Эффективность целенаправленного  комплекса мероприятий зависит от физических качеств каждого занимающегося, продолжительности их применения.

 Выявлено положительное влияние комплекса мероприятий на темпы прироста физических качеств. Так, после трех месяцев использования комплекса положительное влияние на уровень развития физических качеств очевиден.

Установлено, что использование  экспериментальных комплексов мероприятий в тренировочном процессе приводит к эффективному воспитанию физических качеств у обучающихся.

В экспериментальной  группе до начала эксперимента показатель развития физических качеств в тестах был следующий: Тест №1. 4.8 сек. Тест №2. 26.7 см. Тест №3. 3.8 см. Тест №4. 14 сек.

  В конце эксперимента  показатели в тестах в экспериментальной  группе стали таковы: Тест №1.  7.5сек. Тест №2. 23 см. Тест №3. 5.1см. Тест №4. 11сек.

Прирост среднего показателя составил: Тест №1.  Улуч. 2.7 сек. Тест №2. Улуч.3.7 см. Тест №3. Улуч.1.3 см. Тест №4. Улуч.3 сек.

Прирост процентном соотношении  составил: Тест №1.  15.6% Тест №2. 8.6% Тест №3. 13.4% Тест №4. 7.8%

Цель ВКР достигнута. Предполагаемая нами гипотеза подтвердилась. С поставленными задачами справились.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Абаев Н.В., Лепехов С.Ю. Методы регуляции социального поведения в тайных религиозных объединениях старого Китая (на материале буддийских объединений)// Источниковедение и историография истории буддизма.- Новосибирск, «Наука», 2004. – С. 64.
  2. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае.- Новосибирск. 2001. – С. 28.
  3. Абдульханова-Славская К.С. Деятельность и психология личности.-М., 2001.
  4. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2008. – С. 122.
  5. Алексеев А.В. Психология - М.: ФиС, 2005.
  6. Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. - Омск: ОГИФК, 2000.
  7. Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения //Вопросы психологии.-2003.
  8. Бальсевич В.К. Теория и практика физической культуры. - М.: Изд. «Теория и практика физической культуры». 2000.
  9. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теор. и практ. физ. культ. 2002. – С. 24.
  10. Быховская И.М. Восточные единоборства в системе ценностей и досуговой деятельности современной молодежной субкультуры / Быховская И.М., Скороходов В.В. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 2003. – С. 91,114.
  11. Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогической специальности. - М.: Высшая школа, 2004.
  12. Воронов И. А. Китайская классическая концепция военного обучения.: Автореферат. ...канд. пед. наук. Военный Университет. - М., 2006. – С. 87.
  13. Воронов И.А. Древние и современные аспекты китайской классической концепции военного обучения. - СПб, 2006. – С. 45.
  14. Воронов И.А. Секретные боевые искусства Китая. - СПб.: Б&К, 2000.
  15. Воронов И.А. Психомоторные упражнения «72 воинских искусства Древнего Китая». Методическое пособие. - СПб.; ЦСМ, 2006. – С. 117.
  16. Воронов И.А. Четыре психомоторных упражнения. Методическое пособие. - СПб.; ЛНПС ЦСМ, 2006.
  17. Во исполнение Закона об образовании // Физическая культура в школе. 2001.
  18. Временный государственный образовательный стандарт // Физ. культура в школе. 2000.
  19. Гаськов А.В., Психофизические аспекты укрепления здоровья детей 7-14 лет средствами ушу // Физическая культура-2001-№ 4.
  20. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: ФиС, 2006.
  21. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. - М.: ФиС, 2004. 
  22. Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо - традиция воинских искусств. М., «Наука», 2003.
  23. Захаров Е.Н. и др. Рукопашный бой. Самоучитель.- М.:Культура и традиции, 2003.
  24. Захарова О.В. Профессиональная ориентация школьников-спортсменов на специальность «Физическая культура и спорт»: Автореф. канд. дис. - Омск: ОГИФК, 2003. – С. 33.
  25. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.- СПб.: Питер, 2002. – С. 17.
  26. Ковалев А.Г. Психология личности.-М., 2004. – С. 18.
  27. Козин А.П. Психогигиена спортивной деятельности. - Киев: Здоровья, 2003.
  28. Концепция учебно-тренировочной специализации физкультурного образования старших школьников: Метод. пос. /Авторы-сост.: В.Г.Хромин, В.Н.Потапов, Е.В. Хромин, И.И. Сулейманов. - Омск: СибГАФК, 2003. – С. 49.
  29. Корецкий В.М. Профессионально-педагогическая подготовка студентов физкультурных вузов в системе дисциплин «специализаций»: Автореф. докт. дис. М.,2004.
  30. Коротаева Н.В., Мильштейн О.А., Тышлер Д.А. Взаимоотношения тренера и спортсмена в единоборствах: Метод. разраб. для студ., слушат. ВШТ и ФПК РГАФК. М., 2007. – С. 76.
  31. Костяева А.С.Анатомия. -М., 2005. – С. 15.
  32. Кречмер Э. Строение тела и характер.- М.: Педагогика, 2003. – С. 96.
  33. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции.- М., 2001.
  34. Литманович  А.В., Штучная Е.Б. Структура профессиональной подготовленности специалиста по восточным единобртсвам // Теория и практика физической культуры-2007.-№ 12.
  35. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теор. и практ. физ. культ. 2001, № 6. – С. 86.
  36. Матвеев А.П. Теоретико-методические основы формирования учебного предмета «Физическая культура в общеобразовательной школе»: Докт. дис. в виде науч. докл. М., 2004.
  37. Никифоров Ю.Б. Опыт применения психорегуляции в подготовке дзюдоистов //Спортивная борьба: Ежегод-ник. - М.: ФиС, 2003.
  38. Орлов В.Б. Ситуация. Проблемные ситуации по курсу «Педагогика физической культуры и спорта»: Учеб. пос. для студ. ИФК. - Челябинск: ЧГИФК, 2005.
  39. Платонов К.К. Структура и развитие личности.-М., 2006.
  40. Психорегуляция в подготовке спортсмена /В.Н. Некрасов, Н.А. Худадов, Л. Пиккенхайн, Р. Фрестер. - М.: ФиС, 2005.
  41.  

Информация о работе Методика построения тренировочного процесса в восточных единоборствах