Методика построения тренировочного процесса в восточных единоборствах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 19:53, реферат

Описание работы

Цель исследования обусловила решение следующих задач:
1. Анализ научно-методической литературы. Исследовать по данным специальной научно-методической литературы исторические условия возникновения и уточнить формы существования систем обучения восточным единоборствам.
2. Разработать наиболее эффективный комплекс мероприятий с учащимися школы участвующих в учебно-тренировочном процессе в восточных единоборствах на физическое здоровье занимающихся.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса мероприятий для учащихся школы участвующих в учебно-тренировочном процессе в восточных единоборствах.

Содержание работы

Введение

Глава I. Философские, педагогические, и социально - психологические основы восточных единоборств

1.1. Восточные единоборства в современном мире

1.2. Научно-методические подходы к построению тренировочного процесса в восточных единоборствах

1.3. Методика построения тренировочного процесса в восточных единоборствах

1.4. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей среднего школьного возраста

Выводы по I главе

Глава II. Особенности тренировочного процесса в восточных единоборствах

2.1. Цель и задачи исследования

2.2. Методы исследования

2.3. Организация исследования

2.4. Результаты исследования и их обсуждение

Выводы по II главе

Заключение

Файлы: 1 файл

Методика построения тренировочного процесса в восточных единобор.doc

— 492.00 Кб (Скачать файл)

Приложение  № 1

 

Мини сочинение

 

Андреев Сергей

Мне 12 лет. Я занимаюсь  восточными единоборствами только год. Мне нравится, потому что регулярные тренировки позволяют мне поддерживать форму. Я начал заниматься вместе с несколькими друзьями, но, к сожалению, им это не нравится. Вообще из моего класса 7 человек занимаются восточными единоборствами. В этом году я буду пытаться добиться больших успехов!

Степанов Илья

Я считаю, что восточные  единоборства это очень умный  вид спорта, потому что ты используешь силу. Я занимаюсь второй год. У меня все получается и мне это нравится. Я планирую заниматься восточными единоборствами ещё много лет. Я хочу получить чёрный пояс.

Дадугин Егор

Почему я люблю восточные  единоборства?!

Я люблю, потому что это – защита, а не нападение. Мне нравятся приёмы, которым нас обучают. С тех пор как я стал заниматься, я стал сильнее и увереннее. В нашей группе занимаются хорошие ребята и у нас очень хороший тренер. Занятия вырабатывают дисциплину и порядок.

Сергей Проценко 
Мне 12 лет. Я занимаюсь один год. На тренировках мы изучаем различные захваты, броски. У меня появились новые друзья. У меня классный тренер. С ним можно повеселиться, но когда мы его конкретно достанем, тогда встаём на кулаки. Мне нравится заниматься. В этом году я хочу добиться хороших результатов.

Корольков Евгений 
Я занимаюсь третий год. Эти боевые искусства мне очень нравятся, т.к. здесь не нужно друг друга бить. Я считаю, что это – самый лучший вид спорта. Все что мы изучаем на тренировках мне достаточно легко дается. На тренировках я нашёл много знакомых и новых друзей. Я собираюсь практиковаться и дальше.

Соколов Семён

Мне нравится ходить на секцию, потому что здесь мы изучаем боевые искусства. Мы ходим на мостике, отжимаемся. Занятия бывают 3 раза в неделю. Мне не нравится, когда знакомые выкручивают руки. Мне не нравится, когда кто-то хвалится и говорит, что он всё умеет делать. Здесь весело и интересно! Есть те, кто обижает меня. Обычно бывает до 10 человек на занятии. Мне не нравится, когда приходится заниматься на линолеуме.

Скамницкий  Артём

Почему мне нравится заниматься восточными единоборствами? 
Я занимаюсь 1 год и 3 месяца. Я очень горжусь своим тренером.  
Мне нравится заниматься, потому что это закаляет меня, делает меня собранным, учит быть ответственным за свои поступки. Меня учат защищаться, я становлюсь сильным и ловким, у меня есть возможность постоянно совершенствовать технику боя. Я с удовольствием хожу на тренировки.

Садьков Вячеслав

Как-то мама спросила меня: «Хочешь ты заниматься каким-нибудь видам спорта?». Я не знал, что это такое, но решил попробовать, и в ближайшие дни мы пошли в школу на первое занятие. Я занимаюсь уже третий год. На тренировках я познакомился с ребятами. На наших занятиях всегда весело и интересно. Да и болеть я стал меньше, как сказала мама. Моя мечта получить чёрный пояс.

Жуков Андрей

Почему мне нравится заниматься восточными единоборствами? 
Меня зовут Андрей, мне 12 лет. Я занимаюсь почти 2 года. Мне нравится заниматься потому что эти тренировки дают мне возможность чувствовать себя увереннее, не бояться, осознавать, что я могу кому то помочь, защитить. В последнее время я занимаюсь с братом, это мне нравится, так как это повышает и мой уровень, и даёт радость, что я могу поделиться с кем то своими знаниями. На данный момент восточные единоборства, это одно из самых важных дел в моей жизни.

Моисеев Андрей

Мне нравится восточные единоборства, в - первых, потому что, интересно заниматься. Во - вторых, увеличивается физическая подготовка и можно применять навыки в конфликтах. Ещё меня тренирует хороший и опытный тренер, наш учитель физкультуры. Этот спорт очень интересный и полезный. Я бы хотел и дальше заниматься этим интересным видом спорта!

 

Приложение № 2

 

Беседа

Ребенок подрастает –  и нужно найти применение его силенкам, которые вскоре превратятся в силушку. Хочется дать отпрыску увлекательное занятие, которое было бы полезно для здоровья, гармонично развивало душу и тело, воспитывало волю и целеустремленность. А не отдать ли его в школу какого-нибудь восточного или другого единоборства? Идея заманчивая, но, во-первых, родителям бывает трудно сделать правильный выбор, ведь в этом вопросе они совершено не разбираются.

А еще родителей одолевают типичные страхи:

Здоровье. Не навредит ли ребенку неведомая восточная наука?

Воспитание. Вдруг он станет слишком агрессивным и неуправляемым?

Так думают и гадают родители. А сами дети хотят просто научиться постоять за себя и выглядеть более солидными в глазах сверстников и привлекательными – в очах сверстниц. Основной мотив при выборе конкретного вида борьбы – это, конечно, желание самого ребенка. Однако если вы не знаете, чем "бредит" ваше чадо, следующие рекомендации окажутся тут вполне уместными.

Какие бывают стили?

"Жесткие" или "внешние" стили. Их основной принцип: "сила против силы". Это традиционный рукопашный бой, каратэ, кик-боксинг – эти виды единоборств посвящены сугубо боевым аспектам поединка. Исключением является карате, в котором важен и духовный рост ученика. Но на данный момент в этом боевом искусстве сложилась ситуация, когда каждый тренер может создавать свой стиль, и найти учителя, который бы преподавал традиционное карате, нелегко. Поэтому в секциях и клубах упор все же делают на изучение приемов боя и контактные занятия.

К внешним стилям можно отнести тхэквондо, знаменитый шаолинь-цуань и целый букет школ и стилей китайского и японского происхождения

"Мягкие" или "внутренние" стили.  Здесь учат поражать противника, используя его же собственную энергию нападения. Победа достигается не только точными ударами и силой, а за счет внутреннего психического превосходства над соперником. Ребенок должен распознавать ситуации, в которых он  может применять свою силу, учится полностью их контролировать и выбирать минимально необходимые средства для самозащиты. Внутренние стили учат человека трезво мыслить, развивают умение управлять собой, помогают осознать гармонию мира. В подавляющем большинстве это китайские стили: тайцзи-цюань, син-и, багуа-чжан. Есть и японские ответвления — айкидо, тайки-кэн.  Один из самых миролюбивых видов – капоэйра – бразильская бесконтактная техника, танец и игра.

Несмотря на то, что весь упор в «мягких» единоборствах делается на внутреннее самосовершенствование, это не означает, что в таких секциях учат всего лишь водить руками по воздуху. Боевые искусства потому так и называются, что здесь, прежде всего, обучают бою. И любая система требует от ученика трудолюбия, умения преодолеть усталость, скуку и боль. А практические навыки, полученные от тренера, шлифуются только в ходе спаррингов, порой и в полный контакт.

Какой стиль подходит ребенку?

Здесь важную роль играют возраст, тип телосложения и темперамент.

Детям сухого телосложения подойдет ушу (или кунг-фу). Мягкому, спокойному ребенку можно порекомендовать одно из внешних направлений ушу – "длинный кулак", традиционные шаолиньские направления, цюань-шу. В этих стилях большое внимание уделяется общефизической, силовой подготовке. Они помогут сформировать базовую подготовку для любых видов единоборств или боевых искусств.

А шустрый, активный, но при этом мягкий и добродушный ребенок скорее найдет себя в том же ушу, но в школах "внутренних" – син-и, багуа-чжан, "южный кулак". Внутренние стили ушу учат человека концентрировать внимание, делают его вдумчивым, спокойным. При этом они не хуже "внешних" стилей и дают ребенку необходимые навыки для самозащиты.

Неспокойным и тревожным детям подойдут карате и его корейский собрат тхэквондо. Будет возможность выпустить пар на тренировке, а во-вторых, научиться направлять свою энергию в нужное русло и контролировать агрессивность.

Медлительным и флегматичным прямая дорога в айкидо или хапкидо. Борьба основана на мягких, плавных движениях. Боец айкидо всегда спокоен, доброжелателен, он пропускает направленную на него агрессию мимо себя. К тому же айкидо – самый миролюбивый вид единоборств. В нем нет атакующих приемов –  в том виде, в котором он практикуется в большинстве секций, это исключительно самозащитная техника.

Плюсы и минусы для здоровья

Хороший инструктор всегда помнит, что дети – это не маленькие взрослые. До тех пор пока детский скелет не сформировался, он не в состоянии выдерживать такие же нагрузки, как и взрослый. Пока ребенок не достиг 13 лет, инструктор обязан не допускать во время контакта сильного воздействия на тело и конечности ребенка. Тренировка в боевых искусствах всегда предполагает индивидуальный многоуровневый подход.

Тхэквондо.  Научное исследование по травматизму на детских соревнованиях в Европе показало, что травматизм по каратэ составляет 60–70 процентов, а по тхэквондо – 6–7 процентов. В тхэквондо очень строгие правила проведения боев. Запрещены удары руками в лицо, удары руками по спине, затылку, ниже пояса (пах). Запрещены на соревнованиях захваты, броски, толчки, подсечки. Дети соревнуются в защитном снаряжении. При плоскостопии и сколиозе врачи даже рекомендуют заниматься тхэквондо. Многолетний опыт занятий тхэквондо приводит к умениям вполне естественно, например, взбегать на стену, сделать шпагат в воздухе и удар обеими ногами в разные стороны, прыгнуть с места на высоту человеческого роста. Тренировки здесь нелегкие. Например, во время разминки часто практикуются отжимания на кулаках, приседания с выбросами ног, с подпрыгиваниями, подтягивания на перекладине, продольные и поперечные шпагаты, ходьба «по-гусиному». Несмотря на все сложности приемов, тхэквондо также считается очень полезным для укрепления здоровья. Этот вид борьбы часто нравится девочкам. Он похож и на аэробику, силовые тренировки и спортивную акробатику. Кроме того, занятия полезны девочкам потому, что укрепляют тазовые мышцы.

Айкидо. Некоторые специалисты считают, что детям лет до 10–14 заниматься этим видом можно только в адаптированной группе. Здесь необходимо чувствовать момент, когда нужно остановиться, чтобы избежать травмы. А дети не всегда могут с этим справиться. С другой стороны – ранняя практика дает для ребенка больше возможностей, чем для подростка, вновь пришедшего в секцию.

Карате.  Считается, что этот вид может пробудить внутреннюю агрессию (на ранних этапах) и хорош в основном для мальчиков. Очень важную часть тренировочного процесса здесь занимают общефизические упражнения — различные виды растяжек, многократные отжимания. Выполнение классических низких стоек, отработка техники и практика ката (формальных упражнений, основанных на определенной последовательности приемов) великолепно прорабатывают мышцы и связки. Главные критерии на занятиях в любом направлении карате – это терпение и самодисциплина. На начальном этапе подходы к подготовке бойцов во многом схожи.

Дзюдо. Главная мысль дзюдо (буквально – "путь мягкости") – сначала поддаться, чтобы потом победить. Школы джиу-джитсу, практикующие дзюдо, используют приемы японских боевых искусств – захвата и защиты. Занятия дзюдо развивают силу, гибкость, реакцию, уверенность в себе. Этот вид единоборства подходит как мальчикам, так и девочкам, поскольку прививает отличные навыки самообороны. Кроме того, им стоит заниматься девочкам и для укрепления здоровья и фигуры. Кстати, женское дзюдо стало первым видом женских единоборств, включенных в программу Олимпийских игр.

Тайцзи-цюань. С помощью занятий этими техниками сейчас в Китае лечат ряд сложнейших заболеваний и функциональных расстройств – например, заболевания сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. Здесь активно используются дыхательная практика и упражнения на координацию.

Бокс, кикбоксинг, рукопашный бой подойдут тем, кто желает постоять за себя. Это серьезные виды борьбы, поэтому детям младше 9–10 лет их не рекомендуют. Да и претензии на качественную самозащиту появляются  у детей в более старшем возрасте. Эти стили ориентированы на реальный бой – они могут быть эффективнее любой восточной техники. Однако, восточное спокойствие и выдержка и здесь не будут лишними. Не торопить события, верить в лучшее и позитивно относиться к жизни – всему этому должен учить не тренер, а родители.

Когда лучше начинать?

В Китае и Японии считают, что начинать учить ребенка боевым искусствам надо как можно раньше, лет с четырех-шести. Дело в том, что неотъемлемая часть правильного обучения восточным боевым искусствам – сложные философские концепции, культура,  которую среднестатистический российский ребенок воспринять просто не в состоянии. На Востоке подобные взгляды впитываются с молоком матери. У нас национальные традиции – совсем другие. Поэтому лучше подождать, пока ребенок будет в состоянии сделать выбор сам. Ведь боевые искусства – не мордобой с посильными нагрузками, не накачивание мышц, а всестороннее и гармоничное развитие личности, в том числе духовное.

До 9 лет. Если вы решили отдать ребенка пораньше, лучше поискать специальную адаптированную группу, где упор делается не на прикладные боевые, а игровые стороны борьбы и общефизическую подготовку с посильными нагрузками.

10 лет. Этот возраст  считают наиболее подходящим  для начала занятий. Ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, не конфликтует с родителями и не зациклен на внешности. На его развитие легче влиять сейчас, чем в сложный подростковый период.

Информация о работе Методика построения тренировочного процесса в восточных единоборствах