Методика построения тренировочного процесса в восточных единоборствах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 19:53, реферат

Описание работы

Цель исследования обусловила решение следующих задач:
1. Анализ научно-методической литературы. Исследовать по данным специальной научно-методической литературы исторические условия возникновения и уточнить формы существования систем обучения восточным единоборствам.
2. Разработать наиболее эффективный комплекс мероприятий с учащимися школы участвующих в учебно-тренировочном процессе в восточных единоборствах на физическое здоровье занимающихся.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса мероприятий для учащихся школы участвующих в учебно-тренировочном процессе в восточных единоборствах.

Содержание работы

Введение

Глава I. Философские, педагогические, и социально - психологические основы восточных единоборств

1.1. Восточные единоборства в современном мире

1.2. Научно-методические подходы к построению тренировочного процесса в восточных единоборствах

1.3. Методика построения тренировочного процесса в восточных единоборствах

1.4. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей среднего школьного возраста

Выводы по I главе

Глава II. Особенности тренировочного процесса в восточных единоборствах

2.1. Цель и задачи исследования

2.2. Методы исследования

2.3. Организация исследования

2.4. Результаты исследования и их обсуждение

Выводы по II главе

Заключение

Файлы: 1 файл

Методика построения тренировочного процесса в восточных единобор.doc

— 492.00 Кб (Скачать файл)

Бурное развитие двигательной функции, присущее подростковому возрасту, приводит к тому, что по многим основным показателям она мало отличается от двигательной функции взрослых людей. Однако на фоне общего совершенствования двигательной функции у подростков могут иметь место случаи довольно значительного ухудшения координации движений, снижение их точности. Одной из существенных причин этого явления специалисты называют перестройку моторного аппарата, выражающуюся во временном несоответствии мышечной силы и непропорционально возросшим весом. Учитывая это, для предупреждения временной дискоординации следует начинать регулярные занятия спортом до начала активного периода полового созревания и не торопиться с окончательными выводами о спортивных способностях подростка.

У подростков совершенствуется и приближается к уровню, свойственному взрослым, способность правильно организовывать свое восприятие в процессе учебных занятий. Они стремятся критически осознать сущность усвояемых знаний, выработать к ним свое собственное отношение, не просто запомнить учебный материал, но и понять, объяснить его истинность, что налагает на педагога ряд требований к качественной стороне самого обучения. [26, 18]

 

Выводы по I главе

 

Изучая теоретическую, методическую литературу мы пришли к  выводам, что восточные боевые искусства - явление очень сложное, многоликое и оценки его неоднозначны. Очевидна, однако, жизнестойкость традиции, ее необыкновенная приспособленность к разным социально-историческим и культурным условиям, при неизменной притягательности для современной цивилизации. Проникая в другие страны, утрачивают изначальную ценность и обособляются три главных направления: лечебно-оздоровительная гимнастика, спортивные единоборства и рукопашный бой. 

Имея в виду эту  глубинную культурологическую предпосылку  жизнеспособности восточных боевых искусств, можно выделить наиболее уникальные черты традиции. Как род военной профессии и системы рукопашного боя, эти искусства не являются чем-то исключительным. Множество аналогов мы находим в истории разных народов – у древних египтян, скифов, славян, скандинавов и других. А вот то, что целое семейство боевых искусств в средние века было поднято от уровня просто боевой техники до уровня «воинского пути», сыграло в развитии восточных боевых искусств решающую роль, и определило ее общекультурную ценность.

Ключевую, «культурообразующую» роль, сыграли в этой метаморфозе  даосизм, чань-буддизм и дзэн. Их влияние оказалось всепроникающим и проявилось не только в мировоззренческих установках, но и в методах психологической подготовки, в конкретных методиках обучения технике и тактике рукопашного боя 

Школы боевых искусств исторически  складываются как общности, объединения, возглавляемые мастерами-учителями. Там существует определенная иерархия, определяемая уровнем мастерства и духовной зрелости членов школы - мастер, старшие и младшие ученики. Истоки этой иерархии лежат в семейно-родовых устоях организации профессиональных средневековых объединений. Личностная основа обучения в школах боевых искусств, их внутренняя сплоченность и внешняя автономность требовали разработки особой разветвленной системы личностно-профессионального отбора учеников, контроля за процессом обучения и оценки его результатов. Размышляя сегодня об аспектах жизнеспособности восточных боевых искусств, обсуждая перспективы развития этой традиции, мы не можем не задумываться и о том, что именно и в каком отношении приемлемо для наших современников и соотечественников. Совершенно очевидно, что нормы и принципы средневековой, да еще и инонациональной культуры не могут сохраниться без изменений. Достаточно обратиться для этого к опыту ассимиляции восточных единоборств на Западе. В тоже время любое культурное наследие требует бережного к себе отношения. Важно, отвергая преходящее, внешнее, не упустить вечное, сущностное, имеющее общечеловеческую ценность.

Началу тренировочного процесса должны предшествовать: личная беседа, сочинение (с целью выявления мотива, целей и задач обучения) и вводное занятие.

Тренировочный процесс  в восточных единоборствах должен строиться на следующих основных принципах:

Высокая мотивированность.

Непрерывность и систематичность.

Постепенность.

Единство ОФП и СФП.

Волнообразность нагрузки.

Цикличность.

Индивидуализация тренировочного процесса.

Сознательность.

Медитативность.

Важнейшим принципом  является индивидуализация тренировочного процесса, предполагающая учет личностных и психофизиологических  качеств обучающегося.

 

Глава II. Особенности тренировочного процесса в восточных единоборствах

 

2.1. Цель и  задачи исследования

 

Цель дипломной  работы – изучить научно-методические подходы к методике построения тренировочного процесса в восточных единоборствах и разработать специальный комплекс мероприятий, влияющий на физическое здоровье занимающегося.

Задачи работы:

1. Анализ научно-методической литературы. Исследовать по данным специальной научно-методической  литературы исторические условия возникновения и уточнить формы существования систем обучения восточным единоборствам.

2. Разработать наиболее эффективный комплекс мероприятий с учащимися школы участвующих в учебно-тренировочном процессе в восточных единоборствах на физическое здоровье занимающихся.

3. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса мероприятий для учащихся школы участвующих в учебно-тренировочном процессе в восточных единоборствах.

 

2.2. Методы исследования

 

Для решения поставленных задач использовались следующие  методы исследования:

1. Анализ специальной  научно-методической  литературы.

2. Педагогический эксперимент.

3. Тестирование.

4. Математическая обработка данных.

 Анализ специальной научно-методической  литературы проводился с целью получения объективных сведений по изучаемым вопросам, уточнения методов исследования, выяснения состояния решаемой проблемы. Изучалась литература: психология личности, педагогика, ТМФВ, физиология, анатомия, литература по восточным единоборствам. Всего 40 источников.

Педагогический эксперимент  проводился с учащимися среднего школьного возраста средней общеобразовательной  школы №3 города Унеча, Брянской области, средний возраст 12-13 лет.

В экспериментальной группе использовался специально разработанный комплекс мероприятий с учащимися школы участвующих в учебно-тренировочном процессе в восточных единоборствах. Возрастной и половой состав в группе является идентичным (мальчики) 12-13 лет. Прил.№3 .С.89 .

 

2.3. Организация  исследования

 

Исследование проводилось на базе СОШ №3 город Унеча в период с января 2011 года по март 2011 года и состояло из трех этапов.

На первом этапе (январь 2011 года) осуществлялось изучение и анализ специальной научно-методической литературы по исследуемой проблеме. Была подтверждена актуальность темы, поставлена цель и задачи исследования, выдвинута рабочая гипотеза. Определены методы исследования, с помощью которых предполагалось решать поставленные задачи. Был разработан комплекс мероприятий для учащихся школы участвующих в учебно-тренировочном процессе в восточных единоборствах. Тесты на начальном этапе эксперимента.

На втором этапе (январь–февраль 2011 года) проводился педагогический эксперимент. Участниками эксперимента стали школьники среднего школьного возраста участвующие в учебно-тренировочном процессе в восточных единоборствах

Программа комплекса  используемого нами:

1. Мини сочинение.

2. Беседа.

3. Вводное занятие.

4. Комплекс упражнений  на физическую подготовленность.

Разработанная нами программа, была включена в учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы. Трехразовые занятия в неделю.

На третьем этапе (март 2011 года) проводилась обработка полученных результатов эксперимента с использованием метода математической статистики, последующий их анализ и оформление работы. Тесты на конечном этапе эксперимента.

В связи с актуальностью вопроса и не достаточно высокой эффективностью существующих программ, нами была проделана определенная работа в этом направлении.

 

Комплекс мероприятий, примененный нами в работе в экспериментальной группе:

1. Мини сочинение (занимающимся был задан вопрос): Почему вы занимаетесь спортом (восточные единоборства)? Прил.№ 1.С.78.

2. Беседа. Прил.№2 .С.81 .

3. Вводное занятие  (просмотр фильма «Разборки в стиле. Кунг-фу»), (Не для слабых духом была жизнь в 40-годах XX века в китайском Кантоне. Страна опустошена войной, а город поделен на зоны влияния могущественных уличных банд).

4. В структуре каждого тренировочного занятия в восточных единоборствах, как правило, выделяют три его части: подготовительную (или разминку), основную и заключительную.

Разминка. Целью подготовительной части является разминка, в ходе которой осуществляется подготовка занимающихся к выполнению специальных приемов и действий боевых искусств или упражнений физической подготовки. Различают общую и специальную разминку. Задачей общей разминки является подготовка функциональных систем организма и опорно-двигательного аппарата к основной работе. Задача специальной разминки - подготовка к занятию тех суставов, связок, мышц, ударных поверхностей, на которые ложится наибольшая нагрузка при выполнении специфических для боевых искусств приемов и действий.

Основная часть тренировочного занятия. При решении в тренировочном занятии одной главной задачи основная его часть строится в порядке последовательного выполнения заданий и упражнений, обеспечивающих решение, как этой главной задачи, так и дополнительных задач занятия.

Заключительная часть  занятия. В спортивной тренировке эту часть занятия чаще всего называют заминкой. Смысл ее - в обеспечении переключении функциональных систем организма на восстановительный режим. Плавный переход от интенсивной тренировки к отдыху предупреждает возможные функциональные нарушения, которые могут возникнуть при резком прекращении напряженной тренировки, особенно у тех, кто малотренирован и не имеет достаточного опыта самостоятельных занятий.

Разминка. Ходьба, разновидности  бега, прыжков, кувырков, растяжка.

Упражнения для быстроты комплекс №1:

1. Выполнение отдельных ударов рукой или ногой с максимальной скоростью:

а) в воздух;

б) на снарядах.

Можно для проверки использовать следующий прием: подвесить газетный лист и наносить удары по нему - если скорость в финальной части удара  достаточно высокая, то лист легко "протыкается" ударной частью руки или ноги. Упражнение выполняется по 5-10 одиночных повторений в серии. При снижении скорости ударов выполнение упражнения следует прекратить. Отдых между сериями 1-2 минуты.

2. Нанесение серий  ударов в воздух или на специальных снарядах (грушах, мешках, подушках) с максимальной частотой. Всего выполняется 5-6 серий по 2-5 ударов в течение 10 секунд, которые повторяются 3-4 раза через 1-2 минуты отдыха, в течение которого необходимо постараться полностью расслабить мышцы, выполняющие основную нагрузку в упражнениях.

3. Последовательное нанесение  серий по 10 ударов руками или  ногами с последующим 20-секундным  отдыхом. Всего упражнение выполняется  в разных вариациях в течение  3 минут.

4. Выполнение серий  ударов рукой по теннисному мячу, прикрепленному на длинной резинке к держателю на голове.

5. Поочередное выполнение  с максимальной частотой в  течение 10 секунд сначала ударов  руками, а затем бега на месте  с последующим отдыхом в течение  20 секунд. Всего упражнение выполняется в течение 3 минут.

6. Выполнение максимального  количества ударов руками в  прыжке вверх на месте.

7. Выполнение фиксированных  серий ударов в прыжках вверх  на месте с концентрацией усилия  в одном из них. Начинать  необходимо с двух ударов, затем постепенно увеличивать их количество.

8. "Бой с тенью", в процессе которого осуществляется  выполнение одиночных ударов  или серий по 3-4 удара с максимальной  скоростью в сочетании с передвижениями, обманными финтами и разнообразными  защитами, представляя перед собой конкретного противника: техничного или "силовика", высокого или низкого и т.д. Выполнять в течение 2-3 раундов продолжительностью по 2-3 минуты каждый. Отдых между раундами 2-4 минуты

Упражнения для быстроты комплекс №2:

1. Бег со старта из различных положении, в том числе из положения, сидя, лежа лицом вниз или вверх, в упоре лежа, лежа головой в противоположную сторону. Выполнять: [5-6 раз по 10-15 метров через 1,0-1,5 минуты отдыха] по 3-4 серии через 2-3 минуты отдыха. Это упражнение можно выполнять и по сигналу (стуку подброшенного вверх предмета).

Информация о работе Методика построения тренировочного процесса в восточных единоборствах