Методика построения тренировочного процесса в восточных единоборствах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 19:53, реферат

Описание работы

Цель исследования обусловила решение следующих задач:
1. Анализ научно-методической литературы. Исследовать по данным специальной научно-методической литературы исторические условия возникновения и уточнить формы существования систем обучения восточным единоборствам.
2. Разработать наиболее эффективный комплекс мероприятий с учащимися школы участвующих в учебно-тренировочном процессе в восточных единоборствах на физическое здоровье занимающихся.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса мероприятий для учащихся школы участвующих в учебно-тренировочном процессе в восточных единоборствах.

Содержание работы

Введение

Глава I. Философские, педагогические, и социально - психологические основы восточных единоборств

1.1. Восточные единоборства в современном мире

1.2. Научно-методические подходы к построению тренировочного процесса в восточных единоборствах

1.3. Методика построения тренировочного процесса в восточных единоборствах

1.4. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей среднего школьного возраста

Выводы по I главе

Глава II. Особенности тренировочного процесса в восточных единоборствах

2.1. Цель и задачи исследования

2.2. Методы исследования

2.3. Организация исследования

2.4. Результаты исследования и их обсуждение

Выводы по II главе

Заключение

Файлы: 1 файл

Методика построения тренировочного процесса в восточных единобор.doc

— 492.00 Кб (Скачать файл)

Заключительная часть  занятия. В спортивной тренировке эту часть занятия чаще всего называют заминкой. Смысл ее - в обеспечении переключении функциональных систем организма на восстановительный режим. Плавный переход от интенсивной тренировки к отдыху предупреждает возможные функциональные нарушения, которые могут возникнуть при резком прекращении напряженной тренировки, особенно у тех, кто малотренирован и не имеет достаточного опыта самостоятельных занятий.

Определение целей и  задач при обучении боевым искусствам - ключ к разработке эффективной  тренировочной программы. Должна ли тренировка вырабатывать навыки самозащиты или координацию, уменьшать вес, улучшать состояние сердечно-сосудистой системы, подготавливать к соревнованиям или вырабатывать уверенность и самооценку?

Оценив личные нужды, каждый может начать кроить под них  собственную тренировочную программу. Поэтому, прежде всего, необходимо определить цель тренировок, затем определить и поставить себе задачи, выработать программу или методы для их решения.

Тренировки должны стать  частью общего плана развития и улучшения  боевых навыков и дополнять и  усиливать приемы. План тренировки должен быть тщательно продуман и  соответствовать индивидуальным нуждам обучающегося или группы обучающихся в данный момент времени. Следует определить, сколько времени в неделю предполагается тратить на упражнения. Обычные тренировки боевым искусствам должны включать в себя растяжку, тренировки сердечно-сосудистой системы, реакции, общую подготовку, силовую тренировку, конкретные навыки и практические занятия.

Растяжки особенно важны  в занятиях любого мастера боевых искусств. Шею, плечи, запястья, спину, бедра, ноги, подколенные и ахилловы сухожилия, голени всегда следует растягивать перед тренировкой. Чем более вы гибки, тем меньше шанс получить травму; вы также сможете увеличить диапазон движений в области конкретной связки, достигая большей разносторонности и лучше исполняя конкретные приемы. Растяжки не должны длится более 5 мин.

Тренировка сердечно-сосудистой системы - основа успеха в боевых тренировках. В течение каждой тренировки сердце необходимо упражнять хотя бы по 20 мин. Бег, езда на велосипеде, прыжки со скакалкой - вот упражнения, которыми можно тренировать сердечно-сосудистую систему.

Также следует работать и над  тренировкой реакции, поскольку  правильно исполняемые приемы зависят  от подсознательной реакции. Реакцию  следует развивать постоянно, чтобы  избавиться от задержки перед ответом  противнику.

Необходимо работать и над общим состоянием тела, развивая силу главных групп мышц и общий тонус. Общее развитие - ключ ко всему. Примерами таких упражнений являются отжимания, подъемы торса и приседания.

Тренировка конкретных умений - та сфера, где можно и нужно использовать тренажеры.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что  в пользу развития восточных единоборств  говорят исследования, проведенные  специалистами на предмет полезности занятий в целях укрепления здоровья детей. В частности, было установлено, что занятия ушу всесторонне воздействует на человека, делают его более совершенным, расширяют его психофизические возможности, а значит, и возможности адаптации к ритму современной жизни. Универсальность системы ушу позволяет начинать занятия практически при любом состоянии здоровья и в любом возрасте.

В период с 1995 по 1999 г. на базе школы-сада № 105 г. Улан-Удэ в ходе внедрения  физкультурно-оздоровительной программы, одной из важных составляющих который были занятия ушу, изучалось влияние физических упражнений на уровень физического здоровья (УФЗ) и физической подготовленности (УФП) детей 3-10 лет. Обсуждая результаты проведенной работы, можно констатировать:

1. В целом за указанный период  наблюдается устойчивый рост  показателей уровня физического здоровья детей - с 8,4 балла в сентябре 1995 г. до 11,25 балла в апреле 1998 г. Повысился уровень их физической подготовленности: с 55,3% в 1995 г. до 77,5% в 1998 г.

2. Сравнение результатов тестирования  УФП детей дополнительно занимавшихся ушу, и детей, занимавшихся только по оздоровительной программе, показало статистически достоверное преимущество первых по 4 из 7 показателей ОФП. В группе ушу ОФП детей улучшилась по подтягиванию, разгибанию рук в упоре лежа, динамометрии и гибкости.

3. Отмечена положительная динамика  УФЗ детей, занимавшихся ушу.

Данные психологического тестирования детей, занимающихся в группах ушу, которое проводилось психологом М.П. Базаржаповой в апреле и ноябре 2000 г. по методическим рекомендациям, разработанным  в Лаборатории социально-психологических исследований Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева (Эткинд, 1985), свидетельствуют о том, что с увеличением продолжительности занятий в группах ушу:

1. Улучшается нервно-психическое  состояние детей: повышается чувство уверенности и оптимизма, энергичность, эмоциональная уравновешенность, оптимизм в отношении будущего, снижается уровень тревожности.

2. Повышаются эмоциональная  удовлетворенность, эмоциональное  приятие отношений с матерью, с братом, в семье, к ушу, к сестре, к настоящему и будущему, к тренеру ушу. У детей, занимающихся ушу более трех лет, наблюдается полное эмоциональное приятие значимых людей и понятий. Это означает, что у этих детей позитивное, радостное восприятие себя и мира. [24, 33]

 

1.3. Методика  построения тренировочного процесса  в восточных единоборствах

 

Приступая к разработке методики тренировочного процесса в  восточных единоборствах, прежде всего, обозначим его основную педагогическую цель – воспитание физической и духовной культуры личности.

Физкультурно-спортивная деятельность в социальном аспекте  представляется как исторически определенный тип социальной практики физкультурного воспитания, проявляющийся в ее различных видах (оздоровительной, прикладной, спортивной, образовательной, пропагандистской, самосовершенствовании и пр.). Виды и формы физкультурно-спортивной деятельности личности могут быть самыми разнообразными в рамках морфологии, аксиологии, праксиологии и антологии. Причем основными признаками их оценки будут являться: частота и затраты времени; результат и динамика изменений качеств личности. Третий ориентир - мотивационная составляющая личности. Мотив - это причинно-следственный аспект, побуждающий личность к действию или бездействию. Мотивы, как правило, подразделяются на социально значимые, личностно значимые и профессионально значимые, положительные и отрицательные. Мотивы определяются знаниями, убеждениями, установками, интересами и потребностями. Личностный смысл мотива представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых развертываются ее деятельность и общение.

Четвертый ориентир - совокупная характеристика структуры личности. В общей педагогике имеется много  примеров попыток структурировать личность. В нее включаются основные свойства, качества и признаки личности. Все варианты в определенной степени отличаются друг от друга. Это говорит о том, что, во-первых, данная проблема довольно сложна, во-вторых, идеально структурировать личность, по всей видимости, невозможно и, в-третьих, делать это все-таки надо, но при этом следует идти по пути приближения структуры личности к педагогической технологии. Разработанные М.Я. Виленским и Р.С. Сафиным, а также В.К. Бальсевичем и Л.И. Лубышевой структурные модели физической культуры личности служат пятым ориентиром в ее структуризации с позиции технологических требований. Все модели в определенной степени дополняют друг друга и расширяют представления об основных составляющих физической культуры личности.

Физическая культура личности является сложным системным  образованием. Все представленные в ней элементы тесно взаимосвязаны, дополняют и обусловливают друг друга. Знания и интеллектуальные способности определяют кругозор личности, иерархию ее оценок, ценностей и результатов деятельности; мотивы характеризуют направленность личности, стимулируют и мобилизуют ее на проявление активности в сфере физической культуры; ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности к физической культуре в жизни, профессиональной и созидательно-активной деятельности; потребности являются главной побудительной, направляю щей и актуализирующей силой поведения личности в сфере физической культуры; физическое совершенство предполагает такой уровень здоровья, физического развития, психофизических и физических возможностей личности, которые составляют фундамент ее активной, преобразующей, социально значимой, физкультурно-спортивной деятельности и жизнедеятельности в целом; социально-духовные ценности определяют общекультурное и специфическое развитие культуры личности; физкультурно-спортивная деятельность отражает ценностные ориентации и потребности, характеризует физкультурную активность личности.

В целом же формирование физической культуры личности представляется как процесс целенаправленного, организованного с помощью специальных методов и разнообразных средств и форм активного обучающего взаимодействия преподавателей и обучающихся. При ведущей и направляющей роли преподавателя обеспечивается полноценное усвоение знаний, умений, навыков развития умственных и физических сил и творческих способностей. Практическая обучающая деятельность обеспечивает активное освоение учащимися ценностей физической культуры.

Центральной фигурой, системообразующим  началом педагогической технологии, процесса физической культуры является преподаватель - носитель содержания образования, организатор педагогических условий, обеспечивающих результативность деятельности. В его личности сочетаются объективные и субъективные педагогические ценности.

Профессионализм - учет индивидуально-психологических  и физических особенностей занимающихся, адекватная их возможностям нагрузка, решение оздоровительных, образовательно-воспитательных задач, учет желаний и интересов учащихся, разнообразие, новизна, эмоциональность занятий, а также личность преподавателя (его общекультурный уровень, эрудиция, научная и методическая подготовка, ответственность, трудолюбие, убежденность, разумная требовательность, педагогическое мастерство) являются психолого-педагогическими факторными условиями, обеспечивающими качество воспитательного и тренировочного процесса.

В процессе разработки методики тренировочного процесса в восточных  единоборствах мы не ограничивались исключительно достижениями современной педагогической и психологической науки. В качестве важнейшего элемента мы рассматривали достижения древней традиции боевых искусств Востока. Хотя, следует признать ярко выраженное отличие многих положений древней традиции от современных подходов. Современные подходы более прагматичны и не учитывают духовную составляющую тренировочного процесса, ограничиваясь лишь тезисом о необходимости учета творческих способностей обучающихся.

В процессе длительного, в несколько тысячелетий, пути эволюции, в древней традиции были не только сохранен, но и усовершенствован ряд таких идей, которые, к сожалению, не встречаются в современном педагогическом процессе, но их можно успешно использовать и в настоящее время. Анализ многочисленных историко-эволюционных путей педагогической мысли Китая указывает на гармоничное сочетание в восточных единоборствах воинского профессионализма, ученого интеллекта и гуманного благородства; именно эта ее черта издревле привлекала к ней и солдат, и книжников, и монахов.

Древние методики с трудом адаптируются в сознании и спортивной жизни  современного человека. Анализ противоречивого существования боевых искусств в современном мире показывает взаимодействие разнонаправленных сил. Традиция, с одной стороны, утрачивает свою изначальную ценность, уступая место деструктивным тенденциям, а с другой - мобилизует свои могучие защитные силы, возрождая свои идеалы и ценности в условиях нового этапа демократического освоения и межкультурной консолидации. Утрата целостности традиции восточных боевых искусств в наш век, обособление относительно самостоятельных направлений ее развития порой ведут к чисто потребительскому отношению к культурному наследию. [35, 86]

Боевые искусства - это, прежде всего уникальная культура, в которой боевая практика преображена и возвышена благодаря феномену искусства, которое является плодом высокого мастерства, одухотворенного красотой. Непосвященный может и не подозревать о чисто утилитарных ресурсах традиции, но он обычно сразу и безошибочно схватывает в ней всепоглощающее эстетическое начало. Один из самых примечательных и специфических признаков эстетического начала в боевых искусствах состоят в совмещении, казалось бы, несовместимого - одухотворенной красоты и гармонии с суровой реальностью боевых действий. В этом состоит одна из предпосылок возвышения воинской подготовки до искусства, а искусства до пути совершенствования человека. Диапазон выражения эстетического начала в боевых искусствах огромен: от самых условных и изысканных форм, когда натурализм борьбы почти полностью преодолевается в канонизированном театрализованном действе, до форм, максимально приближенным к реальности. Принцип медитативности является одним из общих оснований культурной традиции Востока, задавая смысловой контекст движению по любому пути совершенствования человека. И поскольку само представление о совершенстве связано с красотой, с прекрасными и возвышенными образами, темы и объекты для медитации чаще всего были связаны с прекрасным в природе и искусстве, причем прекрасное в искусстве на Востоке как бы воссоздавало ту природную естественность, чистоту и красоту, которые одухотворяли путь самопознания человека, делали прекрасным сам процесс его совершенствования.

Чтобы создать более  полную картину существования боевых искусств следует упомянуть о  ритуальности, которой по существу пропитана вся система восточных единоборств. В боевых искусствах ритуализирована почти вся система отношений между учителем и учеником, между старшим и младшим, между школой и идеалом воинского пути. Разумеется, постижение смысла ритуальных действий углублялось по мере духовного развития ученика и роста мастерства. Ритуальность в боевых искусствах многообразна и многослойна по смыслу. Ее суть - в изменении отношения человека к своему «Я» в стремлении сбросить оковы эгоизма, столь свойственного современной культуре, и который считается одним из главных препятствий на пути любого совершенствования. Собственно вся современная культура, в рыночных отношениях в особенности, занята воспитанием в большой степени эгоистичной личности. Углубление в проблематику боевых искусств Востока приводит к необходимости уяснить некоторые общие особенности традиционной культуры. В конечном счете, именно они дают ключи к пониманию наиболее специфических сторон феномена привлекательности боевых искусств.

Информация о работе Методика построения тренировочного процесса в восточных единоборствах