Методы обучения, направленные на активизацию самостоятельности дошкольников двигательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Познание – воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. Познание носит социально и культурно опосредованный исторический характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познавательной деятельности.
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста – наука об общих закономерностях физического воспитания и формирования личности ребенка. Она изучает закономерности физического воспитания ребенка от рождения до школы и в соответствии с этим общие закономерности управления развитием ребенка в процессе воспитания и обучения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания ……………………………………………………………………………………...6
1.1. Познавательная деятельность как составляющая жизнедеятельности ребёнка……….…………………………………………………………………….6
1.2. Психолого-педагогические аспекты двигательной и познавательной активности детей…………..…………………………………………………….. 9
Глава 2. Методы обучения, направленные на активизацию самостоятельности дошкольников двигательной деятельности……………..………………………………………………………15
2.1. Методики диагностики физического здоровья дошкольников …………………………………………………………………………………… 15
2.2 Программа физического воспитания……………………………………….17


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……

Файлы: 1 файл

kursovaya_fiz.docx

— 100.07 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3

 
Глава 1. Теоретические основы  активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста  в процессе физического воспитания ……………………………………………………………………………………...6 
1.1. Познавательная  деятельность как составляющая жизнедеятельности ребёнка……….…………………………………………………………………….6 
1.2. Психолого-педагогические аспекты  двигательной  и  познавательной  активности детей…………..…………………………………………………….. 9 
Глава 2.  Методы    обучения,     направленные     на         активизацию     самостоятельности      дошкольников  двигательной                                                             деятельности……………..………………………………………………………15 
2.1. Методики диагностики физического здоровья дошкольников …………………………………………………………………………………… 15

2.2 Программа физического  воспитания……………………………………….17

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….…………………26 
ПРИЛОЖЕНИЕ ...……………………………………………………………….28


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
Познание – воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. Познание носит социально и культурно опосредованный исторический характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познавательной деятельности.

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста – наука об общих закономерностях физического воспитания и формирования личности ребенка. Она изучает закономерности физического воспитания ребенка от рождения до школы и в соответствии с этим общие закономерности управления развитием ребенка в процессе воспитания и обучения. Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности. Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного периода, теория физического воспитания предусматривает требование научно обоснованной программы комплекса физического воспитания, усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности.

Здоровьесберегающий компонент в физическом воспитании детей дошкольного возраста включает систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.

Совершенствование системы физического воспитания дошкольников во многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей этого возраста. Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой в последствии формируется вся двигательная деятельность человека.

Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов.

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формирование у него интереса к познанию окружающей действительности.

Цель настоящей работы – изучить развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания.

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического умственного нравственного развития ребёнка.

Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый «этаж» занимающий своё место в структуре целостной личности. На этом «этаже» формируются психические свойства и способности необходимые не только для перехода к следующему «этажу» но и для всей будущей жизни, имеющие непреходящее значение. Недостроенный «нижний этаж» - плохая опора для следующего.

Крупнейший учёный А.В. Запорожец в своих работах пишет что «целью дошкольного обучения должна быть амплификация то есть обогащение максимальное развёртывание тех ценных качеств по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив».

Выбор темы определен тем, что задача дошкольных учреждений – развивать у дошкольников устойчивую потребность в познаниях, потребность в учении или мотивацию учения. В реальной жизни, особенно в современных условиях, она наблюдается не у всех детей.

Цель исследования: определить условия познавательной деятельности дошкольников в процессе физического воспитания.

Задачи:

1. изучение литературы  по теме исследования;

2. выявление познавательных  интересов у детей дошкольного  возраста в процессе физического  воспитания;

3. разработка и апробирование  методик, направленных на увеличение  познавательной активности детей  в процессе физического воспитания.

Объект исследования: развитие познавательной деятельности у дошкольников в процессе физического воспитания.

Предмет- процесс формирования познавательных интересов у дошкольников в процессе физического воспитания.

Структура курсовой работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Глава 1.Теоретические основы  активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста  в процессе физического воспитания

 

1.1. Познавательная  деятельность  как составляющая жизнедеятельности  ребёнка

 

Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека - двигательных, познавательных, творческих и других, поскольку связан с созреванием необходимых для их развития органических структур и формированием на этой основе нужных функциональных органов. В этом возрастном периоде происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения, что создает благоприятные условия для начала формирования у ребенка общих и специальных способностей [8].

Важным моментом в развитии у детей способностей выступает их комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга. Одно из необходимых условий комплексного и разностороннего развития способностей человека - многоплановость и разнообразие видов деятельности [8]. В то же время некоторые авторы отмечают, что содержание и методика проведения занятий по физической культуре в дошкольных образовательных учреждениях ориентированы преимущественно на формирование у детей двигательных навыков и не учитывают больших возможностей двигательной деятельности в развитии познавательных, творческих, межличностных контактных и других способностей.

В связи с вышеизложенным выявление форм, средств, методов и организационно-методических условий, способствующих комплексному развитию способностей дошкольников в процессе физического воспитания, представляет определенный интерес.

При разработке содержания и методики занятий по физическому воспитанию, стимулирующих познавательную активность детей, мы руководствовались тем, что уровень познавательной деятельности возрастает, если дети воспринимают информацию не пассивно, а активно и если она вызывает у детей интерес. Интерес - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение. Устойчивый интерес побуждает ребенка к активности, к преодолению препятствий, связанных с работой или учебой, делает деятельность приятной.

Учитывались также основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека [8]: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

С учетом этих требований наиболее предпочтительной формой проведения занятий по физической культуре с детьми дошкольного возраста является, на наш взгляд, сюжетно-образная. В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету и имеют образные названия (например, в комплексе сюжетных занятий "Морское царство " применяются упражнения "Кораблик", "Дельфин", "Кит" , подвижные игры "Рыбки и акула", "Спрыгни в воду", "Рыбаки" ). Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений обеспечивает должную мотивацию и положительный эмоциональный фон занятия, способствует формированию и поддержанию интереса к деятельности.

Сюжетные занятия использовались в процессе физического воспитания детей 5-7 лет на базе детского сада №350 г.Челябинска. Активизировать познавательную деятельность помогали специальные организационно-методические приемы:

1. Упражнения дыхательной  гимнастики по методике О.Лобановой-Е. Лукьяновой-Е.Поповой (1992), особенность которых состоит в создании сопротивления выдыхаемому воздуху со стороны артикуляционных (речевых) органов за счет произнесения на выдохе различных звуков и звукосочетаний (выполняются в покое и в сочетании с движениями).

2. Произнесение звуков  и звукосочетаний на выдохе  во время выполнения упражнений  статического характера.

Использование адекватных возможностям детей статических упражнений на фоне развития общей выносливости может служить важным фактором ликвидации и профилактики у них различных дефектов осанки при условии правильного рационального дыхания во время выполнения упражнений (нельзя задерживать дыхание). Без соблюдения этого правила воздействие статических и силовых нагрузок на организм детей может привести к неблагоприятным сдвигам со стороны кардиореспираторной системы [13]. Применение такого методического приема, как произнесение звуков и звукосочетаний на выдохе во время выполнения упражнений статического характера, позволяет избежать задержки дыхания и в то же время способствует развитию органов артикуляции.

3. Упражнения, направленные  на развитие двигательных навыков  и дифференцированных движений  пальцев рук. Их применение обосновано  тем, что, как показано в исследованиях  М.М.Кольцовой (1978), формирование речевых  областей совершается под влиянием  кинестетических импульсов от  рук, а точнее от пальцев.

4. Народные подвижные  игры, созданные на основе художественного  поэтического текста (фольклора).

По мнению М.П.Асташиной (1993), в играх дети легко улавливают музыкальность, напевность и ритмичность родной речи, познают меткость и лаконичность родного слова; считалки, зачины, потешки придают народным играм своеобразный колорит.

5. Произнесение речитативов  во время выполнения несложных  по структуре упражнений невысокой  интенсивности.

6. Использование в процессе  сюжетных занятий загадок и  песен соответствующего содержания.

По мнению М.П.Асташиной (1993), в загадках простыми словами достигается зримость и осязательность образов, которые можно отобразить в движении.

7. Использование словесных  методов.

Созданию предварительных представлений об изучаемом движении служит название упражнения, которое должно быть образным. Образы, соответствующие характеру разучиваемого движения, помогают создать правильное зрительное представление о нем, а возникающие при этом положительные эмоции побуждают детей многократно повторять одно и то же упражнение, что способствует закреплению двигательного навыка и повышению его качества [4].

По ходу выполнения упражнений даются дополнительные яркие, образные указания, помогающие детям быстрее осваивать движения. Например, при выполнении упражнения "Чайки летят" дается указание "руки - как крылья".

При разучивании упражнений можно также использовать объяснения, которые должны быть точными, понятными, краткими, эмоциональными. При объяснениях выделяется тот элемент техники, на который необходимо обратить внимание. Например, при разучивании упражнения "Лодочка" дается следующее указание: "Пятки вместе, если вы их разъедините, то в лодочке образуется течь, и она утонет".

Некоторые авторы  рекомендуют время от времени предварять показ словесным описанием движений с целью активизации умственной деятельности детей.

8. Применение заданий, в  которых необходимо сочетать  различные виды деятельности (например, детям предлагалось выполнить  дома или в группе рисунки, тематически связанные с сюжетом  занятия, прочитать рассказы, сказки  соответствующего содержания и  выполнить те или иные упражнения  комплекса).

9. Использование элементов психофизического тренинга (например, в сюжетных занятиях "Морское царство "применяются упражнения и этюды психогимнастики, разработанные М.И.Чистяковой (1990) и основанные на обучении элементам техники выразительных движений, использовании выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств, формировании навыков в саморасслаблении).

Информация о работе Методы обучения, направленные на активизацию самостоятельности дошкольников двигательной деятельности