Методы обучения, направленные на активизацию самостоятельности дошкольников двигательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Познание – воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. Познание носит социально и культурно опосредованный исторический характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познавательной деятельности.
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста – наука об общих закономерностях физического воспитания и формирования личности ребенка. Она изучает закономерности физического воспитания ребенка от рождения до школы и в соответствии с этим общие закономерности управления развитием ребенка в процессе воспитания и обучения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания ……………………………………………………………………………………...6
1.1. Познавательная деятельность как составляющая жизнедеятельности ребёнка……….…………………………………………………………………….6
1.2. Психолого-педагогические аспекты двигательной и познавательной активности детей…………..…………………………………………………….. 9
Глава 2. Методы обучения, направленные на активизацию самостоятельности дошкольников двигательной деятельности……………..………………………………………………………15
2.1. Методики диагностики физического здоровья дошкольников …………………………………………………………………………………… 15
2.2 Программа физического воспитания……………………………………….17


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……

Файлы: 1 файл

kursovaya_fiz.docx

— 100.07 Кб (Скачать файл)

24.  Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических училищ по специальности «Педагогика и психология»./ В.И. Ядэшко, Ф.А.Сохина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 415 с.

25. Екжанова Е.А., Стребелева  Е.А. Коррекционно-развивающее обучение. – М.:  Просвещение. – 2005.

26. Козлова С.А., Куликова  Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное  пособие для студентов средних  педагогических учебных заведений. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 стр.

27. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов пед.вузов: в 3 кн./ Р.С.Немов. – 5-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Кн.1. Общие  основы психологии. – 687 стр.

 

 

 

 

Приложение «А»

Активизировать познавательную деятельность помогают специальные организационно-методические приемы:  

Упражнения дыхательной гимнастики, особенность которых состоит в создании сопротивления выдыхаемому воздуху со стороны артикуляционных (речевых)  органов за счет произношения на выдохе различных звуков и звукосочетаний (выполняются в покое и в сочетании с движениями).

Произношение звуков и звукосочетаний на выдохе во время выполнения упражнений статического характера.

Использование статических упражнений на фоне развития общей выносливости может послужить важным фактором ликвидации и  профилактики у них различных дефектов осанки при условии правильного рационального дыхания во время выполнения упражнений (нельзя задерживать дыхание). Без соблюдения этого правила воздействие статических и силовых нагрузок на организм детей  может привести к неблагоприятным сдвигам со стороны кардиореспираторной  системы. Применение такого методического приема, как произношение звуков и звукосочетаний на выдохе во время исполнения упражнений статического характера, позволяет избежать задержки дыхания и в то же время способствует развитию органов артикуляции.

Упражнения, направленные на развитие двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук. Их применение обосновано тем, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.

Народные подвижные игры, созданные на основе художественного поэтического текста (фольклор).

Произношение   речитативов во время выполнения несложных по структуре упражнений невысокой интенсивности.

Использование в процессе сюжетных занятий загадок и песен соответствующего содержания. В загадках простыми словами достигается зримость и осязательность образов, которые можно отобразить в движении.

Использование словесных методов.

Созданию предварительных представлений об изучаемом движении служит название упражнения, которое должно быть образным. Образы, соответствующие характеру разучиваемого движения, помогают создать правильное представление о нем, а возникающие при этом положительные эмоции побуждают детей многократно повторять одно и то же упражнение, что способствует закреплению двигательного навыка и повышению его качества.

По ходу выполнения упражнений даются дополнительные яркие, образные указания, помогающие детям быстрее осваивать движения. Например, при выполнении упражнения«Чайки летят» дается указание «руки – как крылья».

При разучивании упражнений можно также использовать объяснения, которые должны быть точными, понятными, краткими, эмоциональными. При объяснениях выделяется тот элемент техники, на который необходимо обратить внимание. Например, при разучивании упражнения «Лодочка» дается следующее указание: « Пятки вместе, если вы их разъедините, то в лодочке образуется течь и она утонет». 

Некоторые авторы рекомендуют время от времени предварять показ словесным описанием движений с целью активизации умственной деятельности.

Применение заданий, в которых необходимо сочетать различные видов деятельности (например, детям предлагалось выполнить дома или в классе рисунки, тематически связанные с сюжетом занятия, прочитать рассказы, сказки соответствующего содержания и выполнить те или иные упражнения комплекса.

Использование элементов психофизического тренинга (например, в сюжетных занятиях применяются упражнения и этюды психогимнастики, основанные на обучении элементам техники выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств, формировании навыков в саморасслаблении).

 

 Применение музыкального сопровождения с целью развития у детей чувства ритма и музыкального слуха, а также творческих способностей.

 

 Дополнение занятий по физической культуре тематическими познавательными  играми-занятиями.  

 

    Предварительные исследования позволили установить, что в процессе физического воспитания вышеперечисленных средств, методов и методических приемов, направленных на активизацию познавательной и речевой деятельности, не снижает тренирующего эффекта занятий и способствует повышению уровня физической подготовленности детей.

 

   Разработанная методика проведения занятий по физической культуре, предполагающая использование специальных средств, методов и организационно-методических приемов, способствует развитию познавательных способностей школьников в процессе физического воспитания и формированию устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.

 

                                   НАСЛАЖДЕНИЕ   ДВИЖЕНИЕМ

 

        Ни для кого не секрет, что после физической нагрузки необходим отдых, который может быть пассивным или активным, в виде шествия. Дети воспринимают окружающий мир и выражают свои ощущения словами или в позах, жестах, движения. Такое отражение окружающего мира называют «синкретинками». Синкретинки разбиваются по темам. Слова составляются в коротенькие предложения. Предложения формируются в зарифмованные куплеты. Дети любят рифму, она  не пугает их. Напротив, манит своим детским содержанием – тем, которое в ней находят сами дети. Это игра.

Упражнения проводятся в движении – семенящий бег или на месте.

 

                    Слова учителя                                                                     Действия учеников

 

           Заалел с зарей восток,                                  Кисть ставим как козырек, любуемся восходом солнца

Просыпается денек.                                                Кулачками трем глаза, исполняем потягушки

 

Солнце поднимается                                              Руки дугами внизу, пальцы в замок, поднимаем над головой

 

 

           Роса испаряется.                                                     Вращаем кистями, пальцы врозь, поднимаем выше и выше

 

     

 

          Птички весело поют,                                              Кисти-клювы, открываем и закрываем большие пальцы и мизинцы

 

         

 

         Светло, радостно вокруг                                         Кисти на груди, разводим руки  в стороны

 

       

 

         «Ветер, ветер, ты могуч,                                         Вращая кисти, поднимаем руки, демонстрируя бицепсы

 

     

 

         Ты гоняешь стаи туч,                                              Руки дугами над головой в замок, наклоны в стороны

 

       

 

        Ты волнуешь сине море,                                         Руки в стороны, волнообразные движения рук с наклонами

 

        Всюду реешь на просторе».                                    Руки в стороны прямые, наклоны и вращения туловища

 

     

 

       Гром гремит «Ба-бах, ба-бах!»                               Кисти в кулак за головой, опускаем руки  резко с наклонами

 

 Птички прячутся в кустах                                            «Кусты» - полусогнутые пальцы расставлены, касаясь пола

 

Капли первые повисли                                                  Расслабленные руки внизу

 

По асфальту дождик брызжет.                                      В том же положении семенящий бег

 

Дождик чаще, гуще, гуще                                             Семенящий бег, руки вниз расслаблены, легкий наклон вперед

 

Дождик, ливень пуще, пуще                                         Семенящий бег, темп возрастает

 

Солнце появляется -                                                       Руки дугами, пальцы в замок, поднимаем над головой

 

Асфальт нагревается.                                                     Пальцы шире, веером машем на лицо

 

Асфальт нагревается -                                                    Пальцы шире, веером машем на лицо

 

Лужа испаряется.                                                            Руки в стороны, сводим дугами, вращаем кистями, поднимаем вверх

 

Солнце тоже спать ложится                                          Руки дугами над головой, пальцы в замок, опускаем руки

 

Что же солнышку приснится?                                      Руки в стороны-вниз, поднимаем, опускаем плечи

 

 

 

 

 

 

Приложение «Б»

Подвижные игры для детей, где преобладают ходьба, бег, равновесие

.«Самолеты»

Дети - летчики стоят за линией, нарисованной на земле. На слова воспитателя: "Самолеты полетели» дети отводят руки в стороны и бегают в разных направлениях. На слова: Самолеты присели" дети приседают, руки опускают вниз. На слова "Самолеты на места!" дети возвращаются за линию и стоят ровно. Выигрывает тот, кто первый прибежал на свое место.

«Бабочки»

Дети - "бабочки" стоят на краю площадки, где хотят. Под музыку или на слова воспитателя: "бабочки, бабочки полетели в сад" дети отводят руки в стороны, бегают в разные стороны, обегая один другого. 
Воспитатель продолжает: "на цветочек беленький все тихонько присели". Дети приседают возле цветочков названого цвета. 
На сигнал воспитателя: "у-у-у", который означает завывание ветра, бури, бабочки убегают из сада на край площадки. Игра повторяется на слова: "бабочки, бабочки, в поле полетели". Воспитатель постоянно отмечает детей, которые легко и тихо бегали и приседали.

«Поменяй кубик»

Дети, поделены на 2 равные группы, сидят на стульчиках, на противоположных концах площадки, лицом в центр. На расстоянии метра от стульчиков начертить линии и положить кубики на одной стороне площадки, а обручи на другой. Воспитатель выбирает группу детей 4-5 с одной стороны площадки, они встают перед кубиками. На сигнал воспитателя "раз" они нагибаются и берут кубики, а на "два" бегут с ними на противоположный конец площадки, там меняют кубики на обручи и возвращаются на места, поднимают их вверх. Воспитатель проверяет все ли дети правильно поменяли кубики, и хвалит тех, кто не ошибся и первым вернулся на свое место. 
То же самое проделывает вторая группа, а первая в это время наблюдает и отдыхает.

«Медведь и дети»

Дети стоят за линией с одной стороны площадки. Среди детей выбирают медведя. Медведь сидит в своей берлоге на площадке, в стороне от детей. На слова воспитателя "дети в лесу гуляют", дети разбегаются по площадке, бегают, прыгают. На слова воспитателя "медведь!", дети неожиданно замирают на одном месте. Медведь подходит к тому, кто пошевелился, и забирает его. Игра повторяется уже с другим медведем.

«Гуси - лебеди»

На одной стороне площадки определяют место для гусятника, где живут гуси, а на противоположной - поле, где они пасутся. Между полем и гусятником место для волка - волчье лежбище. 
Одного ребенка выбирают волком. Волк сидит в лежбище, а гуси - в гусятнике. Воспитатель начинает игру словами: "Гуси - лебеди, на поле!". Гуси вылетают, размахивая крыльями. Через некоторое время воспитатель зовет гусей: "Гуси - гуси, гусенята!" или "Гуси - лебеди, домой, серый волк под горой!". Дети останавливаются и вместе спрашивают: "Что он там делает?" - "Гусей щиплет", отвечает воспитатель. - "Каких?", опять спрашивают дети. - "Сереньких и беленьких. Прибегайте быстрее домой!". Гуси бегут к себе в гусятник (за линию), а волк выбегает и ловит их. Пойманных отводит в логово. После 2-х выходов гусей в поле выбирается новый волк. Игра повторяется.

 «Кто быстрее?»

Дети сидят на стульчиках лицом в середину. Стульчики поставлены в круг, один от другого на расстоянии одного шага. Воспитатель вызывает двух детей, которые сидят рядом. Названные дети выходят за круг и стоят возле своих стульчиков, спиной один к другому. Остальные дети, вместе с воспитателем, громко говорят "раз, два, три, бегите!. Пара, которая стоит за стульчиками бегут: один ребенок в одну сторону, другой - в другую. Выигрывает тот ребенок, который раньше добежит до своего стульчика.

 

«Караси и щука»

На противоположных концах площадки чертят линиями две "затоки", где живут караси. Расстояние между затоками приблизительно 10-12 шагов. Среди детей выбирается "щука", которая становится посередине площадки - речки. Все дети "караси", становятся в шеренгу на одном конце площадки. На слова воспитателя "раз, два, три!" все караси переплывают на противоположный берег, в другую затоку. Щука их ловит. При повторении выбирают другого ребенка "щуку".

.

«Кто быстрее добежит до флажка?»

С одной стороны площадки на стульчиках сидят дети перед нарисованной линией. На линию выходят 3-4 ребенка и встают напротив стульчиков. На другом конце площадки лежат флажки. 
На сигнал воспитателя раз! или "беги! дети бегут к флажкам, берут их и поднимают вверх, затем кладут на место. Воспитатель отмечает, кто первый поднял флажки. Затем все дети, кто принимал участие, идут и садятся на свои места. На линию выходят следующая тройка или четверка детей. Игра заканчивается, когда все дети поднимут флажки вверх. Игру можно повторить 2-3 раза.

«Найди, где спрятано»

Дети сидят с одной стороны площадки. Воспитатель показывает детям игрушку или флажок, который он будет прятать. Воспитатель предлагает детям встать, отвернуться к стене. Сам воспитатель отходит от детей на несколько шагов и прячет флажок, после чего говорит: "Ищите!" Дети начинают искать. Кто первый найдет флажок, тот имеет право прятать его при повторении игры. Игра заканчивается, когда 3 - 5 ребят найдут флажок.

«Искатели»

Дети встают из своих мест и отворачиваются к стене, закрывают глаза. Воспитатель с другой стороны площадки раскладывает флажки так, чтобы их не было видно. На обговоренный сигнал дети раскрывают глаза и идут искать флажки. Кто нашел, тот садится на свой стульчик с найденным флажком. 
Когда все флажки будут найдены, дети встают и под песню воспитателя ходят с ними по площадке. Первым в колоне идет тот, кто раньше всех нашел флажок. Дети обходят один раз площадку и садятся на свои места. Игра повторяется.

«Угадай по голосу»

Дети сидят в кругу. Один ребенок встает или садится в центре круга и закрывает глаза. Воспитатель не называя имени ребенка, показывает рукой на кого - либо из детей, которые сидят за спиной. Тот, на кого указали, встает и громко называет имя ребенка, который сидит в середине круга. Если ребенок угадал, кто его позвал, он открывает глаза, и они меняются местами с тем, кто назвал его имя. Если не отгадал воспитатель предлагает ему не раскрывать глаза, а еще раз послушать, кто его имя называет. Игра повторяется 2-3 раза.

Информация о работе Методы обучения, направленные на активизацию самостоятельности дошкольников двигательной деятельности