Методы обучения, направленные на активизацию самостоятельности дошкольников двигательной деятельности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 17:48, курсовая работа
Описание работы
Познание – воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. Познание носит социально и культурно опосредованный исторический характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познавательной деятельности. Теория физического воспитания детей дошкольного возраста – наука об общих закономерностях физического воспитания и формирования личности ребенка. Она изучает закономерности физического воспитания ребенка от рождения до школы и в соответствии с этим общие закономерности управления развитием ребенка в процессе воспитания и обучения.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания ……………………………………………………………………………………...6 1.1. Познавательная деятельность как составляющая жизнедеятельности ребёнка……….…………………………………………………………………….6 1.2. Психолого-педагогические аспекты двигательной и познавательной активности детей…………..…………………………………………………….. 9 Глава 2. Методы обучения, направленные на активизацию самостоятельности дошкольников двигательной деятельности……………..………………………………………………………15 2.1. Методики диагностики физического здоровья дошкольников …………………………………………………………………………………… 15 2.2 Программа физического воспитания……………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……
10. Применение музыкального
сопровождения с целью развития
у детей чувства ритма и
музыкального слуха, а также творческих
способностей.
11. Дополнение занятий
по физической культуре тематическими
познавательными играми-занятиями.
Предварительные исследования
позволили установить, что применение
в процессе физического воспитания вышеперечисленных
средств, методов и методических приемов,
направленных на активизацию познавательной
и речевой деятельности, не снижает тренирующего
эффекта занятий и способствует повышению
уровня физической подготовленности детей.
Разработанная методика проведения
занятий по физической культуре, предполагающая
использование специальных средств, методов
и организационно-методических приемов,
способствует развитию познавательных
способностей дошкольников в процессе
физического воспитания и формированию
устойчивого интереса к занятиям физическими
упражнениями.
Ниже приводится план-конспект
занятия по физической культуре для детей
старших и подготовительных групп, направленный
на решение следующих задач: 1) укрепление
мышечного корсета; 2) овладение выразительностью
движений; 3) активизация речевой и познавательной
деятельности детей.
1.2. Психолого-педагогические аспекты двигательной
и познавательной активности детей
Активность - всеобщая
характеристика живых существ, источник
преобразования ими жизненно важных связей
с окружающим миром, «способность к самостоятельной
силе реагирования» (Ф. Энгельс), динамическое
условие деятельности [1, с. 15]. Каковы источники
активности человека? Мнения ученых в
этом плане разнообразны. Представители
бихевиорального подхода (Э. Торндайк,
Д. Уотсон и др.) полагают, что источником
активности является стимул - внешний
раздражитель, вызывающий ответную реакцию
организма; психоаналитического направления
(З. Фрейд и др.) -врожденные влечения. Представители
гуманистического направления (А. Маслоу,
Г. Олпорт) считают, что источник активности
в самом человеке, в его стремлениях, побуждениях.
Представители культурно-исторической
психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев
и др.) убеждены, что источник активности
человека в его потребностях.
Познавательная активность
тесно связана с процессом познания, с
познавательной деятельностью личности.
«Познание есть приобретение знания, постижение
закономерностей объективного мира» [2,
с. 485]; «обусловленный развитием общественно
исторической практики процесс отражения
и воспроизведения действительности в
мышлении; взаимодействие субъекта и объекта,
результатом которого является новое
знание о мире» [3, с. 1035]. Под познанием
понимается высшая форма человеческой
деятельности, направленная на раскрытие
новых закономерностей движения природы
и общества, установление новых знаний
о природе и общественных явлениях.
В психолого-педагогической
науке не существует единства и в понимании
феномена познавательной активности человека.
Для обозначения сути данного явления
существует множество понятий: «интеллектуальная
активность», «умственная активность»,
«поисковая активность» и др., которые
часто используются как близкие по значению.
Одни ученые интеллектуальную
активность рассматривают как синоним
умственной деятельности и выявляют ее
уровни (А. Ф. Лазурский и др.), вто-
рые - анализируют ее
как личностное качество, интегральное
свойство умственной деятельности человека,
выявляя структуру и феномен интеллектуальной
инициативы (Д. Б. Богоявленская, Е. М. Белорукова
и др.), И. Д. Мурванидзе, В. С. Юркевич анализируют
данное явление как потребность в умственных
впечатлениях и усилиях, Ш. А. Амонашвили
- как страсть к поиску, имеющую определенные
компоненты, В. Оконь и другие изучают
возрастные и индивидуальные черты умственной
активности, Н. А. Богоявленская,
З. И. Матвейчик и другие
- влияние генетических и средовых факторов
развития, М. А. Холодная,
Н. С. Лейтес и другие
анализируют данный феномен в контексте
развития способностей и психологических
механизмов интеллектуальной одаренности,
Т. А. Шамова, Т. И. Зубкова, Г. И. Щукина,
Л. П. Аристова, М. Муртазин рассматривают
его в ракурсе активизации учебной деятельности
детей, Т. И. Зубкова - как естественное
стремление человека, характеристику
деятельности и интегральное личностное
образование, М. Ф. Беляев и другие акцент
в изучении делают на уровни и стадии развития
познавательной активности у детей различного
возраста, Л. С. Славина, В. С. Юркевич, Л.
В. Орлова анализируют явление, противоположное
интеллектуальной активности, - интеллектуальную
пассивность и лень, А. А. Волочков, Б. А.
Вяткин рассматривают понятие «учебная
активность детей», анализируют ее стили
и уровни развития .
Выявлены две тенденции
в понимании сущности интеллектуальной
активности: она понимается как синоним
умственной деятельности и как мера взаимодействия
субъекта с объектом [4]. Представители
теории энергетизма (Ч. Спирмен, А. Ф. Лузурский
и др.) понимают умственную активность
как проявление нервно-психической энергии,
внутренний источник психической деятельности
и разделяют в связи с этим людей на уровни
развития [5].
Д. Б. Богоявленская
под интеллектуальной активностью понимает
личностное качество, основными компонентами
которого являются интеллектуальные (общие
умственные) и неинтеллектуаль-
ные (мотивационные)
факторы умственной деятельности [6]. При
анализе сути данного явления акцент делается
на его качественные характеристики и
«интеллектуальную инициативу», сущность
которой заключается в продолжении мыслительной
деятельности за пределами ситуативной
задан-ности, не обусловленной ни практическими
нуждами, ни внешней или субъективной
отрицательной оценкой работы, что отличается
предпочтением мыслительной деятельности
другим видам работы и стремлением к перевыполнению
интеллектуального задания. Выявлены
уровни «интеллектуальной инициативы»:
пассивный, характеризующийся принятием
того, что задано извне, не приводящий
к творческой работе; эвристический, характеризующийся
проявлением интеллектуальной инициативы,
не стимулированной внешними факторами
и субъективной оценкой неудовлетворенности
результатами работы, приводящий к оригинальным
способам решения задач, и креативный
уровень, характеризующийся умением обнаружить
эмпирическую закономерность, которая
становится самостоятельной проблемой,
когда человек стремится продолжать ее
исследование. Структура интеллектуальной
активности представляет собой совокупность
интеллектуальных и мотивационных факторов.
К интеллектуальным факторам относятся
общие способности, составляющие ее фундамент
и внутренний план действия [там же]. Ум
-ственные способности имеют два компонента:
операциональный (способы действия) и
так называемое «ядро» (психические процессы)
[7]. Ядро связано с обучаемостью, которая
включает темп продвижения в материале,
особенности обобщения и абстрагирования
признаков, экономичность, самостоятельность
и гибкость мышления, а также степень осознанности
действий. Внутренний план действия имеет
пять уровней развития: фон, репродуцирование,
манипулирование, транспонирование и
программирование [9]. Мотивационные факторы
характеризуют мотив, который лежит в
основе познавательной деятельности.
Он может быть обусловлен важностью самой
познавательной деятельности или стремлением
к похвале, высокой оценке, желанием выиграть.
Д. Б. Богоявленская экспериментально
выявила связь между мотивационными факторами
и уровнем интеллектуальной активности.
Под интеллектуальной
инициативой у младших школьников понимается
качество личности, побуждающее ученика
к совершению самостоятельного бескорыстного
познавательного действия.Это действие
должно способствовать открытию учеником
нового в известном [10]. В своей структуре
интеллектуальная инициатива имеет четыре
компонента (мотивационный, эмоционально-воле-
вой, операциональный
и рефлексивный) и три уровня развития:
низкий уровень, характеризующийся ситуативным
познавательным интересом, стремлением
к занимательности, ориентацией на внешнюю
оценку; средний уровень, характеризующийся
устойчивым интересом к познавательной
деятельности, повышенной реакцией на
успех, стремлением к активному поиску
дополнительной информации; высокий уровень,
характеризующийся ярко выраженным стремлением
к самостоятельной познавательной деятельности,
адекватным отношением к ее внешней оценке,
стремлением к поиску информации за пределами
изучаемого материала [10]. Результаты указанного
выше исследования показали, что у большинства
учащихся начальных классов гимназии
преобладал низкий уровень развития интеллектуальной
инициативы. Почему? Дети прошли конкурсный
отбор. Имеют высокие показатели готовности
к обучению. А интеллектуальная инициатива
отсутствует! Что привело их в гимназию?
Страсть к познанию или желание учиться
в престижном учебном заведении? Вероятно,
второе.
Понятия «интеллектуальная
активность» и «интеллектуальная инициатива»
М. Г. Гинзбург, например, рассматривает
как синонимичные, анализирует уровни
их развития и связь с мотивационной сферой
человека, понимая под интеллектуальной
инициативой внешне не стимулированное
стремление человека к аналитической
деятельности, результатом которой является
обнаружение закономерностей [11].
Познавательная активность
свойственна не только человеку, но и животным.
В середине двадцатого века группа зоопсихологов
из США провела ряд экспериментов с животными.
Крыс помещали в ситуацию выбора: условия
комфорта (наличие тепла, воды, еды ...) или
темное, холодное, неизведанное пространство,
где что-то мелькало, светилось вдали.
Двадцать процентов животных в ситуации
удовлетворенных физиологических потребностей
(будучи сытыми, находясь в тепле) выбрали
темное неизвестное пространство и проявили
активное стремление его изучить. Почему
это происходило? Ученые пришли к выводу,
что в ситуации удовлетворенных физиологических
потребностей, когда поиск пищи, воды,
тепла не актуален и прекращен, ему на
смену приходит поведение, связанное с
поиском новых впечатлений! Но что интересно!
Так вели себя не все животные. Восемьдесят
процентов из них предпочли комфорт. Крысы-исследователи
отличались от своих пассивных сородичей
тремя важными характеристиками: смелостью,
неагрессивностью, дружелюбие. Полагаем,
что аналогичная закономерность может
наблюдаться и в человеческом обществе.
Исследования отечественных
ученых (Л. В. Кру-шинского, П. В. Симонова)
показали, что животные с выраженной познавательной
активностью являются менее агрессивными
по отношению к сородичам в условиях стресса,
откликаются на призывы о помощи своих
собратьев, умеют переносить опыт, приобретенный
ими, в одной ситуации на другую [12]. Полагаем,
эти качества присущи людям, склонным
к познавательной деятельности.
М. Селигман проводил
(жестокие, на наш взгляд) опыты с крысами
на предмет значения раннего опыта жизни
на развитие поведения и сопротивляемости
организма к смертельной болезни [12]. В
исследовании анализировался аспект активности
поведения в различных специально создаваемых
ситуациях. Исследование показало, что
опыт беспомощности животных в детстве
приводил к пассивно-оборонительному
поведению во всех жизненных ситуациях,
в дальнейшем (во взрослом состоянии) эти
животные были наиболее подвержены смертельному
заболеванию. Опыт сопротивления в детстве
приводил в дальнейшем к развитию упорства
в поисках выхода даже из безнадежных
ситуаций и устойчивости к болезни. Это
свидетельствует о значимости условий
воспитания и развития на выбор стратегии
поведения живого существа, их влиянии
на проявление познавательной активности
в деятельности.
На процесс познания
влияют как сами раздражители (стимулы),
так и индивидуальные психологические
особенности организма. В русском языке
особенность стимулов обозначается понятиями:
«новизна», «неожиданность», «странность»,
«оза-дачивание» и др. Стимулы, наделенные
этими свойствам, порождают в центральной
нервной системе «ситуацию субъективной
неопределенности», конкуренцию, иначе
говоря, конфликт. Полагаем, истоки поисковой
активности кроются в психофизиологических
механизмах мозга. Человек (и животное)
либо избегает интеллектуальной деятельности,
проявляя интеллектуальную лень, либо
стремится к поиску, проявляя познавательную
активность. И чем ярче противоречие и
острее проблема, тем больше она привлекает
личность и вызывает стремление ее разрешить.
Ученые изучали факторы
умственной активности, определяющие
избирательность, продуктивность и качество
умственной работы [14], рассматривали проблему
развития познавательной активности в
контексте активизации познавательной
деятельности учащихся средствами проблемного
и программированного обучения [15 и др.],
исследовали возможности управления познавательной
деятельностью учащихся в контексте теории
поэтапного формирования умственных действий
в системе программированного обучения
[16].
Наблюдается многообразие
в понимании феномена познавательной
активности, недостаточно изучено место
данного явления в структуре активности
человека. Существуют различные научные
позиции. Так, например, под познавательной
активностью понимается личностное качество,
такая ее характеристика, как «интеллектуальная
инициатива», имеющая уровни развития
[4, 6], и индивидуальный характер проявления
в зависимости от когнитивного стиля [17].
Выявлено качество, противоположное интеллектуальной
инициативе, -интеллектуальная пассивность
[18, 19]. Одни ученые понимают под феноменом
познавательной активности естественное
стремление человека к познанию, характеристику
деятельности, ее интенсивность и интегральное
личностное образование [20], другие - личностное
образование, выражающее отношение человека
к деятельности [21, 22], черту личности (страсть)
и в то же время явление, имеющее определенные
компоненты [23]. Ряд ученых рассматривают
познавательную активность как потребность
в умственных впечатлениях и умственных
усилиях (Н. С. Лейтес, Н. Д. Мурва-нидзе,
В. Оконь, Юркевич), другие - анализируют
данный феномен в контексте учебной активности
школьников (Л. П. Аристова, А. А. Волочков,
М. О. Муртазин).
Под познавательной
активностью мы понимаем движущую силу
познавательной деятельности человека,
выражающуюся в особом интеллектуальном
отношении его к действительности (предметному
миру, сфере человеческих отношений и
самому себе). Это отношение характеризуется
стремлением человека к умственным усилиям
и интеллектуальному труду, преодолению
трудностей в процессе достижения цели
познавательной деятельности. Понятия
«интеллектуальная», «познавательная»,
«умственная» активность мы используем
как синонимичные. Существуют факторы,
обуславливающие развитие познавательной
активности в онтогенезе, каковыми являются
условия воспитания и развития личности
и врожденные предпосылки в виде задатков,
лежащие в основе развития способностей
человека. Вслед за классиками отечественной
психологической школы Л. И. Выготского
полагаем, что источником познавательной
активности человека является познавательная
потребность. Познавательная активность
реализуется в познавательной деятельности.
Огромное значение для развития познавательной
активности имеют противоречия, которые,
разрешаясь, способствуют движению вперед
в психическом становлении личности. Полагаем,
что ими являются: во-первых, противоречие
между растущими познавательными запросами
ребенка и реальным запасом знаний у него;
во-вторых, про-
тиворечие между реальными
(сформировавшимися) у ребенка способами
получения знания и возросшей необходимостью
у него в более сложных формах познания.
Существуют уровни развития познавательной
активности (репродуктивный и продуктивный
(творческий)) и этапы ее развития в онтогенезе,
каковыми являются любопытство, любознательность
и познавательный интерес. Они характеризуются
качеством интеллектуального продукта
личности. Познавательный интерес является
смыслообразующим мотивом познавательной
деятельности. Полагаем, что существуют
сензитив-
ные периоды в развитии
познавательной активности человека.
Они приходятся главным образом на дошкольное
детство. Проявлением такого сензитив-ного
периода является познавательная активность
детей, проявляемая ими в процессе усвоения
речи и выражающаяся в словотворчестве
и в детских вопросах различного типа.
Познавательная активность занимает определенное
место в структуре активности индивида.
Понимание сущности познавательной активности,
закономерностей ее развития в онтогенезе
поможет участникам образовательного
процесса в обучении и воспитании детей.
Глава 2. Методы обучения, направленные
на активизацию самостоятельности
дошкольников двигательной
деятельности
2.1. Методики диагностики
физического здоровья дошкольников
Дошкольный возраст, или период
первого детства, характеризуется интенсивным
развитием всех органов и систем. Ребенок
с первых дней жизни имеет определенные
унаследованные биологические свойства,
в том числе и типологические особенности
основных нервных процессов (сила, уравновешенность
и подвижность). Но эти особенности составляют
лишь основу для дальнейшего физического
и психического развития, а определяющими
факторами являются окружающая среда
и воспитание ребенка [6, c. 98].
Мной проведен констатирующий
эксперимент, определяющий уровень физического
здоровья в условиях сохранения физического
здоровья в ДОУ № 2 г. В ходе исследований
с помощью просмотра и анализа медицинских
карт изучалась статистика заболеваний
простудного характера в течение учебного
года.
В качестве критерия оценки
уровня заболеваемости детей использовались
два показателя [11, c. 32]:
1) количество заболеваний
простудного характера (за год);
2) количество дней, пропущенных
по болезни (за год).
Исходя из медицинских карт
обследования детей, предложенных родителям
и педагогам анкет, анализ заболеваемости
детей дошкольного возраста в ДОУ № 2 г.
показывает, что первое место занимают
болезни органов дыхания (уровень заболеваемости
острыми респираторными инфекциями высок
- 63%), на втором месте стоят паразитарные
и инфекционные болезни, а затем - аллергические
заболевания и болезни органов пищеварения.
34% детей имеют отклонения со стороны опорно-двигательного
аппарата; 27% - со стороны носоглотки; невротические
проявления отмечены у 32% детей младшего
и у 29% детей старшего дошкольного возраста.
Наличие аллергических реакций отмечено
у 24% дошкольников; 17% имеют отклонения
со стороны сердечно-сосудистой системы
(повышение артериального давления и др.),
в 6-7-летнем возрасте у половины детей
отмечается стойкое повышение артериального
давления. Растет число детей с отклонениями
и заболеваниями органов пищеварения,
костно-мышечной (нарушение осанки, сколиозы
и др.), мочеполовой, эндокринной систем.
Достаточно высок процент кариеса.
Данное положение подтверждается
и нашими исследованиями. В процессе эксперимента
в ДОУ 2 проведен анализ весо-ростовых
показателей за последнее десятилетие.
За основу взяты шкалы индивидуальной
оценки физического развития дошкольников,
разработанные и опубликованные В.Ю. Давыдовым.
Оценка данных длины тела мальчиков
в 2002 г. составила (по шкале В.Ю. Давыдова)
4 балла во всех возрастных группах, в 2004
г. - для детей 4 и 6 лет - 5 баллов и 5 лет -
4 балла. К 2008 г. этот показатель заметно
снизился и оценивается во всех возрастных
группах лишь на 3 балла. Аналогичные изменения
наблюдаются и при измерении массы тела
детей.
Значительное отставание отмечено
практически во всех исследуемых параметрах.
За последние пять лет у детей наблюдается
тенденция к снижению показателя ЖЕЛ,
динамометрии и как следствие - результатов
тестирования в беге на 200 м (выносливость)
и метании мяча (скоростная сила), заметно
снизились и результаты дошкольников
в беге на короткие дистанции.
Таким образом, имеющиеся данные
подтверждают гипотезу о том, что в настоящее
время наметилось значительное ухудшение
как в состоянии физического развития,
так и в уровне физической подготовленности
детей. Все это ставит перед специалистами
в области физической культуры, просвещения
и медицины задачу разработки научно обоснованных
программ.
В дошкольном физическом воспитании
наиболее реальным, как утверждают психологи,
является формирование мотивов достижения
цели.
Для изучения реальных мотивов
достижений в ДОУ № 2 использовалась методика
столкновения мотивов Л.К. Максимова и
М.В. Матюхиной. Детям предлагалось выбрать
одно из двух заданий:
- повторить движение, с
которым они не справились
на занятиях, или поиграть;
- для тех, кто хочет
улучшить достигнутый результат,
попробовать выполнить более
трудное задание или повторить
еще раз то, которое уже выполнялось
ранее;
- детям говорили, что задания
одинаковы по трудности выполнения
и можно выбирать любое, но
тот, кто предпочтет первое задание,
должен справиться с ним самостоятельно,
а второе - может рассчитывать
на помощь педагога.
Для проявления мотивации достижения
учитывалась частота ее индивидуальных
проявлений во всех исследуемых ситуациях.
В данном случае к началу проведения эксперимента
средний уровень мотивации определен
лишь у 7 детей средней группы, низкий -
у 19 и нулевой - у 56 дошкольников (табл.
1).
Таблица 1
Результаты частоты проявления
мотивации достижений дошкольниками в
начале эксперимента
Группа
Уровни актуальных мотивов
достижения
высокий
средний
низкий
нулевой
абс.
%
абс.
%
абс.
%
абс.
%
Мальчики, 4 года
-
-
9
2,4
8
9,8
31
37,8
Девочки, 4 года
-
-
5
6,1
11
13,4
25
30,5
Для изучения мотивов двигательной
активности (В.А. Нестеров, И.М. Воротилкина,
В.Е. Могилев) детям индивидуально предлагался
небольшой рассказ, в котором каждый из
исследуемых мотивов выступает в качестве
личностной позиции одного из персонажей.
После прочтения каждого абзаца ребенку
показывали соответствующий содержанию
рисунок - внешнюю опору для запоминания
[7, c. 65].
По данным частоты выбора мотивов
выявлено, что 92,4% мальчиков и 88,7% девочек
в физической культуре привлекает только
игра. Здоровыми, сильными и красивыми
хотят стать 6,5% мальчиков и 9,3% девочек,
заслужить похвалу воспитателя - соответственно
1,1 и 2,0% детей. Следовательно, большинство
детей не понимают смысла занятий физическими
упражнениями, не видят необходимости
в овладении основными движениями и не
представляют, что с помощью физических
упражнений можно добиться красоты и здоровья.
Таким образом, перед нами изначально
встала задача - сформировать мотивацию
к достижению поставленной перед детьми
цели. Мотивацию к достижению цели можно
сформировать только в том случае, если
цель, поставленная перед ребенком, достижима,
реальна. В противном случае уже к шести
годам мы увидим длинную "скамейку запасных"
на всех занятиях по физической культуре
и играх на прогулках и добьемся у большинства
детей стойкого отвращения к выполнению
любых двигательных действий.
2.2 Программа физического
воспитания
Неблагоприятная тенденция
показателей здоровья детей дошкольного
возраста требует эффективных мер по улучшению
состояния их здоровья. Следует отметить,
что наряду с позитивными процессами увеличения
вариативности образовательных программ,
у воспитанников дошкольных образовательных
учреждений происходит увеличение в первую
очередь умственной нагрузки. Образовательный
процесс многих детских садов, даже коррекционной
направленности, перегружен дополнительными
занятиями.
Для улучшения состояния здоровья
детей дошкольного возраста существует
целый ряд методов. Наиболее эффективным
из них является физическое воспитание.
Именно двигательная активность, создавая
энергетическую основу для роста и формирования
систем организма, нормального физического
и психологического развития, играет важную
роль в укреплении здоровья детей.
С учетом изложенного проблема
здоровья дошкольников в настоящее время
очень актуальна. Ясно, что состояние здоровья
детей далеко не соответствует ни потребности,
ни потенциальным возможностям нашего
общества. В связи с этим нами предложена
программа физического воспитания детей
дошкольного возраста.
Общая цель данной программы
состоит в формировании двигательной
сферы и создании психолого-педагогических
условий развития здоровья детей на основе
их творческой активности.
Программа позволяет сохранить
здоровье ребенка и заложить фундамент
культуры будущего взрослого человека,
в которые входят:
- положительное отношение
к физическим упражнениям, играм
и закаливающим процедурам, к
правилам личной гигиены, соблюдению
режима дня;
- мотивация к занятиям
физическими упражнениями;
- начальные навыки естественных
движений общеразвивающего характера,
основы ритмики, правильной осанки,
умения ориентироваться в пространстве
(игры, танцы и праздники), культура
поведения, самостоятельность;
- уровень физической подготовленности,
соответствующий нормативам.
Согласно разработанной нами
программе организация физкультурно-оздоровительной
работы в детском дошкольном учреждении
должна строиться с учетом следующих условий:
- формирование и развитие
у детей дошкольного возраста
стойкой мотивации (потребности) в
занятиях физическими упражнениями;
- формирование этой потребности
через систему любимых для
детей физических упражнений;
- исключение стрессовых
ситуаций на занятиях физическими
упражнениями;
- использование многовариантных
форм, средств и методов занятий
физическими упражнениями с дошкольниками;
- составление гибкого
графика проведения физкультурно-оздоровительной
работы в детском саду с
учетом психофизического состояния
ребенка на каждый день;
- личностно ориентированный
подход к работе с дошкольниками;
- интегративный характер
построения занятий с детьми
дошкольного возраста;
- использование упражнений
с учетом времени года;
- проведение большей части
физкультурно-оздоровительных мероприятий
на свежем воздухе;
- использование широкого
комплекса упражнений, направленных
на развитие всех сторон моторики
ребенка с учетом морфофункциональных
и психофизических особенностей
развития организма в онтогенезе;
- включение в практику
физического воспитания детей
упражнений, способствующих укреплению
всех групп мышц, обеспечивающих
формирование правильной осанки,
сводов стоп (профилактика плоскостопия),
мелкой моторики, а также крупных
групп мышц (выполнение упражнений
с большой амплитудой), способствующих
эффективной работе внутренних
органов;
- использование упражнений,
различных по направлению выполнения
в пространстве, из различных
исходных (необычных) положений, а также
сочетание известных для малыша
движений с элементами нового;
- корректный подбор физических
упражнений (особенно для детей
в старших группах) по половому
признаку (силовых упражнений для
мальчиков и упражнений, подчеркивающих
красоту и грацию ,для девочек
и т.п.);
- обеспечение ежедневного
медико-педагогического контроля;
- формирование представлений
об основах безопасности жизнедеятельности
ребенка на занятиях физическими
упражнениями;