Методы обучения, направленные на активизацию самостоятельности дошкольников двигательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Познание – воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. Познание носит социально и культурно опосредованный исторический характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познавательной деятельности.
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста – наука об общих закономерностях физического воспитания и формирования личности ребенка. Она изучает закономерности физического воспитания ребенка от рождения до школы и в соответствии с этим общие закономерности управления развитием ребенка в процессе воспитания и обучения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания ……………………………………………………………………………………...6
1.1. Познавательная деятельность как составляющая жизнедеятельности ребёнка……….…………………………………………………………………….6
1.2. Психолого-педагогические аспекты двигательной и познавательной активности детей…………..…………………………………………………….. 9
Глава 2. Методы обучения, направленные на активизацию самостоятельности дошкольников двигательной деятельности……………..………………………………………………………15
2.1. Методики диагностики физического здоровья дошкольников …………………………………………………………………………………… 15
2.2 Программа физического воспитания……………………………………….17


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……

Файлы: 1 файл

kursovaya_fiz.docx

— 100.07 Кб (Скачать файл)

- формирование представлений  об основах здорового образа  жизни, а также элементах самоконтроля  за состоянием своего здоровья  и здоровья окружающих;

- диагностика уровня физического  развития и физической подготовленности  дошкольников в течение всего  года;

- учет уровня сформированности  двигательных умений и навыков, а также развития физических  качеств по индивидуальному приросту;

- привлечение родителей  к организации физкультурно-оздоровительных  мероприятий в детском дошкольном  учреждении и реализация достаточной  для ребенка двигательной активности  дома;

- привлечение к организации  занятий физическими упражнениями  с детьми младшего дошкольного  возраста детей старших групп (помощь в показе упражнений, проведение  элементов разминки, организация  игр с помощью воспитателя  и др.);

- преемственность в работе  по физическому воспитанию ДОУ  и начальной школы (проведение  совместных занятий и физкультурно-оздоровительных  мероприятий на физкультурно-спортивной  базе школы).

В предложенной программе мы намеренно отказались от распределения материала по возрастным группам, поскольку, если природа наградила ребенка определенными способностями, не нужно искусственно тормозить их развитие. Вместе с тем, мы не ставим своей целью достижения высоких результатов путем форсированного формирования тех или иных навыков. Задача в том, чтобы помочь детям проявить собственные потенциальные возможности данные ему от рождения, а они есть у каждого.

В данной программе мы придерживаемся личностно ориентированного подхода к каждому из дошкольников. Именно этому способствует предложенная нами методика построения функционального профиля.

Суть ее состоит в том, что при оценке индивидуальных величин различных показателей физической, функциональной подготовленности и работоспособности нами была использована методика обычного статистического ранжирования, по результатам которого строились карты функционального профиля.

Преимущества этой методики в условиях комплексного исследования в малых группах заключаются в следующем:

- простоте выявления лидеров  и аутсайдеров;

- независимости от общестатистических  данных;

- повышении мотивации  аутсайдеров в улучшении каждого  показателя (возможность подняться  рангом выше, тем более что  некоторые показатели у них  лучше, чем у лидеров).

Такая многовариантность соотношений уровня развития тех или иных качеств и состояний, естественно, вполне логично предопределяет и выбор соответствующих рекомендаций. На каждого ребенка заводится "Карта здоровья", в которую не реже двух раз в год заносятся результаты контрольного тестирования. В группе имеется доска спортивных достижений, на которой дети отмечают (карандашами разных цветов) свои достижения за неделю. И, естественно, каждый ребенок стремится продвинуться к намеченной цели - уйти из группы аутсайдеров и повысить отстающие показатели. Родителям даются индивидуальные рекомендации по использованию средств оздоровительной направленности и индивидуальных комплексов, разработанных для каждого из занимающихся.

Разработанная нами программа включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий с использованием методики биоуправления на обратных связях (БОС). Эти мероприятия включаются в режим дня: в утреннюю гимнастику, физкультпаузы между различными видами занятий в группе, в занятия физической культурой. Они направлены на обучение детей основным двигательным и гигиеническим навыкам, навыкам правильного дыхания, овладение основами закаливания, самомассажа, приемами психической саморегуляции; профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного и зрительного аппарата, изучение и формирование мотивации достижения успеха у дошкольников как условия, необходимого для выявления и коррекции потребности в здоровом образе жизни (ЗОЖ).

Обучение дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни осуществляется по методологии БОС, которая представляется в виде срочной или коротко отставленной информации о результатах выполнения движения или на промежуточных этапах обучения движениям или навыкам ЗОЖ. Мы предположили, что весь процесс обучения движениям как основной субстанции здоровья и навыкам ЗОЖ (закаливание, элементы аутотренинга, релаксации) должен представлять собой процесс формирования сохранения здоровья дошкольников.

Босохождение в сочетании с воздушными ваннами (для детей с 3 лет температура воздуха в помещении +18 - +20°С) проводится на занятиях по физической культуре и после дневного сна. В процессе проведения регулярных закаливающих процедур дети обучаются оценке и самооценке своих ощущений. С этой целью для каждого из занимающихся предполагается использовать личную карточку, в которую ребенок регулярно может заносить свои ощущения: "чувствую себя хорошо" - квадратик закрашивается в голубой цвет, "чувствую себя плохо" - в красный. Руководствуясь этим, педагог может регулировать длительность процесса закаливания или освободить ребенка от процедуры.

Многие авторы отмечают эффективность воздействия дыхательных упражнений на различные стороны функционального состояния организма. В связи с этим для коррекции отдельных показателей дыхательной системы детей и доведения их до уровня оптимальных в разработанной нами программе в качестве дополнительных воздействий на занятиях физической культурой включается комплекс дыхательных упражнений, разработанный на основе рекомендаций кафедры физиологии и химии ВГАФК и включающий в себя освоение навыков нижнего (брюшного) дыхания с последующим переходом к среднему, верхнему и полному дыханию, очистительного дыхания и очистительного дыхания "Ха".

Очистительное дыхание выполняется в виде резких выдохов через плотно сомкнутые губы с помощью толчкообразных сокращений диафрагмы.

Обучение грудному и брюшному дыханию проводится с помощью специально разработанных игровых упражнений ("Шарик", "Трубач", "Петух", "Мяч" и т.д.). После глубокого вдоха детям предлагается выдохнуть воздух, произнося при этом различные звуки. Ставится задача как можно дольше задержать звук, до ощущения напряжения мышц брюшного пресса. В виде контроля используется БОС о величине и правильности дыхания. Ребенку, находящемуся в исходном положении лежа на спине, на живот ставится кубик. Выполняется упражнение "дыхание животом": кубик поднимается и опускается в ритме дыхания. При неправильном дыхании кубик стоит неподвижно (зрительная ОС).

Для профилактики простудных заболеваний с детьми разучивается и регулярно применяется точечный массаж: по инструкции воспитателя ребенок использует сильное пальцевое давление непосредственно на точку в течение примерно 1,5-3 мин. Ощущение в процессе выполнения давления в разных точках неодинаково: в одних - это напряжение, в других - болезненность. Поэтому давление должно быть достаточно сильным, чтобы выполняющий массаж прочувствовал границу между приятным, энергичным нажатием и причинением боли. При выполнении массажа детям предлагается про- анализировать свои ощущения. По результату анализа педагог может понять, правильно ли ребенок выполняет задание или необходимо корректировать его действия. В одном сеансе массируется не более 4-5 точек.

Возможность целенаправленного формирования основ психической саморегуляции у детей 5-летнего возраста в настоящее время доказана экспериментально, причем достигаемые с помощью психической саморегуляции управление эмоционально-вегетативными функциями, оптимизация состояния покоя и активности, повышение возможностей реализации психофизиологических резервов организма позволяют использовать психическую саморегуляцию и для оздоровления, в качестве психопрофилактического и психогигиенического средства.

С этой целью, согласно разработанной нами программе, в режим дня и в занятия физической культурой включаются такие методы, как:

- гетеротренинг, способствующий  снятию возбуждения, вызванного  эмоциями или физическим перенапряжением (применялся в завершение физкультурного  занятия);

- подвижные, сюжетно-ролевые  игры, физкультпаузы.

Комплексы гетеротренинга с соответствующим музыкальным сопровождением применяются с целью контроля за степенью релаксации различных мышечных групп и направлены на тренировку расслабления скелетной мускулатуры, переключение или пассивную концентрацию на определенных ощущениях, сопровождающихся чувством глубокого успокоения, снятия напряжения, возбуждения и тревоги.

С целью профилактики нарушений ОДА используются элементы йоги или суставной гимнастики. Предполагается, что это может способствовать профилактике дефектов осанки, нарушений в работе внутренних органов, а также травм.

Состояние здоровья детей определяется комплексной оценкой уровня здоровья и физической работоспособности: в результате анализа медицинских карт (динамика простудных заболеваний в течение периода исследований) и по результатам унифицированного степ-теста.

Дополнительно к основной программе используются специальные методы закаливания:

- полоскание горла и  полости рта растворами трав (эвкалипта, шалфея, ромашки, календулы и т.д.), обладающих антисептическим действием  на слизистую оболочку дыхательных  путей, или раствором морской  соли проводилось ежедневно после  завтрака в течение 2 недель поочередно;

- спелеотерапия - пребывание  в искусственной соляной пещере, основным лечебным фактором которой  является высокодисперсионная среда, насыщенная аэрозолем хлорида натрия, отрицательными аэроионами при влажности свыше 80% и стабильной температуре +18 - +240 (курс - не менее 10 сеансов два раза в год, продолжительность сеанса - 15 - 20 мин). "Соляная пещера" воссоздает климат лучших горных и морских курортов. Во время сеансов происходит влажная сверхмелкодисперсионная ионизация воздуха, вдыхание которого обеспечивает улучшение кровообращения в слизистой оболочке верхних дыхательных путей, нормализацию клеточного дыхания, восстановление тонуса бронхов. В течение каждого сеанса используется функциональная музыка, что способствует психотерапевтическому расслабляющему воздействию на нервную систему ребенка, снятию нервного напряжения, стресса;

- использование в помещениях, где находятся дети, электронных  воздухоочистителей "Супер-плюс" способствует очищению воздуха  от пыли, вирусов, бактерий, обогащению  легкими отрицательными аэроионами;

- кислородный коктейль, в  приготовлении которого использовались  натуральные соки и гидролизат  казеина (курс - 15 дней, два раза в  год за 30 мин до еды).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

       

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Физическое воспитание, являясь составной частью единой системы воспитания и обучения глухих дошкольников, способствует укреплению здоровья детей, их правильному физическому развитию, формированию двигательных навыков, развитию основных двигательных качеств (ловкости, быстроты, точности, силы мышц и др.), создает благоприятную основу для гармоничного развития детей, успешного усвоения учебной программы. 
Физическое воспитание детей дошкольного возраста требует сегодня от воспитателей, преподавателя глубоких знаний и творческого подхода. Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной системы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать проблемы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990. 494 с. 

2.Шишкина В.А. Движение + движения: Кн. для воспитателя дет. сада. –  М.:  Просвещение, 1992. – 96 стр.

3. Советский энциклопедический  словарь / Под ред. А. М. Прохорова  и др. М., 1980. 1600 с.  
4. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учебн. пос. для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1978. - 272 с.

5. Лазурский А. Ф. Классификация  личностей. Л., 1924. 290 с. 

6.  Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.

7. Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья // Дошкольное воспитание.-2006.-№3.-С.117-122.

8. Немов Р.С. Психология: Учебн. для ст-тов высш. пед. учебн. заведений. В 3 кн. - Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995, с. 328-330.

9. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М., 1976. 280 с.  
10. Белорукова Е. М. Развитие у младших школьников интеллектуальной инициативы: результаты экспериментального исследования // Педагог. Барнаул, 2005. № 1 (18). С. 100-106. 

11. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения // Школа.-2005.-№3.-С.52-87

12. Ротенберг В. С., Бондаренко  С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. М., 1989. 239 с

13. Шлык Н.И., Загуменова М.В., Выдрич З.В. Влияние различных двигательных режимов на уровень физической работоспособности и соматовегетативных сдвигов у дошкольников с дефектами осанки //Теория и практика физической культуры. 1984, №11, с. 34-36.

14. Ананьев Б. Г. Познавательные  потребности и интересы // Ученые  записки ЛГУ. Психология. 1959. Вып. 16. № 265. С. 41-60.  
15. Гебос А. И. Психология познавательной активности учащихся. Кишинёв, 1975. 105 с.  
16. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знания. М., 1984. 345 с.  
17. Холодная М. А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 32-39.  
18. Славина Л. С. Психологические условия повышения успеваемости у одной из групп отстающих школьников в первом классе // Известия АПН РСФСР. 1951. Вып. 36. С. 187-223.  
19.  Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75. 
20. Зубкова Т. И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993. 22 с.  
21. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. М., 1979. 160 с.  
22. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителя. М., 1986. 144 с.  
23. Амонашвили Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии. 1984. № 5. С. 36-41. 

Информация о работе Методы обучения, направленные на активизацию самостоятельности дошкольников двигательной деятельности