Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:07, реферат
Чем больше удобств предоставляет нам цивилизация, тем меньше мы двигаемся. И расплачиваемся за комфорт нарушением обмена веществ, сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Когда одного из философов древности спросили: «Что ценнее - богатство
или слава?» - он ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека
счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!». Эти слова точно отражают главный смысл: богатство человеческой жизни – здоровье.
Введение………………………………………………………………3
Роль двигательной активности в социально-биологическом прогрессе………………………………………………………………5
Проблема двигательной активности в историческом аспекте……..7
Проблема двигательной активности в настоящее время…………...9
Виды физических нагрузок………………………………………….10
Механизм оздоровительного воздействия оптимальной
двигательной активности на организм……………………………11
Оздоровительные эффекты движений…………………………….14
Критический минимум и оптимум двигательной активности как условие сохранения здоровья………………………………………..21
Основы построения оздоровительной тренировки………………....23
Заключение…………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………27
Федеральное агентство по образованию РФ
Новосибирский Государственный
Университет Экономики и
Кафедра физической культуры
Реферат
Тема: «Оптимальная двигательная активность и её воздействие на здоровье и работоспособность»
Выполнила:
Новосибирск 2011
Содержание:
двигательной активности на организм……………………………11
Введение.
Чем больше удобств предоставляет нам цивилизация, тем меньше мы двигаемся. И расплачиваемся за комфорт нарушением обмена веществ, сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Когда одного из философов древности спросили: «Что ценнее - богатство
или слава?» - он ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека
счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!». Эти слова точно отражают главный смысл: богатство человеческой жизни – здоровье.
Здоровье – важнейшее состояние человека, основа его
жизнедеятельности, материального благополучия, трудовой активности,
творческих успехов, долголетия. Уровень здоровья зависит от образа жизни,
социально-экономических
и санитарно-гигиенических
ХХI век внес существенные изменения в здоровье человека. С одной
стороны, научно-технический прогресс, развитие медицинской науки, культуры и образования – позволили бороться с рядом ранее считавшихся
неизлечимыми болезней и предупреждать их; с другой стороны, изменился весь образ жизни человека – что создало новые опасности для его здоровья. Если в прошлые века миллионы жизней уносили инфекции, то сегодня это, главным образом, сердечно-сосудистые, нервно-психические, злокачественные, обменные, аллергические, иммуннодефицитные заболевания. Всемирная организация здравоохранения выделила так
называемые «факторы риска», т.е. причины, способствующие развитию этих
заболеваний. Среди них одно из первых мест занимает выраженное снижение
двигательной активности человека. Доля мышечных усилий в энергетическом балансе человечества за последние 100 лет сократилась с 94 до 1%.
Двигательная активность (ДА) – естественная и специально
организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его
успешное физическое и психическое развитие. Она является неотъемлемой
частью образа жизни и поведения студента, зависит от организации
физического воспитания, морфофункциональных особенностей, типа нервной системы, количества свободного времени, мотивации к занятиям, доступности спортивных сооружений и мест отдыха студентов.
Научными исследованиями установлена взаимосвязь между уровнем ДА, заболеваемостью и смертностью.
Доказано:
• что люди, подвергающие себя регулярным физическим нагрузкам, в
три раза реже заболевают сердечно-сосудистыми заболеваниями, к каковым
относятся атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда,
гипертоническая болезнь — главные причины смертности в современном мире;
• что
недостаточная физическая
чимым фактором риска развития сахарного диабета, дегенеративных за-
болеваний суставов, остеохондроза и даже «простой» простуды;
• что
среди людей, находящихся в
хорошей физической форме,
смертности от рака ниже, чем среди тех, кто ведет малоподвижный образ
жизни. В Институте аэробики в Далласе много лет проводились
наблюдения 10000 мужчин и 3000 женщин. Оказалось, что среди тех, кто
регулярно занимался бегом, была самая низкая смертность от рака. Причем
разница в показателях смертности более чем убедительна: среди «бегающих»
мужчин смертность от рака в 4 раза меньше, чем среди «малоподвижных», а у «бегающих» женщин вероятность умереть от рака снижается в 6 раз;
• что
недостаточная физическая
ных сил организма, его устойчивости к действию различных неблагоприятных
факторов, психоэмоциональным перегрузкам.
Один из
обязательных факторов
систематическое, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья
использование физических нагрузок. Они представляют собой сочетание
разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом, объединенных термином «двигательная активность». У большого
числа студентов ДА ограничена. В то же время определенная часть студентов увлекается спортом, уровень достижений в котором требует от них выполнения сравнительно высоких по объему и интенсивности физических нагрузок. Поэтому возникает важнейшая социально-педагогическая задача – определить оптимальные, а также минимально и максимально возможные режимы ДА.
Минимальные
границы должны
который необходим студенту, чтобы сохранить нормальный уровень
функционирования организма. Этому уровню должен отвечать двигательный
режим оздоровительно-
должны определить тот уровень физической активности, при котором
достигается наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень выполнения учебно-трудовой и социальной деятельности. Такой режим носит оздоровительно-развивающий характер. Максимальные границы должны предостерегать от чрезмерно высокого уровня физических нагрузок, который может привести к переутомлению, перетренировке, к резкому снижению уровня работоспособности в учебной деятельности, т.е. режим индивидуально адаптированный к максимальным возможностям студентов.
Роль двигательной активности в социально-биологическом прогрессе.
Становление человека происходило в условиях высокой двигательной
активности, которая была необходимым условием его существования,
биологического и социального прогресса. Тончайшая сработанность всех
систем организма
двигательной деятельности, и поэтому выжили только те популяции, у которых генетическая устойчивость к физическим нагрузкам оказалась более высокой. Именно поэтому человек значительно лучше приспосабливается к тяжелым физическим нагрузкам, чем к условиям ограниченной подвижности.
Недостаточность
движений в современном
а не биологический феномен. Можно сказать поэтому, что физические нагрузки в эпоху НТР являются фактором, элиминирующим действие естественного отбора. При этом обычные рекомендации по рационализации двигательного режима сводятся к использованию малоинтенсивных форм двигательной активности. Их полезность не вызывает сомнений, однако сила тренирующего воздействия на основные системы жизнеобеспечения и, в первую очередь, на сердечно-сосудистую систему, у них оказывается недостаточной. Физические нагрузки, оказывающие мощное тренирующее воздействие на все системы жизнеобеспечения, являются важнейшим фактором эволюции человека на современном этапе его развития. Они способствуют формированию популяций, степень устойчивости которых к агрессивным факторам внешней среды повышается.
С появлением на Земле человека разумного получила развитие новая
форма адаптации к факторам внешней среды. Принципиальным ее отличием от адаптации в животном мире явилось сознательное управление ее содержанием с помощью достижений общечеловеческой культуры. Средства физической культуры - физические упражнения различной интенсивности, естественные силы природы, гигиенические факторы - стали важными средствами повышения адаптивных возможностей человека, совершенствования его социальной и биологической природы. Но этот процесс сопровождался не только чрезвычайно важными для его прогрессивного развития качествами, но и известными утратами. С наступлением биологической зрелости человек утрачивает потребность в активной двигательной деятельности. Только правильно поставленное физическое воспитание в детском и подростковом возрасте позволяет сохранить эту потребность. Только с помощью специальных педагогически организованных приемов и средств можно компенсировать эту биологическую утрату. Волевые побуждения людей зрелого возраста, а не потребность в движениях (кинезофилия) являются главным условием их ДА и сохранения здоровья.
Поэтому
студентов необходимо
которую они, как правило, игнорируют из-за отсутствия насущной потребности в ней, так как биогенные потребности, характерные лишь для раннего детства, исчезают задолго до вступления в студенческий возраст. Социогенные же потребности у подавлявшего большинства молодежи не сформированы из-за малой эффективности системы дошкольного и школьного образования.
Проблема двигательной активности в историческом аспекте.
Двигательная активность является обязательным и определяющим
фактором, обусловливающим разворачивание структурно-функциональной
генетической программы организма в процессе индивидуального возрастного
развития. Это хорошо понимали в Древней Индии, Китае и других странах, уже тогда в жизни и воспитании людей широко использовались гимнастика и дыхательные упражнения.
О гиподинамии древних людей говорить не приходится - двигались они
много, и движения их были, несомненно, более разнообразны, чем теперь. Для первобытных народов бег и ходьба были обычны. Даже в тех случаях, когда пешеходы, часто тяжело нагруженные, покрывали огромные расстояния по труднопроходимой местности, затраченная ими энергия не рассматривалась как некое спортивное достижение.
Проблема движения и здоровья имела достаточную актуальность в
Древней Греции и в Древнем Риме. Уже тогда философы и врачи заметили, что регулярная двигательная активность является неотъемлемой частью здоровой жизни. Так, греческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) высказывал мысль о том, что ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие. Великий врач Гиппократ не только широко
использовал физические упражнения при лечении больных, но и обосновал
принцип их применения. Он писал: «Гармония функций является результатом правильного отношения суммы упражнений к здоровью данного субъекта». В Древней Греции существовал буквально культ
красивого, сильного тела — достаточно вспомнить, что именно там зародились Олимпийские игры. Очень большое значение придавалось в Греции физическому воспитанию детей. Вот, например, «штатное расписание» одного учебного заведения в городе Теосе, где в III в. до н. э. «некто по имени Политрой принес в дар своим согражданам тридцать четыре тысячи драхм на расходы по обучению всех детей граждан, мальчиков и девочек»: три учителя словесности, два учителя гимнастики, один учитель музыки, один учитель фехтования и один учитель стрельбы из лука и метания копья. Таким образом, «учителя физкультуры» в этой школе составляли ровно половину «штата». Неудивительно, что слово «гимназия»