Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:07, реферат
Чем больше удобств предоставляет нам цивилизация, тем меньше мы двигаемся. И расплачиваемся за комфорт нарушением обмена веществ, сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Когда одного из философов древности спросили: «Что ценнее - богатство
или слава?» - он ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека
счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!». Эти слова точно отражают главный смысл: богатство человеческой жизни – здоровье.
Введение………………………………………………………………3
Роль двигательной активности в социально-биологическом прогрессе………………………………………………………………5
Проблема двигательной активности в историческом аспекте……..7
Проблема двигательной активности в настоящее время…………...9
Виды физических нагрузок………………………………………….10
Механизм оздоровительного воздействия оптимальной
двигательной активности на организм……………………………11
Оздоровительные эффекты движений…………………………….14
Критический минимум и оптимум двигательной активности как условие сохранения здоровья………………………………………..21
Основы построения оздоровительной тренировки………………....23
Заключение…………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………27
кислотно-щелочном состоянии внутренней среды, у них высокий коронарный, респираторный, эндокринный и т.п. резерв. Показано также, что эндогенные факторы риска развития ишемической болезни сердца формируются лишь при снижении максимальных аэробных возможностей индивида до определенного предела; эти же возможности – весьма информативный критерий прогноза смерти, наступающей не только от сердечно-сосудистых катастроф, но и злокачественных новообразований.
Надо сказать, что слово «аэробика», употребляемое применительно к
ритмической гимнастике под музыку, не совсем правильно. Точно такой же
«аэробикой» являются бег трусцой, оздоровительная ходьба, плавание, езда на велосипеде, ходьба на лыжах, гребля и другие виды ДА, при которых
энергообеспечение осуществляется за счет аэробного механизма. Циклические упражнения вовлекают в работу наиболее крупные мышечные группы (1/5 – ½ и более мышечного массива), требующие значительного количества кислорода и поэтому развивающие преимущественно сердечно-сосудистую и дыхательную системы. А хорошее состояние этих систем составляет основу здоровья человека. Поэтому большинство специалистов рекомендуют в программах оздоровительной тренировки упражнения на выносливость.
Главными
положительными особенностями
являются:
1) глубокая биологическая адекватность;
2) универсальность (широкий спектр действия – нет ни одного органа,
который не реагировал бы на движение);
3) отсутствие
отрицательного побочного
дозировке нагрузки и рациональной методике занятий);
4) возможность длительного применения, которое не имеет ограничений,
переходя из лечебного в профилактическое и общеоздоровительное.
Эффективность физических упражнений оздоровительной
направленности определяется периодичностью и длительностью занятий,
интенсивностью и характером используемых средств, режимом работы и
отдыха. Для того чтобы
физкультурные занятия с
направленностью оказывали на человека только положительное влияние,
необходимо соблюдать ряд методических правил:
1. Постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок.
При низкой исходной тренированности добавления должны составлять 3-5% в день по отношению к достигнутому уровню, а после достижения высоких
результатов – меньше. Постепенно увеличивать нагрузку, не перегружая
организм, а наоборот, давая
ему возможность
все более и более длительными и сложными заданиями, можно следующими
способами:
- увеличение частоты занятий;
- увеличение продолжительности занятий;
- увеличение
плотности занятий, т.е.
непосредственно на выполнение физических упражнений. На первых занятияхплотность равна примерно 45-50%, по мере приспособления организма к физическим нагрузкам она может достигнуть 70-75% общего времени занятий;
- увеличение интенсивности занятий, темпа, в котором выполняются
физические упражнения;
- постепенное
расширение средств,
чтобы оказать воздействие на различные мышечные группы, на все суставы и
внутренние органы;
- увеличение
сложности и амплитуды
- правильное
построение занятий. В
погоды, степени подготовленности занимающихся можно увеличить или
уменьшить разминку, основную и заключительные части занятий.
2. Разнообразие применяемых средств. Для качественного разнообразия
физических нагрузок достаточно всего 7-12 упражнений, но зато существенно отличающихся друг от друга. Эффективными средствами разносторонней тренировки, включающими в работу большое количество мышц, являются бег, ходьба на лыжах, плавание, ритмическая гимнастика и др. В содержание оздоровительной тренировки должны входить упражнения на выносливость (бег в медленном и среднем темпе), силовые упражнения для крупных мышечных групп (приседания, поднимание ног в висе на перекладине или гимнастической стенке, переход из положения лежа в положение сидя и т.д.), упражнения для суставов позвоночника, рук и ног, а также упражнения в перемене положения тела (наклоны туловища вниз, в стороны и др.).
3. Систематичность занятий. Систематические занятия физическими
упражнениями оказывают благотворное влияние почти на все органы и
системы организма. В оздоровительных целях рекомендуется следующий
недельный объем двигательной активности для студентов: 10-14 часов.
Двигательная
активность варьируется у
лица в разные дни и периоды, в зависимости от индивидуальных особенностей и состояния организма, от условий и режима жизни.
Большинство специалистов рекомендуют заниматься физическими
упражнениями при таком пульсе, когда необходимая для работы энергия
образуется при биохимических реакциях с участием кислорода, т.е. в аэробном режиме. Такие тренировки практически исключают опасность возникновения нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы. При низком уровне аэробной выносливости целесообразно осваивать программу занятий с интенсивностью нагрузки 60% ЧСС максимальной. При уровне ниже среднего – 65%, при среднем – 70%, выше среднего – 75%, высоком – 80% ЧСС максимальной.
Для проведения
контроля за интенсивностью
занимающемуся необходимо знать свою нижнюю и верхнюю границы пульса, а также оптимальную для себя величину колебания ЧСС.
Нижняя граница пульса определяется по формуле:
(220 – возраст в годах) х 0,6
Верхняя граница пульса определяется по формуле:
(220 – возраст в годах) х 0,7
Колебания ЧСС очень
индивидуальны, однако можно
120-130 уд./мин является зоной тренировки для новичков. Тренировка при ЧСС 130-140 уд./мин обеспечивает развитие общей выносливости у начинающих и ее поддержание у более подготовленных. Максимальный тренировочный эффект для развития аэробных возможностей и общей выносливости наблюдается во время тренировки при ЧСС от 144 до 156 уд./мин.
Заключение.
Современные сложные условия жизни диктуют более высокие
требования к биологическим и социальным возможностям человека.
Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью
организованной двигательной активности помогает сосредоточить все
внутренние ресурсы организма на достижение поставленной цели, повышает
работоспособность, укрепляет здоровье, позволяет в рамках короткого рабочего дня выполнить все намеченные дела.
Мышцы составляют 40-45% массы тела человека. За время
эволюционного развития функция мышечного движения подчинила себе
строение, функции и всю жизнедеятельность других органов, систем
организма, поэтому он очень чутко реагирует как на снижение двигательной
активности, так и на тяжелые, непосильные физические нагрузки.
Систематическое, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья,
использование физических нагрузок – один из обязательных факторов
здорового образа жизни. Физические нагрузки представляют собой сочетание
разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом, объединенных термином «двигательная активность». У большинства студентов наблюдается ограничение ДА. Здоровье и учеба студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение. Чтобы студенты успешно адаптировались к условиям обучения в вузе, сохранили и укрепили здоровье во время обучения, необходима регулярная оптимальная двигательная активность. Жизненная энергия, физическое, психологическое и социальное благополучие, которы дает ДА, являются причиной достаточной для того, чтобы начать заниматься физическими упражнениями. Кроме того, ДА позволяет снизить риск преждевременных заболеваний и увеличить продолжительность жизни.
Список использованной литературы: