Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:16, курсовая работа
Возникновение физических упражнений уходит корнями в далекое прошлое. Они были непосредственно связаны с удовлетворением человеком жизненно важных инстинктов и потребностей в пище, жилье, тепле, продолжении рода, в движении и т.д.
По мере развития человека совершенствовались и его движения. Важную роль в возникновении физических упражнений сыграли трудовая деятельность, охота и даже войны. Чтобы выжить, человеку приходилось совершенствовать свои психофизические качества: быстроту, силу, гибкость, выносливость, ловкость.
Введение
Глава I. Теоретические обоснования физических упражнений на уроках гимнастики.
. Понятия о физических упражнениях как основное средство физического воспитания.
Классификация физических упражнений в гимнастике.
Анатомо- физиологические и психические особенностей детей среднего школьного возраста.
Глава II. Особенности применения нестандартных упражнений в 5-9 классе на уроках гимнастики
2.1. Упражнения с гимнастической палкой.
2.2. Упражнения со скакалкой.
2.3. Упражнения на снарядах.
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические обоснования физических упражнений на уроках гимнастики.
Глава II. Особенности применения нестандартных упражнений в 5-9 классе на уроках гимнастики
2.1. Упражнения с гимнастической палкой.
2.2. Упражнения со скакалкой.
2.3. Упражнения на снарядах.
Глава I. Теоретические обоснования физических упражнений на уроках гимнастики
1.1 Понятие о
физических упражнениях как
Возникновение физических упражнений
уходит корнями в далекое прошлое. Они
были непосредственно связаны с удовлетворением
человеком жизненно важных инстинктов
и потребностей в пище, жилье, тепле, продолжении
рода, в движении и т.д.
По мере развития человека совершенствовались
и его движения. Важную роль в возникновении
физических упражнений сыграли трудовая
деятельность, охота и даже войны. Чтобы
выжить, человеку приходилось совершенствовать
свои психофизические качества: быстроту,
силу, гибкость, выносливость, ловкость.
Охота и другие жизненно важные занятия
требовали сноровки, умения выполнять
определенные действия. Перед тем, как
идти на охоту, человек изображал на скале
или земле то животное, на которое ему
предстояло охотиться. Он наносил по изображению
удары или стрелял по нему из лука. Это
был своеобразный тренинг, благодаря которому
он приобретал волевой настрой и необходимые
навыки.
Человек всегда стремился к движению,
оптимизации двигательной активности.
Страх перед мистическими, непознанными
явлениями природы способствовал возникновению
различных религиозных обрядов, сопровождаемых
культовыми танцами, плясками, играми.
У многих первобытных народов существовал
обряд с своего рода педагогической направленностью
— это обряд инициации (посвящения), связанный
с переходом юноши или девушки в возрастной
класс мужчин и женщин. Готовясь к инициации,
молодые люди тренировались, закалялись,
участвовали в охоте, соблюдали строгую
дисциплину.
Таким образом, возникновению физических
упражнений способствовали трудовые процессы,
охота, религиозные обряды, инициации
и многие другие события и процессы, происходящие
в
обществе.
С развитием человеческого общества сходство
между трудовыми действиями и собственно
физическими упражнениями утрачивалось.
Из сложной двигательной деятельности,
связанной с процессом труда, постепенно
вычленялись отдельные действия, которые
затем стали применяться в физическом
воспитании как упражнения (бег, метание,
прыжки и др.). Специально создавались
упражнения для различных групп мышц.
Они выполнялись с предметами и без них.
Широко использовались подвижные игры,
возникшие на заре развития человеческого
общества (горелки, лапта, ловишки и др.).
Постепенно появляются и спортивные игры:
баскетбол, теннис, хоккей, футбол и т.д.
Развитие и создание физических упражнений
не прекращается. В настоящее время создаются
новые системы развития двигательной
активности ребенка, направленные на его
дальнейшее физическое развитие.
Определение физических
упражнений
Физические упражнения — основное средство
физического воспитания. Они используются
для решения комплекса оздоровительных
и воспитательных задач, всестороннего
развития личности ребенка.
Физические упражнения являются чрезвычайно
эффективным средством профилактики и
коррекции психофизического состояния
организма.
Термин «упражнение» в теории и практике
физического воспитания имеет два значения.
Им определяют виды двигательных действий,
сложившиеся в качестве средств физического
воспитания, а также процесс неоднократного
воспроизведения действий, которые организуются
в соответствии с методическими принципами.
Хотя эти понятия взаимосвязаны, однако
имеются и различия между ними. В первом
случае речь идет о том, посредством чего
воздействуют на физическое состояние
ребенка в процессе физического воспитания;
во втором — как, какими методами осуществляется
это воздействие. Чтобы четко разграничить
эти значения, необходимо внести терминологическое
уточнение: в первом случае целесообразно
пользоваться термином «физическое упражнение»,
во втором — термином «метод (или методики)
упражнения».
Двигательные действия, совершаемые ребенком,
многообразны: это труд, лепка, рисование,
игра на музыкальных инструментах, игровая
деятельность и т.д. Совокупность его движений,
объединенных в целостные действия, проявляется
в активном отношении к жизни. «Все бесконечное
разнообразие внешнего проявления мозговой
деятельности, — писал И.М.Сеченов, — сводится
окончательно к одному лишь явлению —
мышечному движению» [18, с. 71].
Двигательные действия способствуют удовлетворению
потребности ребенка в движении и одновременно
развивают его.
К физическим упражнениям относятся только
те виды двигательных действий, которые
направлены на реализацию задач физического
воспитания и подчинены его закономерностям.
Отличительным признаком физических упражнений
является соответствие их формы и содержания
сущности физического воспитания, закономерностям,
по которым оно происходит. Например, если
в целях физического воспитания используются
ходьба, бег, метание, плавание и т.д., то
они приобретают значение средства физического
воспитания, им придаются рациональные
формы, оправданные целью их использования.
Они обеспечивают функциональную активность
организма и соответствие эффективного
воспитания психофизическим качествам.
Физические упражнения не отождествляются
и не могут быть подменены определенными
трудовыми, бытовыми действиями.
Количество используемых в физическом
воспитании физических упражнений достаточно
большое и разнообразное. Они отличаются
друг от друга по форме и содержанию, что
при выборе физических упражнений учитывает
педагог.
Содержание и форма
физических упражнений
Содержание физического
упражнения составляют входящие в
него двигательные действия и процессы,
которые происходят в функциональных
системах организма по ходу упражнения,
определяя его воздействие. Эти процессы
многообразны и могут рассматриваться
в психологическом, физиологическом, биомеханическом
и других аспектах.
В психофизиологическом аспекте физические
упражнения рассматриваются как произвольные
движения, которые, по выражению И.М.Сеченова,
«управляются умом и волей» (в отличие
от «невольных», безусловно, рефлекторных
движений).
Выполнение физических упражнений предполагает
сознательную установку на достижение
результата действия. Он соответствует
конкретным задачам физического воспитания,
при этом значительно активизируются
мыслительные процессы, двигательные
представления, память, внимание, воображение
и т.д.
Результативность физических
упражнений зависит от предвидения
результатов, выбора способов выполнения
движений.
Физические упражнения активизируют работу
сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной
систем. Они требуют волевых усилий, развивают
эмоции, сенсомоторные функции.
Понимание педагогом содержания физических
упражнений позволяет определить их значение
в реализации образовательных, воспитательных
и оздоровительных задач (формирование
двигательных умений и навыков, развитие
психофизических качеств).
Форма физических
упражнений представляет собой внутреннюю
и внешнюю структуру. Внутренняя структура
характеризуется взаимосвязью различных
процессов в организме во время выполнения
упражнения.
Внешняя структура — это видимая форма,
которая характеризуется соотношением
пространственных, временных, динамических
параметров движения. Содержание и форма
физических упражнений взаимосвязаны.
Техника физических
упражнений
Техника физических упражнений — это
способ выполнения движения, с помощью
которого решается двигательная задача*.
Например, выполнять бег можно с разной
скоростью, разными способами (на носках,
с высоким подниманием бедра, спиной вперед
и т.д.). Выбор способа передвижения влияет
на результативность использования его
в различных жизненных ситуациях.
Техника физических упражнений совершенствуется
под воздействием систематических тренировок.
Критерием оценки эффективности техники
движения являются качественные и количественные
результаты выполнения двигательной задачи.
Совершенствованию техники движения способствует
применение спортивного инвентаря, учет
биомеханических закономерностей.
В технике физических упражнений выделяют
основу, определяющее звено и детали.
Основа техники — главные
элементы упражнения, необходимые для
решения двигательной задачи. Отсутствие
отдельных элементов основ техники приводит
к невозможности выполнения упражнения.
Определяющее звено
техники — наиболее важная и решающая
часть данного движения (например: для
прыжка в длину с места — это будет отталкивание
двумя ногами).
Детали техники — второстепенные
особенности упражнения, которые могут
изменяться, не нарушая техники. Они зависят
от индивидуальных морфологических и
функциональных особенностей человека
и условий, в которых упражнение выполняется.
При анализе техники физических
упражнений во внимание принимается
ряд признаков, характеризующих
рациональное выполнение движения.
В методике физического воспитания важное
место отводится кинематическим характеристикам
двигательных действий.
К ним относятся пространственные, пространственно-временные,
временные и ритмические характеристики.
Пространственная
характеристика двигательных действий
Движения человек выполняет в пространстве.
К пространственным характеристикам относятся:
исходное положение и положения тела и
его частей во время выполнения упражнения,
траектория движения.
Исходное
положение — выражает готовность к
действию, это точно принятое, эффективное,
экономное соотношение взаимодействующих
сил. Эффективность и результативность
упражнения во многом определяется тем,
насколько рационально выполняющий его
использует внутренние (свои собственные)
и внешние силы, обеспечивающие движение.
Принятое исходное положение создает
наиболее выгодные условия для правильного
выполнения упражнения и обеспечения
результативности последующих действий.
От сохранения наиболее выгодного положения
тела и его частей зависит эффективность
выполняемых упражнений. Изменяя исходное
положение тела или его частей, можно изменить
сложность упражнения, усилить или снизить
нагрузку на разные группы мышц. При принятии
исходного положения в теле или отдельных
его частях наблюдается статическое напряжение.
Некоторые исходные положения и статические
позы имеют самостоятельное значение,
например стойка «смирно».
В работе с детьми используются разнообразные
исходные положения: для ног — ноги вместе;
на ширине плеч или слегка расставлены
и т.д.; для рук — руки вдоль туловища, вперед,
на поясе и т.д.
Траектория
движения — путь движущейся
части тела или предмета. От нее зависит
успешное выполнение двигательной задачи.
В траектории выделяют: форму, направление
и амплитуду движения.
По форме траектории
бывают прямолинейные и криволинейные.
Прямолинейные движения применяются,
когда требуется развивать наибольшую
скорость какой-либо частью тела на коротком
пути (удар по подвешенному мячу). Криволинейные
движения не
требуют затраты дополнительных
мышечных усилий для преодоления
инерции тела, поэтому они используются
чаще. Сложность траектории зависит
от движущейся массы тела: чем она
больше, тем форма проще, например,
движения руки разнообразнее, чем ноги.
Направление движения. Направление
движущихся частей тела влияет на эффективность
воздействия физических упражнений, выполнение
двигательной задачи.
Направление движения определяется по
отношению к собственному телу. Их принято
называть парно-противоположной терминологией
— «вверх—вниз, вперед—назад, вправо—влево».
Направление сгибательных движений определяют
по плоскостям тела, применяя термины
«вперед», «назад»; для движений в боковой
(переднезадней) плоскости: например, наклон
назад, вперед, вправо—влево; для движений
в линейной плоскости: наклоны в сторону,
направо, налево; для вращательных движений
в горизонтальной плоскости: например,
повороты направо, налево. Применяются
также промежуточные направления (например,
вполоборота налево и др.).
Амплитуда движения
— величина пути перемещения частей
тела. Она может определяться в условных
величинах (градусах), линейными мерами
(длина шага) и условными обозначениями
(полуприседание) или внешними ориентирами
(наклониться, достать носки ног), ориентирами
на собственном теле (хлопок о колено правой
ноги).
Амплитуда движений зависит от строения
костей, суставов, эластичности связок
и мышц. Подвижность сочленения, которая
достигается сокращением мышц, называют
активной. Подвижность, вызываемая действием
внешних сил (партер), называется пассивной.
Величина пассивной подвижности больше
активной. В жизни и в практике физического
воспитания максимальная, анатомически
возможная амплитуда движений обычно
не используется. Для достижения максимальной
амплитуды требуется добавочная затрата
мышечных усилий, направленных на предельное
растяжение мышц-антагонистов и связочного
аппарата. Если чрезмерно увеличить амплитуду,
можно повредить мышцы и связки.
Пространственно-временные
характеристики
Скорость движения определяется отношением
величины (длины) пути, пройденного телом
или его частью, к затраченному на это
времени. При выполнении физических упражнений
различают скорость движения всего тела и отдельных частей
тела. Если временные характеристики не
будут соответствовать требованиям двигательной
задачи, ее выполнение окажется невозможно
или будет затруднено. От степени своевременности
и согласованности всех движений во времени
в составе сложного двигательного действия
зависит возможность его выполнения и
конечная эффективность. В процессе физического
воспитания ребенка необходимо учить
управлять скоростью движений: выдерживать
заданную скорость (развивать «чувство
скорости»), увеличивать или замедлять
ее.
Временные
характеристики
К временным характеристикам относится
длительность выполнения упражнений и
его отдельных элементов, отдельных статических
положений и темп движения.
Каждое упражнение выполняется в течение
определенного времени и в определенной
временной последовательности. По длительности
выполнения упражнений и его отдельных
элементов можно определить общий объем
нагрузки и регулировать его.
Большое значение имеет темп движений
— количество движений в единицу времени
или частота повторения циклов движений.
Изменение темпа движений приводит к увеличению
или уменьшению физической нагрузки. Дети
дошкольного возраста выполняют упражнения
в умеренном темпе, увеличение его повышает
нагрузку на организм. У каждого ребенка
свой индивидуальный темп движений. Это
зависит от состояния его нервной системы,
психического типа, роста, массы и т.д.
Под воздействием систематических упражнений
можно научить детей приспосабливаться
к общему темпу.
Ритмическая
характеристика
Ритм — одно из условий жизни, он проявляется
во всем, формируя цикличность. Каждое
движение совершается в определенном
ритме. Ритм представляет собой сочетание
во времени сильных, акцентированных частей
движения со слабыми, пассивными. Точное
чередование мышечного напряжения и расслабления
является показателем правильности выполнения
физического упражнения. Каждое движение
совершается в определенном ритме. Основу
ритма составляет закономерное расчленение
временной последовательности акцентов.
Без акцентов нет ритма, утверждал известный
психолог Б. М. Те плов.
Ж. Далькроз говорил, что всякий ритм есть
движение. В образовании и развитии чувства
ритма участвует все тело человека. Каждый
ребенок имеет свой индивидуальный ритм.
Ритмические движения нравятся ребенку.
Он с удовольствием прыгает через скакалку
под стихотворный ритм. Под воздействием
занятий физическими упражнениями можно
изменить соотношение длительности активных
и пассивных частей движения.
Чередование мышечного напряжения и расслабления
является одним из показателей правильного,
экономного решения двигательной задачи.
Ритмические движения выполняются легко
и длительное время не вызывают утомления.
Качественные
характеристики движений
В теории физического воспитания широко
используются количественные характеристики
движений. Однако не менее важны и качественные
их характеристики. Они представляют собой
комплекс частичных признаков в их единстве.
Качественные характеристики многообразны,
тем не менее некоторые из них можно выделить.
Так, понятие «точность движения» включает
пространственные, временные и силовые
характеристики.
Точность движения
— это степень соответствия требованиям
двигательной задачи, которая будет выполнена,
если движение соответствует ей по всем
вышеперечисленным характеристикам.
Экономные движения —
движения, отличающиеся отсутствием или
минимумом лишних движений и минимально
необходимыми затратами энергии.
Энергичные движения
— движения, выполняемые с ярко выраженной
силой, скоростью, мощностью, благодаря
чему преодолеваются значительные сопротивления.
Плавные движения —
движения с постепенно изменяющимся мышечным
напряжением, постепенным ускорением
или замедлением, с закрепленными траекториями
при изменении направления движений. Плавные
движения характерны для художественной
гимнастики.
Выразительность
движения — выражение психического
состояния ребенка через выполнение упражнений
с эмоциональным отражением замысла: мимики,
экспрессии и т.д.
Воспитание выразительности движений
имеет огромное значение, поскольку обеспечивает:
Важными средствами формирования выразительности движений являются имитационные упражнения и сюжетные подвижные игры.
1.2 Классификация
физических упражнений в
Классифицировать физические упражнения – значит логически представлять их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам.
В теории
и методике физического
1.Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания. Исторически в обществе сложилось так, что всё многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм.
Каждая из
этих групп физических
В нашей
системе физического
•во - первых, обеспечить всестороннее физическое воспитание человека;
•во – вторых, удовлетворить индивидуальные запросы и интересы многих людей в сфере физического воспитания;
•в – третьих, охватить физкультурными занятиями людей практически на протяжении всей жизни – от элементарных детских подвижных игр до занятий упражнениями из арсенала лечебной физической культуры в пожилом возрасте.
2.Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку. По этому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений (гигиеническая гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка и т.п.)
3.Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной напрвленности на воспитание отдельных физических качеств. Здесь упражнения классифицируются по следующим группам:
• скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (например, бег на короткие дистанции, прыжки, метание и т.п.);
• упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.);
• Упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.);
• упражнения требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).
4.Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения. По этому признаку выделяют циклические, ациклические и смешанные упражнения.
5.Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности. По этому признаку различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.
6.Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации. Все упражнения объединяют в три группы: соревновательные, специально – подготовленные и общеподготовленные.
В любой классификации упражнений предполагается, что каждое из них обладает относительно постоянными признаками, в том числе по эффекту воздействия на выполняющего упражнение.
1.3.Анатомо-физиологические
и психологические особенности
детей среднего школьного
Развитие представляет собой непрерывный процесс, однако каждый ребенок проходит через определенные, общие для всех фазы – возрастные периоды. Каждому периоду свойственны анатомо-физиологические особенности, исходя из которых следует решать вопросы организации воспитания, развития и обучения детей и подростков.
Для применения рациональной методики обучения необходимо знать закономерности возрастного развития главнейших систем организма. Изменения, происходящие в строении и функциональном состоянии организма детей среднего школьного возраста, обусловлены не только воздействием систематических занятий физическими упражнениями, но и возрастными особенностями.
Подростковый
возраст приходится на 13 -16
лет у мальчиков и 12 – 15 лет
у девочек. В этом возрасте
происходит второй ростовой