Особенности применения нестандартных упражнений в 5-9 классе на уроках гимнастики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Возникновение физических упражнений уходит корнями в далекое прошлое. Они были непосредственно связаны с удовлетворением человеком жизненно важных инстинктов и потребностей в пище, жилье, тепле, продолжении рода, в движении и т.д.
По мере развития человека совершенствовались и его движения. Важную роль в возникновении физических упражнений сыграли трудовая деятельность, охота и даже войны. Чтобы выжить, человеку приходилось совершенствовать свои психофизические качества: быстроту, силу, гибкость, выносливость, ловкость.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические обоснования физических упражнений на уроках гимнастики.
. Понятия о физических упражнениях как основное средство физического воспитания.
Классификация физических упражнений в гимнастике.
Анатомо- физиологические и психические особенностей детей среднего школьного возраста.
Глава II. Особенности применения нестандартных упражнений в 5-9 классе на уроках гимнастики
2.1. Упражнения с гимнастической палкой.
2.2. Упражнения со скакалкой.
2.3. Упражнения на снарядах.

Файлы: 1 файл

курсовая работа (Автосохраненный).docx

— 74.80 Кб (Скачать файл)

Упражнения  на коне

     Характерные  особенности упражнений на коне  необходимо учитывать при построении  процесса обучения и многолетней  подготовки гимнастов. 

     Махи ногами  на коне представляют собой  колебательные движения всего  тела гимнаста в упоре на  прямых руках. В отличие от  движений на других снарядах  они выполняются во фронтальной  плоскости вокруг переднезадней  оси тела гимнаста (маятникообразные махи). Либо одновременно и в переднезадней плоскости, вокруг поперечной оси тела (круги двумя сомкнутыми ногами, круги двумя разведенными ногами).

     Характерные  особенности упражнений на коне  необходимо учитывать при построении  процесса обучения и многолетней  подготовки гимнастов. Конструкция  снаряда, условия опоры, необычность  направления основных действий  создают дополнительные трудности  в достижении максимальной амплитуды  размаха перемещений ног. Для  успешного преодоления этих объективных  трудностей нужно постоянно повышать  уровень специальной физической  подготовленности гимнастов.[3, 147]

     Упражнения  на коне, состоящие из перемахов в упоре, требуют от занимающихся хорошей физической подготовки. Поэтому, прежде чем перейти к разучиванию упражнений, входящих в классификационную программу, рекомендуется давать гимнастам кратковременные упоры с перемахами в упоры сидя. Для таких упражнений надо пользоваться конем с ручками и без ручек.[4, 151-152]

Примерные упражнения на коне

     Перемахи согнув ноги и повороты

     1.Из упора  стоя прыжком перемах согнув ногу в упор верхом и обратно в упор стоя.

     2.Из упора  верхом скрещение согнув ноги.

     3.Из упора  верхом поворот кругом с поочередным  перехватом рук.

     Одноименные перемахи .                                                                                                                               При усвоении упражнений в одноименных перемахах из упора в упор верхом и обратно в упор следует добиваться, чтобы мальчики овладели маятникообразным размахиванием тела влево и вправо. Важно помнить, что в этих движениях учвствуют обе ноги, а не только та, которой выполняют перемах.

     1.Из упора  перемах правой, перемах правой назад, перемах левой, перемах левой назад соскок.

     2.Из упора  сзади перемах левой назад, перемахом левой вперед соскок.

     3.Из упора  перемах одноименной вне. Поворачивая тело почти на 90◦ и разводя ноги, переместить таз за ручку коня, мах ногами вперед и назад, перемах одноименной ноги назад в упор и дальше в упор верхом вне другой ногой, перемахом назад соскок.[4, 152]

     Разноименные перемахи, круги и скрещения.

     К обучению  этим упражнениям можно приступить  лишь в том случае, если мальчики  усвоили маховое движение ногами  в упоре верхом, научились делать  высокий мах ногой, находящейся  сзади.

     1.Прямое скрещение.  Это упражнение состоит из  двух перемахов, выполняемых одной ногой вперед, другой – назад. Причем нога, находящаяся сзади, должна пройти вперед сверху, нога находящаяся спереди, идет назад снизу.

     2.Одноименный  круг вперед. Этот круг состоит  из двух перемахов:  одноименного вперед и разноименного назад, которые предварительно должны быть хорошо усвоены. Вначале одноименный круг вперед выполнять из упора стоя и заканчивать соскоком, затем – из упора в упори, наконец, соединять одноименный круг с другими, следующими за ним, движениями.[4,153]

     Соскоки

     1.Соскок боком.  После обучения прыжку боком  с разбега и из упора стоя  разучивают соскок боком из  упора верхом вне, из упора верхом на ручке с поворотом кругом и в соединении с другими движениями.

     2.Соскок углом.  К выполнению этого соскока  предъявляются такие же требования, как при прыжке боком. Разучивать  соскок углом следует в той  же последовательности, что и  соскок боком.[4, 154]

Упражнения  на брусьях

     Упражнения  на брусьях состоят из маховых,  силовых и статистических элементов  и их соединений, выполняемых  в различных упорах и висах.

     Разнообразие  упражнений на брусьях требует  от гимнастов хорошей специальной  физической подготовленности. Наиболее  высокие требования предъявляются  к скоростно – силовым показателям мышц рук, туловища и плечевого пояса, которые обеспечивают выполнение основных действий в различных условиях опоры.

     Для успешного  овладения упражнениями на брусьях  гимнаст должен вначале освоить  ряд специальных двигательных  навыков, таких как: правильная  техническая осанка в упорах, висах, стойках; рациональная  техника размахивания в висах  и упорах, вспомогательные движения  в плечевых суставах при ускорении  маховых движений и отталкиваний  от жердей в подъемах, поворотах  и сальто.[3, 162]

 Наиболее целесообразно  вначале использовать для этого  низкие стоялки и брусья, где легче оказывать занимающимся помощь. Это поможет избежать возможных отрицательных защитных реакций и ошибок в технике разучиваемых затем упражнений.

     Наиболее характерные особенности рациональной технической осанки при выполнении упражнений в упоре: выпрямленное положение тела, отсутствие прогибания в поясничном отделе позвоночника, умеренное напряжение мышц  плечевых суставов и грудинно – ключичных сочленений, обеспечивающее, с одной стороны, высокое положение туловища на махе спереди и сзади, с другой – упругое провисание в момент прохождения телом нижнего вертикального положения.

     Правильная  техническая осанка при выполнении  упражнений в висах характеризуется  провисанием в плечевых суставах, округленным положением спины  и наклоном головы на грудь.

     Последовательность  обучения упражнениям на брусьях  должна строиться с учетом  структурного сходства движений  и уровня физической и технической  подготовленности гимнаста. Вначале  разучиваются по возможности  профилирующие упражнения, техническая  основа которых позволяет затем  успешно осваивать другие упражнения  данной структурной группы. Одним  из важнейших требований при  этом остается соответствие трудности  упражнений функциональным возможностям  занимающихся.[3, 163]

Примерные упражнения на брусьях

     1.Из стойки  на полу, лицом к брусьям, хватом  за концы прыжок в упор с  перемахом одной внутрь и тотчас же соскок назад в стойку на полу.

     2.Из седа ноги врозь перемахом одной внутрь скрещение с поворотом кругом в сед ноги врозь.

     3.Из размахивания  в упоре на предплечьях махом  назад подъем в стойку на  плечах.

     4.Из седа ноги врозь кувырок вперед согнувшись в упор на руках.

     5.Из упора  стоя на одном колене стойка  на плечах.

     6.Из размахивания  в упоре соскок боком.[4, 144]

Упражнения  на перекладине

     Перекладина  в спортивной гимнастике является  снарядом, на котором исполняются  только маховые упражнения. Поэтому  основные умения гимнаста заключаются  в правильном использовании сил  инерции при относительно небольшой  затрате мускульной энергии. Сила  сгибателей пальцев, тем не  менее, должна быть значительной, поскольку выполнение махов большой  амплитуды связано с преодолением  значительных центробежных сил,  стремящихся оторвать гимнаста  от перекладины. Гриф перекладины  является действительной осью, вокруг  которой вращается гимнаст.[3, 174]

     Различают  5 основных способов хвата за  гриф:

     •Хват сверху: в положении виса -  в этом  случае тыльные поверхности кистей  обращены назад.

     •Хват снизу:  в положении виса – обе руки  предельно супинированы, тыльные поверхности кистей обращены вперед, большими пальцами наружу.

     •Разный хват: одна рука в хвате сверху, другая  в хвате снизу.

     •Обратный  хват: обе руки предельно пронированы, тыльные поверхности кистей обращены вперед, большие пальцы наружу.

     •Скрестный хват: тыльные поверхности кистей обращены назад, предплечья перекрещиваются вблизи запястья (правая или левая рука сверху), боковые поверхности кистей со стороны мизинцев почти касаются друг друга, большие пальцы обращены наружу.[3, 175]

 Групповое выполнение упражнений на перекладине. Исполняется с музыкальным сопровождением, размер 4/4. Каждую позу держать 4 сек.

     1.И.п. – трое  стоят под перекладиной в о.с.;2 – средний – вис, крайние  – о.с., одну руку вверх наружу; 3 – средний – подъем переворотом  в упор, крайние – вис; 4 – средний  – положение лёжа на животе прогнувшись на перекладине, руки вверх-наружу, крайние – подтягивание; 5 – крайние – подъем переворотом силой в упор, средний – упор; 6 – средний – силой опускание вперед в вис; 7 – средний – через вис, согнувшись вис, прогнувшись, крайние – силой опускание вперед в вис на согнутых руках; 8 – средний – вис сзади, крайние – разгибая руки, перемах обеими в вис прогнувшись сзади; 9 – средний – вис согнувшись, крайние – вис прогнувшись ноги врозь; 10 – средний – вис прогнувшись ноги врозь, крайние – вис сзади; 11 – средний – вис на согнутых ногах, руки в стороны, крайние – вис согнувшись; 12 – средний – вис на правой, руки в стороны, крайние вис; 13 – средний – удерживает за ноги крайних, крайние – вис углом;  14 – средний – вис на согнутых ногах, руки вверх-наружу, крайние – вис поперек, лицом друг к другу; 15 – крайние – вис согнув ноги, средний – опираясь руками о колени крайних; 16 – соскок.[15]

Парные  упражнения на перекладине. Выполняется с музыкальным сопровождением.

     1.И.п. – вис  поперек, лицом друг к другу; 2 – выполнить подтягивание; 3 –  вис прогнувшись, ноги врозь; 4 – поворот в вис на одной и мах вперед; 5 – махом назад подъем в упор правой (верхом); 6 – 7 – оборот вперед (заканчивая оборот, поднять одну руку вверх и взяться за руки, голову повернуть лицом к зрителям); 8 – повернуться в упор поперек лицом друг к другу; 9 – 10 – синхронный оборот боком; 11 – поворот в упор (один левой, другой – правой); 12 – 13 – оборот назад в упоре ноги врозь; 14 – 16 – поочередно спад назад в вис на одной ноге и подъем в упор ноги врозь; 17 – поворот кругом с перехватом рук и переходом в вис на правой ноге; 18 – махом вперед перемах согнутой левой ногой в висе на обеих;19 – махом вперед, отпуская руки, вис на согнутых ногах, мах назад; 20 – махом вперед - соскок.[16]

Упражнения  на низкой перекладине

     1.Из виса  стоя, правая хватом сверху, левая хватом снизу толчком ног вис завесом правой, перехватом правой рукой за левую поворот в вис завесом поперек, сменить ногу – вис завесом левой поперек, согнуть ноги, колени к груди, опуститься в вис присев.

     2.Из виса  стоя сзади толчком ног вис  завесом двумя, отпустив руки, вис на подколенках, взяться за перекладину, вис завесом двумя, вис согнувшись, перемах двумя между руками и опускание вперед, правая прямая, левая согнута, в вис присев на левой.[4, 128]

Упражнения  на кольцах

     В связи  с тем, что кольца являются  подвижной конструкцией, упражнения  на ней имеют некоторые особенности.

     При исполнении  размахиваний на  кольцах отдельные  точки тела гимнаста движутся  не по дугам окружности, как  на перекладине, а описывают  кривые самой разнообразной формы.

     Центр тяжести  тела при этом перемещается  вверх и вниз около вертикальной  плоскости, проходящей через точки  подвеса колец, и описывает  петлеобразную кривую.

     Такое движение  ОЦТ объясняется тем, что кольца  перемещаются в направлении, противоположном  перемещению нижних частей тела  гимнаста. Благодаря этому ОЦТ практически не перемещается в переднезадней плоскости. Этим, в частности, объясняется тот факт, что соскоки с колец невозможно выполнить со сколько – нибудь значительным вылетом вперед или назад.

     Вместе с  тем необходимо отметить, что  ОЦТ все же может несколько  перемещаться в сагиттальной  плоскости, особенно в крайних  положениях маха. Возникающие в  связи с этим отклонения ОЦТ  от вертикали требуют от гимнаста  большой согласованности действий  при движении тела вверх и  вниз. Отсутствие такой согласованности   неизбежно приводит к нежелательному  раскачиванию колец.

     В связи  с движением ОЦТ около вертикальной  плоскости нагрузка на кисти  значительно увеличивается при  прохождении телом вертикального  положения внизу, так как в  это время ОЦТ практически  мгновенно меняет направление  движения на противоположное.

     Резкое увеличение  реакции опоры, возникающее при  этом, ощущается как рывок, интенсивность  которого зависит от амплитуды  размахивания. Поэтому сила захвата  снарядов в этом положении  должна быть существенно больше, чем на перекладине. Кроме того, подвижность колец заметно затрудняет  выполнение упражнений в упоре  (сравните упор, размахивание, стойку  на руках на брусьях и на  кольцах).[3, 156]

     Упражнения  на кольцах  делятся на две  группы:

     •Статистические  и силовые упражнения.

     В зависимости  от особенностей положения тела  на снаряде статистические элементы  могут быть как простыми, так  и сложными. Наиболее сложны положения,  удерживаемые в состоянии неустойчивого  равновесия, преимущественно упоры.  При исполнении висов в состоянии  устойчивого равновесия отпадает  необходимость прилагать дополнительные  усилия для удержания равновесия (исключение составляет положение виса прогнувшись).

Информация о работе Особенности применения нестандартных упражнений в 5-9 классе на уроках гимнастики