Особенности применения нестандартных упражнений в 5-9 классе на уроках гимнастики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Возникновение физических упражнений уходит корнями в далекое прошлое. Они были непосредственно связаны с удовлетворением человеком жизненно важных инстинктов и потребностей в пище, жилье, тепле, продолжении рода, в движении и т.д.
По мере развития человека совершенствовались и его движения. Важную роль в возникновении физических упражнений сыграли трудовая деятельность, охота и даже войны. Чтобы выжить, человеку приходилось совершенствовать свои психофизические качества: быстроту, силу, гибкость, выносливость, ловкость.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические обоснования физических упражнений на уроках гимнастики.
. Понятия о физических упражнениях как основное средство физического воспитания.
Классификация физических упражнений в гимнастике.
Анатомо- физиологические и психические особенностей детей среднего школьного возраста.
Глава II. Особенности применения нестандартных упражнений в 5-9 классе на уроках гимнастики
2.1. Упражнения с гимнастической палкой.
2.2. Упражнения со скакалкой.
2.3. Упражнения на снарядах.

Файлы: 1 файл

курсовая работа (Автосохраненный).docx

— 74.80 Кб (Скачать файл)

     Все перечисленные  упражнения с гимнастической  палкой имеют особо важное значение в обучении детей. Большое место на занятиях со школьниками уделяется также упражнениям с подбрасыванием и ловлей палки, с балансированием палки на раскрытой ладони, использованием палки в виде опоры (например, поставить палку вертикально, на пол и, опираясь на нее обеими руками, выполнять маховые движения ногой назад, приседания и т. п.).

     В первый  год обучения упражнения с  гимнастической палкой ограничиваются  простейшими движениями, преимущественно  симметричными, с хватом палки за оба конца. Включается много упражнений типа заданий.

     На втором  году обучения упражнения с  гимнастической палкой усложняются,  и требования к их выполнению  приближаются к принятым в спортивной гимнастике.[4, 54 -55]

     Гимнастическая  палка используется как ограничитель  движений, уточняющий их направление  и амплитуду. Кроме того, ее  можно применять как опору  для упражнений в упорах и  висах при занятиях с партнерами. [3, 130]

     Упражнения для мышц рук и плечевого пояса

     1.И.п. Палка горизонтально внизу. Поднимание палки вперед, вверх, на грудь, на голову, на лопатки.

     2.И.п. Палка  горизонтально внизу. Поднимание  палки вверх и опускание назад  – вниз за спину; обратным  движением палку горизонтально  вниз.

     3.И.п. Основная  стойка, палка вертикально в правой  руке, хватом за середину. 1 –бросить  палку вверх; 2 – поймать палку  левой рукой;  3-4 – то же с  другой руки. Стараться бросать  палку так, чтобы она в полете  сохраняла вертикальное положение.[4,55], [12,14]

     Упражнения для мышц туловища

      И.п. Стоя, сидя, лежа, держа палку за головой, на лопатках, за спиной, в сгибах локтей, на груди: а) повороты туловища; б) Наклоны туловища в стороны – вперед, назад; в) Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями руками.

     Упражнения для мышц ног и таза

     И.п. Различные:  а) движения ногами в различных  направлениях; б) приседания и  полуприседания; в) Выпады в различных  направлениях; г) подскоки; д) движения ногами, выпады, прыжки в сочетании с движениями рук, туловища.

    Упражнения типа задания

     1.И.п.Ноги вместе; палку поставить перед собой вертикально, придерживая ее сверху руками. Отпустить палку, быстро повернуться на 360◦ и удержать ее руками, прежде чем она упадет на пол.

     2.И.п. Ноги  врозь, палку на лопатки. Наклоняясь  вперед, не опуская голову вниз, выпрямить руки вверх, смотреть  на палку; вернуться в и.п.. Не задеть палкой затылок.

     3.И.п. Лежа  на животе, поставить перед собой  палку, держа ее обеими руками  у нижнего конца. Перехватывая  поочередно руками и прогибаясь, достать верхний конец палки.[4, 55 -56]

     Многие из  упражнений – поднимание живого  веса, висы и упоры, элементы  акробатики, опорные прыжки –  могут проводиться с применением  гимнастической палки. Упражняются  с ней втроем – двое держат  палку за концы, третий выполняет  задание. Палка может удерживаться  на высоте пояса, груди, поднятых  над головой рук. Крайние, удерживающие  палку, могут менять ее высоту, опускаясь на колено, приседая, стоя  в выпаде, наклоняясь вперед.

     Доступность  упражнений на палке в тройках  определяют по нагрузке, которая  приходится на крайних, удерживающих  среднего. Мене трудные упражнения, когда основной вес среднего  находится на полу; труднее, когда  вес среднего полностью удерживается  крайними; самые трудные, когда  крайние не только удерживают  среднего, но и поднимают его.  Что касается упражнений, которые  выполняют средние, то здесь  следует руководствоваться требованиями учебной программы. Распределяют учащихся по тройкам с учетом их веса и роста.

     Поскольку  смена мест только меняет характер  нагрузки, не давая полного отдыха  занимающимся, после каждого упражнения  делают паузу.

     Возможные  упражнения:

     1.Средний, лежа на спине, руки вперед, держится за палку; крайние, стоя в выпаде, держат палку за концы. Крайние, делая два шага вперед, поднимают среднего в положение  стоя, палка на высоте груди; крайние, делая два шага назад, кладут среднего в и. п.

     2.Все трое  стоя рядом держат палку на  высоте груди. Средний, выпрямляя руки в локтях, прогибается, затем становится на колени и ложится бедрами на пол, при этом крайние делают два шага вперед.

     3.Крайние стоят  лицом друг к другу, средний  между ними, лицом к одному  из крайних; палку держат вверх.  Крайние опускают палку на  высоту груди, средний ,не сгибая рук, переходит в вис лежа боком; то же в другую сторону.

     4.Крайние, стоя  на одном колене, держат палку  на высоте груди, средний в упоре на палке. Крайние, выпрямляясь, приставляют ногу; оставляя другую назад, опускаются на колено.

     5.Крайние, стоя  лицом друг к другу, держат палку на высоте груди; средний держится за палку. Средний, подпрыгивая, делает упор, крайние поднимают палку вверх.

     6.Крайние, стоя  лицом  друг к другу, держат палку на высоте груди, средний в висе присев. Средний, переставляя ноги поочередно вперед, переходит в вис лежа согнувшись, разгибаясь, встает.

     7.Крайние, стоя  лицом друг к другу, держат палку вверх; средний, стоя между ними, держится за палку хватом сверху. Средний подтягивается. То же, но средний подтягиваясь, сгибает ноги вперед, крайние опускают палку до высоты груди и снова поднимают вверх.

     8.Крайние, стоя  лицом друг к другу, держат палку на высоте груди; средний принимает упор. Средний, наклоняясь вперед и сгибаясь, опускает вперед на пол сначала одну ногу, затем другую в вис присев, выпрямляяноги, переходит в вис лежа согнувшись, разгибаясь встает. То же, но опускать обе ноги одновременно

     9.Крайние, стоя  лицом друг к другу, держат палку вверху; средний, стоя между ними, держится за палку хватом сверху. Крайние опускают палку до высоты груди, средний, не сгибая рук в локтях, переходит в вис стоя согнувшись.

     10.Крайние,  стоя лицом друг к другу, держат палку на высоте груди; средний в висе присев. Средний махом одной и толчком другой делает перемах, согнув ногу в вис с завесом; перемах другой в вис согнувшись; опускает ноги назад до виса стоя сзади согнувшись, вис стоя сзади; с шагом вперед опускает руки.

     11.Крайние,  стоя лицом друг к другу, держат палку на высоте груди; средний в висе присев. Толчком ног средний делает перемах в вис согнувшись, вис лежа сзади; вис согнувшись; сгибая ноги вперед, вис присев.

     12.Средний на полу, лежа согнувшись, держит палку перед ногами хватом сверху; крайние держат палку за концы. Крайние поднимают среднего в вис завесом двумя; средний, опуская руки, ставит их на пол; поочередно, разгибая ноги в коленях через стойку на руках, встает.

     13.Крайние,  стоя лицом друг к другу, держат палку на высоте груди; средний в висе присев сзади. Средний толчком ног делает вис согнувшись, вис прогнувшись, вис согнувшись, вис присев сзади, с шагом вперед опускает руки.

     14.Крайние,  стоя лицом друг к другу, держат палку в опущенных руках; средний держится за палку, стоя спиной к ней. Крайние поднимают палку до высоты груди; средний делает угол, слегка опускает ноги вниз и, разгибаясь, делает соскок вперед.

     15.Крайние,  стоя лицом друг к другу, держат палку на высоте пояса; средний стоит ноги врозь, руки вверх, спиной к палке. Средний, опираясь спиной на палку, наклоняется назад до положения «мост». То же, но делает переворот назад (толчком одной и махом другой) на одну ногу.

     16.Крайние,  стоя лицом друг к другу держат палку на высоте груди, средний стоит на расстоянии одного шага от палки. Средний толчком одной и махом другой делает стойку на руках с опорой под коленками о палку, затем вис на согнутых ногах, вис завесом двумя, вис стоя сзади и с шагом вперед опускает руки.

     17.Средний, лежа на полу, согнув одну ногу, держит палку впереди; крайние держат палку за концы. Средний, слегка подтягиваясь к палке, махом одной и толчком другой делает переворот в упор лежа; толчком ног переходит в упор присев и встает. То же, но крайние держат палку на высоте груди, а средний делает переворот в упор из виса присев.

     18.Крайние,  стоя лицом друг к другу, держат палку на высоте пояса; средний в упоре лежа на полу, ноги на палке. Средний делает кувырок вперед.

     19.Средний, лежа на полу, сгибает руки к плечам, удерживая палку под согнутыми коленями; крайние держат палку за концы. Крайние, поднимая палку вверх и вперед, помогают среднему сделать кувырок назад.

     20.Крайние,  стоя лицом друг к другу, держат палку в опущенных руках; средний в шаге от палки.

 Средний толчком одной  и махом другой через стойку  на руках, опираясь спиной на  палку, делает переворот вперед.

     21.Крайние,  стоя боком друг к другу,  держат палку на высоте пояса.  Средний с места (с шага, с  разбега), опираясь на плечи крайних,  делает прыжок через палку,  согнув ноги.[14,]

 

2.2. Упражнения  со скакалкой

     Упражнения  со скакалкой -  эффективное  средство для развития мышц  ног, прыгучести, выносливости, быстроты  и ловкости. Прыжки со скакалкой  способствуют развитию и укреплению  сердечнососудистой и дыхательной  систем. Музыкальное сопровождение  при выполнении упражнений со  скакалкой благоприятно сказывается  на развитии выносливости, так  как создаваемый эмоциональный  фон заметно понижает ощущение  усталости и помогает занимающимся  выполнять продолжительные и  интенсивные физические упражнения. Изменение темпа и ритма, а  также постепенное введение более  сложных элементов со скакалкой  способствуют развитию координации  движений.[13, 4]

     Упражнения  с короткой скакалкой не ограничиваются  прыжками через нее. Скакалка  используется и для общеразвивающих упражнений. Особенно хороши для этих упражнений резиновые скакалки.[4, 63]

     Скакалки бывают  длинные и короткие, резиновые  и пеньковые. Скакалку следует  подбирать в соответствии с  ростом. Скакалка соответствует  росту, если ее концы доходят  до подмышечных впадин.

     Упражнения  со скакалкой подразделяют на:

     •прыжки с  вращением скакалки вперед, назад,  в сторону;

     •прыжки с  вращением скакалки скрестно (петлей);

     •махи и круги скакалкой в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях;

     •переводы  скакалки;

     •броски скакалки. [13, 4]

     Упражнения с длинной скакалкой

     1.Вращение  длинной скакалки в одну и  другую сторону.

     2.Прыжки на  месте на двух ногах через  качающуюся скакалку с промежуточным  прыжком, стоя к ней лицом  и боком.

     3.Пробегание  вперед и боком под вращающейся  скакалкой по одному, То же  по два, по три, в сцеплении  за руки.

     4.Прыжки под  вращающейся скакалкой после  вбегания с последующим выбеганием. (Прыгать боком, лицом, спиной к скакалке; парами в сцеплении за руки).

     5.Пробегание  под тремя скакалками, расположенными  параллельно.

     6.Прыжки через  вращающуюся скакалку на двух  ногах без промежуточного прыжка (с вбеганием и выбеганием).

     7.перешагивание  вперед и назад через свободно  висящую скакалку.[13, 9]

     Упражнения с короткой скакалкой

     1.Прыжки на двух ногах с промежуточным прыжком, вращая скакалку вперед.

     2.Прыжки с вращением скакалки вперед, чередуя с постукиванием ручками скакалки.

     3.Бег на месте, вращая скакалку вперед под правую (левую) ногу.

     4.Прыжки с ноги на ногу, вращая скакалку вперед («качалочка»)

     И.п.: Руки в  стороны, правая нога вперед  книзу, скакалка сзади.

     1 – прыжок  на правую ногу, левая назад согнута, вращая скакалку вперед;

     2 – прыжок  на левую, правая вперед книзу, скакалка вверху;

     3-4 – повторить  счеты 1-2.

     5.Прыжок с одной ноги на другую, вращая скакалку вперед («моталочка»).

     И.п.: Руки в  стороны, правая нога вперед  книзу, скакалка сзади.

     1 – прыжок  на правую ногу, левая назад согнута, вращая скакалку вперед;

     2 – прыжок  на правой, левая вперед книзу, скакалка вверху;

     3-4 – повторить  счеты 1-2, но с другой ноги. [7, 8 -9]

     6.Бег вперед, вращая скакалку на каждый шаг.

     7.Бег вперед, чередуя вращение скакалки вперед с кругами скакалки справа и слева.

     8. Прыжки с промежуточным прыжком вдвоем под одной скакалкой с вбеганием, стоя лицом друг к другу.

     9. Прыжки с вращением скакалки вперед , назад скрестно («петлей»).[7, 11]

     10.И.п.: Стоя на скакалке.

     1 – с наклоном  вперед прогнувшись отвести руки  в стороны;

     2 – и.п.

     11.И.п.: Стоя, ноги врозь, руки вверх в стороны, скакалказа головой.

     1 – наклон  туловища к правой ноге, стараясь  коснуться носка правой рукой;

     2 – и.п. То  же к левой ноге.

     12.И.п.: Сидя, руки вперед.

     1 – сгибая  левую ногу, перенести ее через  скакалку и выпрямить;

     2 – и.п.;

     3-4 -  то же  правой ногой;

     5-6 -  то же  выполняя движение обеими ногами;

     7-8 – и.п.[13,79 -80]

2.3.Упражнения  на снарядах

     Упражнения на коне, кольцах, брусьях, перекладине, брусьях разной высоты, гимнастическом бревне – наиболее характерные средства спортивной гимнастики. Основное их назначение – совершенствование координации движений. Непременное условие успешного овладения этими упражнениями – всесторонняя физическая подготовленность, а также высокий уровень развития специальных двигательных способностей, волевых качеств и вестибулярного аппарата. Конструктивные особенности самих снарядов и необычные условия опоры (преимущественно на руках) обуславливают значительную интенсивность этих упражнений.[3, 8]

Информация о работе Особенности применения нестандартных упражнений в 5-9 классе на уроках гимнастики