Однако это,
пожалуй, самый важный период
в жизни школьника. В это
время организм продолжает свое
активное формирование.
Половое созревание
зависит от эндокринных изменений
в организме. Особенно важную
роль в этом процессе играют
гипофиз и щитовидная железа,
которые начинают выделять гормоны,
стимулирующие работу большинства
других эндокринных желез. Активизация
и сложное взаимодействие гормонов
роста и половых гормонов вызывают
интенсивное физическое и физиологическое
развитие.
Прежде всего,
молодых людей отмечается бурный
физический рост организма, который
выражается в изменении роста
и веса, сопровождающимся изменением
пропорции тела. Сначала до «взрослых»
размеров вырастают голова, кисти
рук и ступни, затем конечности
– удлиняются руки и ноги
– и в последнюю очередь
туловище. Наибольшие прибавки в
длине тела у девочек отмечаются
между 11 и 12 годами , по массе тела
– между 12 и 13 годами. У мальчиков прибавка
в длине наблюдается между 13 и 14 годами,
а прибавка в массе тела – между 14 и 15 годами.
Особенно велика скорость роста длины
тела у мальчиков, в результате чего в
13,5 – 14 лет они обгоняют девочек по длине
тела.[8, 93]
Этот возраст
характеризуется завершением формирования
скелета и скелетной мускулатуры,
легочной и сердечнососудистой
систем, системы иммунологической
защиты, пищеварительного тракта. В
связи с такими важными процессами,
происходящими в организме ребёнка,
следует обратить особое внимание
на физиологические особенности
среднего школьного возраста.
В подростковом
возрасте активно продолжается
формирование скелета. В целом
скелет подростков характеризуется
высокой эластичностью, что предрасполагает
его к развитию деформаций
при нарушении гигиенических
требований к рабочему или
спальному месту. Интенсивный
рост скелета, достигающий 4 –
7 см в год, опережает развитие
мускулатуры. Всё это приводит
к некоторой непропорциональности
тела, подростковой угловатости.
Подросткам противопоказаны в
этот период такие упражнения,
как тройной прыжок с разбега
в полную силу, прыжки в глубину
с высоты более 100 см и с
приземлением на жесткую опору,
приседания с тяжестями, превышающими
собственный вес, и другие подобные
упражнения. Особое значение для
правильного развития скелета
подростков имеет полноценное
и богатое витаминами питание,
а также ультрафиолетовое облучение.
Несоблюдение этих требований
может приводить к развитию
рахита – заболевания, которое
проявляется задержкой роста
и деформациями различных частей
скелета: рук, ног, черепа, грудной
клетки и позвоночника. Окончательное
окостенение скелета завершается
у женщин в 17 – 21 год, у
мужчин в 19 – 25.[9, 58]
Важнейшие
показатели физического развития
– это не только рост и
масса тела, но и окружность
грудной клетки. В этом же возрасте
происходит срастание нижних отрезков
грудины. К 12 – 13 годам грудная клетка
значительно напоминает грудную клетку
взрослого человека.
В 14 – 16 лет
строение таза приближается к
характерному для взрослого человека
и у подростков появляется способность
выдерживать значительные нагрузки.[9,57]
Гормональные
изменения в организме в этот
период способствуют росту и
развитию скелетной мускулатуры,
что приводит к увеличению
мышечной силы. В этом возрасте
существенные изменения претерпевают
не только объем мышечной массы,
но и функциональные свойства
мышц. Мышечная сила мальчиков
12 – 14 лет увеличивается гораздо
быстрее, чем у девочек. Максимальное
развитие мышечной силы отмечается
у девочек к 15 годам. После
чего значительных изменений
уже не происходит. Причем
если у мальчиков одновременно
увеличиваются показатели абсолютной
и относительной (в пересчете
на 1 кг веса) силы, то у девочек
к 12 -13 годам прирост общего
веса тела опережает прирост
абсолютной силы, что приводит
к снижению относительных силовых
показателей. Поэтому девочкам
трудно выполнять упражнения, связанные
с перемещением и удержанием
веса собственного тела (висы, лазанье,
прыжки). У подростков мужского
пола сила мышц продолжает
нарастать, особенно при занятиях
спортом.
Однообразные
длительные физические упражнения
могут привести к одностороннему
(ассиметричному) развитию мускулатуры
и, как следствие этого, к
искривлению позвоночного столба
и нарушению осанки. Следует помнить,
что у подростков тонус мышц
– сгибателей превалирует над
тонусом мышц – разгибателей.
Поэтому, подбирая упражнения, нужно
особенно следить за тем, чтобы
достаточную нагрузку получили
мышцы спины и шеи, препятствующие
возникновению «круглой» спины
и сутуловатости. Очень важно
с первых занятий следить за
правильной осанкой во время
бега и прыжков. В ходе занятий
необходимо регулярно изменять
характер упражнений, чтобы подростки
не утомлялись.
В этом возрасте
появляются вторичные половые
признаки – внешние признаки
полового созревания – и тоже
в разное время у разных
детей. У мальчиков происходит
изменение (мутация) голоса и
появляются волосы на лобке,
а в 14 лет появляются волосы
в подмышечных впадинах. У девочек
продолжается развитие молочных
желез, наблюдается рост волос
на лобке и в подмышечных
впадинах. Наиболее четким показателем
полового созревания является
первая менструация.[8, 93]
В 14 – 15 лет
– в период полового созревания
– наступает усиленный рост
сердца. Масса сердца у мальчиков
больше, чем у девочек. В период
полового созревания наблюдается
диспропорция в развитии тела,
сердца и сосудов. При увеличении
роста тела сосуды, следуя за
ним, удлиняются и становятся
узкими, что ведет к увеличению
сопротивления току крови, повышению
нагрузки на сердце и ухудшению
кровоснабжения тканей. В этот
период поступление половых гормонов
в кровь ведет к дополнительному
возникновению спазмов сосудов
различных областей тела, в том
числе сосудов головного мозга
и сердца. Все это способствует
проявлению у подростков при
чрезмерных физических и психических
нагрузках обморочных состояний,
приступов учащения и нарушения
сердечных ритмов и других
функциональных расстройств сердечно
– сосудистой системы. А такие
перепады вызывают быструю смену
физического состояния и,
соответственно настроения. Поэтому
физические упражнения нужно
ограничивать.[9, 87]
У школьников
в подростковом возрасте существенно
повышается точность пространственной
ориентировки при стоянии и
передвижении с закрытыми глазами,
а также при прыжках с места
и метании предметов в цель.
Способность правильно ориентироваться
в пространстве только к 12 –
летнему возрасту приближается
к показателям, нормальным для
взрослых людей.[6,185]
Физическое
развитие человека тесно связано
с психическим, они взаимно обусловливают
друг друга, что свидетельствует о единстве
и целостности процесса развития ребенка.[9,
15]
Подростковый
период развития представляет
собой самый продолжительный
и самый противоречивый период
детства. Основное психологическое
содержание отрочества связано
с формированием самосознания
личности.[10, 232]
Центральный
и наиболее важный компонент
самосознания личности – самооценка.
Самооценка складывается под
влиянием собственной результативности
– чувстве гордости за свои
достижения, из оценок со стороны
окружающих и развития чувства
собственной ценности. Самооценка
ребенка отражает родительскую
оценку его достоинств. Взрослея,
подросток оценивает самого себя,
свои качества и возможности.
Чтобы быть уважаемым среди
друзей и сверстников, надо
обладать определенными качествами.
И перед подростком встает
вопрос: «Что я за человек? Что
во мне хорошего, что плохого?».
Так начинается самопознание
подростка. Самооценка подростков
применительно к настоящему времени
строится на основе отдельных
поступков. Однако у многих
подростков самооценка завышена
и уровень притязаний оказывается выше
реальных возможностей.[10, 242], [11, 137]
Период отрочества
– наиболее трудный этап становления
личности. Перед подростком периодически
встает проблема выбора и утверждения,
меняются приоритеты и устанавливаются
определенные нравственные критерии.
Он постоянно мечется между
абсолютным скептицизмом, отрицанием
принятых в обществе нравственных
норм и подчас наивным идеализмом.
Именно средний школьный возраст
является наиболее сложным этапом
воспитания подрастающего ребенка.
Этот период жизни иногда называют
периодом тяжелого кризиса. Признаками
его могут быть упрямство, эгоизм,
замкнутость, уход в себя, вспышки
гнева, нервные срывы и даже
суицидальные попытки. Поэтому взрослые
должны быть внимательны к внутреннему
миру ребенка, больше уделять внимания
индивидуальной работе, проблемы ребенка
решать, наедине с ним, проявлять к нему
уважение и доверие, создавать условия,
помогающие преодолевать трудности в
обучении и общественно – полезной деятельности,
в установлении взаимоотношений с товарищами.
Все это благоприятно сказывается на психическом
развитии подростка.
Именно средний
школьный возраст является наиболее
сложным этапом воспитания подрастающего
ребенка. В психическом развитии
подростка основная роль принадлежит
устанавливающейся системе взаимоотношений
с окружающими людьми. В
это время подросток очень
остро воспринимает все происходящее
вокруг него. На психическое развитие
подростка, его поведение существенное
влияние оказывает общественное
мнение товарищей. Во всех своих
действиях и поступках он ориентируется,
прежде всего, на это мнение.
Учитель для подростка уже
не является таким непререкаемым
авторитетом, как для младших
школьников. Подростки предъявляют
высокие требования к деятельности,
поведению, личности учителя.
От того, насколько правильно
будет проходить данный возрастной
период, будет зависеть, насколько
легко начнется для ребенка
переходный возраст и степень
сложности его протекания.
Подростки активно
ищут общения, дружбы и доверительных
контактов с другими подростками,
прислушиваются к мнению сверстников
и дорожат их расположением.
Они надеются на поддержку,
понимание и возможность обсудить
происходящие с ними изменения
с позиции «А все ли у
меня так, как у других?».
В подростковом возрасте дети
эмоционально общаются со сверстниками.
Это общение накладывает отпечаток
и на учение, и на неучебные
занятия, и на отношения с родителями.
Отношения подростка с товарищами, сверстниками,
одноклассниками сложные, многообразные,
более содержательные, чем у младшего
школьника. Общение со взрослыми уже не
решает всех вопросов подростка, а их вмешательство
вызывает обиду, протест. Общение с товарищами
приобретает для подростка большую ценность,
причем нередко учение отодвигается на
второй план. С одной стороны, у подростка
ярко проявляется потребность общения,
совместной деятельности, коллективной
жизни, дружбы, а с другой – желание быть
принятым, признанным, уважаемым товарищами.
Подростковая дружба – сложное, часто
противоречивое явление. Подросток активно
ищет верных друзей, но не всегда их находит
и лихорадочно меняет товарищей. В этом
тоже – трудность возраста. Задача взрослых
заключается не только в том, чтобы знать,
в какие объединения входит подросток,
какое место он занимает в разных группах,
что является психологической основой
объединений подростков, но и в том, чтобы
целенаправленно управлять формированием
групп подростков, помогать каждому из
них занять достойное место среди других
и прежде всего среди товарищей по классу.[11,
136]
Еще одна
значимая сфера отношений подростков
– отношения с взрослыми,
прежде всего, с родителями. Основные
сложности в общении - конфликты
возникают из-за родительского
контроля за поведением, учебой подростка,
его выбором друзей и т.д. Поэтому родители
должны относиться к подросткам с уважением
и доверием, помогать им преодолевать
трудности в учении и общественно -
полезной деятельности, помогать устанавливать
взаимоотношения с товарищами, сохранять
контакт с ними, отвечать на их многочисленные
вопросы. Также происходит изменение положения
подростка в семье: с ростом его физических
и умственных возможностей ему начинают
больше доверять и поручать выполнение
сложной домашней работы, включать в обсуждение
семейных проблем.[11, 135]
Одной из
важнейших линий развития в
отрочестве является моральное
становление личности подростка.
Влияние на моральный облик
подростка оказывают такие факторы,
как родительская любовь и
стиль семейного воспитания, религиозные
убеждения, волевое и эмоциональное
становление личности. Развивающиеся
логические способности подростка позволяют
ему постепенно прийти к пониманию того,
что правила определяются людьми и ситуацией
на основе взаимных договоренностей, а
формирующееся мировоззрение позволяет
подростку понять, что с этической точки
зрения мир таков, каким его делаем мы
сами.[10,252]
Вывод:
Подростковый
возраст – это период перестройки
организма, вызывающий значительное
напряжение всей нервной деятельности,
требующей разумного и бережного
отношения преподавателей к учащимся.
Часто нарушения физического
здоровья сказываются на способности
подростков к обучению. Педагог
может и должен оказывать помощь
школьному врачу в своевременном
обнаружении каких-либо заболеваний.
Для этого ему достаточно быть
наблюдательным и внимательным
к своим ученикам и владеть
простыми методами оценки физического
развития и здоровья учащихся.
Кроме того, педагог должен анализировать
каждый случай неуспеваемости
и недисциплинированности учащихся,
так как причиной их могут
быть нарушения в состоянии
здоровья, требующие помощи врача.[9,
15]
Глава II. Особенности применения
нестандартных упражнений в 5-9 классе
на уроках гимнастики
2.1.Упражнения
с гимнастической палкой
Упражнения
с гимнастической палкой применяются
прежде всего с целью формирования хорошей
осанки. Для решения этой задачи пригодны
упражнения с симметричными движениями
рук, выполняемые из исходных положений:
палка на лопатках, внизу за спиной, в сгибах
локтей за спиной, горизонтально вверху,
горизонтально внизу перед телом. Движения
палки из одного горизонтального положения
в другое, сочетаемые с наклонами, выпадами,
полуприседами и приседами, включаются
в большую часть общеразвивающих упражнений,
имеющих корригирующее значение. Симметричные
движения обеими руками, держа палку горизонтально,
выполняются также из исходных положений
сидя (ноги выпрямлены и соединены, ноги
полусогнуты и полностью согнуты в коленях)
и лежа на спине, на животе. Эти исходные
положения представляют возможность подобрать
много упражнений, рассчитанных на укрепление
мышц брюшного пресса и спины.