Особенности применения нестандартных упражнений в 5-9 классе на уроках гимнастики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Возникновение физических упражнений уходит корнями в далекое прошлое. Они были непосредственно связаны с удовлетворением человеком жизненно важных инстинктов и потребностей в пище, жилье, тепле, продолжении рода, в движении и т.д.
По мере развития человека совершенствовались и его движения. Важную роль в возникновении физических упражнений сыграли трудовая деятельность, охота и даже войны. Чтобы выжить, человеку приходилось совершенствовать свои психофизические качества: быстроту, силу, гибкость, выносливость, ловкость.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические обоснования физических упражнений на уроках гимнастики.
. Понятия о физических упражнениях как основное средство физического воспитания.
Классификация физических упражнений в гимнастике.
Анатомо- физиологические и психические особенностей детей среднего школьного возраста.
Глава II. Особенности применения нестандартных упражнений в 5-9 классе на уроках гимнастики
2.1. Упражнения с гимнастической палкой.
2.2. Упражнения со скакалкой.
2.3. Упражнения на снарядах.

Файлы: 1 файл

курсовая работа (Автосохраненный).docx

— 74.80 Кб (Скачать файл)

     Однако это,  пожалуй, самый важный период  в жизни школьника. В это  время организм продолжает свое  активное формирование.

     Половое созревание  зависит от эндокринных изменений  в организме. Особенно важную  роль в этом процессе играют  гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны,  стимулирующие работу большинства  других эндокринных желез. Активизация  и сложное взаимодействие гормонов  роста и половых гормонов вызывают  интенсивное физическое и физиологическое  развитие.

    Прежде всего,  молодых людей отмечается бурный  физический рост организма, который  выражается в изменении роста  и веса, сопровождающимся изменением  пропорции тела. Сначала до «взрослых»  размеров вырастают голова, кисти  рук и ступни, затем конечности  – удлиняются руки и ноги  – и в последнюю очередь  туловище. Наибольшие прибавки в  длине тела у девочек отмечаются  между 11 и 12 годами , по массе тела – между 12 и 13 годами. У мальчиков прибавка в длине наблюдается между 13 и 14 годами, а прибавка в массе тела – между 14 и 15 годами. Особенно велика скорость роста длины тела у мальчиков, в результате чего в 13,5 – 14 лет они обгоняют девочек по длине тела.[8, 93]

     Этот возраст  характеризуется завершением формирования  скелета и скелетной мускулатуры,  легочной и сердечнососудистой  систем, системы иммунологической  защиты, пищеварительного тракта. В  связи с такими важными процессами, происходящими в организме ребёнка,  следует обратить особое внимание  на физиологические особенности  среднего школьного возраста.

     В подростковом  возрасте активно продолжается  формирование скелета.  В целом  скелет подростков характеризуется  высокой эластичностью, что предрасполагает  его к развитию деформаций  при нарушении гигиенических  требований к рабочему или  спальному месту.  Интенсивный  рост скелета, достигающий  4 –  7 см в год, опережает развитие  мускулатуры. Всё это приводит  к некоторой непропорциональности  тела, подростковой угловатости.  Подросткам противопоказаны в  этот период такие  упражнения, как тройной прыжок с разбега  в полную силу, прыжки в глубину  с высоты более 100 см и с  приземлением на жесткую опору,  приседания с тяжестями, превышающими  собственный вес, и другие подобные  упражнения. Особое значение для  правильного развития скелета  подростков имеет полноценное  и богатое витаминами питание,  а также ультрафиолетовое облучение.  Несоблюдение этих требований  может приводить к развитию  рахита – заболевания, которое  проявляется задержкой роста  и деформациями различных частей  скелета: рук, ног, черепа, грудной  клетки и позвоночника. Окончательное  окостенение скелета завершается  у женщин в 17 – 21 год, у  мужчин в 19 – 25.[9, 58]

      Важнейшие  показатели физического развития  – это не только рост и  масса тела, но и окружность  грудной клетки. В этом же возрасте  происходит срастание нижних отрезков грудины. К 12 – 13 годам грудная клетка  значительно напоминает грудную клетку взрослого человека.

     В 14 – 16 лет  строение таза приближается к  характерному для взрослого человека и у подростков появляется способность выдерживать значительные нагрузки.[9,57]

      Гормональные  изменения в организме в этот  период способствуют росту и  развитию скелетной мускулатуры,  что приводит к увеличению  мышечной силы. В этом возрасте  существенные изменения претерпевают  не только объем мышечной массы,  но и  функциональные свойства  мышц. Мышечная сила мальчиков  12 – 14 лет увеличивается гораздо  быстрее, чем у девочек. Максимальное  развитие мышечной силы отмечается  у девочек к 15 годам. После  чего значительных изменений  уже не происходит.    Причем  если у мальчиков одновременно  увеличиваются показатели абсолютной  и относительной (в пересчете  на 1 кг веса) силы, то у девочек  к 12 -13 годам прирост общего  веса тела опережает прирост  абсолютной силы, что приводит  к снижению относительных силовых  показателей. Поэтому девочкам  трудно выполнять упражнения, связанные  с перемещением и удержанием  веса собственного тела (висы, лазанье,  прыжки). У подростков мужского  пола сила мышц продолжает  нарастать, особенно при занятиях  спортом.

     Однообразные  длительные физические упражнения  могут привести к одностороннему (ассиметричному) развитию мускулатуры  и, как следствие этого, к  искривлению позвоночного столба  и нарушению осанки. Следует помнить,  что у подростков тонус мышц  – сгибателей превалирует над  тонусом мышц – разгибателей. Поэтому, подбирая упражнения, нужно  особенно следить за тем, чтобы  достаточную нагрузку получили  мышцы спины и шеи, препятствующие  возникновению «круглой» спины  и сутуловатости. Очень важно  с первых занятий следить за  правильной осанкой во время  бега и прыжков. В ходе занятий  необходимо регулярно изменять  характер упражнений, чтобы подростки  не утомлялись.

     В этом возрасте  появляются вторичные половые  признаки – внешние признаки  полового  созревания – и тоже  в разное время у разных  детей. У мальчиков  происходит  изменение (мутация) голоса и  появляются волосы на лобке,  а в 14 лет появляются волосы  в подмышечных впадинах. У девочек  продолжается развитие молочных  желез, наблюдается рост волос  на лобке и в подмышечных  впадинах. Наиболее четким показателем  полового созревания является  первая менструация.[8, 93]

     В 14 – 15 лет  – в период полового созревания  – наступает усиленный рост  сердца. Масса сердца у мальчиков  больше, чем у девочек. В период  полового созревания наблюдается  диспропорция в развитии тела, сердца и сосудов. При увеличении  роста тела сосуды, следуя за  ним, удлиняются и становятся  узкими, что ведет к увеличению  сопротивления току крови, повышению  нагрузки на сердце и ухудшению  кровоснабжения тканей. В этот  период поступление половых гормонов  в кровь ведет к дополнительному  возникновению спазмов сосудов  различных областей тела, в том  числе сосудов головного мозга  и сердца. Все это способствует  проявлению у подростков при  чрезмерных физических и психических  нагрузках обморочных состояний,  приступов учащения и нарушения  сердечных ритмов и других  функциональных расстройств сердечно  – сосудистой системы.  А такие  перепады вызывают быструю смену  физического состояния и,   соответственно настроения. Поэтому  физические упражнения нужно  ограничивать.[9, 87]

     У школьников  в подростковом возрасте существенно  повышается точность пространственной  ориентировки при стоянии и  передвижении с закрытыми глазами,  а также при прыжках с места  и метании предметов в цель. Способность правильно ориентироваться  в пространстве только к 12 –  летнему возрасту приближается  к показателям, нормальным для  взрослых людей.[6,185]

     Физическое  развитие человека тесно связано  с психическим, они взаимно обусловливают друг друга, что свидетельствует о единстве и целостности процесса развития ребенка.[9, 15]

     Подростковый  период развития представляет  собой самый продолжительный  и самый противоречивый период  детства. Основное  психологическое  содержание отрочества связано  с формированием самосознания личности.[10, 232]

     Центральный  и наиболее важный компонент  самосознания личности – самооценка. Самооценка складывается под  влиянием собственной результативности  – чувстве гордости за свои  достижения, из оценок со стороны  окружающих и развития чувства  собственной ценности. Самооценка  ребенка отражает родительскую  оценку его достоинств. Взрослея, подросток оценивает самого себя, свои качества и возможности.  Чтобы быть уважаемым среди  друзей и сверстников, надо  обладать определенными качествами. И перед подростком встает  вопрос: «Что я за человек? Что  во мне хорошего, что плохого?».  Так начинается самопознание  подростка. Самооценка подростков  применительно к настоящему времени  строится на основе отдельных  поступков. Однако у многих  подростков самооценка завышена и уровень притязаний оказывается выше реальных возможностей.[10, 242], [11, 137] 

     Период отрочества  – наиболее трудный этап становления  личности. Перед подростком периодически  встает проблема выбора и утверждения,  меняются приоритеты и устанавливаются  определенные нравственные критерии. Он постоянно мечется между  абсолютным скептицизмом, отрицанием  принятых в обществе нравственных  норм и подчас наивным идеализмом. Именно средний школьный возраст  является наиболее сложным этапом  воспитания подрастающего ребенка.  Этот период жизни иногда называют  периодом тяжелого кризиса. Признаками  его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки  гнева, нервные срывы и даже  суицидальные попытки. Поэтому взрослые должны быть внимательны к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать, наедине с ним, проявлять к нему уважение и доверие, создавать условия, помогающие преодолевать трудности в обучении и общественно – полезной деятельности, в установлении взаимоотношений с товарищами. Все это благоприятно сказывается на психическом развитии подростка.

     Именно средний  школьный возраст является наиболее  сложным этапом воспитания подрастающего  ребенка. В психическом развитии  подростка основная роль принадлежит  устанавливающейся системе взаимоотношений  с окружающими людьми.  В   это время  подросток очень  остро воспринимает все происходящее  вокруг него. На психическое развитие  подростка, его поведение существенное  влияние оказывает общественное  мнение товарищей. Во всех своих  действиях и поступках он ориентируется,  прежде всего, на это мнение. Учитель для подростка уже  не является таким непререкаемым  авторитетом, как для младших  школьников. Подростки предъявляют  высокие требования к деятельности, поведению, личности учителя.  От того, насколько правильно  будет проходить данный возрастной  период, будет зависеть, насколько  легко начнется для ребенка  переходный возраст и степень  сложности его протекания. 

    Подростки активно  ищут общения, дружбы и доверительных  контактов с другими подростками,  прислушиваются к мнению сверстников  и дорожат их расположением.  Они надеются на поддержку,  понимание и возможность обсудить  происходящие с ними изменения  с позиции «А все ли у  меня так, как у других?».  В подростковом возрасте дети  эмоционально общаются со сверстниками. Это общение накладывает отпечаток  и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Отношения подростка с товарищами, сверстниками, одноклассниками сложные, многообразные, более содержательные, чем у младшего школьника. Общение со взрослыми уже не решает всех вопросов подростка, а их вмешательство вызывает обиду, протест. Общение с товарищами приобретает для подростка большую ценность, причем нередко учение отодвигается на второй план. С одной стороны, у подростка ярко проявляется потребность общения, совместной деятельности, коллективной жизни, дружбы, а с другой – желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. Подросток активно ищет верных друзей, но не всегда их находит и лихорадочно меняет товарищей. В этом тоже – трудность возраста. Задача взрослых заключается не только в том, чтобы знать, в какие объединения входит подросток, какое место он занимает в разных группах, что является психологической основой объединений подростков, но и в том, чтобы целенаправленно управлять формированием групп подростков, помогать каждому из них занять достойное место среди других и прежде всего среди товарищей по классу.[11, 136]

     Еще одна  значимая сфера отношений подростков  – отношения  с взрослыми,  прежде всего, с родителями. Основные  сложности в общении -  конфликты  возникают из-за родительского  контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.  Поэтому родители должны относиться к подросткам с уважением и доверием, помогать им преодолевать трудности в учении и общественно -  полезной деятельности, помогать устанавливать взаимоотношения с товарищами, сохранять контакт с ними, отвечать  на их многочисленные вопросы. Также происходит изменение положения подростка в семье: с ростом его физических и умственных возможностей ему начинают больше доверять и поручать выполнение сложной домашней работы, включать в обсуждение семейных проблем.[11, 135]

     Одной из  важнейших линий развития в  отрочестве является моральное  становление личности подростка.  Влияние на моральный облик  подростка оказывают такие факторы,  как родительская любовь и  стиль семейного воспитания, религиозные  убеждения, волевое и эмоциональное  становление личности. Развивающиеся логические способности подростка позволяют ему постепенно прийти к пониманию того, что правила определяются людьми и ситуацией на основе взаимных договоренностей, а формирующееся мировоззрение позволяет подростку понять, что с этической точки зрения мир таков, каким его делаем мы сами.[10,252]

Вывод:

     Подростковый  возраст – это период перестройки  организма, вызывающий значительное  напряжение всей нервной деятельности, требующей разумного и бережного  отношения преподавателей к учащимся. Часто нарушения физического  здоровья сказываются на способности  подростков к обучению. Педагог  может и должен оказывать помощь  школьному врачу в своевременном  обнаружении каких-либо заболеваний.  Для этого ему достаточно быть  наблюдательным и внимательным  к своим ученикам и владеть  простыми методами оценки физического  развития и здоровья учащихся. Кроме того, педагог должен анализировать  каждый случай неуспеваемости  и недисциплинированности учащихся, так как причиной их могут  быть нарушения в состоянии  здоровья, требующие помощи врача.[9, 15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Особенности применения нестандартных упражнений в 5-9 классе на уроках гимнастики

 

2.1.Упражнения с гимнастической палкой

     Упражнения  с гимнастической палкой применяются прежде всего с целью формирования хорошей осанки. Для решения этой задачи пригодны упражнения с симметричными движениями рук, выполняемые из исходных положений: палка на лопатках, внизу за спиной, в сгибах локтей за спиной, горизонтально вверху, горизонтально внизу перед телом. Движения палки из одного горизонтального положения в другое, сочетаемые с наклонами, выпадами, полуприседами и приседами, включаются в большую часть общеразвивающих упражнений, имеющих корригирующее значение. Симметричные движения обеими руками, держа палку горизонтально, выполняются также из исходных положений сидя (ноги выпрямлены и соединены, ноги полусогнуты и полностью согнуты в коленях) и лежа на спине, на животе. Эти исходные положения представляют возможность подобрать много упражнений, рассчитанных на укрепление мышц брюшного пресса и спины.    

Информация о работе Особенности применения нестандартных упражнений в 5-9 классе на уроках гимнастики