Особенности применения нестандартных упражнений в 5-9 классе на уроках гимнастики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Возникновение физических упражнений уходит корнями в далекое прошлое. Они были непосредственно связаны с удовлетворением человеком жизненно важных инстинктов и потребностей в пище, жилье, тепле, продолжении рода, в движении и т.д.
По мере развития человека совершенствовались и его движения. Важную роль в возникновении физических упражнений сыграли трудовая деятельность, охота и даже войны. Чтобы выжить, человеку приходилось совершенствовать свои психофизические качества: быстроту, силу, гибкость, выносливость, ловкость.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические обоснования физических упражнений на уроках гимнастики.
. Понятия о физических упражнениях как основное средство физического воспитания.
Классификация физических упражнений в гимнастике.
Анатомо- физиологические и психические особенностей детей среднего школьного возраста.
Глава II. Особенности применения нестандартных упражнений в 5-9 классе на уроках гимнастики
2.1. Упражнения с гимнастической палкой.
2.2. Упражнения со скакалкой.
2.3. Упражнения на снарядах.

Файлы: 1 файл

курсовая работа (Автосохраненный).docx

— 74.80 Кб (Скачать файл)

     Силовые перемещения  представляют собой медленные  силовые переходы из одного  статистического положения в  другое Взависимости от того в каком направлении перемещается  тело гимнаста, различают перемещения кверху и перемещения книзу. Перемещения кверху в целом более трудны потому, что, во-первых, при их выполнении мышцы работают в преодолевающем режиме, а во-вторых, усложняются условия удержания равновесия. В перемещениях книзу мышцы работают в уступающем режиме и условия удержания равновесия упрощаются. Поэтому перемещения книзу в целом являются более простыми.

     •Маховые упражнения.

     Начинать обучение  на кольцах рекомендуется с  размахивания, так как умение  правильно выполнять махи –  основа большинства упражнений  на кольцах. Одновременно с  обучением размахиванию изучаются  и такие положения, как вис согнувшись, вис прогнувшись. [3, 157]

Упражнения  на кольцах

     1.На каче вперед махом вперед согнуть руки. Кач назад в висе на согнутых руках, в крайней точке кача назад махом назад разогнуть руки.[4, 131]

     2. На махе  вперед согнуть руки, мах назад  на согнутых руках, на махе  вперед разогнуть руки, махом  назад соскок.[4, 132]

     3.Размахивание из виса согнувшись махом назад

     4.Размахивание  в висе. Махом вперед согнуть  руки, на махе назад разогнуть  руки. Сгибание рук надо начинать  в конце маха. [4, 155]

Упражнения  на бревне

     Упражнения  на бревне – это упражнения  в равновесии. Поэтому вопросы  техники и методики обучения  упражнениям на бревне необходимо  рассматривать прежде всего с учетом закономерностей сохранения устойчивого положения тела и формирования навыков равновесия.

     Трудность  упражнений на бревне выше  не только потому, что степень  устойчивости на нем в несколько  раз меньше, чем на полу. Возможность  падения и ушибов повышает  психологическую напряженность,  приводит к неуверенности и  скованности движений., тормозит процесс обучения. Поэтому надо знать и уметь использовать приемы, устраняющие эти не желательные эмоции.

     Занятия на  бревне совершенствуют деятельность  двигательного аппарата и функцию  равновесия, воспитывают ловкость  и решительность, улучшают пространственную  ориентировку. Разнообразные упражнения  оказывают положительное влияние  на гармоничное развитие мышц  туловища и ног, способствуют  формированию правильной осанки.

     Широкий диапазон упражнений, от самых простых и легких до сложных и рискованных, богатство методических приемов обучения делают занятия на данном снаряде доступными и полезными для занимающихся любого возраста и уровня подготовленности.[3,190]

     Остановимся  на характеристике типичных для  бревна групп упражнений, таких,  как позы, передвижения, повороты и акробатические элементы.

     Первую группу  упражнений составляют элементы, суть которых состоит в сохранении  равновесия в малоустойчивых  положениях тела. К ним относятся  равновесия, разнообразные упоры,  стойки, мосты и шпагаты. Важнейшим  компонентом этих элементов является  рациональная осанка.

     Передвижения  включают ходьбу, бег и их разновидности,  разнообразные прыжки и танцевальные  комбинации, выполняемые как без  вращательных движений тела, так  и с вращением его вокруг  вертикальной оси. Рациональная  осанка играет важную роль  и при выполнении упражнений  данной группы. Однако особое  значение приобретают здесь точность  движений и своевременность их  торможения, особенно в прыжковых  элементах.

     Повороты представляют  многочисленные варианты вращений  тела вокруг вертикальной оси  на одной и обеих ногах, а  также в стойках на руках  и в положении различных упоров. Для их выполнения необходимо  в первую очередь хорошо владеть  равновесием в позе поворота, свободно удерживая ее в течение  нескольких секунд. Как видно,  навык рациональной осанки служит  ведущим ведущим звеном в технике выполнения упражнений данного вида.

     Акробатические  элементы можно выполнять на  месте и передвигаясь, непрерывно  касаясь бревна и подпрыгивая  на нем, с различными вариантами  опоры. Наиболее характерными  для переворачиваний является  непостоянство формы тела, меняющейся  на протяжении всего элемента. Поэтому важнейшим компонентом  техники акробатических упражнений  следует считать рациональное  расположение частей тела не  только в исходных и конечных  позах, но и во всех промежуточных  фазах движения.

     В связи  с этим важно обращать внимание  занимающихся на постоянный контроль за напряжением мышц туловища и за точностью перемещения звеньев тела без участия зрительного контроля.[3, 191]

     Основные упражнения на бревне:

     •Вскоки.

     1.С прямого  разбега толчком о мостик: в  упор, в упор стоя на коленях (продольно), в упор лежа боком с опорой руками и одной ногой, с поворотом в сед на бедре, в упор верхом.

     2.С косого  разбега толчком о мостик и  опорой руками спереди: в сед  на бедре в упор стоя на одном колене.[4, 116]

     3.Вскок в  сед на бедре с поочередным  перемахом.Наступая на мостик дальней от бревна ногой и опираясь ближней к нему рукой, сильно оттолкнуться и сделать поочередный перемах в сед на бедре. Страховать с другой стороны бревна.[3,195]

     •Повороты.

  1. Поворот кругом на двух ногах. Выпрямляясь встать на носки, напрягая мышцы ног и туловища, начать поворот, вращая пятки в противоположную повороту сторону. Закончив поворот, опуститься на полную стопу. Голова и туловище должны сохранять вертикальное положение.
  2. Поворот кругом на двух ногах, приседая и вставая. В первой половине поворота начать приседание, во второй встать.
  3. Поворот на 360◦ из приседа на одной, другая в сторону. Выполняется за счет толчка ногой, закручивающего движения туловищем и руками и последующего маха ногой в сторону вращения. Свободная нога ставится на бревно до окончания поворота. Повороты можно соединять с выполнением шпагата и равновесия.[3, 196]

     •Разновидности  передвижений.

       Ходьба. К разновидностям ходьбы относятся: обычный шаг, с носка и на носках; ходьба, сгибая поочередно ноги вперед с одновременным наклоном головы, то же с высоким подниманием ноги вперед.[3,197]

     1.Ходьба приставными  шагами вперед и в сторону.

     2.Ходьба выпадами  с приставлением ноги.[12,12]

     3. Ходьба на  носках.

     Бег и его разновидности: Обычный ; сгибая ноги вперед (назад); поднимая их прямыми и др..

     Прыжки. Прыжки выполняются на месте и с продвижением вперед. Они могут быть одиночными или выполняться слитно друг за другом. Наиболее трудными являются прыжки с поворотами в фазе полета. Руки в прыжках могут занимать различные положения или выполнять движения.[3, 197]

     1.Прыжки на  одной ноге, сгибая и выпрямляя  другую, руки в стороны.

     2. Из стойки  на носках, одна впереди, руки  в стороны, прыжок вверх толчком  обеих ног.[12, 12]

     3.Прыжок с  обеих ног на одну с носка  на пятку и с продвижением  вперед.[3, 198]

     •Равновесия.

    Равновесия могут  выполняться медленно (с места), прыжком  и поворотом. Они делятся на  горизонтальные и вертикальные, в зависимости от положения  туловища в пространстве.

     1.Горизонтальные равновесия: равновесие ;  то же с захватом за колено, носок; то же на согнутой ноге;, боковое равновесие; заднее равновесие; равновесие на колене.

     2.Вертикальные равновесия: высокое равновесие;  в приседе на носке; равновесие кольцом; с захватом шпагатом. 

     Возможность  выполнения многих из этих  упражнений непосредственно связана  с развитием гибкости и подвижности  в суставах, а также зависит  от силы мышц туловища и  нижних конечностей.

     К равновесиям  на бревне следует отнести  и стойки на лопатках, на груди,  на плече, на руках и др.

     •Кувырки.

     Кувырки выполняются  через голову или плечо вперед  и назад, согнувшись и прогнувшись,  медленно (с остановкой лежа на  спине) и быстро. Хват руками  может быть сверху, снизу и  разный – одна рука снизу.

     1.Кувырок вперед  из выпада. Приседая и наклоняясь  вперед, лечь грудью на бедро  и поставить руки дальше вперед. Разгибая ногу и посылая таз  вперед, передать тяжесть тела  на руки и, сгибая их, опустить  голову затылком на бревно. Продолжая  движение, коснуться бревна шеей  и, соединяя ноги, лечь на спину  (не опуская ног). Затем поднять  плечи и закончить кувырок  в одно из положений: седа ноги врозь, на бедре или углом; приседа на одной или двух ногах; стойки на колене. При выполнении кувырка с захватом снизу руки перехватывать в момент касания головой бревна.

 

     2.Кувырок назад  из приседа на одной ноге. Приседая  на всей стопе, сесть близко  к пятке и, соединяя выпрямленные  ноги, лечь на спину, поднимая  их кверху. Поставив руки под  голову, согнуться в тазобедренных  суставах до 45-50◦ и, сохраняя  угол, продолжить кувырок. Еще  до переворачивания через голову  поставить напряженную ногу на  бревно и, передавая на нее  тяжесть и разгибаясь, выпрямить  руки и поднять голову. [3, 199 ]

     •Соскоки.

     При выполнении соскоков в период начальной подготовки у занимающихся воспитываются ориентировка в пространстве и навыки сохранения равновесия. Последовательность разучивания соскоков примерно следующая:

     1.Из седа на бедре с опорой рукой спереди, сзади с поворотом кругом.

     2.Из упора ноги врозь продольно с перемахом ноги вперед или назад.

     3.Из упора сзади махом вперед.

     4.Из упора на одном колене махом другой ноги назад; то же из упора присев на одной.

     5.Из седа углом с опорой одной ногой. Опираясь одновременно согнутой ногой и сзади рукой (пальцами назад), оттолкнуться и, соединяя ноги, повернуться кругом, прогибаясь в пояснице. Соскок будет выше, если во время толчка сделать мах вперед неопорной ногой.

     6.Прогнувшись толчком ног; то же с поворотом кругом, согнув ноги назад, ноги врозь, согнувшись и др.

     В последующий  период трудность соскоков возрастает.

     7.Переворотом в сторону с конца бревна. Из стойки поперек переворотом влево сделать стойку на руках продольно и, продолжая движение ногами, оттолкнуться левой рукой, передавая тяжесть на правую. Теряя равновесие, оттолкнуться рукой и приземлиться правым боком к бревну.

     8.После поворота на 90◦ в стойке на руках. Ставя руки на 15-20 см от конца бревна, махом одной и толчком другой ноги сделать стойку на руках и, передавая тяжесть на левую руку, повернуться в стойку на руках продольно. Продолжая движение, выполнить соскок. Страховать от падения вперед под плечо и спину.

     9.Переворотом вперед. Данный соскок может выполняться медленно или в темпе. В первом случае нужно, «заваливая» ноги, оттягивать плечи назад, а теряя равновесие, оттолкнуться руками, выпрямляясь и ставя голову в плечи. Во втором – делая резкий мах ногой в стойку и соединяя ноги, энергично оттолкнуться руками, не дожидаясь потери равновесия. Тело в полете также должно принять выпрямленное положение.

     10.Прогнувшись из стойки на руках продольно. Зафиксировав выпрямленную стойку на руках, отталкиваясь правой, передать тяжесть на левую руку и, поворачивая плечи, поднять голову и грудь, незначительно прогибаясь в пояснице. Прогнутое положение сохранить до приземления. Страховать сбоку за плечо и под бедро.

     Описанные  соскоки могут исполняться с  поворотами на 90◦ и более.[3, 201]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

     1.Ж.К.Холодов,  В.С. Кузнецов. Теория и методика  физического воспитания и спорта. Учебное пособие для студентов  высших учебных заведений. –  М.: Издательский центр «Академия». 2000. – 480с.

     2.М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др. Возрастная и педагогическая  психология.Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика начального обучения».

     3.Гимнастика. Учебник для техникумов физической  культуры/ Под редакцией А.Т. Брыкина и В.М. Смолевского. – М.: Физкультура и спорт. 1985. – 368 с., ил.

     4.Гимнастика  в школе. А.А. Гугин. Учебное пособие для учителей физической культуры и общественных руководителей. – М.: Физкультура и спорт. 1962. – 210 с.

     5.И.Ю.Кулагин.  Возрастная психология (Развитие  ребенка от рождения до 17 лет). Учебное пособие. – М.: Издательство  Роу. 1996.

     6.В.А. Плисов, Е.Ю.Храмова. Новейший справочник педиатра. – М.: ООО Дом Славянской книги.  2011. – 800 с.

     7.Обучение  упражнениям художественной гимнастики  с предметами в общеобразовательной  школе. Методическая разработка. Составитель В.А. Солонинкина. –Л.:ЛПГИ им. А.И. Герцена. 1979. – 54с.

     8.А.О. Дробинская. Анатомия и возрастная физиология. Учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт. 2012. – 527 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.

     9.Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Учебник для студенческих учреждений высшего педагогического проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия». 2011. – 256 с. – (Сер. Бакалавриат).

     10.Возрастная  психология. Учебное пособие для  студенческих учреждений высшего  проф. образования / [Т.Д. Марцинковская  и др.]; под ред. Т.Д. Марцинковской.  – М.: Издательский центр «Академия». 2011. – 336 с.

     11.Возрастная  психология. В 2-х ч. Ч.2: от младшего  школьного возраста до юношества. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед.  специальностям (ОПД.Ф.01 –Психология). Б.С. Волков, Н.В. Волкова; под ред. Б.С. Волкова. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос. 2010. – 343 с. – (Библиотека психолога).

     12.Г.В. Рабиль. Гимнастика в школе 5 – 8 класс. Методические рекомендации. – Минск.: Учебно – научное производственное объединение «Скарына». 1991. – 71 с.

Информация о работе Особенности применения нестандартных упражнений в 5-9 классе на уроках гимнастики