Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 12:30, курсовая работа
На сегодняшний день проблема здоровья спортсменов???? приобретает особую важность, т.к. на пути становления спортивного мастерства необходимо проявить много упорства, преодолеть значительные по объему и интенсивности тренировочные нагрузки, которые предъявляют исключительно высокие требования к организму. Поэтому даже незначительные на первый взгляд нарушения учебно-тренировочного процесса приводят иногда к травмам и заболеваниям, в ряде случаев - тяжелым. Поэтому наиболее актуальной и важной задачей в дальнейшем развитии спорта является снижение травматизма, факторов риска при занятиях физическими упражнениями. Основной путь здесь - профилактика травм и заболеваний в самом широком смысле этого слова.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы профилактики травматизм в спорте ???
1.1 . Понятие травмы, причины возникновения спортивных травм ???
1.2 Факторы риска получения травм. ???
1.3 Причины возникновения спортивных травм. ???
Глава 2. Особенности применения средств оздоровительной тренировки в профилактике травм опорно-двигательного аппарата
2.1 Тренировка и подготовка к соревнованиям как профилактическая мера травм опорно-двигательного аппарата
2.2 Принципы оздоровительной тренировки
2.3 Физическая и техническая подготовка спортсмена
Заключение
Список литературы
Все причины возникновения спортивных травм делят на две большие категории — объективные и субъективные.
Однако очевидно, что все причины спортивного травматизма носят объективный непосредственный или опосредованный характер и могут быть разделены на три группы: причины организационного характера; причины методического характера; причины, обусловленные индивидуальными особенностями спортсмена. Само собой разумеется, что и это деление условно, так как трудно себе представить, чтобы неправильная организация учебно-тренировочного процесса не имела отрицательного влияния на методику тренировки, и, наоборот, всякое существенное изменение методического характера ведет за собой определенные изменения в организации тренировочного процесса. В свою очередь, снижение организационно-методического уровня учебно-тренировочной работы, безусловно, отражается на квалификации спортсмена, что незамедлительно требует изменения и организации и методики тренировки.
Причины травматизма организационного характера. Анализ травм, связанных с неправильной организацией учебно-тренировочного процесса, позволил установить следующие обстоятельства их возникновения:
- недостаточный уровень теоретической и практической подготовки тренера (квалификация тренера); неправильно составленный график соревнований (плотность соревнований без учета времени переезда, изменения часовых и климатических поясов и др.); отсутствие комплексных целевых программ на заключительном этапе подготовки;
- несоблюдение правил соревнований и низкое качество судейства; неудовлетворительные гигиенические условия проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований; неудовлетворительные метеоусловия; отсутствие соответствующего материально-технического обеспечения.
Квалификация тренера. Для достижения высоких спортивных результатов чрезвычайно важно установление хороших, основанных на взаимном уважении и доверии отношений между тренером и спортсменом. Тренер должен стремиться к тому, чтобы он пользовался у спортсменов непререкаемым авторитетом, чтобы команда верила в него. А это, в свою очередь, зависит от уровня его профессиональной подготовленности и педагогического мастерства.
Тренер должен уметь поддерживать со спортсменами ровные отношения, проявлять выдержку, быть способным мобилизовать команду на достижение победы, вселить в них веру в успех. В случае необходимости он должен успокоить спортсменов, особенно тех, кто проявляет повышенную нервозность. Тренер должен уметь своевременно подметить изменения во взаимоотношениях спортсменов и в психологическом климате команды и принять необходимые меры. Значение тренера возрастает, когда команде приходится выступать на выезде или сборах, в заграничном турне. Длительная оторванность от дома, вынужденное безделье могут породить апатию и скуку. В таких случаях тренер должен найти способ встряхнуть спортсменов, организовать их досуг. Кроме того, тренер должен уметь вовремя отметить и поощрить тех, кто выступил успешно, подбодрить тех, кто не сумел полностью раскрыть свои возможности. Отмечая те или иные недостатки спортсмена, ему необходимо оставаться в рамках уважительного отношения. Негативная же реакция на мелкие ошибки может вызвать у спортсменов либо чувство неуверенности, заронить сомнение в своих способностях, либо, напротив, вызвать желание во что бы то ни стало показать высокий результат, к которому еще не готов, что может привести к более крупным ошибкам и травмам.
Методические ошибки в планировании учебно-тренировочного процесса и соревнований:
1. Неправильное составление программы тренировочных занятий и графика соревнований. Некоторые тренеры в погоне за высокими спортивными результатами при составлении программы тренировок не всегда учитывают физическую и техническую подготовленность спортсменов. Так, вместо тренировки, улучшающей общую физическую подготовку (ОФП), тренеры порой слишком рано переключают своих подопечных на выполнение разрядных норм по какому-либо отдельному виду спорта. Нередко причиной травм является нерациональное составление расписания практических занятий — 2-3 занятия подряд в течение 6-8 ч.
2. Большое количество занимающихся в группе, где только один тренер, внимание которого по этой причине рассеяно, приводит к травмоопасным ситуациям.
3. Проведение тренировочных занятий без тренера.
4. Отсутствие страховки или плохо организованная страховка во время тренировок по некоторым видам спорта.
5. Перегрузка мест занятий (гимнастического зала, спортивной площадки и др.) большим количеством спортсменов, в результате чего снаряд, брошенный в одном из секторов зала или площадки, может нанести травму спортсмену, занимающемуся в другом секторе.
6. Встречное движение спортсменов, например, конькобежцев на катке, или обгон автотранспорта при велосипедных тренировках. При этом возможны травмоопасные столкновения.
Для профилактики травматизма, возникающего из-за неправильной организации учебно-тренировочного процесса и соревнований, необходимо соблюдение определенных условий:
Это положение приобретает особое значение для тех видов спорта, которые связаны с быстрым передвижением по залу, метанием снарядов и т.п. При проведении массовых кроссов, велосипедных и лыжных соревнований места старта и финиша следует ограждать. Недостатки материально-технического обеспечения. Травматизм из-за недостаточного материально-технического обеспечения составляет, по данным различных авторов, 5-7% всех спортивных травм.
Развитие спортивной техники в последнее время положительно сказалось на показателях спортивных результатов практически во всех видах спорта. Вместе с тем мы являемся свидетелями не только увеличения риска возникновения травм, но и в определенной степени изменения характера травм в сторону их утяжеления. Уровень материально-технического обеспечения при проведении учебно-тренировочного занятия и соревнований высококвалифицированных спортсменов, как правило, достаточно высок. Между тем его недостатки в ряде случаев являются одной из ведущих причин возникновения травм, что особенно проявляется в группе сложно-координационных (13,2%) и циклических (11%) видов спорта. При внедрении нового инвентаря и оборудования крайне важно, чтобы на стадии их проектирования и разработки были продуманы и медицинские аспекты, иначе неизбежно возрастает риск возникновения травм. Низкое качество трасс, плохое качество ограждений мест, где происходят соревнования, от посторонних лиц, особенно во время проведения массовых кроссов, велосипедных гонок с общим стартом и т.п., из-за неправильной организации занятий ведет к возникновению 24,5% всех травм.
Как известно, на нижние конечности спортсмена приходится наибольшая нагрузка. Поэтому одним из важнейших видов спортивного снаряжения является обувь. С одной стороны, от правильного выбора обуви зависят результаты спортивных выступлений. Выбор обуви определяется качеством покрытия, на котором проводятся занятия избранным видом спорта, а также характером и интенсивностью физических нагрузок. Во многих видах спорта целесообразно применять ортопедическую обувь, специально приспособленную для лучшей защиты ахиллова сухожилия, надкостницы, свода стопы и т. п. В некоторых случаях следует вкладывать в обычную спортивную обувь ортопедическую стельку. Иногда целесообразно пользоваться обувью с небольшим (1-2 см) каблуком, который снимает часть нагрузки с заднего отдела стопы. Такую обувь лучше всего использовать при небольших травмах пяточной области в подготовительном периоде подготовки спортсмена. Однако следует помнить, что, разгружая пятку, каблук перераспределяет нагрузку на передний отдел и пальцы стопы. Задник спортивной обуви должен обладать определенной степенью жесткости, чтобы хорошо “держать” пятку; его внутренняя часть должна быть изготовлена из мягкого материала, например, кожи. Верх ботинка также должен быть достаточно жестким. Слишком мягкий верх допускает смещение стопы в ботинке, что может привести к вывихам, особенно при смещениях в сторону. Шнуровка должна прочно фиксировать обувь на ноге, но не быть слишком тугой. Язычок должен быть мягким и эластичным. Спортивная одежда должна соответствовать требованиям данного вида спорта, быть удобной, прочной, отвечать своему назначению, должна удерживать тепло, защищать от холода, ветра, проникновения влаги. Если одежда намокла от пота, то ее способность сохранять тепло снижается на 99%. Поэтому одежду следует подбирать так, чтобы она обеспечивала оптимальную температуру тела, особенно при напряженной работе. Спортсмен, который сильно потеет при больших нагрузках, должен надевать свободную, неплотно прилегающую одежду, имеющую хорошие вентиляционные свойства. Подбирая одежду для занятий в зимнее время, следует руководствоваться правилом: чтобы сохранить тепло, лучше надеть несколько тонких рубашек, чем 1-2 толстые. Подбирая одежду, необходимо учитывать особенности реакции организма в зависимости от нозологии.
Причины травматизма методического характера
Анализ травм, возникших из-за неправильной методики проведения учебно-тренировочных занятий, выявил следующие их причины:
Кроме того, рост спортивного травматизма обусловливают и такие факторы, как увеличение объемов и интенсивности физических нагрузок, сложности выполнения тех или иных упражнений и приемов. Среди названных причинных факторов наиболее значимым является резкое увеличение объемов тренировочных нагрузок, на долю которого приходится более половины всех травм. При резком увеличении интенсивности физических нагрузок показатели травматизма возрастают от 7,1 (в группе многоборья) до 32,9% (в циклических видах спорта), а резкое увеличение сложности элементов способствует увеличению спортивного травматизма от 7,1 (в группе многоборья) до 29,0% (в группе сложно-координационных видов спорта). Исключение из этого правила, пожалуй, составляет группа технических видов спорта, в которой названные изменения содержания тренировочного режима сказываются не так сильно.
Таким образом, в подготовке спортсменов одним из основных причинных факторов спортивного травматизма является неправильное планирование и нарушение принципа постепенности (увеличение объемов и интенсивности физических нагрузок). Нарушение правил врачебного контроля и его недостатки. Значительная часть травм (7,8%) происходит в связи с нарушением установленных правил врачебного контроля, т.е. из-за:
Причины травматизма, обусловленные индивидуальными особенностями спортсмена. К третьей группе относятся причины, связанные с несоответствием уровня физической, технической, общей, специальной, психо-эмоциональной и волевой подготовленности спортсмена и степени сложности поставленной перед ним задачи, что часто бывает после длительного перерыва, перенесенных травм, заболеваний и др. Хотя всё это имеет отношение к недостаткам организационно-методического характера, их специально выделяют в самостоятельную группу, полагая, что непосредственная причина травмы заложена в самом исполнителе (спортсмене). Закономерно, что наибольшее количество травм ОДА по причине технико-тактического несовершенства наблюдается в следующих группах видов спорта: единоборства—41,6%, сложнокоординационные — 35,7%, технические — 35,3%, игровые — 34,3%. Следует подчеркнуть, что в этих видах спорта наибольшие показатели травматизма отмечены при выполнении специальных упражнений и приемов. Эти показатели имеют индивидуальные различия и колеблются в пределах от 53,1 (в скоростно-силовых видах) до 91,1% (в сложнокоординационных). При выполнении неспециальных спортивно-вспомогательных упражнений количество травм значительно меньше: показатели травматизма колеблются в пределах от 8,8 (сложнокоординационные виды) до 46,9% (в скоростно-силовых). Заслуживают определенного внимания сравнительно высокие цифры травматизма при выполнении подводящих и общеразвивающих упражнений в циклических и игровых видах спорта, что соответственно составляет 29,1 и 20,5% всех травм.
Таким образом, у спортсменов почти не зарегистрированы так называемые случайные травмы. Все травмы обусловлены либо уже указанными объективными причинами, либо ошибками технического характера при выполнении сложных специальных приемов и упражнений, относимых к категории опосредованных и ставших результатом неправильного обучения в процессе многолетней подготовки спортсмена. Это обстоятельство является косвенным показателем организационного и методического уровня учебно-тренировочного процесса, что, в свою очередь, также косвенно указывает на определенное неблагополучие в теоретической и практической подготовке тренера.
1.3 Причины возникновения спортивных травм
Для профилактики спортивного травматизма тренер (преподаватель) должен хорошо знать особенности, основные причины и условия, способствующие возникновению различных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Для спортивного травматизма характерно преобладание закрытых повреждений: ушибов, растяжений, надрывов, разрывов и пр. Характер травм, их тяжесть зависят от вида спорта. Например: