Особенности развития скоросто-силовых качеств у баскетболистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:55, дипломная работа

Описание работы

В данной работе была сформулирована следующая цель исследования: Разработать и обосновать методику развития скоростно-силовых качеств баскетболистов.
Для осуществления цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить средства и методы скоростно-силовой подготовки.
2. Изучить тесты для определения скоростно-силовой подготовленности.

Содержание работы

Введение….……………………………………………………………..……...3Глава 1. Анализ научно-методической литературы…………………..……… 6
1.1. Характеристика средств и методов развития скоростно-силовых качеств баскетболистов……………………...….………………………..…........6
1.2. Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств баскетболистов……………………………………………………………...……21
1.3. Возрастные особенности изменения скоростно-силовых способностей…………………………………………………………………….23
1.4. Средства и методы скоростно-силовой подготовки.………………27
Глава 2. Объект и методы исследования……………………………………….30
2.1. Организация и этапы исследования…..………………..…………...30
2.2. Методы исследования…………….…..…………….……….……….31
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение………………….………34
3.1. Методика проведения упражнений для развития скоростно-силовых способностей у баскетболистов.………......…….…………..….……33
3.2. Динамика физической подготовленности баскетболистов….……36
Заключение………………………………………………………………….…...42
Выводы…………………………………………..……...………………..…..….43
Список литературы……….……….…………………………………………….44
Приложения…………………………………………………….……………......47

Файлы: 1 файл

Диплом3.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное

образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Ульяновский государственный  университет

Институт медицины экологии и физической культуры

Факультет физиологии труда  и спорта

 

 

 

 

 

 

 

Группа ФС-/2

 

 

 

 

 

 

 

Особенности развития скоросто-силовых качеств у баскетболистов

 

 

Специальность: «032103- Физическая культура и спорт»

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

 

 

                                                                                 Научный руководитель:

                                                                                       к.п.н., доцент Каленик Е.Н

 

 

 

 

 

 

Ульяновск, 2012 

Содержание

 

Введение….……………………………………………………………..……...3Глава 1. Анализ научно-методической литературы…………………..………  6

1.1. Характеристика средств и методов развития скоростно-силовых качеств баскетболистов……………………...….………………………..…........6

1.2. Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств баскетболистов……………………………………………………………...……21

1.3. Возрастные особенности изменения скоростно-силовых способностей…………………………………………………………………….23

1.4. Средства и методы скоростно-силовой подготовки.………………27

Глава 2. Объект и методы исследования……………………………………….30

2.1. Организация и этапы исследования…..………………..…………...30

2.2. Методы исследования…………….…..…………….……….……….31

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение………………….………34

3.1. Методика проведения упражнений для развития скоростно-силовых способностей у баскетболистов.………......…….…………..….……33

3.2. Динамика физической подготовленности баскетболистов….……36

Заключение………………………………………………………………….…...42

Выводы…………………………………………..……...………………..…..….43

Список литературы……….……….…………………………………………….44

Приложения…………………………………………………….……………......47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. Современный баскетбол - игра атлетическая. Высокий темп выполнения игровых действий, быстрая смена ситуаций на площадке, постоянное единоборство с противником, ограниченное время владения мячом предъявляют высокие требования по всем видам подготовки спортсмена.

Баскетбольные команды все более и более нуждаются в игроках, обладающих не только высоким ростом, но также высокой скоростью, филигранной техникой исполнения игровых приемов и действий, игровой ловкостью, стабильностью в поражении кольца противника.

В настоящее время  повышение результативности игры в  баскетбол ученые и практики связывают  с умением игроков побеждать  в единоборствах под щитом за отскочивший мяч, забивать мячи с быстрого прорыва с дальних и средних дистанций, при выполнении штрафных бросков.

Все это предполагает хорошую скоростно-силовую подготовленность баскетболистов, основы которой закладываются уже на начальном (базовом) этапе многолетней подготовки. Правильная организация учебно-тренировочного процесса на этом этапе - залог будущих успехов в соревнованиях любого уровня. Поэтому без совершенствования системы начальной подготовки спортивного резерва в баскетболе нельзя добиться стабильных успехов в состязаниях команд высокого класса.

Среди ученых нет однозначного ответа на вопрос о путях и формах совершенствования системы  начальной  подготовки  и обучения юных баскетболистов. Одни связывают это с отбором высокорослых детей и совершенствованием селекционной работы. Другие видят решение данной задачи в развитии у баскетболистов специальной игровой ловкости. Третьи - в таком методическом обеспечении учебно-тренировочного процесса, которое опирается на методы, адекватные возрастным и индивидуальным особенностям юных спортсменов. Четвертые - в использовании тестов, дающих оперативную информацию о состоянии баскетболиста, качестве его обученности, потенциальных возможностях. Наконец, пятые - в такой организации учебно-тренировочного процесса, в котором развитие физических качеств и формирование навыков владения техникой выполнения основных баскетбольных приемов органически сочетаются.

Существующие между  учеными противоречия и неоднозначные  оценки, отсутствие убедительных ответов  на вопросы о том, как планировать  и использовать средства скоростной и силовой подготовки, распределять их объемы и направления, сочетать физическую и техническую подготовку, определять показатель готовности баскетболиста, создают необходимость в дополнительном научном исследовании, предпринятом в настоящей работе.

Гипотеза исследования. Предполагаем, что предложенная нами методика в результате учебно-тренировочного процесса позволит повысить скоростно-силовые качества баскетболистов на более высокий уровень

В данной работе была сформулирована следующая цель исследования: Разработать и обосновать методику развития скоростно-силовых качеств баскетболистов.

Для осуществления цели исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Определить средства и методы скоростно-силовой подготовки.
  2. Изучить тесты для определения скоростно-силовой подготовленности.
  3. Разработать методику развития скоростно-силовых качеств в баскетболе.

Объект исследования. Физическая подготовка баскетболистов на этапе совершенствования.

Предмет исследования. Методика развития скоростно-силовых качеств баскетболистов.

В работе применялись  следующие методы педагогического исследования.        

1.  Анализ научно-методической  литературы.

2. Педагогическое наблюдение

3. Тестирование физической  подготовленности.

4. Педагогический эксперимент

5. Методы математической  статистики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Анализ научно-методической литературы

1.1 Характеристика  средств и методов развития  скоростно-силовых качеств баскетболистов.

Скоростно-силовые качества (взрывная сила) — это способность  организма развивать максимальные напряжения в минимально короткое время при сохранении оптимальной амплитуды движения.

Скоростно-силовые нагрузки более разносторонне и эффективно адаптируют организм к выполнению работы, создавая предпосылки для роста  не только силы, но и быстроты.

Скоростно-силовые нагрузки воздействуют более эффективно, чем просто скоростные или силовые нагрузки. При одновременном совершенствовании не тренировках силы и быстроты улучшается прыгучесть. 

Среди многочисленных форм проявления скоростно-силовых качеств  наиболее распространенной считается прыгучесть.

         Прыгучесть – это      комплекс      физических      качеств, характеризующихся способностью  к проявлению мгновенного «взрывного»  усилия, которое основано на большей  силе определенных мышечных групп,  быстроте их сокращения и способности спортсмена к крайне концентрированным волевым усилиям.

        Силовые способности выражаются мышечными напряжениями, которые проявляются в динамическом и статическом режимах работы. Первый режим характеризуется изменением длины мышц и присущ преимущественно скоростно-силовым способностям, а второй - постоянством длины мышцы при напряжении и является прерогативой собственно силовых способностей. В практике физического воспитания данные режимы работы мышц обозначаются термином "динамическая сила" и "статическая сила".

В зависимости от содержания двигательного действия активность мышцы проявляется в нескольких режимах: преодолевающем, уступающем и  удерживающем. Преодолевающий и уступающий относятся к динамической форме  мышечного сокращения, а удерживающий - к статической форме.

Преодолевающий режим  характеризуется сокращением мышц, выполняющих работу по перемещению  тела и его звеньев, а также  по перемещению внешних объектов. В условиях, когда величина отягощения на мышцу меньше ее напряжения (миометрический режим напряжения), движение происходит с ускорением (например, выполнение метания гранаты), а когда величина отягощения соответствует напряжению мышцы (изокинетический режим), движение имеет относительно постоянную скорость (например, выполнение жима штанги с предельным весом). В обоих режимах мышца выполняет положительную работу.

Уступающий режим характеризуется  напряжением мышц при противодействии  внешнему сопротивлению, когда внешнее  отягощение на мышцу больше, чем  ее напряжение. Несмотря на развитие напряжения к сокращению, мышца удлиняется. Движение в суставах происходит с замедлением, мышца выполняет отрицательную внешнюю работу. Растягивание мышцы обуславливает развитие в ней напряжения (пиометрическое напряжение). Чем больше ее растяжение, тем большее напряжение она развивает (например, замах, предшествующий сокращению мышцы при метании). Если работа в момент растяжения равно нулю, то при сокращении мощность ее резко возрастает.

Удерживающий режим  характеризуется полным соответствием  величины отягощений мышечному напряжению (изометрический режим). Мышца способна проявить максимальное напряжение, не изменяя своей длины. В результате выполняемая работа окажется равной нулю.

Особенностью физического  качества быстроты является отсутствие связи между выражающими его физическими способностями. Установлено, что время двигательной реакции не связано со скоростью одиночного сокращения, а последнее не всегда определяет максимальную частоту движений. Можно обладать хорошей реакцией на внешний сигнал, но иметь малую частоту движений и наоборот. Это объясняется тем, что психофизиологические механизмы способностей быстроты существенно различаются. Все это затрудняет их перенос и требует дифференцированного выбора средств и методов воздействия для каждой из них.

Быстрота двигательной реакции как сенсомоторная реакция характеризуется минимальным временем от подачи какого-либо сигнала до начала выполнения движения. Различают простые и сложные двигательные реакции.

Простая реакция - это  ответ заранее определенным движением, на ожидаемый, но внезапно проявляющийся известный сигнал (например, реакция бегуна на выстрел стартера).

Сложные реакции разделяются  по реакции выбора и по реакции  на движущийся объект. Реакция выбора - это ответ определенным движением  на один из нескольких сигналов. Реакция на движущийся объект - это соответствующее ответное действие на передвигающийся объект (например, игрока на пас партнера в баскетболе).

Время простых реакций  значительно короче времени сложных  реакций. Простые   реакции   обладают   свойством   переноса: если   человек   быстро Удерживающий режим характеризуется полным соответствием величины отягощений мышечному напряжению (изометрический режим). Мышца способна проявить максимальное напряжение, не изменяя своей длины. В результате выполняемая работа окажется равной нулю.

Интенсивное совершенствование  функций, обеспечивающих быстрое реагирование, происходит в период от 7-8 до 11-12 лет. К 14-15 годам интенсивность совершенствования  этой функции замедляется, но продолжается вплоть до 17 лет.

В соответствии с тем, что двигательные реакции представляют собой сенсомоторные реакции, они  являются специфическими компонентами координационных способностей. Особенно велико значение этих реакций в пространственной ориентировке и точности воспроизведения временных параметров действия.

Кроме того, различают  амортизационную силу, которую можно  рассматривать как противоположность  взрывной силе. Амортизационная сила направлена на остановку движения после  ускорения, например, для удержания  тела в секторе для метания после завершения броска.

Быстрота - качество, которое  лежит в основе большинства упражнений. От быстроты отталкивания в прыжках  и беге, от скорости выпуска снаряда  зависят результаты спортсменов. Для  развития быстроты применяется бег  на коротких отрезках с максимальной скоростью, упражнения с большой частотой движений, спортивные игры.

Для проявления быстроты, которая определяется подвижностью нервных процессов, очень важна  хорошая координация движений, сила и эластичность мышц, совершенная  спортивная техника. Уровень быстроты определяется умением расслаблять мышцы - антагонисты, способностью выполнять движения мощно, но в то же время без излишнего напряжения.

Развитие быстроты - это  многолетний процесс, который необходимо начинать в детском возрасте, применяя разнообразные подвижные игры, а затем и специальные упражнения. В современной методике тренировки чрезвычайно важными являются средства и методы, направленные на преодоление "скоростного барьера", который неизбежно появляется на определенных этапах тренировки. К числу их относятся выполнение упражнений в облегченных условиях, бег под уклон, бег с использованием беговых или световых лидеров, упражнения на быстроту двигательной реакции и т.д.

Информация о работе Особенности развития скоросто-силовых качеств у баскетболистов