Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:55, дипломная работа
В данной работе была сформулирована следующая цель исследования: Разработать и обосновать методику развития скоростно-силовых качеств баскетболистов.
Для осуществления цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить средства и методы скоростно-силовой подготовки.
2. Изучить тесты для определения скоростно-силовой подготовленности.
Введение….……………………………………………………………..……...3Глава 1. Анализ научно-методической литературы…………………..……… 6
1.1. Характеристика средств и методов развития скоростно-силовых качеств баскетболистов……………………...….………………………..…........6
1.2. Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств баскетболистов……………………………………………………………...……21
1.3. Возрастные особенности изменения скоростно-силовых способностей…………………………………………………………………….23
1.4. Средства и методы скоростно-силовой подготовки.………………27
Глава 2. Объект и методы исследования……………………………………….30
2.1. Организация и этапы исследования…..………………..…………...30
2.2. Методы исследования…………….…..…………….……….……….31
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение………………….………34
3.1. Методика проведения упражнений для развития скоростно-силовых способностей у баскетболистов.………......…….…………..….……33
3.2. Динамика физической подготовленности баскетболистов….……36
Заключение………………………………………………………………….…...42
Выводы…………………………………………..……...………………..…..….43
Список литературы……….……….…………………………………………….44
Приложения…………………………………………………….……………......47
Упражнения с непредельными отягощениями характеризуются выполнением двигательных действий с предельным числом повторений при относительно небольшом отягощении. Это позволяет выполнять больший объем работы, обеспечивающий активность обменных и пластических процессов, определяющих ускоренный рост мышечной массы. Кроме того, непредельные отягощения не затрудняют контроля за техникой движений. Однако, вследствие того, что развивающий эффект упражнений возникает только при появлении утомления (когда в работу включается большое количество двигательных единиц), необходимо большое количество повторений упражнения. Развивающий эффект с меньшим количеством повторений может быть достигнут, например, уроке при использовании непредельных отягощений после развития скоростных или координационных способностей, когда появляются первые признаки утомления. Величина отягощений подбирается с учетом достигнутой степени утомления от предшествующей работы (чем больше утомление, тем меньше отягощение).
Элементарной основой воспитания быстроты, проявляемой в относительно простых двигательных реакциях, является многократное выполнение упражнений с выраженным моментом мгновенного реагирования строго определенным действием на стартовый или иной санкционирующий сигнал - упражнений и на быстроту реагирования.
Методическим условием их эффективности являются, прежде всего:
Сосредоточение оперативной установки выполняющего упражнение не на ожидании сигнала к действию, а на незамедлительном ответе (реагировании) действием (при установке на ожидание латентное время реакции, как правило, больше).
Подготовленность к выполнению действия, следующего за скрытым периодом двигательной реакции.
Если действие, которым завершается двигательная реакция, сформировано лишь в начальной степени или недостаточен уровень развития координационных и других способностей, необходимых для качественного его выполнения, то латентное время даже простой двигательной реакции существенно возрастает. Этим обусловлена необходимость предварительного освоения действий, включаемых в упражнение "на быстроту реагирования" (стартовых действий, выполняемых в ответ на изменение ситуаций в играх и единоборствах, и т.д.). Этим же обусловлена и целесообразность использования на первом этапе приемов облегчения таких ответных действий (например, введение исходных положений типа высокого старта при стартовых реакциях или имитации атакующих либо защитных движений в ответ на сигнальную ситуацию), срочное информирование о времени, фактически затраченном на двигательную реакцию.
Отсутствие такой информации или ее неточность (что, к сожалению, нередко бывает в практике физического воспитания), как показали исследования, резко суживают, а подчас и исключают возможность управления двигательными реакциями. Учитывая то, что в последние десятилетия все больше внимания уделяют конструированию и внедрению электронно-технических средств срочной информации, позволяющих точно измерять параметры двигательных реакций и сразу же доводить сведения о них до исполнителя (тензометрические стартовые колодки, соединенные с электронным табло, автоматизированные комплексы, включающие сигнальные, регистрирующие и информационные устройства с "мишенями" для ударных действий, завершающих двигательные реакции в единоборствах или играх, и т.д.).
Неоднократное, серийное воспроизведение двигательных реакций в пределах возможно меньшего времени. Эпизодические двигательные реакции - слишком слабый стимул для их совершенствования; вместе с тем повторять реакцию в каждой серии целесообразно до тех пор, пока не удлиняется время реагирования.
Общему сокращению времени простых двигательных реакций способствует разнообразие скоростных упражнений и ситуаций, в которых они выполняются. По всей вероятности, взаимный перенос положительных сдвигов, достигаемых в простых двигательных реакциях различного рода (стартовых и совершаемых по ходу действий на звуковые и сигналы и т.д.), первоначально довольно широк; в какой-то мере происходит и перенос эффекта упражнений, выраженного в приросте скорости движений, на быстроту двигательных реакций (хотя перенос в обратном направлении зачастую не отмечается).
Это упрощает решение задачи некоторого общего сокращения времени двигательных реакций на первых этапах воспитания быстроты. Особенно значительные возможности в этом отношении предоставляют игровые и соревновательные упражнения с высоковариотивными динамическими действиями и ситуациями (подготовительные к спортивным и спортивные игры и т.п.). По мере сокращения времени двигательных реакций дальнейшая минимизация его становится, однако, все более трудной задачей. Для решения ее при необходимости прибегают к тонко специализированным, довольно трудоемким методикам. При этом используется, как правило, многосерийные избирательно подготовленные упражнения с заданными параметрами срочности и точности реагирования, выполнение которых корректируется с помощью приемов информации.
В одной из таких методик воплощается идея поэтапного формирования умения тонко различать микроинтервалы времени (десятые доли секунды и менее) и соответственно варьировать продолжительность двигательной реакции, с тем, чтобы управлять его в заданных условиях (С. Геллерштейн и др.). По этой методике, например, при совершенствовании стартовой реакции в спринте на первом этапе дают задание, предусматривающее возможности быстрого реагирования на стартовый сигнал (с начальными стартовыми движениями), и по их результатам - получить объективную информацию о времени двигательной реакции; на втором этапе те же задания выполняют с самооценкой времени реагирования и немедленным сопоставлением ее с объективной оценкой, получаемой в результате инструментальных измерений; на третьем этапе, когда самооценки и объективные оценки начинают в большинстве случаев совпадать, вводится задание по точно обусловленному варьированию времени стартовых реакций (например, сократить время в очередной попытке на 0,1 сек., увеличить в следующей попытке на те же величину, и т.д.).
Как свидетельствуют
экспериментальные данные, таким
путем можно (конечно, при достаточно
целеустремленных и настойчивых
усилиях) добиваться весьма тонкого
дифференцирования времени
1.2 Сенситивные
периоды развития скоростно-
В процессе индивидуального развития человека (онтогенеза) происходит неравномерный прирост физических качеств. Кроме того, установлено, что в отдельные возрастные этапы некоторые физические качества не только не подвергаются качественным изменениям (развитию) в тренировочном процессе, но даже уровень их может снижаться. Отсюда ясно, что в эти периоды онтогенеза тренировочные воздействия на воспитание физических качеств должны строго дифференцироваться. Те возрастные границы, при которых организм юного спортсмена наиболее чувствителен к педагогическим воздействиям тренера, называются "сенситивными" периодами. Периоды стабилизации или снижения уровня физических качеств получили название "критических". По мнению ученых, эффективность управления процессом совершенствования двигательных возможностей в ходе спортивной подготовки будет значительно выше, если акценты педагогических воздействий будут совпадать с особенностями того или иного периода онтогенеза. Итак, основные физические качества должны подвергаться целенаправленному воспитанию в следующие возрастные периоды:
Координационные способности - наибольший прирост с 5 до 10 лет;
Быстрота - развитие происходит от 7 до 16 лет, наибольшие темпы прироста в 16-17 лет;
Сила - развитие происходит с 12 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 16-17 лет;
Скоростно-силовые
качества - развитие происходит с
9 до 18 лет, наибольшие темпы
Гибкость - развитие происходит в отдельных периодах с 9 до 10 лет, 13-14 лет, 15-16 лет (мальчики), 7 -8 лет, 9-10 лет, 11-12 лет, 14-17 лет (девочки); выносливость- развитие происходит от дошкольного возраста до 30 лет, а к нагрузкам умеренной интенсивности - и старше, наиболее интенсивные приросты наблюдаются с 14 до 20 лет.
В процессе обучения двигательным
действиям сенситивным периодом
считают 5-10 лет. Для более успешного
совершенствования в
Особую роль в технической подготовке имеют врожденные функциональные связи и приобретенные. Следует учитывать генетически ведущие части тела юного спортсмена, которые являются сильной стороной развития организма. В педагогическом отношении здесь необходим на первых порах свободный выбор. В противном случае будет угнетаться генетическая предопределенность. Отсюда очевидно, что переучивание "левши" на противоположную ведущую нецелесообразно.
1.3 Возрастные особенности изменения скоростно-силовых способностей.
В настоящее время все
Особый интерес исследователей к изучению взаимосвязи между быстротой и силой мышечного сокращения объясняется тем, что эти два физические качества постоянно связаны с движением и определяют его (Н. Н. Гончаров, 1952).
Выявление закономерностей развития
скоростно-силовых качеств в
В ряде исследований выявлена возрастная динамика развития скоростно-силовых качеств у школьников, определены периоды наиболее интенсивного и замедленного роста скоростно-силовых показателей и проведен анализ взаимосвязи уровня развития скоростно-силовых качеств и показателей, оказывающих влияние на развитие этих качеств.
Н.H. Гончаровым впервые
приведены данные, характеризующие
уровень развития скоростно-силовых
качеств детей разного
В литературе имеются крайне немногочисленные сведения об особенностях развития скоростно-силовых качеств у юных спортсменов. Лишь с 1960 г. начали разрабатываться методы развития скоростно-силовых качеств у юных спортсменов применительно к отдельным видам спорта.
До настоящего времени еще недостаточно разработана методика изучения скоростно-силовых качеств у детей, подростков и юношей.
Большинство авторов считает, что наиболее адекватным отражением уровня развития скоростно-силовых качеств является результат в прыжке в высоту с места с отталкиванием двумя ногами.
Некоторые авторы, говоря о проявлении скоростно-силовых усилий, применяют термин «прыгучесть». Так, например, А. Хунольд (1961) пользуется этим термином. Он установил, что уровень развития прыгучести оказывает значительное влияние на рост легкоатлетических достижений школьников. Путем регрессионного анализа Хунольд определил, что у школьников V и VI классов улучшение прыгучести на 100 см (сумма результатов тройных прыжков на правой и левой ногах) сопровождается ростом результатов в беге на 60 м на 0,25 сек., в прыжке в высоту -- на 15 см, в толкании ядра -- на 0,35 см.
В.Ф. Ломейко (1964), И.Г. Баранов и В Ф. Ломейко (1965) рассматривают прыгучесть как одну из наиболее важных характеристик общей, а часто и специальной физической подготовленности школьников.
Исследование взрослых
и юных спортсменов показало, что,
хотя прыгучесть и является в какой-то
степени врожденной способностью человека,
специальное воздействие
Взаимосвязь в развитии физических качеств является весьма сложной, формирующейся в результате суммации самых различных биологических изменений в организме спортсмена под влиянием мышечной работы. В процессе многолетней тренировки соотношение в развитии физических качеств претерпевает значительные изменения. Например, на этапе предварительной подготовки развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, мышечной силы приводит к повышению уровня развития и других физических качеств у юных спортсменов.
По мере роста подготовленности занимающихся возрастает значение рационального подбора упражнений и их оптимального сочетания в тренировке. Например, И. Сукоп (1964) экспериментально «показал, что результативность процесса физического воспитания необходимо оценивать не только по уровню развития отдельных физических качеств и функций, но и по способности индивида эффективно использовать их в конкретной двигательной деятельности». Это значит, что необходимо анализировать взаимосвязь функций между собой и по отношению к уровню показанных спортивных результатов.
Информация о работе Особенности развития скоросто-силовых качеств у баскетболистов