Особенности развития скоросто-силовых качеств у баскетболистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:55, дипломная работа

Описание работы

В данной работе была сформулирована следующая цель исследования: Разработать и обосновать методику развития скоростно-силовых качеств баскетболистов.
Для осуществления цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить средства и методы скоростно-силовой подготовки.
2. Изучить тесты для определения скоростно-силовой подготовленности.

Содержание работы

Введение….……………………………………………………………..……...3Глава 1. Анализ научно-методической литературы…………………..……… 6
1.1. Характеристика средств и методов развития скоростно-силовых качеств баскетболистов……………………...….………………………..…........6
1.2. Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств баскетболистов……………………………………………………………...……21
1.3. Возрастные особенности изменения скоростно-силовых способностей…………………………………………………………………….23
1.4. Средства и методы скоростно-силовой подготовки.………………27
Глава 2. Объект и методы исследования……………………………………….30
2.1. Организация и этапы исследования…..………………..…………...30
2.2. Методы исследования…………….…..…………….……….……….31
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение………………….………34
3.1. Методика проведения упражнений для развития скоростно-силовых способностей у баскетболистов.………......…….…………..….……33
3.2. Динамика физической подготовленности баскетболистов….……36
Заключение………………………………………………………………….…...42
Выводы…………………………………………..……...………………..…..….43
Список литературы……….……….…………………………………………….44
Приложения…………………………………………………….……………......47

Файлы: 1 файл

Диплом3.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

 

Комплекс № 2. Упражнения с тяжестями.

  1. Поднимание плеч со штангой в руках.
  2. Наклоны с быстрым выпрямлением туловища со штангой в руках.
  3. То же, штанга на плечах.
  4. То же, с партнером на плечах (амплитуду, скорость, вес - увеличивать постепенно).
  5. Подъем на передней части стопы, штанга на плечах.
  6. То же, на одной ноге.
  7. Выпрыгивание из полуприседа / приседа на двух ногах с гирей.
  8. То же, на одной ноге, спина прямая.
  9. Полуприседание с акцентом на быстром переходе к разгибанию в коленном и тазобедренном суставах с небольшим отягощением (штанга).
  10. То же, на одной ноге (в режиме покачиваний).

11.Прыжки (ходьба в выпаде, штанга на плечах, по прямой по 
ступенькам, вверх-вниз

К числу скоростно-силовых упражнений следует отнести различные прыжковые упражнения с избирательным воздействием на различные группы мышц: мышцы голени и стопы, бедра и тазобедренной области, мышц, поднимающих ногу. Прыжковые упражнения скоростно-силового характера могут выполняться преимущественно с отягощением. Предлагаемый комплекс можно выполнять так же в шеренге и в колонне.

 

Комплекс № 3. Упражнения для развития прыгучести.

  1. Стоя правым боком у скамейки, правая нога на скамейке, левая на полу, толкаться правой ногой вверх и вперед 2 раза по 15 прыжков каждой ногой.
  2. Встать над скамейкой, ноги врозь. Вскочить на скамейку двумя ногами и спрыгнуть, ноги врозь, - 2 серии по 15 прыжков.
  3. То же, но соединить ноги под скамейкой, не вставая на нее, - 2 серии по 15 прыжков.
  4. Перепрыгнуть на двух ногах без промежуточного подскока с одной стороны на другую, - 3 серии по 15 прыжков.
  5. Пробежать скрестным шагом 2 круга (300 метров).

Боком к скамейке, поточные прыжки на одной ноге (с промежуточным  подскоком и без него)

Исходя из этих условий, экспериментальная программа была составлена таким образом, что:

- в  понедельник  применялся комплекс упражнений  №1для развития взрывной силы;

- в  среду – комплекс  упражнений № 2 с отягощениями;

- в пятницу – комплекс  упражнений № 3 для развития  прыгучести.

 

 

Через каждые полтора  месяца чередование комплексов менялось. Такое чередование было обусловлено  тем, что при чрезмерном использовании  одних и тех же упражнений, во-первых, исчезает элемент новизны, что снижает  привлекательность и интерес  к занятиям, во-вторых, одна и та же физическая нагрузка, применяемая при однотипных играх, приводит к ее привыканию. 

 

3.2. Динамика  физической подготовленности баскетболистов.

На начальном этапе  педагогического эксперимента выявлялся исходный уровень физической подготовленности.

В результате были получены следующие результаты (Таблицы 1):

1. В беге на 30 метров с высокого старта у контрольной, и экспериментальной групп уровень быстроты существенно не отличался. Контрольная группа (4.7с), экспериментальная группа (4.8с.).

2. То же самое можно заключить и при анализе результатов в беге на 300 метров. В контрольной группе время бега на данную дистанцию равнялось 62,4±5,4 сек., а в экспериментальной группе   48,8±4,9 сек., что также больше контрольных нормативов для детей данного возраста.  Результаты были показаны ниже, чем нормативные из-за того, что в младшем школьном возрасте на уроках физической культуры не применяются упражнения на развитие скоростной выносливости.

3. При выполнении  челночного бега 3×10 м. было установлено, что координационные способности ребят обеих групп развиты достаточно хорошо.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    Таблица 1

Уровень физической подготовленности баскетболистов 16-17 лет (экспериментальная группа) и не занимающихся баскетболом (контрольная группа)

 

 

Контрольные упражнения

Контрольная группа

Экспериментальная группа

До

эксперимента

M ± m

После

эксперимента

M ± m

Значение

Р

До

эксперимента

M ± m

После

эксперимента

M ± m

Значение

Р

1. Бег 30м,с.

4,7±0,06

4,6± 0,06

Р <0,05

4,8±0,05

4,5± 0,06

Р <0,05

2. Бег 300м,с

62,4±5,4

60,3±3,9

Р >0,05

48,8±4,9

47,4±1,26

Р <0,05

3. Челночный бег 3×10м,с

9,6±0,09

9,5±0,15

Р >0,05

8,7±0,15

7,9±0,154

Р <0,05

4.Прыжок в длину  с места, см

200±1,4

204±3,85

Р <0,05

221±3,92

228±3,85

Р <0,05

5. Отжимание из упора на полу, раз

18

20

Р <0,05

25

28

Р <0,05


 

Примечание: M - средняя арифметическая величина; m - средняя ошибка среднего арифметического; Р - коэффициент достоверности различий между результатами экспериментальной и контрольной групп на начальном этапе педагогического эксперимента.

 

 

  1. Анализируя результаты в прыжках в длину с места, было обнаружено, что показатели баскетболистов значительно отличались от результатов не занимающихся баскетболом ребят.
  2. В тесте на отжимания контрольная группа показала хорошие результаты, это свидетельствовало о хорошей физической подготовки учащихся в целом.

В   целом, анализ результатов  исходного тестирования показал, что  в методике физической подготовки баскетболистов уделялось мало времени на развитие физических качеств спортсмена.

Это послужило  основанием для проведения педагогического  эксперимента в данной спортивной секции.

После шести месяцев тренировочного процесса с применением данных комплексов упражнений было проведено повторное тестирование скоростно-силовых способностей контрольной и экспериментальной группы пот ем же контрольным упражнениям.

Достоверные изменения  показателей физической подготовленности были особо получены в контрольных  упражнениях в беге на 30 метров и  при выполнении челночного бега 3х10 метров.

  В беге на 30 метров с высокого старта у и контрольной, и экспериментальной групп уровень развития скоростных качеств улучшился. При этом, были обнаружены статистически достоверные различия (при Р <0,05) между результатами на начальном и заключительном этапах эксперимента в обеих группах.

При выполнении челночного бега 3×10 м. были получены следующие результаты. В контрольной группе улучшение показателей было незначительным (статистически не достоверные различия при Р>0,05). В экспериментальной группе по результатам эксперимента было выявлен значительный прирост координационных способностей (статистически достоверные различия при Р <0,05).

Челночный бег является информативным показателем для  занятия баскетболом. Поэтому важно  для баскетболистов развивать такие качества как бег со сменой направления и ускорение на короткие отрезки.

Результаты по контрольным упражнениям представлены в рис 3.1

рис. 3.1 Результаты контрольного упражнения челночный бег 3х10 м. контрольной и экспериментальной групп до и после применения тренировочного процесса с комплексом упражнений.

 

 

При анализе результатов  в беге на 300 метров у детей занимающихся баскетболом по сравнению с исходным уровнем показатели улучшились на 0,8 сек. (статистически достоверные различия  при Р <0,05). В контрольной группе эти показатели улучшились значительнее, на 2,1 сек. (статистически не достоверные различия  при Р>0,05).

Результаты по контрольным  упражнениям представлены в рис 3.2

 

 

рис 3.2 Результаты контрольного упражнения бег на 300 м. данные контрольной и экспериментальной групп до и после применения тренировочного процесса с комплексом упражнений.

 

Использование упражнений направленных на развитие скоростно-силовых  способностей в тренировке баскетболистов позволяет значительно улучшить показатели физической подготовленности. Данное направление позволяет очень быстро и эффективно добиться хороших результатов скоростной и силовой выносливости.

Анализируя результаты в прыжках в длину с места на заключительном этапе эксперимента, был выявлен более прирост показателей, хотя в обеих группах различия статистически не достоверны. Таким образом, включение в тренировочный процесс специальных упражнений доказывает свою эффективность.

Результаты по контрольным упражнениям представлены на рисунке 3.3

 

 

 

рис 3.3 Результаты контрольного упражнения прыжок в длину с места. Данные контрольной и экспериментальной групп до и после применения тренировочного процесса с комплексом упражнений.

 

 

В отжимании из упора на полу у испытуемых и контрольной, и экспериментальной групп уровень развития силовых качеств улучшился. При этом, были обнаружены статистически достоверные различия (при Р <0,05) между результатами на начальном и заключительном этапах эксперимента в обеих группах.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента подтвердили выдвинутую нами гипотезу исследования, в связи с чем  они могут использоваться в дальнейшей нашей практической деятельности для  повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

 

 

Заключение.

Скоростно-силовые способности  являются фоном, на котором проявляются  такие стороны, как быстрота и  скорость бросков, передач, ведения, скорость решения тактических задач.

Основными средствами воспитания скоростно-силовых качеств в баскетболе являются упражнения, выполняемые с предельной или около предельной скоростью.

Нами были изучены  методики развития скоростно-силовых  качеств, которые являются главным  физическим свойством в данной игре.

Авторами предлагаются следующие контрольные упражнения (тесты) для выявления скоростно-силовой подготовки спортсменов. Например, такие как прыжок с места в длину, прыжок в высоту с разбега и тест Абалакова является наиболее объективным вариативным, так как он не требует координации движения в данном виде спорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

  1. Одним из основных физических качеств необходимых для успешного выступления на соревнованиях по баскетболу является прыгучесть. Анализ литературы показал, что основными формами проявления скоростно-силовых качеств являются прыжки и метания.
  2. Основными средствами развития скоростно-силовых качеств являются: прыжковые упражнения на скамейке, со скакалкой, упражнения с отягощением, спрыгивания с возвышения с последующим выпрыгиванием вверх. Большинство авторов рекомендуют использовать в тренировке интервальный и повторной методы.
  3. Для контроля за скоростно-силовыми качествами в баскетболе рекомендуют следующие тесты: прыжок в длину с места, прыжок в высоту по Абалокову, серии прыжков в высоту для определения скоростно-силовой выносливости.
  4. Результаты педагогического эксперимента показали, что в экспериментальной группе результаты (прыжков в длину с места, прыжок вверх, метание набивного мяча) возросли значительно, чем в контрольной группе.
  5. Методика развития скоростно-силовых качеств с использованием легкоатлетических прыжковых упражнений является более эффективной, чем использование учебных игр для развития данного качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и Спорт-1978.
  2. Бойко    В.В.    Целенаправленное    развитие    двигательных    качеств человека. - М.: ФиС, 1987.
  3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988.- 331 с.
  4. Годик М. А., Шанина Т. А., Шишикова Г. Ф. О методике тестирования физ. Состояния детей // Теория и практика физической культуры.- 1973. -№8.- С. 32-35.
  5. Гончаров Н. Н. Динамика мышечных сокращений при предельных напряжениях и ее возрастных изменениях. - Кандидатская диссертация. -М.: 1952.
  6. Данченко П.И. Тренажерные технические средства подготовки и контроля в баскетболе. - Т.: 1984.
  7. Денисюк Л.Ф.О методике развития двигательных качеств у детей школьного возраста //Материалы IV научной конференции по физическому воспитанию детей и подростков. - М.: 1968.
  8. Забулина М. Е. Будь сильным, ловким, выносливым. - Кишенев.: 1989. Разумовский Е. А стр. 7.
  9. Книга тренера по легкой атлетике. //Под общей редакцией Войцеховского С. М. - М.: Физкультура и Спорт.-1987.
  10. . Ковалько В.И. Поурочные разработки по физической культуре. 1 – 4 классы: Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планировании/ В.И. Ковалько. – М.: ВАКО,2004.
  11. Коротков, И.М. Подвижные игры: Учебное пособие для студентов вузов и ссузов физической культуры. /И.М. Коротков, Л.В. Былеева и др. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. –229 с.
  12. Кротов В.Я., Влияние тренировок на внутренние системы организма юных на этапе ранней специализации. //Теория и практика физического воспитания.-1975.-№ 5, стр. 35.
  13. Кудряшов В.А., Физическая подготовка юных баскетболистов. - Минск.: Здоровье.-1970.
  14. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях – М ., 1998
  15. Левин В.М. Баскетбол. Упражнения для совершенствования навыка владения мячом [в школьной секции] // Физ. Культура в школе, 1983, №3, с. 39-42.
  16. Легкая атлетика: учебное пособие для ВУЗов. //Под общей редакцией Одолина Н. Г. - М.: Просвещение.-1979.
  17. Ломейко В.Ф. Исследования прыгучести в связи с возрастом и занятиями физическими упражнениями. //Автореферат кандидатской диссертации. -Минск.: Здоровье.-1968.
  18. Лупондина П.А. Физическое воспитание детей дошкольного и школьного возраста. -М.: Физкультура и Спорт.-1949.
  19. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М.: 1998.
  20. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физ. Культуры.- М.: Физкультура и Спорт, 1991-543 с.
  21. Николич А., Отбор в баскетболе. - М. Физкультура и Спорт.-1984.
  22. Насильников В. С. Развитие скоростно-силовых качеств у студентов средних специальных учебных заведений. //Теория и практика физического воспитания. - 1974.-№ 6, стр. 60.
  23. Оценка уровня специальной физической подготовленности баскетболистов высокой квалификации. - Методические указания. //Под общей редакцией Пономарева Н. А. - Ленинград.: 1988.
  24. Перспективное планирование тренировки легкоатлетов. //Под общей редакцией Филина В.П. - М.: Физкультура и Спорт.-1967.
  25. Проблемы скоростно-силовой подготовки квалифицированных спортсменов. // Под общей редакцией заслуженного мастера спорта Кузнецова В. В. - М.: Физкультура и Спорт.-1971.
  26. Семкин А. А., Взаимосвязь антропометрических признаков с некоторыми специфическими тестами при исследовании юных баскетболистов. -Теория и практика физического воспитания.-1975.-№ 7, стр. 41.
  27. Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов. //Под общей редакцией Филина В.П. - М.: Физкультура и Спорт.-1968.

Информация о работе Особенности развития скоросто-силовых качеств у баскетболистов