Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:55, дипломная работа
В данной работе была сформулирована следующая цель исследования: Разработать и обосновать методику развития скоростно-силовых качеств баскетболистов.
Для осуществления цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить средства и методы скоростно-силовой подготовки.
2. Изучить тесты для определения скоростно-силовой подготовленности.
Введение….……………………………………………………………..……...3Глава 1. Анализ научно-методической литературы…………………..……… 6
1.1. Характеристика средств и методов развития скоростно-силовых качеств баскетболистов……………………...….………………………..…........6
1.2. Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств баскетболистов……………………………………………………………...……21
1.3. Возрастные особенности изменения скоростно-силовых способностей…………………………………………………………………….23
1.4. Средства и методы скоростно-силовой подготовки.………………27
Глава 2. Объект и методы исследования……………………………………….30
2.1. Организация и этапы исследования…..………………..…………...30
2.2. Методы исследования…………….…..…………….……….……….31
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение………………….………34
3.1. Методика проведения упражнений для развития скоростно-силовых способностей у баскетболистов.………......…….…………..….……33
3.2. Динамика физической подготовленности баскетболистов….……36
Заключение………………………………………………………………….…...42
Выводы…………………………………………..……...………………..…..….43
Список литературы……….……….…………………………………………….44
Приложения…………………………………………………….……………......47
Комплекс № 2. Упражнения с тяжестями.
11.Прыжки (ходьба в выпаде, штанга на плечах,
по прямой по
ступенькам, вверх-вниз
К числу скоростно-силовых упражнений следует отнести различные прыжковые упражнения с избирательным воздействием на различные группы мышц: мышцы голени и стопы, бедра и тазобедренной области, мышц, поднимающих ногу. Прыжковые упражнения скоростно-силового характера могут выполняться преимущественно с отягощением. Предлагаемый комплекс можно выполнять так же в шеренге и в колонне.
Комплекс № 3. Упражнения для развития прыгучести.
Боком к скамейке, поточные прыжки на одной ноге (с промежуточным подскоком и без него)
Исходя из этих условий, экспериментальная программа была составлена таким образом, что:
- в понедельник
применялся комплекс
- в среду – комплекс упражнений № 2 с отягощениями;
- в пятницу – комплекс упражнений № 3 для развития прыгучести.
Через каждые полтора месяца чередование комплексов менялось. Такое чередование было обусловлено тем, что при чрезмерном использовании одних и тех же упражнений, во-первых, исчезает элемент новизны, что снижает привлекательность и интерес к занятиям, во-вторых, одна и та же физическая нагрузка, применяемая при однотипных играх, приводит к ее привыканию.
3.2. Динамика
физической подготовленности
На начальном этапе педагогического эксперимента выявлялся исходный уровень физической подготовленности.
В результате были получены следующие результаты (Таблицы 1):
1. В беге на 30 метров с высокого старта у контрольной, и экспериментальной групп уровень быстроты существенно не отличался. Контрольная группа (4.7с), экспериментальная группа (4.8с.).
2. То же самое можно заключить и при анализе результатов в беге на 300 метров. В контрольной группе время бега на данную дистанцию равнялось 62,4±5,4 сек., а в экспериментальной группе 48,8±4,9 сек., что также больше контрольных нормативов для детей данного возраста. Результаты были показаны ниже, чем нормативные из-за того, что в младшем школьном возрасте на уроках физической культуры не применяются упражнения на развитие скоростной выносливости.
3. При выполнении челночного бега 3×10 м. было установлено, что координационные способности ребят обеих групп развиты достаточно хорошо.
Уровень физической подготовленности баскетболистов 16-17 лет (экспериментальная группа) и не занимающихся баскетболом (контрольная группа)
Контрольные упражнения |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||||
До эксперимента M ± m |
После эксперимента M ± m |
Значение Р |
До эксперимента M ± m |
После эксперимента M ± m |
Значение Р | |
1. Бег 30м,с. |
4,7±0,06 |
4,6± 0,06 |
Р <0,05 |
4,8±0,05 |
4,5± 0,06 |
Р <0,05 |
2. Бег 300м,с |
62,4±5,4 |
60,3±3,9 |
Р >0,05 |
48,8±4,9 |
47,4±1,26 |
Р <0,05 |
3. Челночный бег 3×10м,с |
9,6±0,09 |
9,5±0,15 |
Р >0,05 |
8,7±0,15 |
7,9±0,154 |
Р <0,05 |
4.Прыжок в длину с места, см |
200±1,4 |
204±3,85 |
Р <0,05 |
221±3,92 |
228±3,85 |
Р <0,05 |
5. Отжимание из упора на полу, раз |
18 |
20 |
Р <0,05 |
25 |
28 |
Р <0,05 |
Примечание: M - средняя арифметическая величина; m - средняя ошибка среднего арифметического; Р - коэффициент достоверности различий между результатами экспериментальной и контрольной групп на начальном этапе педагогического эксперимента.
В целом, анализ результатов исходного тестирования показал, что в методике физической подготовки баскетболистов уделялось мало времени на развитие физических качеств спортсмена.
Это послужило основанием для проведения педагогического эксперимента в данной спортивной секции.
После шести месяцев тренировочного процесса с применением данных комплексов упражнений было проведено повторное тестирование скоростно-силовых способностей контрольной и экспериментальной группы пот ем же контрольным упражнениям.
Достоверные изменения показателей физической подготовленности были особо получены в контрольных упражнениях в беге на 30 метров и при выполнении челночного бега 3х10 метров.
В беге на 30 метров с высокого старта у и контрольной, и экспериментальной групп уровень развития скоростных качеств улучшился. При этом, были обнаружены статистически достоверные различия (при Р <0,05) между результатами на начальном и заключительном этапах эксперимента в обеих группах.
При выполнении челночного бега 3×10 м. были получены следующие результаты. В контрольной группе улучшение показателей было незначительным (статистически не достоверные различия при Р>0,05). В экспериментальной группе по результатам эксперимента было выявлен значительный прирост координационных способностей (статистически достоверные различия при Р <0,05).
Челночный бег является информативным показателем для занятия баскетболом. Поэтому важно для баскетболистов развивать такие качества как бег со сменой направления и ускорение на короткие отрезки.
Результаты по
контрольным упражнениям
рис. 3.1 Результаты контрольного упражнения челночный бег 3х10 м. контрольной и экспериментальной групп до и после применения тренировочного процесса с комплексом упражнений.
При анализе результатов в беге на 300 метров у детей занимающихся баскетболом по сравнению с исходным уровнем показатели улучшились на 0,8 сек. (статистически достоверные различия при Р <0,05). В контрольной группе эти показатели улучшились значительнее, на 2,1 сек. (статистически не достоверные различия при Р>0,05).
Результаты по контрольным упражнениям представлены в рис 3.2
рис 3.2 Результаты контрольного упражнения бег на 300 м. данные контрольной и экспериментальной групп до и после применения тренировочного процесса с комплексом упражнений.
Использование упражнений направленных на развитие скоростно-силовых способностей в тренировке баскетболистов позволяет значительно улучшить показатели физической подготовленности. Данное направление позволяет очень быстро и эффективно добиться хороших результатов скоростной и силовой выносливости.
Анализируя результаты в прыжках в длину с места на заключительном этапе эксперимента, был выявлен более прирост показателей, хотя в обеих группах различия статистически не достоверны. Таким образом, включение в тренировочный процесс специальных упражнений доказывает свою эффективность.
Результаты по контрольным упражнениям представлены на рисунке 3.3
рис 3.3 Результаты контрольного упражнения прыжок в длину с места. Данные контрольной и экспериментальной групп до и после применения тренировочного процесса с комплексом упражнений.
В отжимании из упора на полу у испытуемых и контрольной, и экспериментальной групп уровень развития силовых качеств улучшился. При этом, были обнаружены статистически достоверные различия (при Р <0,05) между результатами на начальном и заключительном этапах эксперимента в обеих группах.
Таким образом, результаты педагогического эксперимента подтвердили выдвинутую нами гипотезу исследования, в связи с чем они могут использоваться в дальнейшей нашей практической деятельности для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.
Заключение.
Скоростно-силовые способности являются фоном, на котором проявляются такие стороны, как быстрота и скорость бросков, передач, ведения, скорость решения тактических задач.
Основными средствами воспитания скоростно-силовых качеств в баскетболе являются упражнения, выполняемые с предельной или около предельной скоростью.
Нами были изучены методики развития скоростно-силовых качеств, которые являются главным физическим свойством в данной игре.
Авторами предлагаются следующие контрольные упражнения (тесты) для выявления скоростно-силовой подготовки спортсменов. Например, такие как прыжок с места в длину, прыжок в высоту с разбега и тест Абалакова является наиболее объективным вариативным, так как он не требует координации движения в данном виде спорта.
Выводы
Список литературы.
Информация о работе Особенности развития скоросто-силовых качеств у баскетболистов