Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:55, дипломная работа
В данной работе была сформулирована следующая цель исследования: Разработать и обосновать методику развития скоростно-силовых качеств баскетболистов.
Для осуществления цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить средства и методы скоростно-силовой подготовки.
2. Изучить тесты для определения скоростно-силовой подготовленности.
Введение….……………………………………………………………..……...3Глава 1. Анализ научно-методической литературы…………………..……… 6
1.1. Характеристика средств и методов развития скоростно-силовых качеств баскетболистов……………………...….………………………..…........6
1.2. Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств баскетболистов……………………………………………………………...……21
1.3. Возрастные особенности изменения скоростно-силовых способностей…………………………………………………………………….23
1.4. Средства и методы скоростно-силовой подготовки.………………27
Глава 2. Объект и методы исследования……………………………………….30
2.1. Организация и этапы исследования…..………………..…………...30
2.2. Методы исследования…………….…..…………….……….……….31
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение………………….………34
3.1. Методика проведения упражнений для развития скоростно-силовых способностей у баскетболистов.………......…….…………..….……33
3.2. Динамика физической подготовленности баскетболистов….……36
Заключение………………………………………………………………….…...42
Выводы…………………………………………..……...………………..…..….43
Список литературы……….……….…………………………………………….44
Приложения…………………………………………………….……………......47
На основе учета механизмов
взаимосвязи развития быстроты и
силы, а также других физических
качеств можно сделать
Так, например, существенное
значение для эффективного осуществления
физического воспитания имеет вопрос
о взаимосвязи в развитии быстроты,
скоростно-силовых качеств и
В ряде биохимических исследований (Н.Н. Яковлев, 1950, и др.) показано, что в процессе тренировки сначала возрастают биохимические показатели, имеющие отношение к аэробным процессам (т. е. к развитию выносливости), а затем уже, как бы на этой основе, увеличиваются показатели, характеризующие анаэробные возможности организма спортсмена (что имеет прямое отношение к развитию быстроты).
Следовательно, развитие быстроты связано с увеличением общей выносливости, так как, не обладая ею, нельзя прибегать к большой тренировочной нагрузке, направленной на развитие быстроты. При недостаточном уровне потенциальных возможностей осуществления анаэробных биохимических процессов величина и длительность выполнения скоростно-силовых нагрузок должны возрастать весьма постепенно.
Важное значение имеет также решение проблемы взаимосвязи в развитии физических качеств и формировании основного двигательного навыка. Большой интерес представляет проблема взаимосвязи скоростно-силовых качеств и двигательных навыков у юных спортсменов.
В 1962 - 1966 гг. Е.А. Масловским
(научный руководитель В.П. Филин) было
предпринято исследование взаимосвязи
скоростно-силовых качеств и
Анализ данных проведенного исследования позволяет сделать заключение о том, что такой подход к решению проблемы взаимосвязи физических качеств и двигательного навыка может быть эффективным и в других видах спорта.
Была выявлена взаимосвязь
(в количественном выражении) динамических,
временных и пространственных характеристик
двигательного навыка и показателей,
характеризующих уровень
Учет особенностей взаимосвязи
скоростно-силовых качеств и
1.4 Средства и методы скоростно-силовой подготовки.
Основным методом скоростно-
На этапе начальной спортивной специализации так же больше внимание уделяется этим качествам. У детей младшего школьного возраста их проявление в основном зависит от способности реализовать эти качества в конкретном двигательном навыке и от способности к максимальному проявлению мышечной силы в небольшой отрезок времени. На этом этапе рекомендуется использовать:
Методы: метод повторного выполнения упражнения, без отягчений и с небольшим отягчением, метод упражнения, выполняемого при смешанном режиме работы мышц.
Средства: упражнения, направленные на развитие силы мышц и скорости их сокращения, двигательные действия, направленные на развитие скоростных качеств спортсменов, прыжковые упражнения.
Для воспитания скоростно-силовых качеств на этапе углубленной тренировки используются физические упражнения, структура которых близка к технике выполнения упражнений, свойственных избранному виду спорта, а так же бег на короткие дистанции, прыжки, метание, упражнения с отягощениями относительно небольшого веса.
К основным методам относятся: метод повторного упражнения без отягощений, комплексное использование методов максимальных усилий, повторного поднимания штанги при умеренных и небольших весах отягощения.
В детском и подростковом возрасте упражнения со штангой и другими тяжестями применяются в небольшом объеме. Это преимущественно отягощения незначительного веса. Но и здесь следует придерживаться определенных правил: вес штанги или мешка с песком должен быть таким, чтобы юный спортсмен мог выполнить упражнения в скоростном, взрывном режиме. Упражнения с тяжестями должны чередоваться со скоростными и прыжковыми упражнениями, а также с упражнениями на расслабление и растягивание. Упражнения со штангой лучше выполнять короткими сериями до появления утомления и снижения скорости движения.
В.С.Насильников провел ряд исследований, цель которых - определение средств и методов, наиболее эффективных для развития скоростно-силовых качеств и овладение спортивной техникой. Исследования проводились в трех группах по 20 человек в возрасте 15-17 лет.
Суть эксперимента: в первой группе 20-25 % времени уделялось развитию силы, быстроты, ловкости и других качеств с помощью общепринятых упражнений. Во второй группе в это время выполнялись скоростно-силовые упражнения общеразвивающего характера. В третьей -скоростно-силовые упражнения специальной направленности, т.е. по характеру и затрачиваемым усилиям приближенные к упражнениям, разучиваемым по программе легкой атлетики. В остальном, содержание тренировочных занятий было одинаково.
В ходе эксперимента значительный
прирост мышц наблюдался у занимающихся
всех групп. Для суждений об изменении
специальных скоростно-силовых
Наиболее важную и значительную часть средств физической подготовки занимают подготовительные упражнения, оказывающие всестороннее влияние на опорно-двигательный аппарат спортсмена. Конечный результат влияния каждого из используемых упражнений зависит от различного соотношения количественных и качественных характеристик его выполнения, т.е. упражнения могут быть одни и те же, а эффект от них будет разный, если они будут выполняться по-разному.
Глава 2. Объект и методы исследования
2.1 Организация и этапы исследования
В исследовании принимали
участие учащиеся МОУ СОШ №82 г.
Ульяновска. Были созданы две группы:
экспериментальная и
Экспериментальная группа состояла из детей занимающихся баскетболом в группе специальной подготовки МОУ СОШ №82. Она состояла из 10 баскетболистов в возрасте 16-17 лет. В данной группе в течение 6 месяцев спортсмены занимались по предложенной методике с применением комплекса упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств.
Контрольная группа состояла из мальчиков 10-11 классов данной школы, которые не занимались в секции по баскетболу. Для «чистоты» эксперимента они были подобраны таким образом, чтобы уровень их общей физической подготовленности по предложенным тестам был не ниже уровня участников экспериментальной группы.
Исследование проходило в 3 этапа в течение 2012-2013гг.
На первом этапе (июнь - октябрь 2012 года) осуществлялось изучение и анализ специальной научно-методической литературы по исследуемой проблеме. Была подтверждена актуальность темы, поставлены цель и задачи исследования, выдвинута рабочая гипотеза. Определены методы исследования, с помощью которых предполагалось решать поставленные задачи. Была разработана экспериментально-тренировочная методика физической подготовки баскетболистов.
На втором этапе (ноябрь 2012 - апрель 2013 года) проводился педагогический эксперимент, который был организован на базе средний школы №82. До проведения эксперимента было проведено тестирование физической подготовленности участников эксперимента. В программу контрольных упражнений были включены только те упражнения, которые с высокой достоверностью определяют степень подготовленности юных спортсменов.
На третьем этапе (апрель-май 2013 года) была осуществлена систематизация, обобщение и интеграция полученных результатов исследования, что позволило нам сделать соответствующие выводы, оценить эффективность разработанной методики физической подготовки баскетболистов. Проводились обработка полученных результатов эксперимента с использованием методов математической статистики, последующий анализ и оформление квалификационной работы.
2.2. Методы исследования
Анализ научно-методической литературы применялся для получения объективных сведений по изучаемому вопросу, уточнения методики исследования. Изучалась литература: о физических качествах спортсменов, о возрастных особенностях детей.
Педагогическое наблюдение проводилось за организацией и содержанием уроков по физической культуре учащихся старших классов средней школы №82 и за динамикой уровня их физической подготовленности.
Тестирование физической подготовленности
В данном исследовании для определения уровня общей физической подготовленности баскетболистов применялось тестирование по пяти контрольным упражнениям:
1.Бег на 30 метров с высокого старта (для определения скоростных качеств).
2.Бег на 300 метров (для
определения скоростной
3.Челночный бег 3х10
метров (для определения
4.Прыжок в длину с места (для определения скоростно-силовых качеств мышц нижних конечностей).
5.Отжимание из упора
на полу (для определения скоростно-
Педагогический эксперимент применялся для определения эффективности применения в учебно-тренировочном процессе баскетболистов упражнений, направленных на развитие у них скоростно-силовых качеств.
Для этого в группе спортивной подготовки по баскетболу МОУ СОШ № 82 г. Ульяновска, которую мы назвали экспериментальной и которая состояла из 10 баскетболистов в возрасте 16-17 лет выявлялся исходный уровень их общей физической подготовленности по предложенным тестам (ноябрь 2012 года).
В данной группе в течение 6 месяцев (ноябрь 2012 - апрель 2013 года) юные спортсмены занимались по предложенной методике с применением комплекса упражнений, направленных на повышение их общей физической подготовленности.
В качестве контрольной группы выступали мальчики 10-11 классов данной школы, которые не занимались в секции по футболу. Для «чистоты» эксперимента они были подобраны таким образом, чтобы уровень их общей физической подготовленности по предложенным тестам был не ниже уровня участников экспериментальной группы.
На заключительном этапе эксперимента выявлялась динамика показателей развития данных физических качеств у баскетболистов, на основании чего формулировались выводы исследования.
Методы математической статистики
Результаты исследований обрабатывались методом математической статистики, при этом определялись следующие характеристики (В.С. Иванов, 1990):
1. Средняя арифметическая величина:
, где - знак суммирования; V - полученные в исследовании значения (варианты); n - число вариантов.
2. Среднее квадратическое отклонение:
, где М - среднее значение;
- значение отдельной варианты.
3. Средняя ошибка среднего арифметического (m):
4. Коэффициент достоверности различий (Р) находился по таблице вероятности - критерия Стьюдента. Различия считались достоверными в случае, если Р меньше 0,05.
.
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
Тренировочные занятия в экспериментальной группе проводились 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) по 1,5 часа.
Для решения задач
исследования были подобраны комплексы
упражнений, направленных на развитие
скоростно-силовых качеств
Комплекс № 1. Для развития взрывной силы.
Информация о работе Особенности развития скоросто-силовых качеств у баскетболистов