Особенности занятия спортом детей школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются следующие задачи:
1. Сущность спорта в общетеоретическом аспекте.
2. Определить особенности спортивной деятельности с учетом школьного возраста.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА I. Теория спорта
1.1 Характеристика спорта
1.2 Классификация видов спорта
1.3 Соревнования - генеральный атрибут спорта
1.4 Основные задачи тренировочного процесса, как части тренировочного действия
1.5 Организация и методика спортивного отбора в России
ГЛАВА II. Сущность детского спорта
2.1 Массовый спорт
2.2 Цель детско-юношеского спорта
2.3 Организационные основы подготовки юного спортсмена
2.4 Требования к занятиям спортом
2.4.1 Взаимосвязь нагрузки и закономерностей развития растущего организма
2.4.2 Особенности спортивной подготовки юных спортсменов
2.4.3 Физическая подготовка юных спортсменов
2.4.4 Условия жизни юных спортсменов
2.5 Требования к тренеру юных спортсменов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая тфк.docx

— 71.85 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
«Национальный государственный Университет физической культуры, 
спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» 
 
Кафедра теории и методики физической культуры 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА 
 
 
 
по дисциплине «Теория физической культуры и спорта»

 

 

Особенности занятия  спортом детей школьного возраста

 

 

 

 

 

 

Дата _______________________

Исполнитель: студент II курса 
204 группы Анисимов Василий 
тренерского факультета 
______________ 
Оценка _____________________ 
 
 

Санкт-Петербург 2012

 

Содержание 

 

Введение

ГЛАВА I. Теория спорта

1.1 Характеристика спорта

1.2 Классификация видов  спорта

1.3 Соревнования - генеральный  атрибут спорта

1.4 Основные задачи тренировочного  процесса, как части тренировочного  действия

1.5 Организация и методика  спортивного отбора в России

ГЛАВА II. Сущность детского спорта

2.1 Массовый спорт

2.2 Цель детско-юношеского  спорта

2.3 Организационные основы  подготовки юного спортсмена

2.4 Требования к занятиям  спортом

2.4.1 Взаимосвязь нагрузки  и закономерностей развития растущего  организма

2.4.2 Особенности спортивной  подготовки юных спортсменов

2.4.3 Физическая подготовка  юных спортсменов

2.4.4 Условия жизни юных  спортсменов

2.5 Требования к тренеру  юных спортсменов

Заключение

Список литературы

Приложения

 

Введение

В настоящее время состояние  школьного физического воспитания, оздоровительной физической культуры, ранней ориентации в виды спорта крайне неудовлетворительно. Возможности  их дальнейшего развития без улучшения  государственного финансирования и  внедрения новых идей и подходов к возрастным основам формирования у детей спортивных умений и навыков  весьма ограничены. Пути к улучшению  создавшегося положения определены комиссиями МГФСО и ВНИИФК (Л.Б.Кофман, В.А.Кабачков в соавт.,1996, 1997).

Древнее изречение Гиппократа в наш век «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти  в повседневный быт каждого, кто  хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную  жизнь» проникновенно во все сферы  деятельности научно-технического прогресса  и становится в высшей степени  актуальным.

Малоподвижный образ жизни  делает организм человека беззащитным  при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у наших детей. Например, ожирением  страдает каждый десятый ребёнок. Для  того чтобы дети росли здоровыми, необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового  образа жизни.

В настоящее время трудно установить движущие силы, обусловливающие  развитие физической культуры и спорта в России. Почти отсутствует поддержка  государства, не совсем сформировались общественные и личностные факторы, побуждающие людей к активным занятиям физической культурой и  спортом. Трудно определить какие из мотивов – политические, экономические, юридические – будут определять в будущем развитие физической культуры и спорта в нашей стране. Однако не вызывает никаких сомнений, что  физическое воспитание подрастающего  поколения на научной основе является неотъемлемой частью этого процесса.

Дело в том, что в  настоящее время, особенно в системе  подготовки юных спортсменов, наметилась негативная тенденция. Стремление многих тренеров достичь высоких спортивных показателей своих воспитанников  за счет большого объема нагрузок стало  сочетаться с активным поиском непедагогических средств стимуляции работоспособности  спортсменов, прежде всего биохимических. К сожалению, данная тенденция приводит к тому, что сознание тренеров почти  полностью поглощается поисками способов увеличения объемов тренировочных  нагрузок и биохимических средств  коррекции физического состояния  спортсменов. Это приводит к демонстрации их учениками обнадеживающих спортивных результатов в довольно раннем возрасте, что, кстати говоря, поощряется действующей  системой оплаты труда тренеров. Однако ранние достижения спортсменов очень  часто пагубно влияют на состояние  их здоровья, в том числе психического и духовного, тормозят полноценное  формирование личности юных “талантов”. А это, в свою очередь, не позволяет  реализовать весь потенциал занимающихся, использовать все возможности для  последующего роста их спортивного  мастерства.

В данной курсовой работе рассматриваются  следующие задачи:

1.  Сущность спорта в общетеоретическом аспекте.

2.  Определить особенности спортивной деятельности с учетом школьного возраста.

 

ГЛАВА I. Теория спорта  

 

1.1 Характеристика  спорта

Спорт возник еще на заре нашей цивилизации. Элементарные формы  спорта в виде состязательных упражнений существовали уже в первобытном  обществе. Время шло и спорт  менял свое предназначение от зрелищных  состязаний до игр, турниров с элементами спортивных соревнований - стал приятным досугом, забавой, удовольствием и  развлечением.

В современном его понимании  спорт получил распространение  во всем мире только в течение ХІХ  и первых двух десятилетиях ХХ вв. Закономерно  возникает вопрос: что имеют в  виду, когда говорят-“спорт в современном  понимании”? И Курамшин Ю.Ф.(2004 г.) дает ответ на этот вопрос. Это прежде всего:

1.  Появление спортивных клубов, организаций союзов, обществ, которые управляли бы спортивным движением.

2.  Возникновение международных федераций по видам спорта.

3.  Унификация правил проведения соревнований, размеров спортивных площадок, спортивного оборудования, инвентаря и техники движений.

4.  Разработка методики тренировки, появление квалифицированных тренеров.

5.  Возникновение системы мировых соревнований - неофициальных и официальных чемпионатов мира и Европы.

6.  Стремление выявить и сравнить уровень способностей людей в различных видах спортивной деятельности и зафиксировать лучшие спортивные достижения в мире, Европе, стране, т.е. возникновение рекордного направления в спорте.

В настоящее время, отмечает Курамшина Ю.Ф., спорт занял такое  место в жизни общества, которое  он не занимал никогда в истории  человечества. Термин “спорт” неоднозначен и применяется как в узком, так и в широком смысле.

Спорт в узком  смысле слова – это соревновательная деятельность, направленная на достижение результатов с наличием борьбы, конкуренции, унификации состава действий и способов, условий их выполнения, а также регламентации поведения спортсменов.

В широком понимании  “спорт” ряд авторов определяют как собственно-соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы и достижения, возникающие в процессе этой деятельности. В таком понимании спорт предстает достаточно сложным многофункциональным и многообразным явлением социальной реальности, занимающим незаурядное место в физической и духовной культуре общества. Он и чрезвычайно действенное средство физического воспитания, позволяющее в максимальной степени выявить функциональные возможности организма и многократно увеличить их, перешагнув за кажущиеся пределы, и по-особому действенный фактор формирования личности, постоянно стимулирующий к самоопределению и самоутверждению; и средство удовлетворения потребностей в эмоционально насыщенном общении(включая и зрелищные интересы широких слоев населения), и незаурядный фактор международных контактов, и многое другое. 

 

1.2 Классификация  видов спорта

В ходе исторического развития спорта возникло множество его видов  и разновидностей. Число международных  и национальных видов спорта сейчас настолько велико, что с трудом поддается обзору, причем возникновение  новых идет с явным ускорением. По мнению Л.П.Матвеева (1997), под термином “вид (или разновидность) спорта”  логично понимать сформировавшийся в ходе развития спорта вид (разновидность) соревновательной деятельности, отличающийся своим конкретным предметом состязания, составом допускаемых действий и  способов спортивного противоборства (спортивной техникой и тактикой), регламентом  состязания и критерием достигаемого результата.

Наиболее “древними” видами спорта являются легкоатлетический  и конный спорт. Появление новых  видов спорта происходит в результате модификации ранее сложившихся  его видов, взаимного влияния  и обогащения между разными видами спорта, научно-технического прогресса, позволяющего существенно расширить  сферу спортивной деятельности. Так  возникли в свое время синхронное плавание, спортивная акробатика, аэробная гимнастика, батутный спорт, фристайл, конькобежный шорт-спринт, художественная гимнастика. Характерно также, что появление  все большего числа из них обусловлено  техническим прогрессом, позволяющим  расширять сферу спортивной деятельности: парашютный спорт, дельтапланеризм, виндсерфинг, разновидности подводного спорта и  т.д.

Число видов и разновидностей спорта продолжает увеличиваться с  каждым днем. Многообразие конкретных форм, видов и разновидностей спорта приводят к многоаспектности классификационных  построений. Курамшин Ю.Ф.классифицирует спорт по следующим признакам:

1.  По целевым установкам выделяют спорт высших достижений (рекордный спорт, большой спорт) и базовый спорт (массовый спорт, общедоступный, ординарный спорт).

2.  По масштабу и его организации в рамках международного спортивного движения различают олимпийский и неолимпийский спорт.

3.  По характеру экономических отношений между спортсменами, федерациями, клубами, которые связаны с получением финансовой прибыли, дохода спортсменов от занятий спортивной деятельностью, выделяют коммерческий и некоммерческий спорт.

4.  По основному роду деятельности человека, избравшего какой-либо вид спорта своей главной сферой приложения своих сил и способностей, различают профессиональный и любительский спорт.

5.  По формам организации занятий выделяют учебный спорт как обязательный процесс, осуществляемый в системе общего и специального образования, и самодеятельный спорт как добровольный процесс, проводимый в свободное время.

6.  По возрастным категориям спортсменов, включенных в спортивную деятельность, различают детско-юношеский спорт, спорт взрослых и спорт ветеранов.

7.  По социально-профессиональному статусу спортсменов выделяют школьный спорт, студенческий спорт, военный спорт и др.

8.  По характеру применения его для подготовки к какой-либо профессиональной деятельности различают профессионально-прикладной и военно-прикладной спорт.

9.  По характеру использования его в сфере досуга, отдыха, развлечения, восстановления работоспособности человека, сохранения уже приобретенных ранее навыков и качеств выделяют оздоровительно-рекреационный и физкультурно-кондиционный спорт.

10.По характеру отклонений  в состоянии здоровья спортсменов,  участвующих в состязаниях, говорят  о спорте инвалидов – спорт  для слепых, глухонемых, спорт для  лиц с недостатками в развитии  интеллекта и др.

11.По предмету состязаний  и характеру активности спортсменов  выделяют легкоатлетический спорт,  водный спорт, конькобежный спорт,  лыжный спорт, автомобильный спорт,  шахматный спорт и др.

Большинство существующих видов  спорта являются основными средствами физического воспитания, используются как наиболее эффективные средства направленного воздействия на развитие физических качеств и тесно связанных  с ними способностей индивида. Такие  виды спорта, отмечает Л.П.Матвеев (1997),не утрачивают своего доминирующего положения  в собственно-спортивной сфере и  сфере воспитания. Это обусловлено  прежде всего специфическими социальными  функциями спорта, главнейшая из которых - быть фактором физического совершенствования  человека в условиях радикального изменения  жизненной среды и тенденций  снижения двигательной активности в  ряде сфер жизнедеятельности.

1.3 Соревнование - генеральный атрибут спорта

Сущность соревнования (соревновательной деятельности) заключается в установлении сильнейших спортсменов и коллективов  и распределении их по занятым  местам (от лучшего до худшего результата). Для этого соревнующиеся вступают между собой в противоборство, стремясь победить соперников, показать самый высокий результат.

Спорт немыслим без соревнований и состязаний, которые включены в  саму его природу. Само по себе соревнование свойственно не только спорту, но и  другим видам человеческой деятельности. По-мнению Курамшина Ю.Ф.(2004г.) исключив состязательный момент из них, не разрушится их цель существования, поскольку он не является их специфической основой. Спортивная же деятельность без своего главного составного элемента – соревнования утрачивает свой смысл, свою специфику. Поскольку, спортивные состязания генетически  “старше” спортивной тренировки и  других форм подготовки спортсменов. Как  отмечает Демин В.А. (1974) спортивное соревнование выступает как причина, породившая тренировку, а не наоборот. Т.о. проведение соревнований необходимо для выявления иерархии мест участников состязаний, нахождение победителя и  призеров или фиксация рекорда. 

Но функция соревнований в системе спортивной подготовки не одна, отмечает Платонов В.Н.(1986),их много  и они значительны и многообразны. Крупные официальные соревнования венчают длительные этапы подготовки спортсменов; необходимость достижения в них максимально доступных  спортивных результатов в большей  мере определяет структуру и содержание всей системы подготовки. Другие соревнования могут носить отборочный или контрольный  характер, решать разнообразные технико-тактические  задачи, задачи приобретения соревновательного  опыта, совершенствования моральных  и волевых качеств. Автор выделяет подготовительные, контрольные, отборочные, подводящие и главные соревнования.

Информация о работе Особенности занятия спортом детей школьного возраста